Лекарство от попсы
Театральная страда окончена. Все ушли в отпуск. Для служителей сцены это, как правило, время подведения итогов.
Их можно назвать парадоксальными. Громких премьер было вроде бы немного, но общее ощущение от прошедшего сезона положительное и даже праздничное.
Чуть задумавшись, понимаешь, что положительный настрой возник не от ярких свершений, случившихся на ниве отечественного театра, а от встречи со спектаклями-гастролерами. По количеству нагрянувших к нам интересных гостей Москва, кажется, сравнилась с Парижем, в который так или иначе ведут все гастрольные тропы. По количеству театральных фестивалей она в этом году явно обогнала все столицы и мегаполисы мира. Во-первых, у нас есть грандиозный Чеховский фестиваль. Его апофеозом стали конечно же спектакли Робера Лепажа, оказавшиеся для россиян подлинным откровением, но и кроме Лепажа у нас побывали Мэтью Боурн, Пина Бауш, Филипп Жанти, чудесный канадский цирк «Элуаз».
Кроме «во-первых», у Москвы есть «во-вторых», «в-третьих» и даже «в-четвертых». Всю осень, сменяя друг друга, в столице шли фестивали «Территория», NET, «Сезон Станиславского». Венгр Арпад Шиллинг, француз Франсуа Танги, норвежец Йо Стромгрен, англичанин Тристан Шарпс, знаменитый театр Woostergroop, не говоря уже о таких гигантах, как Эймунтас Някрошюс и Лев Додин, вот неполный список имен, приехавших в Первопрестольную за первые несколько месяцев сезона. Но и это еще не все. Даже «Золотая маска», которой по определению («национальная театральная премия и фестиваль») предписано окучивать российскую сцену, тоже вышла на европейские просторы, и можно с уверенностью сказать, что самыми яркими и счастливыми ее событиями стали «Соня» Алвиса Херманиса и гастроли «Берлинер Ансамбль». Десятилетней давности спектакль Хайнера Мюллера «Карьера Артуро Уи» с потрясающим Мартином Вуттке в заглавной роли задал планку «масочному» смотру отечественных достижений, так же как спектакли Робера Лепажа теперь на долгое время станут для нас той высотой, какую надо взять, чтобы войти в театральную историю.
Гастрольный бум, который пережила в этом году Первопрестольная, есть свидетельство окончательно преодоленного театрального изоляционизма. Еще недавно в нашей стране, гордящейся славными сценическими традициями, он был весьма силен. Сейчас он постепенно сходит на нет. И еще одно знаковое событие минувшего сезона назначение главным режиссером Театра им. Вахтангова знаменитого литовца Римаса Туминаса так или иначе есть следствие этого преодоления. Кажется, впервые крупный академический театр возглавил в России иностранец. Сама по себе идея призывать к нам варягов независимо от того, каковы будут результаты в каждом конкретном случае кажется весьма плодотворной. Россия явно стремится ощутить себя частью общеевропейского театрального пространства, в котором границы между странами давно уже условны и все более распространенным становится тип режиссера-космополита. В оперно-балетной сфере это случилось давно. И вот Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, соревнуясь с Большим театром по числу удачных копродукций, приглашает в этом сезоне сразу двух знаменитостей со стороны Джона Ноймайера, чья «Чайка» стала подлинным украшением сезона, и Оливье Пи, чьи «Пеллеас и Мелизанда» являют собой образец среднеевропейской сценической добропорядочности (а добропорядочность, между прочим, это тоже совсем неплохо).
Русский театр, кстати, тоже обогатил в этом сезоне Европу режиссером-варягом, или, точнее, режиссером-скитальцем. Уже окончательно ясно, что Анатолий Васильев остался на Западе и в Россию вряд ли вернется. И как не оценивай причины этого отъезда, сам по себе он весьма печален. Его никак не назовешь результатом традиционных для Европы режиссерских миграций. Он, скорее, есть результат передела собственности, который наряду с гастролями захватил в ушедшем сезоне Москву.
Памятными остаются, собственно, два события. Кроме истории с помещениями «Школы драматического искусства» (он же Театр Анатолия Васильева), это громкая история с назначением худруком Театра Наций Евгения Миронова. И хотя в первом случае все имущественно-административные пертурбации не вызывают ничего кроме чувства брезгливости, а назначение Миронова, напротив, кажется счастливым для театра (хотя вряд ли счастливым для самого артиста: ему самой природой назначено играть на сцене, а не администрировать), не покидает стойкое ощущение «беспредела», творящегося в имущественно-хозяйственной сфере. Ведь нет решительно никаких законов и критериев, по которым происходит отъем и дарение театральных площадей. Всякий раз приходится уповать на добрую волю и здравомыслие отдельного чиновника. Когда слушаешь декларации о намерениях новоиспеченного худрука, сердце наполняется радостью. Проектный театр, нацеленный на широкомасштабное международное сотрудничество, это ровно то, чего не хватало Москве. Но все время не покидает мысль: а не произойдет ли через некоторое время очередной «отъем»? И хватит ли у известного артиста сил, чтобы не заблудиться в финансово-хозяйственном лабиринте, каким является у нас любой театральный организм?
Что же до самих московских премьер, то несложно установить невеселую закономерность: «Июль» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова, «Самое важное» Евгения Каменьковича, «Рассказ о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса, «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова, «Королева красоты» в постановке Константина Райкина все удачи этого сезона случились в пространстве малой сцены. На большой сцене за редким исключением («Горячее сердце» Романа Самгина и чрезвычайно удачный спектакль Константина Богомолова «Много шума из ничего» оба в Театре на Малой Бронной) мы видели или невыносимую академическую скуку, или полуэстрадную галиматью. Остается лишь уповать, что вхождение в европейский контекст как-то изменит эту ситуацию. Тотальную попсовизацию должна остановить тотальная фестивализация нашей жизни. Планка задана. Кто может пусть прыгает.
Чуть задумавшись, понимаешь, что положительный настрой возник не от ярких свершений, случившихся на ниве отечественного театра, а от встречи со спектаклями-гастролерами. По количеству нагрянувших к нам интересных гостей Москва, кажется, сравнилась с Парижем, в который так или иначе ведут все гастрольные тропы. По количеству театральных фестивалей она в этом году явно обогнала все столицы и мегаполисы мира. Во-первых, у нас есть грандиозный Чеховский фестиваль. Его апофеозом стали конечно же спектакли Робера Лепажа, оказавшиеся для россиян подлинным откровением, но и кроме Лепажа у нас побывали Мэтью Боурн, Пина Бауш, Филипп Жанти, чудесный канадский цирк «Элуаз».
Кроме «во-первых», у Москвы есть «во-вторых», «в-третьих» и даже «в-четвертых». Всю осень, сменяя друг друга, в столице шли фестивали «Территория», NET, «Сезон Станиславского». Венгр Арпад Шиллинг, француз Франсуа Танги, норвежец Йо Стромгрен, англичанин Тристан Шарпс, знаменитый театр Woostergroop, не говоря уже о таких гигантах, как Эймунтас Някрошюс и Лев Додин, вот неполный список имен, приехавших в Первопрестольную за первые несколько месяцев сезона. Но и это еще не все. Даже «Золотая маска», которой по определению («национальная театральная премия и фестиваль») предписано окучивать российскую сцену, тоже вышла на европейские просторы, и можно с уверенностью сказать, что самыми яркими и счастливыми ее событиями стали «Соня» Алвиса Херманиса и гастроли «Берлинер Ансамбль». Десятилетней давности спектакль Хайнера Мюллера «Карьера Артуро Уи» с потрясающим Мартином Вуттке в заглавной роли задал планку «масочному» смотру отечественных достижений, так же как спектакли Робера Лепажа теперь на долгое время станут для нас той высотой, какую надо взять, чтобы войти в театральную историю.
Гастрольный бум, который пережила в этом году Первопрестольная, есть свидетельство окончательно преодоленного театрального изоляционизма. Еще недавно в нашей стране, гордящейся славными сценическими традициями, он был весьма силен. Сейчас он постепенно сходит на нет. И еще одно знаковое событие минувшего сезона назначение главным режиссером Театра им. Вахтангова знаменитого литовца Римаса Туминаса так или иначе есть следствие этого преодоления. Кажется, впервые крупный академический театр возглавил в России иностранец. Сама по себе идея призывать к нам варягов независимо от того, каковы будут результаты в каждом конкретном случае кажется весьма плодотворной. Россия явно стремится ощутить себя частью общеевропейского театрального пространства, в котором границы между странами давно уже условны и все более распространенным становится тип режиссера-космополита. В оперно-балетной сфере это случилось давно. И вот Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, соревнуясь с Большим театром по числу удачных копродукций, приглашает в этом сезоне сразу двух знаменитостей со стороны Джона Ноймайера, чья «Чайка» стала подлинным украшением сезона, и Оливье Пи, чьи «Пеллеас и Мелизанда» являют собой образец среднеевропейской сценической добропорядочности (а добропорядочность, между прочим, это тоже совсем неплохо).
Русский театр, кстати, тоже обогатил в этом сезоне Европу режиссером-варягом, или, точнее, режиссером-скитальцем. Уже окончательно ясно, что Анатолий Васильев остался на Западе и в Россию вряд ли вернется. И как не оценивай причины этого отъезда, сам по себе он весьма печален. Его никак не назовешь результатом традиционных для Европы режиссерских миграций. Он, скорее, есть результат передела собственности, который наряду с гастролями захватил в ушедшем сезоне Москву.
Памятными остаются, собственно, два события. Кроме истории с помещениями «Школы драматического искусства» (он же Театр Анатолия Васильева), это громкая история с назначением худруком Театра Наций Евгения Миронова. И хотя в первом случае все имущественно-административные пертурбации не вызывают ничего кроме чувства брезгливости, а назначение Миронова, напротив, кажется счастливым для театра (хотя вряд ли счастливым для самого артиста: ему самой природой назначено играть на сцене, а не администрировать), не покидает стойкое ощущение «беспредела», творящегося в имущественно-хозяйственной сфере. Ведь нет решительно никаких законов и критериев, по которым происходит отъем и дарение театральных площадей. Всякий раз приходится уповать на добрую волю и здравомыслие отдельного чиновника. Когда слушаешь декларации о намерениях новоиспеченного худрука, сердце наполняется радостью. Проектный театр, нацеленный на широкомасштабное международное сотрудничество, это ровно то, чего не хватало Москве. Но все время не покидает мысль: а не произойдет ли через некоторое время очередной «отъем»? И хватит ли у известного артиста сил, чтобы не заблудиться в финансово-хозяйственном лабиринте, каким является у нас любой театральный организм?
Что же до самих московских премьер, то несложно установить невеселую закономерность: «Июль» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова, «Самое важное» Евгения Каменьковича, «Рассказ о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса, «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова, «Королева красоты» в постановке Константина Райкина все удачи этого сезона случились в пространстве малой сцены. На большой сцене за редким исключением («Горячее сердце» Романа Самгина и чрезвычайно удачный спектакль Константина Богомолова «Много шума из ничего» оба в Театре на Малой Бронной) мы видели или невыносимую академическую скуку, или полуэстрадную галиматью. Остается лишь уповать, что вхождение в европейский контекст как-то изменит эту ситуацию. Тотальную попсовизацию должна остановить тотальная фестивализация нашей жизни. Планка задана. Кто может пусть прыгает.
Марина Давыдова, «Известия», 13.08.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Лекарство от попсыМарина Давыдова, «Известия», 13.08.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Хранение столичностиРоман Должанский, «Коммерсант», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Наш ответ оптимистамАлександр Соколянский, «Время новостей», 30.03.2007
- «Гвоздь» вбили в «Захудалый род»Татьяна Кузнецова, «Коммерсант», 14.03.2007
- Олигарх из табакеркиМарина Квасницкая, «Российская газета», 13.03.2007
- Подвал столичного значенияИрина Алпатова, «Культура», 1.03.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»Борис Тух, «Вести недели день за днем», 8.12.2006
- Душа просит сказкиМарина Квасницкая, «Россiя», 30.11.2006
- Миндаугас Карбаускис в присутствии любви и жизниОльга Харитонова, 28.11.2006
- Театральный фестиваль дело живоеЭлла Аграновская, «Молодежь Эстонии», 18.11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- Гоголь по-безруковски┘Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- Гоголь по-безруковски
Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙМарина Дмитревская, «Час пик», 6.09.2006
- ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИМарина Лисовец, 08.2006
- Как важно быть серьезнымЕлена Груева, «ВАШ ДОСУГ», 29.06.2006
- Тополиный пух, жара, хрустальЕлена Ямпольская, «Известия», 27.06.2006
- КАРБАУСКИС ЗАСТАВИЛ ОМИЧЕЙ ПЛАКАТЬ«Омская Газета», 18.05.2006
- «Похождение» повесы«Коммерсант Weekend», 31.03.2006
- Масляков был зрителем, а Табаков покровителемНаталия Каминская, «Культура», 30.03.2006
- Табаков раздал в театре продуктовые наборыНикита Красников, «Комсомольская правда», 28.03.2006
- Табаков поощрил смелость и дерзостьМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 28.03.2006
- Театральные впечатления Павла РудневаПавел Руднев, «Новый Мир», 1.03.2006
- Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯАнастасия Исаева, «ДОМ АКТЕРА», 1.03.2006
- Поднимись над суетойАлександр Смольяков, «Планета Красота», 1.03.2006
- Нежный портрет на фоне смертиМарина Квасницкая, «Россiя», 9.02.2006
- Миндаугас Карбаускис и СмертьБорис Тух, «ДЕНЬ за ДНЕМ», 27.01.2006
- Страх и храбрость нового москвича МиндаугасаДарья Корниенко, «linnaleht», 27.01.2006
- Место смерти изменить нельзяМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 24.01.2006
- Мечты Агафьи Тихоновны«Культура», 12.01.2006
- Милость к падшимАлла Шендерова, «ДОМ АКТЕРА», 1.01.2006
- Вешал бы кто?!Алиса Никольская, «Театральная касса», 1.01.2006
- Плюшкин с харизмойЕлена Губайдуллина, «Планета Красота», 6.2006
- Режиссер, который ничего не хочет делатьСветлана Полякова, «Независимая газета», 23.12.2005
- Жажда жизниСветлана Тарасова, «Досуг & развлечения», 22.12.2005
- Пограничное состояниеАлексей Филиппов, «Русский Курьер», 19.12.2005
- Рассказ о семи повешенныхКристина Матвиенко, «TIME OUT МОСКВА», 14.12.2005
- Молодой повесаЕлена Ковальская, «АФИША», 13.12.2005
- ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУЕлена Дьякова, «Новая Газета», 12.12.2005
- НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕВера Максимова, «Независимая газета», 7.12.2005
- Помни о смерти«Итоги», 5.12.2005
- А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.12.2005
- Над морем всходило солнцеМария Хализева, «Экран и сцена», 1.12.2005
- Детские игры со смертьюАлена Карась, «Российская газета», 1.12.2005
- Он пугает, а нам не страшноСветлана Хохрякова, «Культура», 1.12.2005
- СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2005
- Персонаж с петлей на шееОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 30.11.2005
- Закончится вешалкойГлеб Ситковский, «Газета», 29.11.2005
- Ужу, уму равно ужасно умиратьАлександр Соколянский, «Время новостей», 29.11.2005
- Смерть как веселоРоман Должанский, «Коммерсант», 29.11.2005
- Минуты настоящегоОльга Егошина, «Новые Известия», 28.11.2005
- «Каждый раз начинаю все с нуля»Ольга Романцова, «Газета», 23.11.2005
- Уйти и не вернутьсяАртем Солнышкин, «Досуг & развлечения», 17.11.2005
- Смертельные игрыЕлена Груева, «Ваш досуг», 17.11.2005
- Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору»Ирина Воробьева, «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», 1.09.2005
- «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА»Павел Подкладов, «Труд», 17.08.2005
- Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами наградыПавел Подкладов, «Театральная Афиша», 1.06.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ»Любовь Лебедина, «Труд», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- «Иди сюда, буржуазненький наш!»Артур Соломонов, «Известия», 1.04.2005
- Марафон открытийОльга Егошина, «Новые Известия», 22.03.2005
- Золотая МаскаВ.Г., «TIME OUT МОСКВА», 21.03.2005
- Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯЕкатерина Васенина, «Новая Газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Драма для куколМарина Шимадина, «Коммерсант», 16.12.2004
- Станиславский в своей тарелкеМарина Шимадина, «Коммерсант», 9.12.2004
- Три вопроса Андрею СмоляковуДенис Белоусов, «Досуг&развлечения», 2.12.2004
- Кумир с щетинойТатьяна Коновалова, «МК», 25.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Машина времениЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 22.09.2004
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Дмитрий Назаров: Интриги украшение театраМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 6.08.2004
- Хотели как лучше
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 9.07.2004
- Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь»Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Олег Табаков: Я еще расту и учусьМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 18.05.2004
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе словаМария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание«Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- О любви к метафизикеАлла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действииНина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Старосветская печальНина Агишева, «Московские новости», 5.02.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили всеЛоретта Вашкова, «Радиогазета (Прага)»,
- «Похождение» в Таллине««Новости культуры» (ТК «Культура»)»,
- Смерть в стиле кантриЕлена Ямпольская, «Русский курьер»,
- Александр Стульнев готовится к перемене статуса и начинает день с форумаОльга Харитонова, «Саратовская областная газета»,