«Египетская марка»: точно в стиль
В «Мастерской Фоменко» поставили спектакль по повести Мандельштама.
Творчество Осипа Мандельштама всегда считалась несценичным. И это понятно. Как перевести на язык сценической условности саму условность: текст без сюжета, драматургии, состоящий исключительно из символистских загадок и метафорических шифров? На этот вопрос ответили новые фоменки. В их репертуаре появился спектакль «Египетская марка». И билетов на ближайшие показы уже нет в продаже.
Суть повести Мандельштама уловить можно только прочувствовав авторскую поэтику ассоциаций. Все эти «сны в гробу», «золотистого меда струи» и «похлебки из раздавленных мух», несомненно, составляют счастье филолога. Однако неподготовленный зритель по идее должен впасть в уныние и потихоньку прокрасться к выходу. Но никто не уходит.
Фоменки труппа особенная. Верная идеям своего Мастера, намеренно отказывающаяся вникать и вслушиваться в современность, предпочитая ей ушедшие эпохи и этих эпох голоса. Они выстраивают на сцене несуществующий мир с особенным нежным чувством.
В «Марке» это Петербург времен Керенского, музыка невских туманов, мрачная атмосфера революции. .. Не само прошлое, но печальный далекий свет его становится сутью спектакля. Трагическая судьба поэта-одиночки Парнока (его прекрасно играет Федор Малышев) прослеживается с трудом. Скорее, она предчувствуется и ощущается. Парноку нет места в кровавом советском времени. И все приключившееся с визиткой и рубашкой (их у героя по-хамски отбирают и это и есть, так сказать, сюжетная линия) просто иллюстрация его принадлежности к «лишним людям» русской литературы. А если точнее русской культуры как таковой. Парнок маленький грустный клоун, над которым смеются свои. От этого умирают.
Кстати, о клоунах. Сам герой отдет в черно-белый наряд, лицо его в узнаваемо-арлекинском гриме. Сценография заслуживает отдельного внимания. На сцене расставлены по прямой предметы ушедшего времени (кофемолка, шкатулки, бутылки зеленого стекла, какие-то безделицы), а также миниатюрные символы города на Неве беседки, мосты и памятники. На заднике развешана одежда бледных оттенков, периодически в рукавах этой одежды появляются чьи-то руки в перчатках, возникает гитара, слышна мелодия.
Музыки в спектакле много артисты поют Перголези и Чайковского, продуманно и аккуратно сбиваясь на «Чижика-Пыжика». Фирменное фоменковское обаяние, юмор и музыкальность, всё здесь есть. Они узнаваемы, но отнюдь не вторичны. Спектакль идеально соответствует стилю Петра Наумовича. В программке, кстати, не прописано, кто режиссер спектакля. Зато указан автор идеи Петр Фоменко, и «ухватившийся за идею» стажер театра Дмитрий Рудков. Нельзя не признать ухватился он очень удачно.
Суть повести Мандельштама уловить можно только прочувствовав авторскую поэтику ассоциаций. Все эти «сны в гробу», «золотистого меда струи» и «похлебки из раздавленных мух», несомненно, составляют счастье филолога. Однако неподготовленный зритель по идее должен впасть в уныние и потихоньку прокрасться к выходу. Но никто не уходит.
Фоменки труппа особенная. Верная идеям своего Мастера, намеренно отказывающаяся вникать и вслушиваться в современность, предпочитая ей ушедшие эпохи и этих эпох голоса. Они выстраивают на сцене несуществующий мир с особенным нежным чувством.
В «Марке» это Петербург времен Керенского, музыка невских туманов, мрачная атмосфера революции. .. Не само прошлое, но печальный далекий свет его становится сутью спектакля. Трагическая судьба поэта-одиночки Парнока (его прекрасно играет Федор Малышев) прослеживается с трудом. Скорее, она предчувствуется и ощущается. Парноку нет места в кровавом советском времени. И все приключившееся с визиткой и рубашкой (их у героя по-хамски отбирают и это и есть, так сказать, сюжетная линия) просто иллюстрация его принадлежности к «лишним людям» русской литературы. А если точнее русской культуры как таковой. Парнок маленький грустный клоун, над которым смеются свои. От этого умирают.
Кстати, о клоунах. Сам герой отдет в черно-белый наряд, лицо его в узнаваемо-арлекинском гриме. Сценография заслуживает отдельного внимания. На сцене расставлены по прямой предметы ушедшего времени (кофемолка, шкатулки, бутылки зеленого стекла, какие-то безделицы), а также миниатюрные символы города на Неве беседки, мосты и памятники. На заднике развешана одежда бледных оттенков, периодически в рукавах этой одежды появляются чьи-то руки в перчатках, возникает гитара, слышна мелодия.
Музыки в спектакле много артисты поют Перголези и Чайковского, продуманно и аккуратно сбиваясь на «Чижика-Пыжика». Фирменное фоменковское обаяние, юмор и музыкальность, всё здесь есть. Они узнаваемы, но отнюдь не вторичны. Спектакль идеально соответствует стилю Петра Наумовича. В программке, кстати, не прописано, кто режиссер спектакля. Зато указан автор идеи Петр Фоменко, и «ухватившийся за идею» стажер театра Дмитрий Рудков. Нельзя не признать ухватился он очень удачно.
Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009