Аксенов ковчег
«Затоваренная бочкотара». Театр п/р Олега Табакова
И на этой неделе стоит оговориться: время для театральных событий в подлинном смысле этого слова еще не пришло. Столичные коллективы потихонечку раскачиваются, приводя себя в рабочее состояние. Мы же пока смотрим то, что есть, спектакли профессиональные и достаточно качественные, но не провоцирующие дрожь зрительского и критического восторга.
Итак, в «Табакерке» во второй раз поставили спектакль «Затоваренная бочкотара» по одноименной повести Василия Аксенова, практически совпавший на сей раз с 75-летним юбилеем автора. А первый вариант «Бочкотары» в постановке все того же режиссера Евгения Каменьковича случился 18 лет назад, премьеру сыграли в 1989-м. Собственно говоря, время исполнения и приметы зрительского восприятия играют тут не последнюю роль. И дело тут даже не столько в самом спектакле, сколько в звучании прозы Аксенова, которая в разное время по-разному же и слышится. Тогда, в 1989-м, спектакль увидеть не удалось, поскольку взамен корочки с золотой надписью «Пресса» имелся лишь студенческий билет ГИТИСа, а на премьере был такой лом, что студентам дали от ворот поворот. Сегодня зал все так же полон (что, впрочем, для маломестной «Табакерки» не проблема), но излишнего ажиотажа не наблюдается. Полно случайного народа, пришедшего в абстрактный «театр», порой возмущавшегося, что в программке практически нет звездных имен.
Хотя актеров, даже лишенных пока звездной ауры, упрекнуть не в чем. Кажется, что именно они и есть главное достоинство нынешнего спектакля. Но для сравнения в той же программке зачем-то напечатан прежний состав исполнителей: тут и Сергей Безруков, и Владимир Машков, и Марина Зудина, и Александр Мохов, и Евдокия Германова, и Андрей Смоляков. Один из них в истории «Табакерки» давно уже занял место «прошлого», многие славны сегодня и на иных территориях, в том числе кинематографических. Но Олег Табаков потому и предложил ремейковую идею, чтобы дать работу тем, кто в подвале на Чаплыгина является «настоящим». И оказался прав, потому что в нынешней ситуации именно актерские игровые моменты и оказались наиболее актуальными.
И боже сохрани намекать при этом на «устарелость» аксеновской прозы. Просто меняется ее восприятие, смещаются акценты внимания, появляется необходимость иной расшифровки. Повесть «Затоваренная бочкотара», вышедшая в 1968-м, изобиловала «фигами», которыми были полны авторские карманы. Читатель искал тайных смыслов и всяческих аллюзий, быть может, даже там, где их и не было. В 1989-м, когда советское прошлое только начинало себя изживать, какие-либо провокационные моменты текста, повинуясь моде времени, возводились в квадрат. Сегодня «совковые» приметы бытия обрели декоративную окраску, и авторам спектакля даже пришлось сочинять словарь устаревших понятий типа «двугривенный» или «тюлька в собственном соку». Которые, впрочем, поколению молодому ни о чем не говорят, да и бог с ними.
Василий Аксенов затеял некогда весьма комичное, но далеко не бессмысленное путешествие. Вроде бы в город Коряжск, а на самом деле по собственным мечтам, снам, грезам, неутоленным желаниям. Собрал в свой маленький ковчег, поместившийся в полуразбитом грузовичке, «героев» шофера, интеллигента-«консультанта», военного моряка, учительницу, пенсионера и лаборантку, то есть представителей так называемых «социальных слоев» тогдашнего Союза. Но «герои» эти находятся в окружении «людей» (существ, наверное, не столь типичных, хотя к этому близких), «пороков» и даже «понятий», как то: Романтика, представленная в образе пышечки-проводницы (Мария Сокова), Характеристика или Хунта. В общем, «повесть с преувеличениями и сновидениями» забавная и балансирующая над реальностью картинка жизни типовых советских обитателей и обывателей.
Впрочем, наш сегодняшний театр и так-то не слишком перегружен поисками смыслов. Вот и в нынешнем спектакле решили напрочь избавиться от всяческого серьеза, рефлексии и ответов на вопросы бытия. Главным героем «от автора» стал именно язык повести, остроумные словесные цепочки, иронично-парадоксальные обороты. Сказать, что это ново, тот же язык, только уже рецензента, не повернется. Предыдущий спектакль «Табакерки», «Рассказ о счастливой Москве» Андрея Платонова Миндаугаса Карбаускиса, тоже был настоян на авторской стилистике. Не ново и некое театрализованное прочтение прозы. К этому нас давным-давно приучила Марина Брусникина, да и сам Каменькович в спектакле «Самое важное» у «фоменок» тоже все это уже опробовал, только более удачно.
Здесь же действие, задекорированное Александром Боровским кучей рассыпанных под ногами досок да брезентовым «кузовом» от грузовика, не то чтобы об эти доски спотыкается, но порой буксует на месте, как тот самый грузовичок застревает в ухабах советских дорог. Меж тем само аксеновское путешествие продолжается, но режиссерские приемы, придуманные для его сценического воплощения, заявлены сразу и потом лишь чередуются с предсказуемой монотонностью: эпизод сон эпизод сон и т.д.
Хотя, конечно же, все эти сны и эпизоды весьма изобретательны и зрелищны, насколько это позволяет скудное пространство «Табакерки». А вот актеры, наряженные по моде 60 70-х годов прошлого столетия и погруженные в музыкальный ретроантураж (шлягеры той эпохи с завидным постоянством сменяют друг друга в живом и фонограммном исполнении), здесь и замечательны, и удивительны, и очень органичны. Причем им удается, с благословения режиссера, конечно, играть «с дистанцией», иронично и вместе с тем искренне. Больше повезло «героям» с их большими и полноценными ролями, абсолютно характерными.
Вот непутевый шофер Телескопов (Аркадий Киселев) лихо крутит «баранку», роль которой, в свою очередь, исполняет велосипедное колесо. Вот утонченно-темпераментный Дрожжинин (Евгений Миллер), консультант по неведомой стране Халигалии, во сне своем бросается в страстный танец с аборигенкой. Вот атлетический моряк Шустиков (Александр Фисенко) заламывает бескозырку и стреляет глазами. И скромница-учительница (Алена Лаптева) пускается во все тяжкие эротического свойства. А старик Моченкин (в котором не сразу признаешь молодого Дмитрия Бродецкого) «погибает» от хищных лап колорадских жуков с зажатыми в них ножами. И Ангелина Миримская запросто преображается то в девочку, то в бабушку. Впрочем, и роли эпизодические здесь не теряются. К тому же некоторым актерам доверено сыграть парочку «концертных» номеров, что они и делают с удовольствием.
И все было бы замечательно, но на одном только актерском темпераменте современный театр, к сожалению, далеко не уедет. Блестящая игра это прекрасно, и, конечно же, она является одним из главных компонентов театрального представления. Меж тем все равно хочется чего-то большего, что вводило бы актеров в контекст сценических поисков, смыслов, открытий. Да и дороги наши, говорят, меняются к лучшему. Может быть, уже хватит буксовать по привычке?
Итак, в «Табакерке» во второй раз поставили спектакль «Затоваренная бочкотара» по одноименной повести Василия Аксенова, практически совпавший на сей раз с 75-летним юбилеем автора. А первый вариант «Бочкотары» в постановке все того же режиссера Евгения Каменьковича случился 18 лет назад, премьеру сыграли в 1989-м. Собственно говоря, время исполнения и приметы зрительского восприятия играют тут не последнюю роль. И дело тут даже не столько в самом спектакле, сколько в звучании прозы Аксенова, которая в разное время по-разному же и слышится. Тогда, в 1989-м, спектакль увидеть не удалось, поскольку взамен корочки с золотой надписью «Пресса» имелся лишь студенческий билет ГИТИСа, а на премьере был такой лом, что студентам дали от ворот поворот. Сегодня зал все так же полон (что, впрочем, для маломестной «Табакерки» не проблема), но излишнего ажиотажа не наблюдается. Полно случайного народа, пришедшего в абстрактный «театр», порой возмущавшегося, что в программке практически нет звездных имен.
Хотя актеров, даже лишенных пока звездной ауры, упрекнуть не в чем. Кажется, что именно они и есть главное достоинство нынешнего спектакля. Но для сравнения в той же программке зачем-то напечатан прежний состав исполнителей: тут и Сергей Безруков, и Владимир Машков, и Марина Зудина, и Александр Мохов, и Евдокия Германова, и Андрей Смоляков. Один из них в истории «Табакерки» давно уже занял место «прошлого», многие славны сегодня и на иных территориях, в том числе кинематографических. Но Олег Табаков потому и предложил ремейковую идею, чтобы дать работу тем, кто в подвале на Чаплыгина является «настоящим». И оказался прав, потому что в нынешней ситуации именно актерские игровые моменты и оказались наиболее актуальными.
И боже сохрани намекать при этом на «устарелость» аксеновской прозы. Просто меняется ее восприятие, смещаются акценты внимания, появляется необходимость иной расшифровки. Повесть «Затоваренная бочкотара», вышедшая в 1968-м, изобиловала «фигами», которыми были полны авторские карманы. Читатель искал тайных смыслов и всяческих аллюзий, быть может, даже там, где их и не было. В 1989-м, когда советское прошлое только начинало себя изживать, какие-либо провокационные моменты текста, повинуясь моде времени, возводились в квадрат. Сегодня «совковые» приметы бытия обрели декоративную окраску, и авторам спектакля даже пришлось сочинять словарь устаревших понятий типа «двугривенный» или «тюлька в собственном соку». Которые, впрочем, поколению молодому ни о чем не говорят, да и бог с ними.
Василий Аксенов затеял некогда весьма комичное, но далеко не бессмысленное путешествие. Вроде бы в город Коряжск, а на самом деле по собственным мечтам, снам, грезам, неутоленным желаниям. Собрал в свой маленький ковчег, поместившийся в полуразбитом грузовичке, «героев» шофера, интеллигента-«консультанта», военного моряка, учительницу, пенсионера и лаборантку, то есть представителей так называемых «социальных слоев» тогдашнего Союза. Но «герои» эти находятся в окружении «людей» (существ, наверное, не столь типичных, хотя к этому близких), «пороков» и даже «понятий», как то: Романтика, представленная в образе пышечки-проводницы (Мария Сокова), Характеристика или Хунта. В общем, «повесть с преувеличениями и сновидениями» забавная и балансирующая над реальностью картинка жизни типовых советских обитателей и обывателей.
Впрочем, наш сегодняшний театр и так-то не слишком перегружен поисками смыслов. Вот и в нынешнем спектакле решили напрочь избавиться от всяческого серьеза, рефлексии и ответов на вопросы бытия. Главным героем «от автора» стал именно язык повести, остроумные словесные цепочки, иронично-парадоксальные обороты. Сказать, что это ново, тот же язык, только уже рецензента, не повернется. Предыдущий спектакль «Табакерки», «Рассказ о счастливой Москве» Андрея Платонова Миндаугаса Карбаускиса, тоже был настоян на авторской стилистике. Не ново и некое театрализованное прочтение прозы. К этому нас давным-давно приучила Марина Брусникина, да и сам Каменькович в спектакле «Самое важное» у «фоменок» тоже все это уже опробовал, только более удачно.
Здесь же действие, задекорированное Александром Боровским кучей рассыпанных под ногами досок да брезентовым «кузовом» от грузовика, не то чтобы об эти доски спотыкается, но порой буксует на месте, как тот самый грузовичок застревает в ухабах советских дорог. Меж тем само аксеновское путешествие продолжается, но режиссерские приемы, придуманные для его сценического воплощения, заявлены сразу и потом лишь чередуются с предсказуемой монотонностью: эпизод сон эпизод сон и т.д.
Хотя, конечно же, все эти сны и эпизоды весьма изобретательны и зрелищны, насколько это позволяет скудное пространство «Табакерки». А вот актеры, наряженные по моде 60 70-х годов прошлого столетия и погруженные в музыкальный ретроантураж (шлягеры той эпохи с завидным постоянством сменяют друг друга в живом и фонограммном исполнении), здесь и замечательны, и удивительны, и очень органичны. Причем им удается, с благословения режиссера, конечно, играть «с дистанцией», иронично и вместе с тем искренне. Больше повезло «героям» с их большими и полноценными ролями, абсолютно характерными.
Вот непутевый шофер Телескопов (Аркадий Киселев) лихо крутит «баранку», роль которой, в свою очередь, исполняет велосипедное колесо. Вот утонченно-темпераментный Дрожжинин (Евгений Миллер), консультант по неведомой стране Халигалии, во сне своем бросается в страстный танец с аборигенкой. Вот атлетический моряк Шустиков (Александр Фисенко) заламывает бескозырку и стреляет глазами. И скромница-учительница (Алена Лаптева) пускается во все тяжкие эротического свойства. А старик Моченкин (в котором не сразу признаешь молодого Дмитрия Бродецкого) «погибает» от хищных лап колорадских жуков с зажатыми в них ножами. И Ангелина Миримская запросто преображается то в девочку, то в бабушку. Впрочем, и роли эпизодические здесь не теряются. К тому же некоторым актерам доверено сыграть парочку «концертных» номеров, что они и делают с удовольствием.
И все было бы замечательно, но на одном только актерском темпераменте современный театр, к сожалению, далеко не уедет. Блестящая игра это прекрасно, и, конечно же, она является одним из главных компонентов театрального представления. Меж тем все равно хочется чего-то большего, что вводило бы актеров в контекст сценических поисков, смыслов, открытий. Да и дороги наши, говорят, меняются к лучшему. Может быть, уже хватит буксовать по привычке?
Ирина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Лекарство от попсыМарина Давыдова, «Известия», 13.08.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Хранение столичностиРоман Должанский, «Коммерсант», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Наш ответ оптимистамАлександр Соколянский, «Время новостей», 30.03.2007
- «Гвоздь» вбили в «Захудалый род»Татьяна Кузнецова, «Коммерсант», 14.03.2007
- Олигарх из табакеркиМарина Квасницкая, «Российская газета», 13.03.2007
- Подвал столичного значенияИрина Алпатова, «Культура», 1.03.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»Борис Тух, «Вести недели день за днем», 8.12.2006
- Душа просит сказкиМарина Квасницкая, «Россiя», 30.11.2006
- Миндаугас Карбаускис в присутствии любви и жизниОльга Харитонова, 28.11.2006
- Театральный фестиваль дело живоеЭлла Аграновская, «Молодежь Эстонии», 18.11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- Гоголь по-безруковски┘Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- Гоголь по-безруковски
Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙМарина Дмитревская, «Час пик», 6.09.2006
- ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИМарина Лисовец, 08.2006
- Как важно быть серьезнымЕлена Груева, «ВАШ ДОСУГ», 29.06.2006
- Тополиный пух, жара, хрустальЕлена Ямпольская, «Известия», 27.06.2006
- КАРБАУСКИС ЗАСТАВИЛ ОМИЧЕЙ ПЛАКАТЬ«Омская Газета», 18.05.2006
- «Похождение» повесы«Коммерсант Weekend», 31.03.2006
- Масляков был зрителем, а Табаков покровителемНаталия Каминская, «Культура», 30.03.2006
- Табаков раздал в театре продуктовые наборыНикита Красников, «Комсомольская правда», 28.03.2006
- Табаков поощрил смелость и дерзостьМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 28.03.2006
- Театральные впечатления Павла РудневаПавел Руднев, «Новый Мир», 1.03.2006
- Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯАнастасия Исаева, «ДОМ АКТЕРА», 1.03.2006
- Поднимись над суетойАлександр Смольяков, «Планета Красота», 1.03.2006
- Нежный портрет на фоне смертиМарина Квасницкая, «Россiя», 9.02.2006
- Миндаугас Карбаускис и СмертьБорис Тух, «ДЕНЬ за ДНЕМ», 27.01.2006
- Страх и храбрость нового москвича МиндаугасаДарья Корниенко, «linnaleht», 27.01.2006
- Место смерти изменить нельзяМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 24.01.2006
- Мечты Агафьи Тихоновны«Культура», 12.01.2006
- Милость к падшимАлла Шендерова, «ДОМ АКТЕРА», 1.01.2006
- Вешал бы кто?!Алиса Никольская, «Театральная касса», 1.01.2006
- Плюшкин с харизмойЕлена Губайдуллина, «Планета Красота», 6.2006
- Режиссер, который ничего не хочет делатьСветлана Полякова, «Независимая газета», 23.12.2005
- Жажда жизниСветлана Тарасова, «Досуг & развлечения», 22.12.2005
- Пограничное состояниеАлексей Филиппов, «Русский Курьер», 19.12.2005
- Рассказ о семи повешенныхКристина Матвиенко, «TIME OUT МОСКВА», 14.12.2005
- Молодой повесаЕлена Ковальская, «АФИША», 13.12.2005
- ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУЕлена Дьякова, «Новая Газета», 12.12.2005
- НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕВера Максимова, «Независимая газета», 7.12.2005
- Помни о смерти«Итоги», 5.12.2005
- А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.12.2005
- Над морем всходило солнцеМария Хализева, «Экран и сцена», 1.12.2005
- Детские игры со смертьюАлена Карась, «Российская газета», 1.12.2005
- Он пугает, а нам не страшноСветлана Хохрякова, «Культура», 1.12.2005
- СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2005
- Персонаж с петлей на шееОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 30.11.2005
- Закончится вешалкойГлеб Ситковский, «Газета», 29.11.2005
- Ужу, уму равно ужасно умиратьАлександр Соколянский, «Время новостей», 29.11.2005
- Смерть как веселоРоман Должанский, «Коммерсант», 29.11.2005
- Минуты настоящегоОльга Егошина, «Новые Известия», 28.11.2005
- «Каждый раз начинаю все с нуля»Ольга Романцова, «Газета», 23.11.2005
- Уйти и не вернутьсяАртем Солнышкин, «Досуг & развлечения», 17.11.2005
- Смертельные игрыЕлена Груева, «Ваш досуг», 17.11.2005
- Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору»Ирина Воробьева, «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», 1.09.2005
- «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА»Павел Подкладов, «Труд», 17.08.2005
- Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами наградыПавел Подкладов, «Театральная Афиша», 1.06.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ»Любовь Лебедина, «Труд», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- «Иди сюда, буржуазненький наш!»Артур Соломонов, «Известия», 1.04.2005
- Марафон открытийОльга Егошина, «Новые Известия», 22.03.2005
- Золотая МаскаВ.Г., «TIME OUT МОСКВА», 21.03.2005
- Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯЕкатерина Васенина, «Новая Газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Драма для куколМарина Шимадина, «Коммерсант», 16.12.2004
- Станиславский в своей тарелкеМарина Шимадина, «Коммерсант», 9.12.2004
- Три вопроса Андрею СмоляковуДенис Белоусов, «Досуг&развлечения», 2.12.2004
- Кумир с щетинойТатьяна Коновалова, «МК», 25.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Машина времениЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 22.09.2004
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Дмитрий Назаров: Интриги украшение театраМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 6.08.2004
- Хотели как лучше
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 9.07.2004
- Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь»Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Олег Табаков: Я еще расту и учусьМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 18.05.2004
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе словаМария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание«Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- О любви к метафизикеАлла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действииНина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Старосветская печальНина Агишева, «Московские новости», 5.02.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили всеЛоретта Вашкова, «Радиогазета (Прага)»,
- «Похождение» в Таллине««Новости культуры» (ТК «Культура»)»,
- Смерть в стиле кантриЕлена Ямпольская, «Русский курьер»,
- Александр Стульнев готовится к перемене статуса и начинает день с форумаОльга Харитонова, «Саратовская областная газета»,