Легкое движени головой
«Подарок» Г. де Мопассана в «Мастерской Фоменко»
Про такой спектакль не скажешь «пробы и ошибки» – он сделан по рецепту безошибочному и давно апробированному в «Мастерской Фоменко»: для театра, последние годы заметно и мучительно порой метавшегося в поисках свежих творческих идей (ради чего звали режиссеров со стороны, что едва ли привело к успеху
), одновременно консервируясь в соку собственной ранее наработанной методики (тоже, если честно, выходило по большей части кисло
) нынешний «Подарок» – не бросок в неизведанное, но уж во всяком случае живой, по-молодежному обаятельный, забавный (я бы даже сказал – остроумный, веселый
смешной! – а меня развеселить трудно) и вместе с тем небессмысленный, не вполне пустяковый экзерсис.
Юрий Титов инсценировал пять новелл Ги де Мопассана – вместе они потянули на полтора часа сценического времени – социально-критическую, обличительно-сатирическую подоплеку их нравоописательности игнорируя и сосредоточившись преимущественно на внешней, водевильно-анекдотической стороне фабулы. Вчерашние студийцы, уже все довольно известные театральные артисты, впрочем, фирменную, узнаваемую и слегка выходящую в тираж, по крайней мере нарочито «несовременную» фоменковскую пресловутую «легкость» здесь воспроизводят естественно, без натуги и пережима, но как будто вольно или невольно иронизируя над манерами некоторых «основоположников», а прежде всего «основоположниц».
Женские образы в «Подарке» вообще объяснимо ярче мужских, последние даже в комедийном амплуа довольно статичны (подчеркнуто сдержанный Амбарцум Кабанян или гротесковый Михаил Крылов), тогда как французские дамы, какими их изображают и воображают актрисы (Роза Шмуклер – с большей харАктерностью, Серафима Огарева на контрасте с ней – лиричнее, Александре Титовой достались типажи героинь чувственных и не обремененных комплексами) щебечут и порхают; неудивительно, что средняя, третья по счету в композиции новелла «Шпилька», история сугубо «мужская» (предмет любви, точнее, размышлений о любви, персонаж Натальи Мартыновой, лишь мелькнет на заднем плане), несколько выпадает из общей конструкции и выглядит скомканной после первых двух блестящих «Знака» и «Неосторожности», хотя лично я бы предпочел их местами переставить, тогда мотивы героини второй новеллы (жена просит мужа отвести ее в кабачок, где обычно мужчины ужинают с любовницами и проститутками) логичнее, на мой взгляд, из первой (анекдот, где дама света преуспевает в подражании женщинам легкого поведения. ..) вытекали бы
Так или иначе телесное, плотское начало, для Мопассана сопряженное в известном смысле с общественными явлениями не самыми возвышенными и скепсисом по отношению к социально-политическому устройству, в спектакле Титова высвобождается из рамок «морали» и «имморализма» равно, берет свое, как если б автор жил не в буржуазном 19-м веке и даже не в куртуазном 18-м (в недавних «Опасных связях» на той же площадке Старой сцены театра, кстати, дела с «куртуазностью» совсем не задались ), а прям-таки в эпоху Ренессанса и был современником Рабле, а не Флобера и Золя.
Легкомысленный настрой, по инерции нарастающий, малость споткнувшись на третьей, до четвертой, уже откровенно фарсовой новеллы «Избавилась» (тут предприимчивая героиня Розы Шмуклер нанимает «сообразительную» и соблазнительную горничную, которую чудесно играет Александра Титова, чтоб спровоцировав тюфяка-мужа, персонажа Михаила Крылова, на супружескую измену в их же спальне, получить желанный развод) меняется к заключительной, пятой новелле «В пути».
Недавно я вспоминал про Мопассана в связи, как ни странно, с Достоевским и инсценировкой (Елены Невежиной, ученицы Петра Фоменко, между прочим) его «Зимних заметок о летних впечатлениях», отмечая, помимо остального, чрезмерно саркастичные выпады православного литератора в адрес французской специфики семейных взаимоотношений, где муж непременно, грубо говоря, «терпила», а жена, мягко выражаясь, «ветреница» либо «интриганка». Сейчас, пока смотрел «Подарок», наблюдая, как в спектакле Юрия Титова не скованное ни морализаторством, ни сатирой «ренессансное» восприятие «плоти» сочетается с элементами в оформлении (художник-постановщик Мартын Степанов, костюмы Олеси Скарына), косвенно увязывающими происходящие события частной жизни не с последними десятилетиями 19-го века, когда творил Мопассан, но скорее с первыми двадцатого (наряду с афишами Тулуз-Лотрека – модерновые формы предметов мебели и имитации витражей, мотивчики из опер Пуччини, что напевают вдобавок к оригинальным, специально для спектакля написанным музыкальным фрагментам Николая Орловского, те или иные персонажи не говоря уже про ритмы танго и румбы, под которые они танцуют! а ресторанная «люстра» во второй новелле и вовсе образчик ар-деко!!), полагая, что стилевые анахронизмы случайны, впечатления от постановки испортить не могут, но и содержательно ее обогатить вряд ли способны.
Однако «В пути» завязавшаяся в поезде история про смертельно больную русскую аристократку, графиню Марию Баранову (вот в этой роли Наталья Мартынова уже выйдет на первый план), которую муж одну в сопровождении лакея отправил лечиться, ну то есть фактически умирать в курортную Ментону, и, судя по всему, пусть детали биографии героя и покрыты мраком, беглого политзаключенного-революционера, а учитывая год написания рассказа, 1883, может быть и соучастника недавнего цареубийства (Незнакомца играет Амбарцум Кабанян) – отнюдь не располагает к игривому юмору, все поглощает сентиментальность, которой только реалистическая эстетика Мопассана не позволяет дорасти до настоящего поэтического трагизма; еще важнее, что нет в ней и плотской чувственности; представленная в финале спектакля романтическая лав-стори мало того, что бестелесна, но к тому ж еще и бессловесна (графиня помогает незнакомцу пересечь границу империи при обещании, что он с ней не заговорит, и до ее смерти тот постарается изо всех сил держать клятву) – в противоположность анекдотической многословной суете предыдущих.
Столь резкое переключение эмоционального регистра при всей как бы неожиданности, на самом деле, предсказуемо, но композиции спектакля в целом не вредит, наоборот, придает ей завершенность. А помимо Достоевского в связи с железнодорожно-вагонным антуражем на память и Бунин приходит – десять лет назад Юрий Титов тоже на Старой сцене поставил (название до сих пор остается в репертуаре театра) «Последние свидания» по «Темным аллеям», которые мне тогда показалось хоть и не целиком провальными, но не слишком интересными, сейчас в финале своего «Подарка» он, уже и на новом уровне мастерства, и жизненном этапе (старше на десять лет ведь стал) словно возвращается через иной материал к прежним мыслям; Мопассан парадоксально оказывается чуть ли не предтечей Бунина.
Источник: из соцсетей
Юрий Титов инсценировал пять новелл Ги де Мопассана – вместе они потянули на полтора часа сценического времени – социально-критическую, обличительно-сатирическую подоплеку их нравоописательности игнорируя и сосредоточившись преимущественно на внешней, водевильно-анекдотической стороне фабулы. Вчерашние студийцы, уже все довольно известные театральные артисты, впрочем, фирменную, узнаваемую и слегка выходящую в тираж, по крайней мере нарочито «несовременную» фоменковскую пресловутую «легкость» здесь воспроизводят естественно, без натуги и пережима, но как будто вольно или невольно иронизируя над манерами некоторых «основоположников», а прежде всего «основоположниц».
Женские образы в «Подарке» вообще объяснимо ярче мужских, последние даже в комедийном амплуа довольно статичны (подчеркнуто сдержанный Амбарцум Кабанян или гротесковый Михаил Крылов), тогда как французские дамы, какими их изображают и воображают актрисы (Роза Шмуклер – с большей харАктерностью, Серафима Огарева на контрасте с ней – лиричнее, Александре Титовой достались типажи героинь чувственных и не обремененных комплексами) щебечут и порхают; неудивительно, что средняя, третья по счету в композиции новелла «Шпилька», история сугубо «мужская» (предмет любви, точнее, размышлений о любви, персонаж Натальи Мартыновой, лишь мелькнет на заднем плане), несколько выпадает из общей конструкции и выглядит скомканной после первых двух блестящих «Знака» и «Неосторожности», хотя лично я бы предпочел их местами переставить, тогда мотивы героини второй новеллы (жена просит мужа отвести ее в кабачок, где обычно мужчины ужинают с любовницами и проститутками) логичнее, на мой взгляд, из первой (анекдот, где дама света преуспевает в подражании женщинам легкого поведения. ..) вытекали бы
Так или иначе телесное, плотское начало, для Мопассана сопряженное в известном смысле с общественными явлениями не самыми возвышенными и скепсисом по отношению к социально-политическому устройству, в спектакле Титова высвобождается из рамок «морали» и «имморализма» равно, берет свое, как если б автор жил не в буржуазном 19-м веке и даже не в куртуазном 18-м (в недавних «Опасных связях» на той же площадке Старой сцены театра, кстати, дела с «куртуазностью» совсем не задались ), а прям-таки в эпоху Ренессанса и был современником Рабле, а не Флобера и Золя.
Легкомысленный настрой, по инерции нарастающий, малость споткнувшись на третьей, до четвертой, уже откровенно фарсовой новеллы «Избавилась» (тут предприимчивая героиня Розы Шмуклер нанимает «сообразительную» и соблазнительную горничную, которую чудесно играет Александра Титова, чтоб спровоцировав тюфяка-мужа, персонажа Михаила Крылова, на супружескую измену в их же спальне, получить желанный развод) меняется к заключительной, пятой новелле «В пути».
Недавно я вспоминал про Мопассана в связи, как ни странно, с Достоевским и инсценировкой (Елены Невежиной, ученицы Петра Фоменко, между прочим) его «Зимних заметок о летних впечатлениях», отмечая, помимо остального, чрезмерно саркастичные выпады православного литератора в адрес французской специфики семейных взаимоотношений, где муж непременно, грубо говоря, «терпила», а жена, мягко выражаясь, «ветреница» либо «интриганка». Сейчас, пока смотрел «Подарок», наблюдая, как в спектакле Юрия Титова не скованное ни морализаторством, ни сатирой «ренессансное» восприятие «плоти» сочетается с элементами в оформлении (художник-постановщик Мартын Степанов, костюмы Олеси Скарына), косвенно увязывающими происходящие события частной жизни не с последними десятилетиями 19-го века, когда творил Мопассан, но скорее с первыми двадцатого (наряду с афишами Тулуз-Лотрека – модерновые формы предметов мебели и имитации витражей, мотивчики из опер Пуччини, что напевают вдобавок к оригинальным, специально для спектакля написанным музыкальным фрагментам Николая Орловского, те или иные персонажи не говоря уже про ритмы танго и румбы, под которые они танцуют! а ресторанная «люстра» во второй новелле и вовсе образчик ар-деко!!), полагая, что стилевые анахронизмы случайны, впечатления от постановки испортить не могут, но и содержательно ее обогатить вряд ли способны.
Однако «В пути» завязавшаяся в поезде история про смертельно больную русскую аристократку, графиню Марию Баранову (вот в этой роли Наталья Мартынова уже выйдет на первый план), которую муж одну в сопровождении лакея отправил лечиться, ну то есть фактически умирать в курортную Ментону, и, судя по всему, пусть детали биографии героя и покрыты мраком, беглого политзаключенного-революционера, а учитывая год написания рассказа, 1883, может быть и соучастника недавнего цареубийства (Незнакомца играет Амбарцум Кабанян) – отнюдь не располагает к игривому юмору, все поглощает сентиментальность, которой только реалистическая эстетика Мопассана не позволяет дорасти до настоящего поэтического трагизма; еще важнее, что нет в ней и плотской чувственности; представленная в финале спектакля романтическая лав-стори мало того, что бестелесна, но к тому ж еще и бессловесна (графиня помогает незнакомцу пересечь границу империи при обещании, что он с ней не заговорит, и до ее смерти тот постарается изо всех сил держать клятву) – в противоположность анекдотической многословной суете предыдущих.
Столь резкое переключение эмоционального регистра при всей как бы неожиданности, на самом деле, предсказуемо, но композиции спектакля в целом не вредит, наоборот, придает ей завершенность. А помимо Достоевского в связи с железнодорожно-вагонным антуражем на память и Бунин приходит – десять лет назад Юрий Титов тоже на Старой сцене поставил (название до сих пор остается в репертуаре театра) «Последние свидания» по «Темным аллеям», которые мне тогда показалось хоть и не целиком провальными, но не слишком интересными, сейчас в финале своего «Подарка» он, уже и на новом уровне мастерства, и жизненном этапе (старше на десять лет ведь стал) словно возвращается через иной материал к прежним мыслям; Мопассан парадоксально оказывается чуть ли не предтечей Бунина.
Источник: из соцсетей
Вячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012