Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Мастерская Петра Наумовича Фоменко завязала 5 новелл Ги де Мопассана – «Знак», «Неосторожность», «Шпилька», «Избавилась», «В пути» – в один красивый и яркий «Подарок». Название смело можно понимать буквально. Спектакль Юрия Титова и вправду настоящий подарок как для зрителей, так и для артистов, которые купаются в этих историях, наполненных любовью — как реализованной, превратившейся в реальные отношения, так и той, которой суждено остаться лишь красивой мечтой. Что из этого можно назвать счастьем – вопрос личного выбора. Как и то, считать ли этот спектакль простой и легкой комедией, порой переходящей в водевиль, или попыткой весело и без назидания поговорить «о свойствах страстей», о том, почему «законный поцелуй никогда не сравнится с поцелуем украдкой», как некогда невероятно желанный человек может смертельно наскучить, а женщина с безупречной репутацией понять, что ее давно пора скомпрометировать.
Что самое страшное в отношениях? Скука, ответит большинство. И тут со времен Мопассана, то есть с конца 19 века, мало что изменилось. А что ее вызывает? Правильно, рутина. А иногда и то самое постоянство, которым отличаются длительные отношения. Что было между Баронессой де Гранжери (уморительная Роза Шмуклер) и ее нелепым усатым мужем Раулем (отличный Михаил Крылов) до того, как в один прекрасный солнечный день она не посмотрела на улицу и не увидела девушку легкого поведения, которая зазывала мужчин через окно? Об этом нам ничего неизвестно. Но, судя по всему, хотя бы по интерьеру их дома (художник-постановщик Мартын Степанов), жили они вполне себе нормально. Крепкая буржуазная семья, одна из тех, где все всегда, пусть и без блеска, но нормально. Так что же заставило порядочную даму начать искать внимания проходящих мужчин. Спортивный интерес? Желание проверить собственные женские чары? А может девушка в окне напротив стала «Знаком», что в их с мужем отношениях давно что-то не так, что в них давно не хватает воздуха. И тут отлично работает метафора окна. Она как бы переносит нас в мир сегодняшний. Ну разве вам никогда не случалось, находясь в паре, открывать окошко «Тиндера», ничего серьезного, так от скуки. Или просто нежно смотреть через стеклянную перегородку в кафе на красивого мужчину или девушку. Так, для блеска глаз. Чтобы вспомнить, что еще можешь нравиться. Но вот вопрос, а вдруг случайно, вместо того, чтобы просто проветриться, впустишь аромат любви и свободы. И что делать? А вот это уже далеко не водевиль и в реальности совсем не смешно. Хотя пока героиня Розы Шмуклер пересказывает подробности своего приключения подруге – маркизе де Реннедон (красивая, уточненная, роскошная как в утреннем облачении, так и в вечернем платье, Серафима Огарева), ты просто покатываешься вместе с залом со смеху.
Причем за это потом не стыдно. А то знаете, как бывает, сидишь на спектакле, хохочешь, а потом выходишь из театра и думаешь: «И как можно было ржать над такой глупостью?».
И вот одна «Неосторожность», всего лишь обмен сплетнями, и молодая красивая женщина задумалась и о своем браке. Как сказано у самого Мопассана: «После свадьбы они стали обожать друг друга уже по-земному. Сперва это было какое-то неутомимое чувственное исступление; затем оно сменилось восторженной нежностью, поэзией ласк более изощренных, милыми и вольными шалостями. Теперь же, еще не признаваясь себе в этом и, может быть, еще не понимая этого, они почувствовали пресыщение». При этом Поль де Реннедон в исполнении Амбарцума Кабаняна может запросто претендовать на звание того самого мужчины мечты. Красив, обаятелен, ироничен (интересно следить за тем, как меняется его мимика, когда он рассказывает жене о своих увлечениях до нее), готов к диалогу и к эксперименту. На нем идеально сидит как фрак, так и шелковый халат (художник по костюмам Олеся Скарына). Глядя на дуэт Кабаняна и Огаревой, сразу вспоминаешь не так давно вышедшие на этой же сцене «Опасные связи», где Серафима играет мадам де Турвель и в очередной раз жалеешь, что там нет такого Вальмона. Тут же как нельзя кстати, пришлось замечание одного моего коллеги, что красивый мужчина в спектакле – всегда индульгенция. Вот посмотришь, с какой яростью допрашивает маркиза мужа о том, сколько у него было женщин, то поверишь, что иногда красота – скорее доказательство вины и повод для подозрений. И что делать, когда червь сомнения засел в голове? Но это, опять же, совсем другая история.
Одну из которых поведает после смены в ресторане один официант другому. Да, да она именно о том, когда любовь становится наваждением, которая «Шпилькой» впилась в сердце – не вытащишь. «Избавиться» от такой гораздо сложнее, чем от наскучившего мужа, как в новелле «Избавилась».
И тем вернее (режиссер очень точно задал артистам тон), что все четыре истории сыграны весело, игриво, чувственно, иногда откровенно по-хулигански. Поначалу даже не задумываешься о том, что у «Подарка» есть второе дно и порой довольно серьезный подтекст, что каждая история может быть перевертышем. Смеешься над точными репликами, следишь за слаженной, словно канкан, игрой артистов и искренне наслаждаешься.
И тут в финале возникает пятая новелла, которая по стилю резко отличается от предыдущих – на первый взгляд, грустная, щемящая, печально романтичная. Она скорее напоминает рассказы Бунина, с которых Юрий Титов начинал карьеру режиссера. Графиня Баранова (Наталья Мартынова) смертельно больна и едет лечиться, в поезде незнакомец (совершенно переменившийся Амбарцум Кабанян) просит помочь ему пересечь границу. Они провели наедине ночь, не сказав друг другу ни слова. Но, встреча, очевидно, переменила жизнь обоим. Есть ли вариант, при котором они могли бы быть вместе? Ни в коем случае. Считать ли эту историю печальной? Не уверена. Ведь, как сказано во французском фильме «Встреча»: «Если вы не хотите, чтобы отношения заканчивались, просто не начинайте их».
Но, а главное, как мне кажется, любая любовь, даже самая несчастная и безответная, – подарок, ведь она помогает открыть самого себе. То же можно сказать и о театре, ведь хороший спектакль – это всегда по любви.
Источник: из соцсетей
Что самое страшное в отношениях? Скука, ответит большинство. И тут со времен Мопассана, то есть с конца 19 века, мало что изменилось. А что ее вызывает? Правильно, рутина. А иногда и то самое постоянство, которым отличаются длительные отношения. Что было между Баронессой де Гранжери (уморительная Роза Шмуклер) и ее нелепым усатым мужем Раулем (отличный Михаил Крылов) до того, как в один прекрасный солнечный день она не посмотрела на улицу и не увидела девушку легкого поведения, которая зазывала мужчин через окно? Об этом нам ничего неизвестно. Но, судя по всему, хотя бы по интерьеру их дома (художник-постановщик Мартын Степанов), жили они вполне себе нормально. Крепкая буржуазная семья, одна из тех, где все всегда, пусть и без блеска, но нормально. Так что же заставило порядочную даму начать искать внимания проходящих мужчин. Спортивный интерес? Желание проверить собственные женские чары? А может девушка в окне напротив стала «Знаком», что в их с мужем отношениях давно что-то не так, что в них давно не хватает воздуха. И тут отлично работает метафора окна. Она как бы переносит нас в мир сегодняшний. Ну разве вам никогда не случалось, находясь в паре, открывать окошко «Тиндера», ничего серьезного, так от скуки. Или просто нежно смотреть через стеклянную перегородку в кафе на красивого мужчину или девушку. Так, для блеска глаз. Чтобы вспомнить, что еще можешь нравиться. Но вот вопрос, а вдруг случайно, вместо того, чтобы просто проветриться, впустишь аромат любви и свободы. И что делать? А вот это уже далеко не водевиль и в реальности совсем не смешно. Хотя пока героиня Розы Шмуклер пересказывает подробности своего приключения подруге – маркизе де Реннедон (красивая, уточненная, роскошная как в утреннем облачении, так и в вечернем платье, Серафима Огарева), ты просто покатываешься вместе с залом со смеху.
Причем за это потом не стыдно. А то знаете, как бывает, сидишь на спектакле, хохочешь, а потом выходишь из театра и думаешь: «И как можно было ржать над такой глупостью?».
И вот одна «Неосторожность», всего лишь обмен сплетнями, и молодая красивая женщина задумалась и о своем браке. Как сказано у самого Мопассана: «После свадьбы они стали обожать друг друга уже по-земному. Сперва это было какое-то неутомимое чувственное исступление; затем оно сменилось восторженной нежностью, поэзией ласк более изощренных, милыми и вольными шалостями. Теперь же, еще не признаваясь себе в этом и, может быть, еще не понимая этого, они почувствовали пресыщение». При этом Поль де Реннедон в исполнении Амбарцума Кабаняна может запросто претендовать на звание того самого мужчины мечты. Красив, обаятелен, ироничен (интересно следить за тем, как меняется его мимика, когда он рассказывает жене о своих увлечениях до нее), готов к диалогу и к эксперименту. На нем идеально сидит как фрак, так и шелковый халат (художник по костюмам Олеся Скарына). Глядя на дуэт Кабаняна и Огаревой, сразу вспоминаешь не так давно вышедшие на этой же сцене «Опасные связи», где Серафима играет мадам де Турвель и в очередной раз жалеешь, что там нет такого Вальмона. Тут же как нельзя кстати, пришлось замечание одного моего коллеги, что красивый мужчина в спектакле – всегда индульгенция. Вот посмотришь, с какой яростью допрашивает маркиза мужа о том, сколько у него было женщин, то поверишь, что иногда красота – скорее доказательство вины и повод для подозрений. И что делать, когда червь сомнения засел в голове? Но это, опять же, совсем другая история.
Одну из которых поведает после смены в ресторане один официант другому. Да, да она именно о том, когда любовь становится наваждением, которая «Шпилькой» впилась в сердце – не вытащишь. «Избавиться» от такой гораздо сложнее, чем от наскучившего мужа, как в новелле «Избавилась».
И тем вернее (режиссер очень точно задал артистам тон), что все четыре истории сыграны весело, игриво, чувственно, иногда откровенно по-хулигански. Поначалу даже не задумываешься о том, что у «Подарка» есть второе дно и порой довольно серьезный подтекст, что каждая история может быть перевертышем. Смеешься над точными репликами, следишь за слаженной, словно канкан, игрой артистов и искренне наслаждаешься.
И тут в финале возникает пятая новелла, которая по стилю резко отличается от предыдущих – на первый взгляд, грустная, щемящая, печально романтичная. Она скорее напоминает рассказы Бунина, с которых Юрий Титов начинал карьеру режиссера. Графиня Баранова (Наталья Мартынова) смертельно больна и едет лечиться, в поезде незнакомец (совершенно переменившийся Амбарцум Кабанян) просит помочь ему пересечь границу. Они провели наедине ночь, не сказав друг другу ни слова. Но, встреча, очевидно, переменила жизнь обоим. Есть ли вариант, при котором они могли бы быть вместе? Ни в коем случае. Считать ли эту историю печальной? Не уверена. Ведь, как сказано во французском фильме «Встреча»: «Если вы не хотите, чтобы отношения заканчивались, просто не начинайте их».
Но, а главное, как мне кажется, любая любовь, даже самая несчастная и безответная, – подарок, ведь она помогает открыть самого себе. То же можно сказать и о театре, ведь хороший спектакль – это всегда по любви.
Источник: из соцсетей
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012