Где Крымов, там душа
Впечатление такое невероятное от премьеры Дмитрия Крымова в театре Фоменко, что оно навсегда закрывает тему, что художник когда-то устанет, когда-то исчерпает себя.
Ничего этого в Крымове нет. А есть ощущение, что таланту его нет меры, что он только наполняется изнутри, что это вообще только начало, а впереди новые победы. Ещё есть ощущение, что его фантазии требуют все более грандиозных воплощений, сказочный мир из детских игрушек и накладных париков становится всё более родным и одушевленным, а его удивительной театральности, волшебству и магии уже не хватает сцены. «Моцарт. Дон Жуан“. Генеральная репетиция» это огромное художественное впечатление, ощущение громадности замысла, это постановочный масштаб и великолепный крымовский амаркорд театру, артистам и всем, кто делает спектакль. Он очень комедийный. И очень оперный. И очень феллиниевский, потому что великую музыку поют самые нелепые персонажи на свете пенсионер, пьяный машинист сцены, вульгарная забытая прима, прима из Италии с ребенком, реквизитор и буфетчица с варикозом. Здесь куча сценических чудес наклоняется потолок, падают стены, горят столы. Расстрелу артистов в первом акте позавидуют Тарантино. Говорят, что режиссёр, который тут репетируют с ружьём, альтер эго самого Крымова, который достаточно жесток с актерами. И этот расстрел это расстрел века, это американский психопат заходит в бар Тома Харди. Не проходит и получаса первого акта, а сцена уже завалены трупами. Из зала на сцену летят гильзы, кровь заливает костюмы и статуи величественных львов, у одного льва отваливается голова, падает люстра, падает стена. А все потому, что не нужно делать плохо, когда нужно, чтобы хорошо, и никто не должен мешать режиссеру делать то, что он любит.
Потому что генеральная репетиция это смерть. Смерть и снова жизнь. У танцующего на столе режиссера идёт горлом кровь. Потому всё настоящее, как у Чехова, через кровотечение. Потому что, как говорил Пётр Фоменко, театр это предсмертное счастье и в природе русского человека — работать на грани инфаркта. Когда ты можешь приподнять белый потолок из лепнины, приготовленный художником для Моцарта, а под ним холодильник «Москвич», детский стульчик с обгрызанными ножками, санки и фотография мамы в Пицунде. И когда, наконец, накрахмаленный и напудренный мир Моцарта, и пьяный Игорь из машинного отделения, Дон Оттавио на костылях и мама в Пицунде, расстрелянный Дон Жуан и буфетчица Роза с хинкали, величайшая музыка всех времен и пенсионер Сашка с его повышенным холестерином, Севилья и Москва, земное и неземное, низкое и высокое, сроднясь в земле, сплетясь ветвями, входит в совершенный визуальный и человеческий контакт, ты понимаешь, что произошло какое-то событие, что это не просто спектакль, что это огромная театральная победа, торжество театра.
И главная победа здесь Евгений Цыганов. Если не сказать, что режиссера играет он, вы бы никогда не догадались. Если бы вы пришли в театр и увидели это своими глазами, вы бы тоже не догадались. Даже если бы вглядывались или сидели рядом с ним за режиссерским столиком в зрительном зале в районе второго ряда, вы бы всё равно не нашли бы даже намека на Цыганова. Потому Цыганова два. Один в кино. И он тут секс-символ. Мы же помним, как в сериале «Оттепель» он выбил из колеи работу транспорта и медицинских учреждений сценой в ресторане, когда, затягиваясь сигаретой, с не советской порочностью смотрел на Паулину Андрееву. И есть Цыганов в театре. И тут мачо затушивает сигарету, прячет опасный взгляд в запасной карман и секс-символ исчезает. Он убирает у себя голос, походку, возраст.
Все три часа, пока идет спектакль, вы будете искать хотя бы намек на нашего Габена. Его не будет. Потому что Цыганов гений. Он тут играет больше, чем роль. Он играет земную жизнь старика, бремя жизни, его восход и закат, рождение и похороны и это игра на погибель по-русски. И какие тут нежнейшие стариковские отношения с другом Сашкой. Какой хороший актёр Александр Моровов, который играет Сашку. Какие тут соприкосновения одиноких людей.
Где Крымов, там душа
Источник: Интернет-журнал «Мнение»
Ничего этого в Крымове нет. А есть ощущение, что таланту его нет меры, что он только наполняется изнутри, что это вообще только начало, а впереди новые победы. Ещё есть ощущение, что его фантазии требуют все более грандиозных воплощений, сказочный мир из детских игрушек и накладных париков становится всё более родным и одушевленным, а его удивительной театральности, волшебству и магии уже не хватает сцены. «Моцарт. Дон Жуан“. Генеральная репетиция» это огромное художественное впечатление, ощущение громадности замысла, это постановочный масштаб и великолепный крымовский амаркорд театру, артистам и всем, кто делает спектакль. Он очень комедийный. И очень оперный. И очень феллиниевский, потому что великую музыку поют самые нелепые персонажи на свете пенсионер, пьяный машинист сцены, вульгарная забытая прима, прима из Италии с ребенком, реквизитор и буфетчица с варикозом. Здесь куча сценических чудес наклоняется потолок, падают стены, горят столы. Расстрелу артистов в первом акте позавидуют Тарантино. Говорят, что режиссёр, который тут репетируют с ружьём, альтер эго самого Крымова, который достаточно жесток с актерами. И этот расстрел это расстрел века, это американский психопат заходит в бар Тома Харди. Не проходит и получаса первого акта, а сцена уже завалены трупами. Из зала на сцену летят гильзы, кровь заливает костюмы и статуи величественных львов, у одного льва отваливается голова, падает люстра, падает стена. А все потому, что не нужно делать плохо, когда нужно, чтобы хорошо, и никто не должен мешать режиссеру делать то, что он любит.
Потому что генеральная репетиция это смерть. Смерть и снова жизнь. У танцующего на столе режиссера идёт горлом кровь. Потому всё настоящее, как у Чехова, через кровотечение. Потому что, как говорил Пётр Фоменко, театр это предсмертное счастье и в природе русского человека — работать на грани инфаркта. Когда ты можешь приподнять белый потолок из лепнины, приготовленный художником для Моцарта, а под ним холодильник «Москвич», детский стульчик с обгрызанными ножками, санки и фотография мамы в Пицунде. И когда, наконец, накрахмаленный и напудренный мир Моцарта, и пьяный Игорь из машинного отделения, Дон Оттавио на костылях и мама в Пицунде, расстрелянный Дон Жуан и буфетчица Роза с хинкали, величайшая музыка всех времен и пенсионер Сашка с его повышенным холестерином, Севилья и Москва, земное и неземное, низкое и высокое, сроднясь в земле, сплетясь ветвями, входит в совершенный визуальный и человеческий контакт, ты понимаешь, что произошло какое-то событие, что это не просто спектакль, что это огромная театральная победа, торжество театра.
И главная победа здесь Евгений Цыганов. Если не сказать, что режиссера играет он, вы бы никогда не догадались. Если бы вы пришли в театр и увидели это своими глазами, вы бы тоже не догадались. Даже если бы вглядывались или сидели рядом с ним за режиссерским столиком в зрительном зале в районе второго ряда, вы бы всё равно не нашли бы даже намека на Цыганова. Потому Цыганова два. Один в кино. И он тут секс-символ. Мы же помним, как в сериале «Оттепель» он выбил из колеи работу транспорта и медицинских учреждений сценой в ресторане, когда, затягиваясь сигаретой, с не советской порочностью смотрел на Паулину Андрееву. И есть Цыганов в театре. И тут мачо затушивает сигарету, прячет опасный взгляд в запасной карман и секс-символ исчезает. Он убирает у себя голос, походку, возраст.
Все три часа, пока идет спектакль, вы будете искать хотя бы намек на нашего Габена. Его не будет. Потому что Цыганов гений. Он тут играет больше, чем роль. Он играет земную жизнь старика, бремя жизни, его восход и закат, рождение и похороны и это игра на погибель по-русски. И какие тут нежнейшие стариковские отношения с другом Сашкой. Какой хороший актёр Александр Моровов, который играет Сашку. Какие тут соприкосновения одиноких людей.
Где Крымов, там душа
Источник: Интернет-журнал «Мнение»
Наталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002