Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра Фоменко
30 и 31 июля в «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля «Комедия о трагедии». Постановка Евгения Цыганова основана на репетициях последней, не завершённой мастером работы — спектакля по пушкинскому «Борису Годунову».
В официальном пресс-релизе театр напоминает обстоятельства, при которых в истории «Мастерской» появился этот пушкинский текст: «Зимой 2010/11 года Пётр Наумович собрал своих учеников, актёров и стажёров театра „Мастерская Фоменко“, чтобы вместе почитать „Бориса Годунова“: несколько недель, меняясь ролями, то и дело прерываясь на разговоры об истории, времени и Пушкине. Дойдя до финала пьесы, Фоменко предложил приостановить работу. А спустя год, в июле 2012-го, Фоменко не стало…».
Напомним, что на пушкинских текстах была основана и последняя завершённая работа режиссёра (не считая «Театрального романа», который Фоменко выпускал как режиссёр совместно с Кириллом Пироговым) — «Триптих», объединивший «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцену из Фауста». Впрочем, это далеко не единственное обращение Фоменко к главному русскому классику, в том числе и в «Мастерской»: Пушкин был одним из главных авторов для режиссёра на протяжении всей его жизни. Это одна из причин, по которым интересны размышления Фоменко о «Борисе Годунове»: даже самые парадоксальные, они продиктованы не только сиюминутными догадками, но и долгим «сосуществованием» с автором.
Замечания, комментарии и размышления Фоменко для создателей «Комедии о трагедии» становятся своеобразным главным героем действия: происходящее на Большой сцене сопровождается, прерывается, преображается в соответствии с репликами мастера. Придуманный художницей Марией Мелешко квадратный «помост», за время действия несколько раз меняющий угол наклона вплоть до превращения в вертикальную стену, — игровое пространство, за которым постоянно «наблюдает» с чёрного задника Фоменко. На экран проецируются фрагменты немногочисленных видеозаписей, которые сохранились от репетиций 2010-2011 годов, а из колонок раздаются комментарии, записанные на диктофон, — слова мастера сопровождаются текстовой расшифровкой, «рукописными субтитрами». Таким образом, разыгрывая «Комедию о трагедии» сцена за сценой (включая не вошедшие в канонический вариант), артисты «Мастерской» в то же время приглашают зрителей посмотреть на процесс репетиции. Происходящее становится двойным «погружением» — создатели исследуют одновременно два художественных мира, мир Пушкина и мир Фоменко, и на афише спектакля графические профили обоих соединяются в буквальном смысле лицом к лицу. Этой двойственностью объясняется и выбор названия: Фоменко напоминал артистам, что пушкинским вариантом названия драмы было «Комедия о настоящей беде Московскому государству, царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Иронично-игрово воплощённый Пушкин в спектакле также присутствует — в образе Ремарки, которую играет Стефани Елизавета Бурмакова.
«Сочиняя спектакль, его создатели в чём-то „шли за Фомой“, ориентируясь на сохранившиеся в записях описания сцен, — сказано в пресс-релизе. — А какие-то эпизоды сочиняли самостоятельно. И уже позже, в записях репетиций находили подтверждение тому, что выбранный ими путь — тот самый, по которому десять лет назад предлагал идти Фоменко». За масштабную работу с репетиционным архивом отвечали Анна Байденгер, Анастасия Сергеева, Елена Юнина и Екатерина Бурлакова. Все использованные в спектакле записи репетиций сделали артисты: аудио — Никита Тюнин и Степан Пьянков, видео — Анатолий Горячев.
Постановка стала оммажем мастеру — первый, закрытый, показ прошёл в день 90-летия со дня рождения Фоменко, 13 июля. По словам режиссёра Евгения Цыганова, «…эта работа — про любовь. Про любовь к театру вообще и к нашему театру в частности, про любовь к Мастеру — и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к её истории и к своим ученикам».
Участвуют в «Комедии о трагедии» артисты разных поколений — и те, кто был на читках 12-летней давности, и те, кто пришёл в театр гораздо позже. В спектакле заняты Карэн Бадалов, Владислав Ташбулатов, Ольга Бодрова, Игорь Войнаровский, Дмитрий Рудков, Стефани Елизавета Бурмакова, Михаил Крылов, Николай Орловский, Вениамин Краснянский, Василий Фирсов, Галина Кашковская, Андрей Миххалёв, Анатолий Анциферов, Павел Яковлев и Роза Шмуклер.
Источник: «Театр.»
В официальном пресс-релизе театр напоминает обстоятельства, при которых в истории «Мастерской» появился этот пушкинский текст: «Зимой 2010/11 года Пётр Наумович собрал своих учеников, актёров и стажёров театра „Мастерская Фоменко“, чтобы вместе почитать „Бориса Годунова“: несколько недель, меняясь ролями, то и дело прерываясь на разговоры об истории, времени и Пушкине. Дойдя до финала пьесы, Фоменко предложил приостановить работу. А спустя год, в июле 2012-го, Фоменко не стало…».
Напомним, что на пушкинских текстах была основана и последняя завершённая работа режиссёра (не считая «Театрального романа», который Фоменко выпускал как режиссёр совместно с Кириллом Пироговым) — «Триптих», объединивший «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцену из Фауста». Впрочем, это далеко не единственное обращение Фоменко к главному русскому классику, в том числе и в «Мастерской»: Пушкин был одним из главных авторов для режиссёра на протяжении всей его жизни. Это одна из причин, по которым интересны размышления Фоменко о «Борисе Годунове»: даже самые парадоксальные, они продиктованы не только сиюминутными догадками, но и долгим «сосуществованием» с автором.
Замечания, комментарии и размышления Фоменко для создателей «Комедии о трагедии» становятся своеобразным главным героем действия: происходящее на Большой сцене сопровождается, прерывается, преображается в соответствии с репликами мастера. Придуманный художницей Марией Мелешко квадратный «помост», за время действия несколько раз меняющий угол наклона вплоть до превращения в вертикальную стену, — игровое пространство, за которым постоянно «наблюдает» с чёрного задника Фоменко. На экран проецируются фрагменты немногочисленных видеозаписей, которые сохранились от репетиций 2010-2011 годов, а из колонок раздаются комментарии, записанные на диктофон, — слова мастера сопровождаются текстовой расшифровкой, «рукописными субтитрами». Таким образом, разыгрывая «Комедию о трагедии» сцена за сценой (включая не вошедшие в канонический вариант), артисты «Мастерской» в то же время приглашают зрителей посмотреть на процесс репетиции. Происходящее становится двойным «погружением» — создатели исследуют одновременно два художественных мира, мир Пушкина и мир Фоменко, и на афише спектакля графические профили обоих соединяются в буквальном смысле лицом к лицу. Этой двойственностью объясняется и выбор названия: Фоменко напоминал артистам, что пушкинским вариантом названия драмы было «Комедия о настоящей беде Московскому государству, царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Иронично-игрово воплощённый Пушкин в спектакле также присутствует — в образе Ремарки, которую играет Стефани Елизавета Бурмакова.
«Сочиняя спектакль, его создатели в чём-то „шли за Фомой“, ориентируясь на сохранившиеся в записях описания сцен, — сказано в пресс-релизе. — А какие-то эпизоды сочиняли самостоятельно. И уже позже, в записях репетиций находили подтверждение тому, что выбранный ими путь — тот самый, по которому десять лет назад предлагал идти Фоменко». За масштабную работу с репетиционным архивом отвечали Анна Байденгер, Анастасия Сергеева, Елена Юнина и Екатерина Бурлакова. Все использованные в спектакле записи репетиций сделали артисты: аудио — Никита Тюнин и Степан Пьянков, видео — Анатолий Горячев.
Постановка стала оммажем мастеру — первый, закрытый, показ прошёл в день 90-летия со дня рождения Фоменко, 13 июля. По словам режиссёра Евгения Цыганова, «…эта работа — про любовь. Про любовь к театру вообще и к нашему театру в частности, про любовь к Мастеру — и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к её истории и к своим ученикам».
Участвуют в «Комедии о трагедии» артисты разных поколений — и те, кто был на читках 12-летней давности, и те, кто пришёл в театр гораздо позже. В спектакле заняты Карэн Бадалов, Владислав Ташбулатов, Ольга Бодрова, Игорь Войнаровский, Дмитрий Рудков, Стефани Елизавета Бурмакова, Михаил Крылов, Николай Орловский, Вениамин Краснянский, Василий Фирсов, Галина Кашковская, Андрей Миххалёв, Анатолий Анциферов, Павел Яковлев и Роза Шмуклер.
Источник: «Театр.»
Елена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002