Поверить алгеброй «Аркадию»
Спектакль Евгения Каменьковича по пьесе Тома Стоппарда
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Аркадию» — одну из лучших пьес Тома Стоппарда, живого классика XX века. Евгению Каменьковичу, который уже обращался к этому произведению в конце 1990-х, по мнению Марины Шимадиной, удивительным образом удалось войти в одну реку дважды.
Интеллектуальная игра, научные открытия, любовные интриги, гениальные прозрения и путешествия сквозь время — все это соединяется в пьесе Тома Стоппарда с особым изяществом и математически точным расчетом. Тот самый случай, когда алгеброй поверяют гармонию — и вполне успешно. Не зря эта драма считается одним из шедевров второй половины XX века, хотя ставят ее не так часто, как другой хит того же автора — абсурдистскую трагикомедию «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Уж больно нелегко уместить в одном спектакле всю эту сложносочиненную архитектуру воздушных замков.
Евгений Каменькович рискнул сделать это дважды. В 1999 году он ставил «Аркадию» на режиссерском факультете ГИТИСа со студентами последнего из трех курсов Петра Фоменко — Ириной Пеговой, Евгением Цыгановым и другими. Тогда это было открытие пьесы, написанной совсем недавно, в 1993 году, и блестяще переведенной Ольгой Варшавер. Но спектакль игрался в камерном пространстве студенческой аудитории, и видели его немногие.
Второй подход принципиально отличается и составом исполнителей (в основном это молодежь «Мастерской»), и форматом. Евгений Каменькович впервые пригласил в соавторы художника Алексея Трегубова, который создал на сцене ту самую Аркадию — образ утраченного земного рая, то есть старинное поместье в графстве Дербишир.
Это место и конкретное, и одновременно условное: детально проработанные интерьеры комнат тут сочетаются с рисованными деревьями за окнами — как на проекте полубезумного архитектора Ноукса, который переделывает роскошный Сидли-парк на романтический манер — с прудами и живописными руинами. Что, по логике Стоппарда, говорит о кризисе века Просвещения и утрате веры в идеалы разума и гуманизма.
Действие происходит параллельно в двух временах: в начале XIX века, где герои живут, любят, пытаются познать мир и увидеть будущее, и в конце XX века, когда ученые погружены в изучение прошлого и мало заботятся о настоящем. Катализатором действия становится приехавший в поместье лорд Байрон — сам он на сцене не появляется, но запускает важные сюжетные повороты, которые пытаются распутать исследователи. Например, выяснить, убил ли в этот день поэт кого-то на дуэли?
В спектакле благодаря сценическому решению два времени стремятся навстречу друг другу. Сначала действие происходит в двух идентичных комнатах, зеркально отражающих друг друга. Потом пространство прошлого и будущего соединяются, а в финале герои двух эпох и вовсе сходятся вместе в полностью надбытовом мире воображаемой Аркадии.
Пьеса Стоппарда, неравнодушного к науке вообще — будь то история или физика, рассказывает о людях, одержимых жаждой познания. Тут 13-летняя девочка Томасина доказывает второй закон термодинамики задолго до его открытия, а ее дальний родственник Валентайн через 200 лет также пытается найти формулу, как-то объясняющую законы этого мира, хотя бы на примере популяции тетеревов. В спектакле можно почерпнуть сведения и по математике, и по биологии, и по литературе и садово-парковому искусству. Чтобы объяснить некоторые научные понятия, постановщики даже прибегают к компьютерной графике, которую Каменькович использует редко и неохотно. Так что публике придется поскрипеть мозгами, вспоминая школьную и институтскую программу.
Но, конечно, пьеса не сводится к ученым диспутам, главное тут происходит между людьми. Юная и бойкая Томасина (отличный дебют Екатерины Новокрещеновой) тайно влюблена в своего учителя Септимуса Ходжа (Федор Малышев), а тот увлечен хозяйкой дома, манерной леди Крум (Екатерина Смирнова), которая в свою очередь неравнодушна к их гостю лорду Байрону. В XX веке с чувствами все сложнее: герои Полины Айрапетовой, Юрия Буторина и Дмитрия Рудкова так увлечены своими историческими штудиями, словно намеренно прячутся в прошлом от настоящего, от самих себя.
Согласно открытию Томасины, этот мир подвержен энтропии и постепенно остывает — из него уходит энергия, страсть, сильные чувства. И единственное, что остается людям,— спешить жить здесь и сейчас, танцевать, пока еще слышны звуки вальса, и любить, пока бьется сердце.
Постановка Евгения Каменьковича, весьма традиционная по стилю и манере актерского существования, набирает ход не сразу. В первом акте действие постепенно раскачивается, зрители разбираются в условиях игры, многочисленных персонажах и сюжетных линиях. А во втором акте спектакль взлетает — между прошлым и настоящим возникают арки, и зрители тоже чувствуют себя включенными в этот художественный универсум, где тайны бытия, кажется, ощущаются на кончиках пальцев.
Источник: «Коммерсант»
Интеллектуальная игра, научные открытия, любовные интриги, гениальные прозрения и путешествия сквозь время — все это соединяется в пьесе Тома Стоппарда с особым изяществом и математически точным расчетом. Тот самый случай, когда алгеброй поверяют гармонию — и вполне успешно. Не зря эта драма считается одним из шедевров второй половины XX века, хотя ставят ее не так часто, как другой хит того же автора — абсурдистскую трагикомедию «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Уж больно нелегко уместить в одном спектакле всю эту сложносочиненную архитектуру воздушных замков.
Евгений Каменькович рискнул сделать это дважды. В 1999 году он ставил «Аркадию» на режиссерском факультете ГИТИСа со студентами последнего из трех курсов Петра Фоменко — Ириной Пеговой, Евгением Цыгановым и другими. Тогда это было открытие пьесы, написанной совсем недавно, в 1993 году, и блестяще переведенной Ольгой Варшавер. Но спектакль игрался в камерном пространстве студенческой аудитории, и видели его немногие.
Второй подход принципиально отличается и составом исполнителей (в основном это молодежь «Мастерской»), и форматом. Евгений Каменькович впервые пригласил в соавторы художника Алексея Трегубова, который создал на сцене ту самую Аркадию — образ утраченного земного рая, то есть старинное поместье в графстве Дербишир.
Это место и конкретное, и одновременно условное: детально проработанные интерьеры комнат тут сочетаются с рисованными деревьями за окнами — как на проекте полубезумного архитектора Ноукса, который переделывает роскошный Сидли-парк на романтический манер — с прудами и живописными руинами. Что, по логике Стоппарда, говорит о кризисе века Просвещения и утрате веры в идеалы разума и гуманизма.
Действие происходит параллельно в двух временах: в начале XIX века, где герои живут, любят, пытаются познать мир и увидеть будущее, и в конце XX века, когда ученые погружены в изучение прошлого и мало заботятся о настоящем. Катализатором действия становится приехавший в поместье лорд Байрон — сам он на сцене не появляется, но запускает важные сюжетные повороты, которые пытаются распутать исследователи. Например, выяснить, убил ли в этот день поэт кого-то на дуэли?
В спектакле благодаря сценическому решению два времени стремятся навстречу друг другу. Сначала действие происходит в двух идентичных комнатах, зеркально отражающих друг друга. Потом пространство прошлого и будущего соединяются, а в финале герои двух эпох и вовсе сходятся вместе в полностью надбытовом мире воображаемой Аркадии.
Пьеса Стоппарда, неравнодушного к науке вообще — будь то история или физика, рассказывает о людях, одержимых жаждой познания. Тут 13-летняя девочка Томасина доказывает второй закон термодинамики задолго до его открытия, а ее дальний родственник Валентайн через 200 лет также пытается найти формулу, как-то объясняющую законы этого мира, хотя бы на примере популяции тетеревов. В спектакле можно почерпнуть сведения и по математике, и по биологии, и по литературе и садово-парковому искусству. Чтобы объяснить некоторые научные понятия, постановщики даже прибегают к компьютерной графике, которую Каменькович использует редко и неохотно. Так что публике придется поскрипеть мозгами, вспоминая школьную и институтскую программу.
Но, конечно, пьеса не сводится к ученым диспутам, главное тут происходит между людьми. Юная и бойкая Томасина (отличный дебют Екатерины Новокрещеновой) тайно влюблена в своего учителя Септимуса Ходжа (Федор Малышев), а тот увлечен хозяйкой дома, манерной леди Крум (Екатерина Смирнова), которая в свою очередь неравнодушна к их гостю лорду Байрону. В XX веке с чувствами все сложнее: герои Полины Айрапетовой, Юрия Буторина и Дмитрия Рудкова так увлечены своими историческими штудиями, словно намеренно прячутся в прошлом от настоящего, от самих себя.
Согласно открытию Томасины, этот мир подвержен энтропии и постепенно остывает — из него уходит энергия, страсть, сильные чувства. И единственное, что остается людям,— спешить жить здесь и сейчас, танцевать, пока еще слышны звуки вальса, и любить, пока бьется сердце.
Постановка Евгения Каменьковича, весьма традиционная по стилю и манере актерского существования, набирает ход не сразу. В первом акте действие постепенно раскачивается, зрители разбираются в условиях игры, многочисленных персонажах и сюжетных линиях. А во втором акте спектакль взлетает — между прошлым и настоящим возникают арки, и зрители тоже чувствуют себя включенными в этот художественный универсум, где тайны бытия, кажется, ощущаются на кончиках пальцев.
Источник: «Коммерсант»
Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009