Искушение золотыми идолами
В «Мастерской» Петра Фоменко состоялась премьера. В новом здании театра на набережной Шевченко мэтром поставлен спектакль «Бесприданница» по одноименной пьесе А. Н. Островского.
Зрительный зал Петр Наумович Фоменко в первой же сцене превращает в волжан города Бряхимово. «Народу-то», судачат официанты, то глядя прямо в публику, то занимаясь своим непосредственным делом: опрыскивают воздух пульверизатором той дореволюционной фактуры с резиновой грушей, что прикреплена к флакону. Пшик-пшик-пшик. Другой официант смотрит в подзорную трубу, установленную здесь же у ресторана. Питейное заведение явно не терпит убытков стоит на самой высокой точке города, сюда сходятся его первые лица. Отсюда открывается наилучший вид на Волгу, на набережную с дефилирующими обывателями. С этой местной вершины видно, как идет «Ласточка» судовладельца Паратова в свой последний путь разорившийся барин продает свою любимицу. Все это, правда, дорисовывает воображение. Декорация художника Владимира Максимова конкретна город, который смотрит в зрительный зал, из ресторана, а мы, те, кто в зале, всего лишь равнодушные очевидцы; соглядатаи трагедии, что разыграется на наших глазах.
Тут Фоменко лукаво глядит на нас, тут Петр Наумович, словно в тихой беседе вдруг так коварно тебя спрашивает: «А помните, актера N? Вы ведь о нем статью такую восторженную писали лет десять назад! Так он умер, в нищете. Не знали? На похоронах-то никого не было ». Не по себе от этого взгляда. Чего только на наших глазах не разыгрывалось? Какой жестокости мы не становились свидетелями? Рушились судьбы, обрывалась жизнь, одни умирали в отчаянии и нищете других пристально убивали из оптического ружья, третьи бесследно исчезали, закопанные в яму на чужбине . Ой бы, такой мартиролог составить . Но мы соглядатаи, все, или почти все, научились наблюдать издалека. Вот оно, времечко, выражаясь словами чеховского героя «сплошной индеферентизм». Фоменко, кажется, ставит спектакль о том, как вдруг все мы естественно и органично научились жизнь воспринимать как зрелище. Катастрофически истончается потребность даже не в духовном, а просто в душевном. Человек в зародыше теряет свою человечность. Если уж деньги начинают управлять чувством к прекрасной женщине у такого плейбоя как Паратов, то, что говорить о других. ..
Но вот любит ли Паратов Ларису в спектакле «фоменок» большой вопрос.
Он ведь в стае этих золотых идолов Кнурова и Вожеватова, с ними заодно.
Он участвует в низком заговоре против первой красавицы и первой бесприданницы, барышни Ларисы Огудаловой, которой был между тем увлечен, увлечен страстно и бежал от нее, а теперь в связке с местными бряхимовскими авторитетами задействован подло. Тут в душе героя мешается все: и уязвленное самолюбие первого красавца на деревне, кото-рый оскорблен тем, что Огудалова выходит замуж, не дождавшись его любимого. Превыше всякой досады и ревности чувство, что ты сам стал товаром, ведь Паратов зеркальное отражение Ларисы, он тоже без приданого, и вынужден назвать свою продажную цену! и продает себя, разорившегося барина со сладкой мордочкой для брака с миллионной невестой. Тут нужна сатисфакция. Вот откуда гонор продажи. Он мужик! Любую уведет! Жертвой этих притязаний цены и становится несчастная бесприданница. Торг диктует человеку-товару участь судьбы купли-продажи. И у Фоменко Паратов еще гаже дружка детства Васи Вожетова, который просто разыгрывает с нуворишем Кнуровым бесприданницу в монетку. Паратов премьер без гардероба. Его к торгу за Огудалову и не подпускают такой сошке тут не место, брысь! нет у него купеческого слова, поскольку капиталу нет! Все, что касается разоблачения этого мачо, Илья Любимов играет почти виртуозно и все же увлекается отрицанием. Но ведь и в Паратове живет душа, и его сердце дрожит, когда он отказывается от Огудаловой!
Так почему же наша душа не замирает в этой сцене?
Почему так равнодушно актер совершает признание любимой им женщине, что и он продан? Ведь тут-то Паратов искренен, и понятно, чего ему стоит такая искренность! Хоть чуть-чуть, примерить бы актеру на себя такое откровение. .. Ведь здесь его герой прощается не только со свободой в перспективе Сергей Сергеевич муж при болонке, он - бывший судовладелец, бывший гусар и богач. Тут Паратов должен прощаться с собой, а мы должны видеть корчащиеся метаморфозы этого страшного преображения: был человек не стало. Продаваться, господа, ведь страшновато, или мы уже этого совсем не боимся? Или нет покупателей?
Один только небогатый чиновник Карандышев, решивший жениться на первой красавице Бряхимова, только он у Петра Фоменко без вины виноватый, единственный, кто любит Ларису, потому что в его чувстве к ней нет ни капли корысти он любит и хочет быть любимым. А кто ж этого не хочет?
Фоменко возвышает Карандышева. Он местный интеллигент. Так случается, что и неприметные граждане влюбляются в первых красавиц города. И этот неприметный, очкастый, почти человек в футляре, сближается у Фоменко с такими героями Островского как Петя Мелузов, как Жадов. Не понимает такой Карандышев, глядя на въезд разорившегося триумфатора Паратова в город, почему все сошли с ума: народ валом валит встречать, цыгане тут как тут! Нет, не ревность говорит в чиновнике, а разум, естественное чувство элементарной справедливости! Что случилось? И когда так грамотно его разводит Паратов, прибывая, яко Антоний к Клеопатре, к Огудаловой, так мастерски упаивает Карандышева, чтобы последний попал в капкан заговора толстых, незадачливый жених упивается, изрекает напыщенные пьяные глупости. И ему чиновнику хоть чуть-чуть захотелось стать Паратовым. Карандышев дает слабину, как принявший на грудь, но Паратов то в трезвом уме. Однако, кажется, что актер Евгений Цыганов пока только повторяет рисунок, прочерченный мастером. (Не считая последней сцены, а она столь блистательно выстроена Фоменко, что можно и не стараться играть, нет пока ни процесса роли, ни беспокойной подробности хотя бы в одном эпизоде у актера в роли Карандышева).
Что ж, и Полина Агуреева в роли Огудаловой тоже пока не справляется с режиссерской задачей. Актриса потеряла то, чем обладала. Кажется, она стала сомневаться в том, что простота чувствований и непосредственность их выражений ее дар. Этот еще неокрепший талант вдруг реши-лась играть с умом, с концепцией, с планом, а на деле бежит не в свои даже, а чужие штампы от Чулпан Хаматовой до Галины Тюниной.
И хочется в сердцах брякнуть: «Ребята, что вы делаете? Дорожите мастером. Вы зачем таскаете свои лица по телесериалам, сомнительным проектам?!». Оно понятно, съемочный день у кого-то 1000, а у кого и 2000 тысячи баксов. Но если вы сами превращаете себя в такой товар, то не стоит удив-ляться, что когда пробивает час усомниться в торжестве золотого тельца, то откликнуться на задачу окажется нечем. Будем надеяться, только пока
Зрительный зал Петр Наумович Фоменко в первой же сцене превращает в волжан города Бряхимово. «Народу-то», судачат официанты, то глядя прямо в публику, то занимаясь своим непосредственным делом: опрыскивают воздух пульверизатором той дореволюционной фактуры с резиновой грушей, что прикреплена к флакону. Пшик-пшик-пшик. Другой официант смотрит в подзорную трубу, установленную здесь же у ресторана. Питейное заведение явно не терпит убытков стоит на самой высокой точке города, сюда сходятся его первые лица. Отсюда открывается наилучший вид на Волгу, на набережную с дефилирующими обывателями. С этой местной вершины видно, как идет «Ласточка» судовладельца Паратова в свой последний путь разорившийся барин продает свою любимицу. Все это, правда, дорисовывает воображение. Декорация художника Владимира Максимова конкретна город, который смотрит в зрительный зал, из ресторана, а мы, те, кто в зале, всего лишь равнодушные очевидцы; соглядатаи трагедии, что разыграется на наших глазах.
Тут Фоменко лукаво глядит на нас, тут Петр Наумович, словно в тихой беседе вдруг так коварно тебя спрашивает: «А помните, актера N? Вы ведь о нем статью такую восторженную писали лет десять назад! Так он умер, в нищете. Не знали? На похоронах-то никого не было ». Не по себе от этого взгляда. Чего только на наших глазах не разыгрывалось? Какой жестокости мы не становились свидетелями? Рушились судьбы, обрывалась жизнь, одни умирали в отчаянии и нищете других пристально убивали из оптического ружья, третьи бесследно исчезали, закопанные в яму на чужбине . Ой бы, такой мартиролог составить . Но мы соглядатаи, все, или почти все, научились наблюдать издалека. Вот оно, времечко, выражаясь словами чеховского героя «сплошной индеферентизм». Фоменко, кажется, ставит спектакль о том, как вдруг все мы естественно и органично научились жизнь воспринимать как зрелище. Катастрофически истончается потребность даже не в духовном, а просто в душевном. Человек в зародыше теряет свою человечность. Если уж деньги начинают управлять чувством к прекрасной женщине у такого плейбоя как Паратов, то, что говорить о других. ..
Но вот любит ли Паратов Ларису в спектакле «фоменок» большой вопрос.
Он ведь в стае этих золотых идолов Кнурова и Вожеватова, с ними заодно.
Он участвует в низком заговоре против первой красавицы и первой бесприданницы, барышни Ларисы Огудаловой, которой был между тем увлечен, увлечен страстно и бежал от нее, а теперь в связке с местными бряхимовскими авторитетами задействован подло. Тут в душе героя мешается все: и уязвленное самолюбие первого красавца на деревне, кото-рый оскорблен тем, что Огудалова выходит замуж, не дождавшись его любимого. Превыше всякой досады и ревности чувство, что ты сам стал товаром, ведь Паратов зеркальное отражение Ларисы, он тоже без приданого, и вынужден назвать свою продажную цену! и продает себя, разорившегося барина со сладкой мордочкой для брака с миллионной невестой. Тут нужна сатисфакция. Вот откуда гонор продажи. Он мужик! Любую уведет! Жертвой этих притязаний цены и становится несчастная бесприданница. Торг диктует человеку-товару участь судьбы купли-продажи. И у Фоменко Паратов еще гаже дружка детства Васи Вожетова, который просто разыгрывает с нуворишем Кнуровым бесприданницу в монетку. Паратов премьер без гардероба. Его к торгу за Огудалову и не подпускают такой сошке тут не место, брысь! нет у него купеческого слова, поскольку капиталу нет! Все, что касается разоблачения этого мачо, Илья Любимов играет почти виртуозно и все же увлекается отрицанием. Но ведь и в Паратове живет душа, и его сердце дрожит, когда он отказывается от Огудаловой!
Так почему же наша душа не замирает в этой сцене?
Почему так равнодушно актер совершает признание любимой им женщине, что и он продан? Ведь тут-то Паратов искренен, и понятно, чего ему стоит такая искренность! Хоть чуть-чуть, примерить бы актеру на себя такое откровение. .. Ведь здесь его герой прощается не только со свободой в перспективе Сергей Сергеевич муж при болонке, он - бывший судовладелец, бывший гусар и богач. Тут Паратов должен прощаться с собой, а мы должны видеть корчащиеся метаморфозы этого страшного преображения: был человек не стало. Продаваться, господа, ведь страшновато, или мы уже этого совсем не боимся? Или нет покупателей?
Один только небогатый чиновник Карандышев, решивший жениться на первой красавице Бряхимова, только он у Петра Фоменко без вины виноватый, единственный, кто любит Ларису, потому что в его чувстве к ней нет ни капли корысти он любит и хочет быть любимым. А кто ж этого не хочет?
Фоменко возвышает Карандышева. Он местный интеллигент. Так случается, что и неприметные граждане влюбляются в первых красавиц города. И этот неприметный, очкастый, почти человек в футляре, сближается у Фоменко с такими героями Островского как Петя Мелузов, как Жадов. Не понимает такой Карандышев, глядя на въезд разорившегося триумфатора Паратова в город, почему все сошли с ума: народ валом валит встречать, цыгане тут как тут! Нет, не ревность говорит в чиновнике, а разум, естественное чувство элементарной справедливости! Что случилось? И когда так грамотно его разводит Паратов, прибывая, яко Антоний к Клеопатре, к Огудаловой, так мастерски упаивает Карандышева, чтобы последний попал в капкан заговора толстых, незадачливый жених упивается, изрекает напыщенные пьяные глупости. И ему чиновнику хоть чуть-чуть захотелось стать Паратовым. Карандышев дает слабину, как принявший на грудь, но Паратов то в трезвом уме. Однако, кажется, что актер Евгений Цыганов пока только повторяет рисунок, прочерченный мастером. (Не считая последней сцены, а она столь блистательно выстроена Фоменко, что можно и не стараться играть, нет пока ни процесса роли, ни беспокойной подробности хотя бы в одном эпизоде у актера в роли Карандышева).
Что ж, и Полина Агуреева в роли Огудаловой тоже пока не справляется с режиссерской задачей. Актриса потеряла то, чем обладала. Кажется, она стала сомневаться в том, что простота чувствований и непосредственность их выражений ее дар. Этот еще неокрепший талант вдруг реши-лась играть с умом, с концепцией, с планом, а на деле бежит не в свои даже, а чужие штампы от Чулпан Хаматовой до Галины Тюниной.
И хочется в сердцах брякнуть: «Ребята, что вы делаете? Дорожите мастером. Вы зачем таскаете свои лица по телесериалам, сомнительным проектам?!». Оно понятно, съемочный день у кого-то 1000, а у кого и 2000 тысячи баксов. Но если вы сами превращаете себя в такой товар, то не стоит удив-ляться, что когда пробивает час усомниться в торжестве золотого тельца, то откликнуться на задачу окажется нечем. Будем надеяться, только пока
Ольга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002