Из «Преступления и наказания» извлекли урок
Под занавес сезона в чеховском МХАТе показали сценическую версию романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», которую на Новой сцене театра поставила молодой режиссер Елена Невежина. Жанр спектакля обозначен как сочинение по роману. И с этим выпускным экзаменом труппа справилась на «отлично», считает МАРИНА ШИМАДИНА.
Режиссер Елена Невежина уже давно вышла из ученического возраста. Выпорхнув из-под крыла Петра Фоменко, она поставила такие успешные спектакли, как «Жак и его господин» и «Контрабас» в «Сатириконе», «100 йен за услугу» в «Табакерке». Но, доказав уже свою режиссерскую состоятельность на большой сцене и с большими актерами, она снова вернулась в класс, на маленькую площадку, и поставила Достоевского со вчерашними студентами, без революционных идей и концептуальных изысков, просто, крепко и добротно. И для верности назвала свою работу сочинением какой новизны потребуешь от школьных этюдов?
Кого не заставляли в школе писать «Преступление и наказание в романе Достоевского», «Тварь я дрожащая или право имею», «Родион Раскольников и Порфирий Петрович семейный портрет в интерьере» Сформулировать для себя тему этого сочинения зрителю поможет программка. На ее страницах приведено письмо Федора Михайловича издателю Каткову, в котором писатель называет свой роман «психологическим отчетом одного преступления». Так, пожалуй, можно охарактеризовать и новый спектакль Елены Невежиной. В сценическую редакцию не вошла ни подготовка к преступлению, ни само убийство, ни Свидригайлов, ни семейство Мармеладовых. Из романа выбраны лишь те сцены, что ярче всего показывают душевное состояние Раскольникова после совершенного преступления то есть сплошное наказание. Режиссера, как и следователя Порфирия Петровича, чрезвычайно интересует психологический феномен преступника, не простого головореза, а человека глубокого и думающего. В качестве подследственного был избран актер «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Цыганов (недавно был введен на роль Михеева в спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня»).
Кажется, актер рожден для этой роли. Очень худое лицо, спутанные волосы, угловатое телосложение и резкие движения так, наверное, и должен выглядеть отчисленный из университета, живущий в крайней бедности, но одержимый великими идеями студент позапрошлого века. Преступника в нем видно сразу, тут и проницательность Порфирия Петровича не нужна. Голова клонится вбок, глаза тоже исподлобья косят в угол, руки то что-то судорожно комкают, то прячутся в карманы. Мимика неестественная загадочная, улыбка появляется кстати и некстати и выдает его так же, как внезапные вспышки гнева. Словом, портрет нервического юноши, который смог убить, но не смог перешагнуть через убийство, нарисован превосходно.
Остальные персонажи задуманы как зеркала, заставляющие Раскольникова показать себя. Тем не менее каждый тщательно выписан. Порфирий Петрович Андрея Ильина ласковый иезуит с медоточивым голосом и цепкими когтями аналитика. Сначала он появляется в восточном халате, тюбетейке и в мягких востороносых туфлях. Не выпуская из рук пробирок с дымящимися жидкостями, он одновременно ставит химические и психологические опыты, намекая на общность неорганических и мыслительных процессов. Наталья Кочетова прекрасно, в лучших традициях психологической школы сыграла мать Раскольникова Пульхерию Александровну как некий собирательный образ матери вообще. Елена Панова неплохо справилась с Сонечкой Мармеладовой. А приятель Раскольникова Разумихин (Максим Виторган) неожиданно стал чуть ли не главным антагонистом героя адвокатом той самой «нормальной» половины человечества, которую наш русский Наполеон так презирает.
Вместо декораций в спектакле полускрытые лестничные пролеты и обломки черной школьной доски, где слово «убивец» чередуется с какими-то уравнениями, которые быстро чертит главный герой, будто с помощью алгебры пытается вывести формулы человеческого существования. Чтобы не засушить спектакль, режиссер подбрасывает на сцену и разные живые, бытовые элементы. То россыпь красных яблок, то противно лязгающие эмалированные ведра с водой, самовар, настоящую курагу, изюм и редисочку с хлебом. Все эти вкусные подробности как в сценографии, так и в актерской игре (вот Разумихин обжегся, по примете схватился за ухо), смакование не лишенного юмора текста Достоевского и отсутствие какого бы то ни было пафоса делают это сочинение вполне читабельным. И не только накануне вступительных экзаменов.
Режиссер Елена Невежина уже давно вышла из ученического возраста. Выпорхнув из-под крыла Петра Фоменко, она поставила такие успешные спектакли, как «Жак и его господин» и «Контрабас» в «Сатириконе», «100 йен за услугу» в «Табакерке». Но, доказав уже свою режиссерскую состоятельность на большой сцене и с большими актерами, она снова вернулась в класс, на маленькую площадку, и поставила Достоевского со вчерашними студентами, без революционных идей и концептуальных изысков, просто, крепко и добротно. И для верности назвала свою работу сочинением какой новизны потребуешь от школьных этюдов?
Кого не заставляли в школе писать «Преступление и наказание в романе Достоевского», «Тварь я дрожащая или право имею», «Родион Раскольников и Порфирий Петрович семейный портрет в интерьере» Сформулировать для себя тему этого сочинения зрителю поможет программка. На ее страницах приведено письмо Федора Михайловича издателю Каткову, в котором писатель называет свой роман «психологическим отчетом одного преступления». Так, пожалуй, можно охарактеризовать и новый спектакль Елены Невежиной. В сценическую редакцию не вошла ни подготовка к преступлению, ни само убийство, ни Свидригайлов, ни семейство Мармеладовых. Из романа выбраны лишь те сцены, что ярче всего показывают душевное состояние Раскольникова после совершенного преступления то есть сплошное наказание. Режиссера, как и следователя Порфирия Петровича, чрезвычайно интересует психологический феномен преступника, не простого головореза, а человека глубокого и думающего. В качестве подследственного был избран актер «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Цыганов (недавно был введен на роль Михеева в спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня»).
Кажется, актер рожден для этой роли. Очень худое лицо, спутанные волосы, угловатое телосложение и резкие движения так, наверное, и должен выглядеть отчисленный из университета, живущий в крайней бедности, но одержимый великими идеями студент позапрошлого века. Преступника в нем видно сразу, тут и проницательность Порфирия Петровича не нужна. Голова клонится вбок, глаза тоже исподлобья косят в угол, руки то что-то судорожно комкают, то прячутся в карманы. Мимика неестественная загадочная, улыбка появляется кстати и некстати и выдает его так же, как внезапные вспышки гнева. Словом, портрет нервического юноши, который смог убить, но не смог перешагнуть через убийство, нарисован превосходно.
Остальные персонажи задуманы как зеркала, заставляющие Раскольникова показать себя. Тем не менее каждый тщательно выписан. Порфирий Петрович Андрея Ильина ласковый иезуит с медоточивым голосом и цепкими когтями аналитика. Сначала он появляется в восточном халате, тюбетейке и в мягких востороносых туфлях. Не выпуская из рук пробирок с дымящимися жидкостями, он одновременно ставит химические и психологические опыты, намекая на общность неорганических и мыслительных процессов. Наталья Кочетова прекрасно, в лучших традициях психологической школы сыграла мать Раскольникова Пульхерию Александровну как некий собирательный образ матери вообще. Елена Панова неплохо справилась с Сонечкой Мармеладовой. А приятель Раскольникова Разумихин (Максим Виторган) неожиданно стал чуть ли не главным антагонистом героя адвокатом той самой «нормальной» половины человечества, которую наш русский Наполеон так презирает.
Вместо декораций в спектакле полускрытые лестничные пролеты и обломки черной школьной доски, где слово «убивец» чередуется с какими-то уравнениями, которые быстро чертит главный герой, будто с помощью алгебры пытается вывести формулы человеческого существования. Чтобы не засушить спектакль, режиссер подбрасывает на сцену и разные живые, бытовые элементы. То россыпь красных яблок, то противно лязгающие эмалированные ведра с водой, самовар, настоящую курагу, изюм и редисочку с хлебом. Все эти вкусные подробности как в сценографии, так и в актерской игре (вот Разумихин обжегся, по примете схватился за ухо), смакование не лишенного юмора текста Достоевского и отсутствие какого бы то ни было пафоса делают это сочинение вполне читабельным. И не только накануне вступительных экзаменов.
Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002