В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» Мандельштама
«Египетскую марку» можно было бы назвать безусловной удачей дебютанта Дмитрия Рудкова, если бы не одно «но»: это удача старательного и искусного копииста
Если не покупать перед началом представления программку, то можно легко нафантазировать, что спектакль по повести Мандельштама, поставленный на старой сцене «Мастерской Петра Фоменко», вышел еще до его смерти скажем, года два или три назад и поставил его сам Петр Наумович собственной персоной. Сделал естественный шаг от своих «Египетских ночей» (они были выпущены режиссером на этой же сцене в 2002 году) к «Египетской марке», от Пушкина к Мандельштаму, от Петербурга времен «золотого века» к «веку серебряному».
Если же все-таки не пожалеть денег на программку, то обнаружится следующее: на первом месте в ней действительно стоит Петр Фоменко как «автор идеи», а следующей строкой идет Дмитрий Рудков как «ухватившийся за идею». Ухватки у Рудкова и впрямь стопроцентно фоменковские. Как и в «Египетских ночах», совместное чтение чередуется с совместным пением. Там читали Пушкина, здесь Мандельштама. Там пели Россини, здесь Перголези. Всей и разницы-то.
«Египетская марка» это мрачная, хотя и очень филологическая вещь, написанная в самый разгар февральской революции 1917 года. Ее суть можно свести к строке, написанной Мандельштамом годом позже: «Твой брат, Петрополь, умирает». Нелепый поэт Парнок (Федор Малышев) мечется черной тенью по городу-мороку и ощущает себя египетской маркой вещью, может быть, и редкой, но абсолютно бесполезной вдали от каирских почтамтов.
Режиссер вместе с художником Александрой Дашевской сделали метафорой Петербурга скопище вещей, которые обычно выкладывают на землю старьевщики на блошиных рынках. Вот в двух метрах от наших ног выложен тяжелый утюг, вот монетки для нумизматов и тут же - потертый макет «Медного всадника». На одном краю «блошки» виднеется потускневшая Адмиралтейская игла, на другом бронзовая безделушка, повторяющая контуры Аничкова моста. В неровную линию выстроился весь этот нехитрый скарб, а актеры склонились над ним, словно продавцы, пытающиеся сбагрить нам всю эту рухлядь.
В этом спектакле все тлен, все распад. По полу на протяжении 70 минут клубится нездоровый питерский туман, страшащий аллергиков и легочников, а отбеленный холст, на фоне которого актеры поют Stabat Mater и «Чижика-пыжика», представляется саваном, в который вот-вот завернут Петра творенье, а заодно и всю мировую культуру, отразившуюся в нем. «В Петербурге жить словно спать в гробу», скажут нам актеры вслед за Мандельштамом, и в этот момент покажется, что этот спектакль тоже чем-то похож на сон в гробу. Вчерашний стажер «Мастерской Фоменко» Дмитрий Рудков сделал со своими актерами во всех отношениях тонкую, умную и серьезную работу. Но слишком уж похожа «Египетская марка» на копии великих полотен, которые иногда продаются на блошиных рынках. Впрочем, для дебютанта это, наверное, не зазорно.
Если же все-таки не пожалеть денег на программку, то обнаружится следующее: на первом месте в ней действительно стоит Петр Фоменко как «автор идеи», а следующей строкой идет Дмитрий Рудков как «ухватившийся за идею». Ухватки у Рудкова и впрямь стопроцентно фоменковские. Как и в «Египетских ночах», совместное чтение чередуется с совместным пением. Там читали Пушкина, здесь Мандельштама. Там пели Россини, здесь Перголези. Всей и разницы-то.
«Египетская марка» это мрачная, хотя и очень филологическая вещь, написанная в самый разгар февральской революции 1917 года. Ее суть можно свести к строке, написанной Мандельштамом годом позже: «Твой брат, Петрополь, умирает». Нелепый поэт Парнок (Федор Малышев) мечется черной тенью по городу-мороку и ощущает себя египетской маркой вещью, может быть, и редкой, но абсолютно бесполезной вдали от каирских почтамтов.
Режиссер вместе с художником Александрой Дашевской сделали метафорой Петербурга скопище вещей, которые обычно выкладывают на землю старьевщики на блошиных рынках. Вот в двух метрах от наших ног выложен тяжелый утюг, вот монетки для нумизматов и тут же - потертый макет «Медного всадника». На одном краю «блошки» виднеется потускневшая Адмиралтейская игла, на другом бронзовая безделушка, повторяющая контуры Аничкова моста. В неровную линию выстроился весь этот нехитрый скарб, а актеры склонились над ним, словно продавцы, пытающиеся сбагрить нам всю эту рухлядь.
В этом спектакле все тлен, все распад. По полу на протяжении 70 минут клубится нездоровый питерский туман, страшащий аллергиков и легочников, а отбеленный холст, на фоне которого актеры поют Stabat Mater и «Чижика-пыжика», представляется саваном, в который вот-вот завернут Петра творенье, а заодно и всю мировую культуру, отразившуюся в нем. «В Петербурге жить словно спать в гробу», скажут нам актеры вслед за Мандельштамом, и в этот момент покажется, что этот спектакль тоже чем-то похож на сон в гробу. Вчерашний стажер «Мастерской Фоменко» Дмитрий Рудков сделал со своими актерами во всех отношениях тонкую, умную и серьезную работу. Но слишком уж похожа «Египетская марка» на копии великих полотен, которые иногда продаются на блошиных рынках. Впрочем, для дебютанта это, наверное, не зазорно.
Глеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009