В «Мастерской Фоменко» выпускают премьеру по сказкам Романа Михайлова
Первая премьера сезона 2021-2022 в «Мастерской Фоменко» пройдёт в камерном Сером зале Старой сцены. Постановку, основанную на сочинениях Романа Михайлова, можно счесть продолжением своеобразной «новой репертуарной линии», наметившейся в театре в последние несколько лет. А именно — обращения к текстам актуальных современных авторов: в частности, здесь поставили две пьесы Дмитрия Данилова, а в формате zoom-спектакля существует версия «Королевства кривых» Арсения Фарятьева. Напомним, Роман Михайлов — во многом уникальная фигура (математик, писатель, артист) и едва ли не самый репертуарный автор двух последних сезонов: его тексты ставили Андрей Могучий («Сказка про последнего ангела» в Театре Наций получила «Золотую Маску-2021» как лучший драматический спектакль большой формы), Егор Перегудов («Сны моего отца» в РАМТе) и сам Михайлов в БДТ им. Г. А. Товстоногова («Несолнечный город», «Ничего этого не будет»). Любопытно, что не авторские постановки текстов Михайлова зачастую основаны на «страшных магических сказках» из сборника «Ягоды». По мнению критиков и читателей, девять сочинений разных лет о жестокой и магической реальности российских 90-х, из которых состоят «Ягоды», в художественном и языковом смысле проще, чем другие книги Михайлова. И, соответственно, более органичны для переноса на театральную сцену. К «Ягодам» обратилась и Майя Дороженко — режиссёр-постановщик и автор инсценировки «фоменковского» спектакля (рабочее название постановки, заявленное на сборе труппы в начале сезона, совпадало с названием самого сборника).
Отметим, что некоторые из текстов Михайлова в театре ставили и до того, как вышли перечисленные выше постановки: в начале 2010-х к ним обратился экспериментальный петербургский ТеатрMorph (в спектаклях участвовал и сам автор). С современным питерским авангардом связана и Майя Дороженко — ныне студентка выпускного курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), ранее она успела поучаствовать в проектах андеграундной команды «Театр. На вынос». Напомним, что уже сейчас Дороженко востребована в целом ряде театров — помимо «Мастерской Фоменко», её работы в числе премьер сезона 2021-2022 заявили Театр им. М. Н. Ермоловой, «Практика» и «Современник»
В качестве режиссёрского комментария и аннотации к премьере Дороженко предпослала спектаклю следующие строки:
«От воспоминаний не уйти /
Их уносит незаметным ветром /
Но в какой-то момент они снова
накрывают нас с головой /
Наше сознание способно видеть
прошлое /
Глядя на дрожащий снег фонаря /
Перемещение ночных птиц /
Или утреннюю дымку /
В нашем мире люди слышат голос ветра /
Чувствуют ангелов /
Видят сквозь пространство и время / ».
Отметим, что некоторые из текстов Михайлова в театре ставили и до того, как вышли перечисленные выше постановки: в начале 2010-х к ним обратился экспериментальный петербургский ТеатрMorph (в спектаклях участвовал и сам автор). С современным питерским авангардом связана и Майя Дороженко — ныне студентка выпускного курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), ранее она успела поучаствовать в проектах андеграундной команды «Театр. На вынос». Напомним, что уже сейчас Дороженко востребована в целом ряде театров — помимо «Мастерской Фоменко», её работы в числе премьер сезона 2021-2022 заявили Театр им. М. Н. Ермоловой, «Практика» и «Современник»
В качестве режиссёрского комментария и аннотации к премьере Дороженко предпослала спектаклю следующие строки:
«От воспоминаний не уйти /
Их уносит незаметным ветром /
Но в какой-то момент они снова
накрывают нас с головой /
Наше сознание способно видеть
прошлое /
Глядя на дрожащий снег фонаря /
Перемещение ночных птиц /
Или утреннюю дымку /
В нашем мире люди слышат голос ветра /
Чувствуют ангелов /
Видят сквозь пространство и время / ».
Елена Алдашева, «Театр.», 14.11.2021
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- В «Мастерской Фоменко» выпускают премьеру по сказкам Романа МихайловаЕлена Алдашева, «Театр.», 14.11.2021