Джаз побеждает Малера
По сцене пробежал носорог. Затем другой. Потом целое стадо. Вскоре носорогом стал твой друг, твой начальник, твой высокообразованный соперник, твоя любимая, наконец. Ты - слабый и безвольный субъект, к тому же не дурак выпить остался единственным человеком среди носорогов. Идеи пьес Ионеско часто укладываются в фантастическую формулу, но, чтобы развернуть их в сценическое действие, постановщику требуются богатая фантазия и техника психологического театра. И то и другое у Ивана Поповски нашлось.
Наша действительность снова вдохновляет на то, чтобы поставить «Носорогов» как антифашистскую пьесу, но антифашизм режиссера не интересовал. «Оносороживанием» может стать любой стандарт, любая, прости господи, национальная идея, овладевшая большинством. Для него не нужна особо неблагополучная социальная почва вполне подойдет и какой-нибудь южно-европейский знойный городок с белесыми двухэтажными домами, музыкальными автоматами в маленьких кафе и столиками на площади (сценограф Константин Лебедев и художник по свету Владислав Фролов создали именно такой очень похожий на родину македонца Поповски).
Сидевший в зале Марк Захаров наверняка оценил, как работает выведенный им когда-то «закон второго акта» (он должен жанрово существенно отличаться от первого). Весь первый акт нас ненавязчиво и остроумно развлекают, настраивая на несерьезный, почти приподнятый лад. Французский шансон, танцевальный пролог, позволяющий быстро познакомиться с обитателями городка, которые дружно сошли с ума от одной хорошенькой домохозяйки (Галина Тюнина), помешанной на своей кошечке (артистка куклачевского театра). Комичные похороны раздавленной носорогом кошки все женщины в округе, нацепив траурные крепы, разом включаются в бабий вой, не забывая при этом хлопотать по хозяйству.
Беседа двух Логиков («Сократ смертен, и кошка смертна, следовательно, Сократ кошка» «А моего кота как раз звали Сократ») вставной номер эксцентрика Карена Бадалова.
«Немая сцена» конторских служащих, застывших в самых немыслимых позах трудового энтузиазма, когда шеф застукал их за перебранкой. Необъятная и любвеобильная мадам Беф в толстенных чулках, без юбки догоняющая мужа-носорога, чтобы разделить с ним судьбу (снова Галина Тюнина, которая с явным удовольствием отстраняется на время этого спектакля от привычных рафинированных героинь). Венцом этого почти карнавального действия становится бутафорский носорог в натуральную величину.
Действие второго акта происходит в каморке Беранже, буквально загнанного в угол. Роль лирического героя Ионеско играет Кирилл Пирогов. Ему же придуман музыкальный контрапункт шальной джазовый мотивчик, который все время напевает Беранже, чтобы перечеркнуть хотя бы в своем мозгу торжественную поступь 1-й симфонии Малера (лейтмотив «Носорога»). Беранже поет, когда его лучший друг и противник Жан (Олег Нирян) становится носорогом: тот застывает на мгновение все-таки нелегко отказываться от своей человеческой сути.
Второй акт психологический рентген различных вариантов предательства самого себя. У людей, обремененных культурой и перепутавших беспринципность с толерантностью, процесс превращения в носорога происходит дольше и мучительнее. Алексею Колубкову пришлось изрядно потрудиться, изображая психическую ломку интеллектуала Дюдара, подбирающего правильные слова для самооправдания. Наталья Вдовина (Дези), как никто умеющая менять небесную чистоту на стальную неколебимость, сыграла просто и страшно почти мгновенный интуитивный женский выбор сильнейшего. Выбор самки.
Морально разбитый Беранже пускается было по их следу: так-так, надо договориться с носорогами, понять их. Но вдруг с «гибельным восторгом» осознает ему не удастся мутировать и выжить. Он обречен, и значит свободен. Уходя в темноту, Пирогов-Беранже вновь горланит свой джаз, и так заразительно, что начинаешь верить: путь этого одинокого забулдыги и есть человеческий удел.
Наша действительность снова вдохновляет на то, чтобы поставить «Носорогов» как антифашистскую пьесу, но антифашизм режиссера не интересовал. «Оносороживанием» может стать любой стандарт, любая, прости господи, национальная идея, овладевшая большинством. Для него не нужна особо неблагополучная социальная почва вполне подойдет и какой-нибудь южно-европейский знойный городок с белесыми двухэтажными домами, музыкальными автоматами в маленьких кафе и столиками на площади (сценограф Константин Лебедев и художник по свету Владислав Фролов создали именно такой очень похожий на родину македонца Поповски).
Сидевший в зале Марк Захаров наверняка оценил, как работает выведенный им когда-то «закон второго акта» (он должен жанрово существенно отличаться от первого). Весь первый акт нас ненавязчиво и остроумно развлекают, настраивая на несерьезный, почти приподнятый лад. Французский шансон, танцевальный пролог, позволяющий быстро познакомиться с обитателями городка, которые дружно сошли с ума от одной хорошенькой домохозяйки (Галина Тюнина), помешанной на своей кошечке (артистка куклачевского театра). Комичные похороны раздавленной носорогом кошки все женщины в округе, нацепив траурные крепы, разом включаются в бабий вой, не забывая при этом хлопотать по хозяйству.
Беседа двух Логиков («Сократ смертен, и кошка смертна, следовательно, Сократ кошка» «А моего кота как раз звали Сократ») вставной номер эксцентрика Карена Бадалова.
«Немая сцена» конторских служащих, застывших в самых немыслимых позах трудового энтузиазма, когда шеф застукал их за перебранкой. Необъятная и любвеобильная мадам Беф в толстенных чулках, без юбки догоняющая мужа-носорога, чтобы разделить с ним судьбу (снова Галина Тюнина, которая с явным удовольствием отстраняется на время этого спектакля от привычных рафинированных героинь). Венцом этого почти карнавального действия становится бутафорский носорог в натуральную величину.
Действие второго акта происходит в каморке Беранже, буквально загнанного в угол. Роль лирического героя Ионеско играет Кирилл Пирогов. Ему же придуман музыкальный контрапункт шальной джазовый мотивчик, который все время напевает Беранже, чтобы перечеркнуть хотя бы в своем мозгу торжественную поступь 1-й симфонии Малера (лейтмотив «Носорога»). Беранже поет, когда его лучший друг и противник Жан (Олег Нирян) становится носорогом: тот застывает на мгновение все-таки нелегко отказываться от своей человеческой сути.
Второй акт психологический рентген различных вариантов предательства самого себя. У людей, обремененных культурой и перепутавших беспринципность с толерантностью, процесс превращения в носорога происходит дольше и мучительнее. Алексею Колубкову пришлось изрядно потрудиться, изображая психическую ломку интеллектуала Дюдара, подбирающего правильные слова для самооправдания. Наталья Вдовина (Дези), как никто умеющая менять небесную чистоту на стальную неколебимость, сыграла просто и страшно почти мгновенный интуитивный женский выбор сильнейшего. Выбор самки.
Морально разбитый Беранже пускается было по их следу: так-так, надо договориться с носорогами, понять их. Но вдруг с «гибельным восторгом» осознает ему не удастся мутировать и выжить. Он обречен, и значит свободен. Уходя в темноту, Пирогов-Беранже вновь горланит свой джаз, и так заразительно, что начинаешь верить: путь этого одинокого забулдыги и есть человеческий удел.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова