Счастливый финал
Спектакль начинается с суеты: рабочие сцены, бутафоры, костюмеры, помреж и другие люди кулис толпой вываливаются со сцены в зал, снимают пару рядов партера, ставят столик, уносят столик, меняют кресла, чайный прибор, графин с водой…
А потом приходит Он — великий (ну ладно, давно известный, очень заслуженный) и ужасный Режиссер. Лицо Евгения Цыганова для этой роли закрыли маской, на тело надели толщинки, узнать артиста невозможно, но Режиссер узнаваем — профиль Мейерхольда, фас Юрия Любимова, в манере говорить проскальзывает как будто даже и Петр Фоменко. Очень сильно шаржированный, но безусловно собирательный образ главной театральной фигуры ХХ века. Говорит тихо и медленно — пусть вслушиваются другие. Отзывается на телефонный звонок: жена, любовница? Этот мужчина знает себе цену, он капризен, избалован и устал от внимания: «Как дела? Тебе действительно интересно? Купить лекарство? Да, я знаю, как всегда. Фестал? Хорошо, сейчас запишу». Звонит греческий продюсер, завтра лететь на постановку: «Вы читали, что пишет об этом Станиславский? Нет?! Так прочтите! Глава такая-то!» Однако, помреж в белых докторских кроксах давно ждет — ну что же, давайте, что там у вас?
Дмитрий Крымов сам написал пьесу, сюжет которой очень прост и на удивление ясен: театр репетирует. А это процесс непредсказуемый и опасный, убить может. И убивает: в первом действии Режиссер довольно бойко одного за другим отстреливает исполнителей, которые его не устраивают. Ружье стреляет почти сразу — раз уж оно заряжено. Пиф-паф. Ой-ой-ой.
На сцене истекают клюквенной кровью актеры в белоснежных костюмах, а в зале сидит пожилой, сутулый, крупный человек в пальто и с тоской смотрит на них. Но вдруг видит своего старого товарища, с которым когда-то, во времена своей юности и первых успехов, они уже работали над этой оперой. И тут что-то меняется. Место надменной усталости занимает одержимость: надо заставить актера сыграть, надо найти других исполнителей, надо извлечь из-под житейской ветоши тот молодой задор, собрать команду, вдохновить, подстегнуть, оживить.
Призрак старой оперы вызывает к жизни забытые тени, старые обиды, новые надежды. Молодая актриса, вдохновленная вниманием великого художника, как это понятно! Старая любовница, нет, две старых любовницы, нет, три… Не важно. Пусть будут все. Бравурный вокал оперы Моцарта — только прикрытие настоящей бездны взаимных упреков и претензий, но не важно, когда б вы знали, из какого сора… Пусть ария донны Анны перейдет в песню об утках, тоже не важно, а охранник споет про дельтаплан. Да пусть вообще рухнет театр под напором чувств. Антракт.
Второе действие застает Режиссера на сцене — теперь он сам участник представления, один из героев нового спектакля, сюжетом которого становится его собственный театр. Скроенный из воспоминаний, впечатлений и обрывков прочитанного. Это европейская культура базируется на высокой классике Возрождения. Там скульптуры, там барокко, там опера. Микеланджело, Феллини-Дзеффирелли, Данте, Моцарт. А у нас — дым из трубы комбината в Кривом Роге, белый гроб холодильника «ЗИС» из родительской квартиры, чугунная ванна, песня про «Аврору». Вещи, в которых живет твой опыт: «И это тоже отношения с прошлым. Я как закрытый аэродром, откуда уже не летают (ну, пока еще летают…), но все мои чувства и знания — в самолетах, боях и страстях, которые там происходили, и они оживают в тот момент, когда их касаешься» (из интервью Дмитрия Крымова). Собственно, это он и визуализирует в «Генеральной репетиции». Касаешься — и чувства оживают.
Композитор Кузьма Бодров очень смело аранжирует знакомые оперные партии и советские хиты, так что в результате получается, что есть в них нечто общее — чувства, которые невозможно высказать напрямую, освежены через пародию, очищены от фальши.
То, что Крымов рано или поздно поставит спектакль в Мастерской Фоменко, конечно, можно было ожидать — ведь часть труппы составляют бывшие студенты их общего с Евгением Каменьковичем курса. Так что даже странно, что этого не произошло раньше. Но войдя под своды театра Фоменко, Крымов не может игнорировать его прошлое, и оно вплетается в ткань спектакля лирической нотой. На некоторое время он становится почти сентиментальным. Смешно и точно, в абсурдистско-гротесковой манере идет действие, но в какой-то момент как будто впервые пафос слышен напрямую, без иронии.
«Не время для финала, есть еще одна сцена — пир». Сложнейшая композиция сценически сыграна безупречно: Режиссер бегает по столу, надсадно кашляя кровью, — кровавая пена пачкает белую скатерть, окружающие его артисты и бутафоры только успевают подхватывать из под ног и снова ставить обратно посуду, восстанавливая праздничную сервировку. Это агония, но какая театральная.
К счастью, в театре все можно вернуть, повторить, театр — место, где ничего не кончается навсегда, даже когда приходит статуя Командора. Даже огонь из преисподней и погребальный факел — только театральные эффекты. Эффектный финал, сорванный по техническим причинам, можно сыграть снова. Говорят, что эту сцену Крымов вставил в спектакль после того, как действительно что-то случилось с тросом на прогоне, — может, и так. Или это легенда. Но ведь театр — это и есть легенды, переданные старым добрым способом, с голоса, живьем, цепь баек, оставшихся почему-то в веках, самый древний и самый консервативный, но и самый живой вид искусства.
Это все очень понятно. Непонятно то, как это сделано, из каких душевных запасов и особых настроений коллектива вынуто. Я не понимаю, как артисты так поют, — если это фокус, то мне неизвестный. Музыка звучит столь естественно и непринужденно, как будто работают профессиональные вокалисты, и в то же время кажется, что все поют сами, без каких-либо технических ухищрений. Но самое большое чудо, конечно, Евгений Цыганов, закованный, лишенный мимики, в огромном и сложном костюме — сверхмарионетка, о которой мечтал Крэг, актер, отказавшийся от случайных проявлений чувства, послушный замыслу, воплотивший законченный и продуманный образ, а не жизнеподобную копию. И при этом сохранивший под символической маской харизму яркой собственной личности.
Когда-то Петр Фоменко мечтал о том, кого и как Цыганов сыграет в его спектаклях: «Петр Женю очень любил, у него все записные книжки были исписаны: главная роль — Цыганов, Цыганов, Цыганов. Но почти везде Женя был заменен другими артистами, потому что постоянно отпрашивался на съемки», — вспоминает Майя Тупикова-Фоменко. Теперь Цыганов сыграл суть профессии Режиссера. Фоменко был бы рад, я думаю, это увидеть.
Источник: «Петербургский театральный журнал»
А потом приходит Он — великий (ну ладно, давно известный, очень заслуженный) и ужасный Режиссер. Лицо Евгения Цыганова для этой роли закрыли маской, на тело надели толщинки, узнать артиста невозможно, но Режиссер узнаваем — профиль Мейерхольда, фас Юрия Любимова, в манере говорить проскальзывает как будто даже и Петр Фоменко. Очень сильно шаржированный, но безусловно собирательный образ главной театральной фигуры ХХ века. Говорит тихо и медленно — пусть вслушиваются другие. Отзывается на телефонный звонок: жена, любовница? Этот мужчина знает себе цену, он капризен, избалован и устал от внимания: «Как дела? Тебе действительно интересно? Купить лекарство? Да, я знаю, как всегда. Фестал? Хорошо, сейчас запишу». Звонит греческий продюсер, завтра лететь на постановку: «Вы читали, что пишет об этом Станиславский? Нет?! Так прочтите! Глава такая-то!» Однако, помреж в белых докторских кроксах давно ждет — ну что же, давайте, что там у вас?
Дмитрий Крымов сам написал пьесу, сюжет которой очень прост и на удивление ясен: театр репетирует. А это процесс непредсказуемый и опасный, убить может. И убивает: в первом действии Режиссер довольно бойко одного за другим отстреливает исполнителей, которые его не устраивают. Ружье стреляет почти сразу — раз уж оно заряжено. Пиф-паф. Ой-ой-ой.
На сцене истекают клюквенной кровью актеры в белоснежных костюмах, а в зале сидит пожилой, сутулый, крупный человек в пальто и с тоской смотрит на них. Но вдруг видит своего старого товарища, с которым когда-то, во времена своей юности и первых успехов, они уже работали над этой оперой. И тут что-то меняется. Место надменной усталости занимает одержимость: надо заставить актера сыграть, надо найти других исполнителей, надо извлечь из-под житейской ветоши тот молодой задор, собрать команду, вдохновить, подстегнуть, оживить.
Призрак старой оперы вызывает к жизни забытые тени, старые обиды, новые надежды. Молодая актриса, вдохновленная вниманием великого художника, как это понятно! Старая любовница, нет, две старых любовницы, нет, три… Не важно. Пусть будут все. Бравурный вокал оперы Моцарта — только прикрытие настоящей бездны взаимных упреков и претензий, но не важно, когда б вы знали, из какого сора… Пусть ария донны Анны перейдет в песню об утках, тоже не важно, а охранник споет про дельтаплан. Да пусть вообще рухнет театр под напором чувств. Антракт.
Второе действие застает Режиссера на сцене — теперь он сам участник представления, один из героев нового спектакля, сюжетом которого становится его собственный театр. Скроенный из воспоминаний, впечатлений и обрывков прочитанного. Это европейская культура базируется на высокой классике Возрождения. Там скульптуры, там барокко, там опера. Микеланджело, Феллини-Дзеффирелли, Данте, Моцарт. А у нас — дым из трубы комбината в Кривом Роге, белый гроб холодильника «ЗИС» из родительской квартиры, чугунная ванна, песня про «Аврору». Вещи, в которых живет твой опыт: «И это тоже отношения с прошлым. Я как закрытый аэродром, откуда уже не летают (ну, пока еще летают…), но все мои чувства и знания — в самолетах, боях и страстях, которые там происходили, и они оживают в тот момент, когда их касаешься» (из интервью Дмитрия Крымова). Собственно, это он и визуализирует в «Генеральной репетиции». Касаешься — и чувства оживают.
Композитор Кузьма Бодров очень смело аранжирует знакомые оперные партии и советские хиты, так что в результате получается, что есть в них нечто общее — чувства, которые невозможно высказать напрямую, освежены через пародию, очищены от фальши.
То, что Крымов рано или поздно поставит спектакль в Мастерской Фоменко, конечно, можно было ожидать — ведь часть труппы составляют бывшие студенты их общего с Евгением Каменьковичем курса. Так что даже странно, что этого не произошло раньше. Но войдя под своды театра Фоменко, Крымов не может игнорировать его прошлое, и оно вплетается в ткань спектакля лирической нотой. На некоторое время он становится почти сентиментальным. Смешно и точно, в абсурдистско-гротесковой манере идет действие, но в какой-то момент как будто впервые пафос слышен напрямую, без иронии.
«Не время для финала, есть еще одна сцена — пир». Сложнейшая композиция сценически сыграна безупречно: Режиссер бегает по столу, надсадно кашляя кровью, — кровавая пена пачкает белую скатерть, окружающие его артисты и бутафоры только успевают подхватывать из под ног и снова ставить обратно посуду, восстанавливая праздничную сервировку. Это агония, но какая театральная.
К счастью, в театре все можно вернуть, повторить, театр — место, где ничего не кончается навсегда, даже когда приходит статуя Командора. Даже огонь из преисподней и погребальный факел — только театральные эффекты. Эффектный финал, сорванный по техническим причинам, можно сыграть снова. Говорят, что эту сцену Крымов вставил в спектакль после того, как действительно что-то случилось с тросом на прогоне, — может, и так. Или это легенда. Но ведь театр — это и есть легенды, переданные старым добрым способом, с голоса, живьем, цепь баек, оставшихся почему-то в веках, самый древний и самый консервативный, но и самый живой вид искусства.
Это все очень понятно. Непонятно то, как это сделано, из каких душевных запасов и особых настроений коллектива вынуто. Я не понимаю, как артисты так поют, — если это фокус, то мне неизвестный. Музыка звучит столь естественно и непринужденно, как будто работают профессиональные вокалисты, и в то же время кажется, что все поют сами, без каких-либо технических ухищрений. Но самое большое чудо, конечно, Евгений Цыганов, закованный, лишенный мимики, в огромном и сложном костюме — сверхмарионетка, о которой мечтал Крэг, актер, отказавшийся от случайных проявлений чувства, послушный замыслу, воплотивший законченный и продуманный образ, а не жизнеподобную копию. И при этом сохранивший под символической маской харизму яркой собственной личности.
Когда-то Петр Фоменко мечтал о том, кого и как Цыганов сыграет в его спектаклях: «Петр Женю очень любил, у него все записные книжки были исписаны: главная роль — Цыганов, Цыганов, Цыганов. Но почти везде Женя был заменен другими артистами, потому что постоянно отпрашивался на съемки», — вспоминает Майя Тупикова-Фоменко. Теперь Цыганов сыграл суть профессии Режиссера. Фоменко был бы рад, я думаю, это увидеть.
Источник: «Петербургский театральный журнал»
Алена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002