Театральный читальный зал
Еще год назад Петр Фоменко предложил идею постановки «Египетской марки». Идею, за которую ухватился актер Дмитрий Рудков. Собственно, даже в программке он значится не режиссером, а именно «ухватившимся за идею».
Прочтение сложной прозы нашло свой приют на старой сцене театра среди колонн, многократно обыгранных в разных спектаклях Мастерской. На этот раз колонны, затянутые белой тканью, просто «отбили» сценическое пространство, уменьшив его до узкой полоски перед зрительскими рядами. Пространство оказалось максимально вытянутым в горизонталь. Настолько, что просто не охватывалось взглядом. Зрителю приходилось, по сути, самому выбирать, на какой части сцены сфокусировать свой взгляд.
А действие, вслед за самой мандельштамовской повестью рассыпается, двоится и множится. Сплетаются временные пласты, происходят «подмены» героев, сон путается с явью, а реальность с символом. Имперский Петербург предстает в виде миниатюрных своих элементов будь то ограда Летнего сада, сфинксы с канала Грибоедова или Александровская колонна, выставленных среди другого антикварного «богатства» по всей длине сценического пространства (художник Александра Дашевская).
Предметы играют, костюмы меняются и живут порой собственной жизнью, мелодия рождается из случайных звуков (скрип кофемолки, стрекот швейной машинки, гул бокала с вином), актеры растворяются в тексте, но… чуда театра не происходит.
История «маленького человека» Парнока, чьи ближайшие родственники Акакий Акакиевич, Макар Девушкин да Евгений из «Медного всадника», рассказана не столько подробно, сколько образно. Театральный сюжет выткан из череды символов и ассоциаций. Каждая из них красива, емка и точна, но все вместе они не создают законченного произведения.
На наших глазах происходит театральное чтение вдумчивое и изобретательное, но все-таки чтение. Каждая фраза поэта становится поводом к игре-зарисовке, но, к сожалению, остается всего лишь иллюстрацией, неинтересной за пределами литературного первоисточника.
И вот тут скрывается проблема (по крайней мере, на субъективный взгляд). Проблема превращения живого театра, одного из самых театральных местечек столицы в некий литературный придаток тот самый, о котором некогда писал Айхенвальд. Спектакли, поставленные здесь по прозе, становятся по отношению к ней все более вторичными. А сам театр все больше напоминает изысканный театральный читальный зал для эстетов, желающих насладиться высоким литературным слоем не дома в уютном кресле, а в компании единомышленников. Все чаще в Мастерскую приходишь не столько за тем, чтобы увидеть театральное чудо, сколько за тем, чтобы познакомиться с книгой, до которой у тебя самого, скорее всего, не дошли бы руки.
В существовании подобного театрального читального зала нет ничего плохого. Здесь наслаждаешься литературой и получаешь эстетическое удовольствие. Вот только от постепенного «исчезания», «истончения» самого театра становится грустно.
Прочтение сложной прозы нашло свой приют на старой сцене театра среди колонн, многократно обыгранных в разных спектаклях Мастерской. На этот раз колонны, затянутые белой тканью, просто «отбили» сценическое пространство, уменьшив его до узкой полоски перед зрительскими рядами. Пространство оказалось максимально вытянутым в горизонталь. Настолько, что просто не охватывалось взглядом. Зрителю приходилось, по сути, самому выбирать, на какой части сцены сфокусировать свой взгляд.
А действие, вслед за самой мандельштамовской повестью рассыпается, двоится и множится. Сплетаются временные пласты, происходят «подмены» героев, сон путается с явью, а реальность с символом. Имперский Петербург предстает в виде миниатюрных своих элементов будь то ограда Летнего сада, сфинксы с канала Грибоедова или Александровская колонна, выставленных среди другого антикварного «богатства» по всей длине сценического пространства (художник Александра Дашевская).
Предметы играют, костюмы меняются и живут порой собственной жизнью, мелодия рождается из случайных звуков (скрип кофемолки, стрекот швейной машинки, гул бокала с вином), актеры растворяются в тексте, но… чуда театра не происходит.
История «маленького человека» Парнока, чьи ближайшие родственники Акакий Акакиевич, Макар Девушкин да Евгений из «Медного всадника», рассказана не столько подробно, сколько образно. Театральный сюжет выткан из череды символов и ассоциаций. Каждая из них красива, емка и точна, но все вместе они не создают законченного произведения.
На наших глазах происходит театральное чтение вдумчивое и изобретательное, но все-таки чтение. Каждая фраза поэта становится поводом к игре-зарисовке, но, к сожалению, остается всего лишь иллюстрацией, неинтересной за пределами литературного первоисточника.
И вот тут скрывается проблема (по крайней мере, на субъективный взгляд). Проблема превращения живого театра, одного из самых театральных местечек столицы в некий литературный придаток тот самый, о котором некогда писал Айхенвальд. Спектакли, поставленные здесь по прозе, становятся по отношению к ней все более вторичными. А сам театр все больше напоминает изысканный театральный читальный зал для эстетов, желающих насладиться высоким литературным слоем не дома в уютном кресле, а в компании единомышленников. Все чаще в Мастерскую приходишь не столько за тем, чтобы увидеть театральное чудо, сколько за тем, чтобы познакомиться с книгой, до которой у тебя самого, скорее всего, не дошли бы руки.
В существовании подобного театрального читального зала нет ничего плохого. Здесь наслаждаешься литературой и получаешь эстетическое удовольствие. Вот только от постепенного «исчезания», «истончения» самого театра становится грустно.
Анастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009