Литовцы устроили у себя «Ад»
Минувшим летом спектакль знаменитого итальянца Ромео Кастеллуччи по «Божественной комедии» Данте стал гвоздем программы фестиваля в Авиньоне. Литовский «Сиренос» пригласил к себе его самую впечатляющую часть «Ад». В прологе режиссера терзает стая собак. После на сцене горит рояль и ползает «оживший» скелет. Ближе к финалу из толпы статистов, перерезающих друг другу горло, выходит сам Энди Уорхол.
«Уорхол для Кастеллуччи это как Вергилий для Данте», считает одна из помощниц режиссера в его театре «Общество Рафаэля». Собственно, кроме Уорхола, кидающегося вниз с темной вышки на фоне высвечивающихся огненными буквами названий его картин, других узнаваемых персонажей (в отличие от «Ада» Данте, населенного современниками поэта) в спектакле нет.
Почему именно Уорхол (ужас поп-культуры или ее оправдание?!), трактовать можно по-разному. Кастеллуччи любит повторять, что любой спектакль должен напоминать сон, в котором всегда есть белые пятна смысл надо искать именно в них.
Его «Ад» гениально выдуманный кошмарный сон.
Бунтарь и возмутитель общественного спокойствия, словно унаследовавший от древних римлян мысль о том, что без крови нет и зрелища, Кастеллуччи, похоже, не только сочинил, но и выстрадал свой «Ад». Устав от обвинений в формализме, жестокости и эпатаже, на этот раз он покупает право на эпатаж почти что кровью.
В прологе он появляется в глубине сцены, позади горящей надписи “INFERNO”, с одной только фразой: «Я - Ромео Кастеллуччи». И быстро накидывает поверх костюма что-то вроде лагерного бушлата из-за кулис выскакивают шесть собак, с лаем и визгом вцепляющиеся ему в ноги. Ошарашенный зал несколько минут наблюдает, как, повалив Кастеллуччи с ног, собаки таскают его по сцене.
Ад под открытым небом
Те, кому повезло побывать прошлым летом в Авиньоне, утверждают, что спектакль надо было смотреть именно на фестивале. «Ад» игрался под открытым небом, на фоне Папского дворца, средневековые камни которого служили лучшим фоном для трагических инсталляций режиссера. В нишу штабелями укладывались статисты: бесконечная череда смертей и воскрешений едва ли не самое горькое в аду. По высоченной стене ползал обнаженный человек, заставляя тысячную толпу охать от ужаса. На мостовой полыхал рояль (его режиссер использовал потом в двух других частях своей трилогии в «Раю» и «Чистилище»). Появление же Энди Уорхола сопровождалось ритуальным уничтожением телевизоров их выбрасывали из окон дворца так, что из семи мониторов, образовывавших слово “etoiles” («звезды»), оставалось только три: “toi” (тебя).
Создать условия для показа всех частей трилогии, задуманной и осуществленной для Авиньона, почти невозможно. «Рай», например, это трехминутная инсталляция, которую размещают в полуразрушенном храме, а зрителей запускают по одиночке. Так что решение организаторов «Сиренос» привести в Вильнюс более мобильный и зрелищный «Ад», хоть и в слегка «отредактированном» виде, вполне понятно.
Кавычки от ада
Кастеллуччи в Вильнюсе не впервые. Год назад на «Сиреносе» (а после и на московском фестивале «Территория») показали его спектакль “Tragedia Entogonidia. Bruxelles” («Трагедия, рождающаяся из самой себя. Эпизод Брюссель»). В нем двое полицейских (их переодевали в форму стражей порядка того города, где игрался спектакль) на глазах у зрителей превращали в отбивную котлету своего бог весть в чем провинившегося коллегу. Кровь (то есть кетчуп, которым поливали жертву) лилась рекой. Сцену избиения неожиданно сменяла зловеще-красивая сцена с юным принцем и служанками┘
Каждой картиной этого отточенного до мелочей зрелища Кастеллуччи доказывал, что ужас, обрушивающийся на сознание современного человека из самых разных источников, настолько абсурден, что его нельзя превратить в связную историю. Это в античных трагедиях боги могли жестоко покарать провинившегося и, скажем, проклясть весь его род на десять колен вперед. Трагедии, творящиеся вокруг нас, необъяснимы и сюрреалистичны.
Ад, по Кастеллуччи, также необъясним. От жизни он отличается только тем, что череде кошмаров нет конца. А потому насилие, которое творят по отношению друг к другу персонажи «Ада», похоже на привычный и тоскливый ритуал.
Сорок статистов (их режиссер вербует на месте, переодевает в яркие костюмы и обучает специальной пластике) и десять актеров «Общества Рафаэля» раз за разом устилают сцену свои телами корчатся в конвульсиях, затихают, а после поднимаются снова.
Ад для каждого свой: мужчина в нерешительности застывает между двух женщин, до изнеможения поводя головой в одну и в другую сторону. Старушка с хрустом вгрызается в рыжий волейбольный мяч ничего страшного вроде бы не происходит, но хруст, скрежет, всполохи огня, лязганье, доносящиеся из-за черного переливающегося задника, сгущают напряжение почти до взрыва.
Мало-помалу режиссеру удается добиться странного сдвига в зрительских ощущениях: когда по сцене за толпой статистов ползет скелет это кажется понятной, милой шуткой. А вот когда из темноты выезжает ярко освещенный стеклянный куб с кучкой детей (зеркальные стенки создают внутри эффект бесконечного пространства), радостно гомонящих и плющащих носы о стекло, хочется прямо-таки кричать от ужаса. Ведь за кубом следует огромный, жадно чавкающий черный саван┘
Тощий старик с фотоаппаратом время от времени снимает зал и тут же предъявляет пустые черные снимки. Он же оказывается в кабине чудовищно искореженного, проржавевшего автомобиля. Другой старик играет с мячом и выкликает из-за кулис мальчика, а тот легким движением перерезает «дедушке» горло, а после заботливо подкладывает ему под голову мяч. Белая лошадь, облитая красной краской┘ К веренице этих странных картин постепенно привыкаешь. Статисты, снова и снова корчащиеся в конвульсиях, а потом беззвучно покидающие сцену, вызывают уже не ужас, но горечь. Горечь вот что надолго остается от «Ада». Как горящие кавычки от слова «Инферно» на пустой черной сцене.
Справка
Фестиваль «Сиренос» самый крупный литовский театральный фестиваль возник пять лет назад по инициативе Театра Оскараса Коршуноваса.
«Уорхол для Кастеллуччи это как Вергилий для Данте», считает одна из помощниц режиссера в его театре «Общество Рафаэля». Собственно, кроме Уорхола, кидающегося вниз с темной вышки на фоне высвечивающихся огненными буквами названий его картин, других узнаваемых персонажей (в отличие от «Ада» Данте, населенного современниками поэта) в спектакле нет.
Почему именно Уорхол (ужас поп-культуры или ее оправдание?!), трактовать можно по-разному. Кастеллуччи любит повторять, что любой спектакль должен напоминать сон, в котором всегда есть белые пятна смысл надо искать именно в них.
Его «Ад» гениально выдуманный кошмарный сон.
Бунтарь и возмутитель общественного спокойствия, словно унаследовавший от древних римлян мысль о том, что без крови нет и зрелища, Кастеллуччи, похоже, не только сочинил, но и выстрадал свой «Ад». Устав от обвинений в формализме, жестокости и эпатаже, на этот раз он покупает право на эпатаж почти что кровью.
В прологе он появляется в глубине сцены, позади горящей надписи “INFERNO”, с одной только фразой: «Я - Ромео Кастеллуччи». И быстро накидывает поверх костюма что-то вроде лагерного бушлата из-за кулис выскакивают шесть собак, с лаем и визгом вцепляющиеся ему в ноги. Ошарашенный зал несколько минут наблюдает, как, повалив Кастеллуччи с ног, собаки таскают его по сцене.
Ад под открытым небом
Те, кому повезло побывать прошлым летом в Авиньоне, утверждают, что спектакль надо было смотреть именно на фестивале. «Ад» игрался под открытым небом, на фоне Папского дворца, средневековые камни которого служили лучшим фоном для трагических инсталляций режиссера. В нишу штабелями укладывались статисты: бесконечная череда смертей и воскрешений едва ли не самое горькое в аду. По высоченной стене ползал обнаженный человек, заставляя тысячную толпу охать от ужаса. На мостовой полыхал рояль (его режиссер использовал потом в двух других частях своей трилогии в «Раю» и «Чистилище»). Появление же Энди Уорхола сопровождалось ритуальным уничтожением телевизоров их выбрасывали из окон дворца так, что из семи мониторов, образовывавших слово “etoiles” («звезды»), оставалось только три: “toi” (тебя).
Создать условия для показа всех частей трилогии, задуманной и осуществленной для Авиньона, почти невозможно. «Рай», например, это трехминутная инсталляция, которую размещают в полуразрушенном храме, а зрителей запускают по одиночке. Так что решение организаторов «Сиренос» привести в Вильнюс более мобильный и зрелищный «Ад», хоть и в слегка «отредактированном» виде, вполне понятно.
Кавычки от ада
Кастеллуччи в Вильнюсе не впервые. Год назад на «Сиреносе» (а после и на московском фестивале «Территория») показали его спектакль “Tragedia Entogonidia. Bruxelles” («Трагедия, рождающаяся из самой себя. Эпизод Брюссель»). В нем двое полицейских (их переодевали в форму стражей порядка того города, где игрался спектакль) на глазах у зрителей превращали в отбивную котлету своего бог весть в чем провинившегося коллегу. Кровь (то есть кетчуп, которым поливали жертву) лилась рекой. Сцену избиения неожиданно сменяла зловеще-красивая сцена с юным принцем и служанками┘
Каждой картиной этого отточенного до мелочей зрелища Кастеллуччи доказывал, что ужас, обрушивающийся на сознание современного человека из самых разных источников, настолько абсурден, что его нельзя превратить в связную историю. Это в античных трагедиях боги могли жестоко покарать провинившегося и, скажем, проклясть весь его род на десять колен вперед. Трагедии, творящиеся вокруг нас, необъяснимы и сюрреалистичны.
Ад, по Кастеллуччи, также необъясним. От жизни он отличается только тем, что череде кошмаров нет конца. А потому насилие, которое творят по отношению друг к другу персонажи «Ада», похоже на привычный и тоскливый ритуал.
Сорок статистов (их режиссер вербует на месте, переодевает в яркие костюмы и обучает специальной пластике) и десять актеров «Общества Рафаэля» раз за разом устилают сцену свои телами корчатся в конвульсиях, затихают, а после поднимаются снова.
Ад для каждого свой: мужчина в нерешительности застывает между двух женщин, до изнеможения поводя головой в одну и в другую сторону. Старушка с хрустом вгрызается в рыжий волейбольный мяч ничего страшного вроде бы не происходит, но хруст, скрежет, всполохи огня, лязганье, доносящиеся из-за черного переливающегося задника, сгущают напряжение почти до взрыва.
Мало-помалу режиссеру удается добиться странного сдвига в зрительских ощущениях: когда по сцене за толпой статистов ползет скелет это кажется понятной, милой шуткой. А вот когда из темноты выезжает ярко освещенный стеклянный куб с кучкой детей (зеркальные стенки создают внутри эффект бесконечного пространства), радостно гомонящих и плющащих носы о стекло, хочется прямо-таки кричать от ужаса. Ведь за кубом следует огромный, жадно чавкающий черный саван┘
Тощий старик с фотоаппаратом время от времени снимает зал и тут же предъявляет пустые черные снимки. Он же оказывается в кабине чудовищно искореженного, проржавевшего автомобиля. Другой старик играет с мячом и выкликает из-за кулис мальчика, а тот легким движением перерезает «дедушке» горло, а после заботливо подкладывает ему под голову мяч. Белая лошадь, облитая красной краской┘ К веренице этих странных картин постепенно привыкаешь. Статисты, снова и снова корчащиеся в конвульсиях, а потом беззвучно покидающие сцену, вызывают уже не ужас, но горечь. Горечь вот что надолго остается от «Ада». Как горящие кавычки от слова «Инферно» на пустой черной сцене.
Справка
Фестиваль «Сиренос» самый крупный литовский театральный фестиваль возник пять лет назад по инициативе Театра Оскараса Коршуноваса.
Алла Шендерова, «Infox.ru», 24.02.2009