Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»
Марина Зудина сегодня одна из самых востребованных актрис театра и кино. Спектакли с ее участием практически не сходят со сцены МХТ и «Табакерки». Сейчас она репетирует Эльмиру в «Тартюфе» у Нины Чусовой. Встретившись с корреспондентом «Новых Известий», актриса с ходу поставила условие: «Никаких вопросов о моем супруге Олеге Табакове и о моей личной жизни. К тому же человек в работе гораздо интереснее, чем он же на кухне».
Буквально на днях завершился фестиваль «Новая драма». Судя по его результатам, сейчас в особой моде так сказать «пьесы без прикрас» со сцены звучит мат, показывается насилие, извращения. Вы согласились бы играть в такой пьесе?
Если пьеса талантлива и в ней есть интересные роли, то, конечно, да. Какая разница, что это новая драма или старая. Но я, очевидно, не очень вписываюсь в современные ритмы, поэтому предпочитаю классику.
То есть вам знакомо чувство профессиональной зависти?
Да, безусловно. Есть актеры, которые потрясающе владеют формой. Именно форма для них отправная точка в работе над ролью. Я так не могу. Я пока через себя не пропущу, ничего не получается. Я пока еще плохо смешу, но не теряю надежды научиться. Много и очень внимательно смотрю на то, как мои партнеры, мои коллеги это делают, и не перестаю восхищаться ими. Но все не может получаться одинаково хорошо. Мы же живые, и театр живой. И чем больше разного в нем происходит тем интереснее и здоровее. Вообще наша профессия такова, что, занимаясь ею, легче выжить в сегодняшнем мире. Потому что ты должен иногда задумываться о вечных ценностях и задавать себе вопросы из разряда быть или не быть. А это иногда очень полезно. Это погружение в себя спасает.
Проживая ту или иную роль, артист начинает испытывать на себе ее влияние. Как вы ощущаете влияние своих героинь в обычной жизни?
По-разному. Это во многом зависит от роли. Поэтому не очень люблю играть не то что негативные роли, но я, скажем, не очень любила спектакль «Опасные связи», потому что есть роли, на которых ты внутренне растешь, а есть роли, которые тебя затягивают: Маркиза де Мартей из таких. Некоторым артистам удается противостоять своим ролям, а на меня они оказывают своеобразное действие. Во время репетиций таких ролей я в жизни становлюсь категоричнее и циничнее, чем есть на самом деле. Но потом, когда репетиции заканчиваются, я выздоравливаю. Но все же это очень болезненно. Наверное, поэтому я никогда не мечтала о Леди Макбет.
Как же тогда Настасья Филипповна из «Идиота»?
Это из тех ролей, в которых опускаешься в бездну и не находишь дна, чтобы оттолкнуться и выплыть. В Настасье Филипповне много нездоровья, душевного нездоровья. И все равно эта женщина приносит себя в жертву, чтобы Мышкин был счастлив. Я очень люблю эту роль, хотя это единственный спектакль, после которого я прихожу совершенно опустошенная. Достоевский писал об аномалиях, а аномалию здоровому человеку невозможно до конца ощутить. Ты можешь пробовать что-то нащупать, но, наверное, только гений или нездоровый человек может до конца понять то, о чем писал Достоевский.
В прошлом сезоне вы сыграли Юлию в «Последней жертве» и Елену Андреевну в «Дяде Ване». Эти роли кажутся этапными в вашей актерской судьбе. Вы сами довольны ими?
Обе эти роли значимы для меня. История с «Последней жертвой» началась так: все запланированные премьеры Большой сцены МХТ в прошлом сезоне должны были выйти после Нового года. И надо было придумать какую-то работу, которую можно было бы выпустить в первой половине сезона. Остановились на «Последней жертве». Я же должна поблагодарить режиссера спектакля Еремина за то, что он назвал мою фамилию при распределении ролей. Наверное, Олег Павлович понимал, что я могу играть Юлию просто по раскладу труппы. Но если бы режиссер не назвал мою фамилию, я не стала бы просить эту роль. Работать над Юлией было интересно. Проблема для меня заключалась в том, что роль написана акварельными, нежными красками, в ней ухватиться почти не за что. Юлия у Островского ну такая хорошая, такая положительная! Как это играть?! Правда-правда! Помогал режиссер. Я очень рада, что познакомилась с Юрием Ивановичем Ереминым. Он раньше мне казался человеком очень необщительным, немножко иностранцем и очень важным. А когда мы стали работать вместе, он для меня открылся как человек по-детски доверчивый, очень увлекающийся и увлекающий других. Помогло, что рядом был Олег Павлович Табаков. Между Юлией и Прибытковым происходит много такого, что очень сложно было бы сыграть, если бы партнером был малознакомый актер. Но у нас с Табаковым это «что-то» уже есть в отношениях. Мы не должны были преодолевать незнание партнера, что отнимает много сил. Что же касается результата, то мне приятно, что спектакль в целом получился. Это видно не только по реакции зрителя, но и по тому, как ведут себя за кулисами технические работники монтировщики, костюмеры, гримеры. Они смотрят спектакль с интересом. Это очень важный показатель.
Кажется, что в «Дяде Ване» режиссер Миндаугас Карбаускис практически лишает актера возможности импровизировать в роли. Это так?
Не совсем, но я благодарна Миндаугасу, потому что со мной нечасто так кропотливо и подробно работали, как делал это он. Обычно мне много отдавали на откуп. Миндаугас как-то во время репетиций пошутил: «Мне кажется, что Елена Андреевна это я. От меня все чего-то хотят». Карбаускис предложил для роли Елены Андреевны рисунок, основанный на музыке фраз, до мельчайших деталей продуманный. Моя ошибка на премьере была, вероятно, в том, что я не до конца заполнила этот рисунок собой. Я была очень увлечена формой и, вероятно, внутренне от этого была скована. Это на самом деле касается не только меня, но и спектакля, который по-настоящему родился гораздо позже, чем была премьера. Только сейчас спектакль начинает набирать те обороты, которые должны были быть с самого начала.
Мне было интересно сыграть именно такую Елену, нерешительную, чуть-чуть жеманную, не идеальную. И когда критики недоумевают по поводу того, что как же в такую холодную женщину можно влюбиться, мне хочется сказать: «Посмотрите вокруг! Сколько красивых женщин не идеальных, не героинь, не совершенных, и сколько у них поклонников лишь потому, что они красивы! Почему же на сцене все должны быть идеальными?». Мне было немного обидно, что не все критики поняли то, как Миндаугас решал Елену. Елизавета Исааковна Котова, легендарный завлит старого «Современника», рассказывала мне, что когда их учили профессии театрального критика, то отдельной темой была отрицательная рецензия, и им объясняли, что нельзя забывать про то, что артистам после этой отрицательной рецензии надо выходить на сцену и играть. А сейчас, мне кажется, критики пишут друг для друга, желая утвердиться, привлечь внимание к себе и так далее. А артисты потом читают и думают: про что это они вообще говорят?
Буквально на днях завершился фестиваль «Новая драма». Судя по его результатам, сейчас в особой моде так сказать «пьесы без прикрас» со сцены звучит мат, показывается насилие, извращения. Вы согласились бы играть в такой пьесе?
Если пьеса талантлива и в ней есть интересные роли, то, конечно, да. Какая разница, что это новая драма или старая. Но я, очевидно, не очень вписываюсь в современные ритмы, поэтому предпочитаю классику.
То есть вам знакомо чувство профессиональной зависти?
Да, безусловно. Есть актеры, которые потрясающе владеют формой. Именно форма для них отправная точка в работе над ролью. Я так не могу. Я пока через себя не пропущу, ничего не получается. Я пока еще плохо смешу, но не теряю надежды научиться. Много и очень внимательно смотрю на то, как мои партнеры, мои коллеги это делают, и не перестаю восхищаться ими. Но все не может получаться одинаково хорошо. Мы же живые, и театр живой. И чем больше разного в нем происходит тем интереснее и здоровее. Вообще наша профессия такова, что, занимаясь ею, легче выжить в сегодняшнем мире. Потому что ты должен иногда задумываться о вечных ценностях и задавать себе вопросы из разряда быть или не быть. А это иногда очень полезно. Это погружение в себя спасает.
Проживая ту или иную роль, артист начинает испытывать на себе ее влияние. Как вы ощущаете влияние своих героинь в обычной жизни?
По-разному. Это во многом зависит от роли. Поэтому не очень люблю играть не то что негативные роли, но я, скажем, не очень любила спектакль «Опасные связи», потому что есть роли, на которых ты внутренне растешь, а есть роли, которые тебя затягивают: Маркиза де Мартей из таких. Некоторым артистам удается противостоять своим ролям, а на меня они оказывают своеобразное действие. Во время репетиций таких ролей я в жизни становлюсь категоричнее и циничнее, чем есть на самом деле. Но потом, когда репетиции заканчиваются, я выздоравливаю. Но все же это очень болезненно. Наверное, поэтому я никогда не мечтала о Леди Макбет.
Как же тогда Настасья Филипповна из «Идиота»?
Это из тех ролей, в которых опускаешься в бездну и не находишь дна, чтобы оттолкнуться и выплыть. В Настасье Филипповне много нездоровья, душевного нездоровья. И все равно эта женщина приносит себя в жертву, чтобы Мышкин был счастлив. Я очень люблю эту роль, хотя это единственный спектакль, после которого я прихожу совершенно опустошенная. Достоевский писал об аномалиях, а аномалию здоровому человеку невозможно до конца ощутить. Ты можешь пробовать что-то нащупать, но, наверное, только гений или нездоровый человек может до конца понять то, о чем писал Достоевский.
В прошлом сезоне вы сыграли Юлию в «Последней жертве» и Елену Андреевну в «Дяде Ване». Эти роли кажутся этапными в вашей актерской судьбе. Вы сами довольны ими?
Обе эти роли значимы для меня. История с «Последней жертвой» началась так: все запланированные премьеры Большой сцены МХТ в прошлом сезоне должны были выйти после Нового года. И надо было придумать какую-то работу, которую можно было бы выпустить в первой половине сезона. Остановились на «Последней жертве». Я же должна поблагодарить режиссера спектакля Еремина за то, что он назвал мою фамилию при распределении ролей. Наверное, Олег Павлович понимал, что я могу играть Юлию просто по раскладу труппы. Но если бы режиссер не назвал мою фамилию, я не стала бы просить эту роль. Работать над Юлией было интересно. Проблема для меня заключалась в том, что роль написана акварельными, нежными красками, в ней ухватиться почти не за что. Юлия у Островского ну такая хорошая, такая положительная! Как это играть?! Правда-правда! Помогал режиссер. Я очень рада, что познакомилась с Юрием Ивановичем Ереминым. Он раньше мне казался человеком очень необщительным, немножко иностранцем и очень важным. А когда мы стали работать вместе, он для меня открылся как человек по-детски доверчивый, очень увлекающийся и увлекающий других. Помогло, что рядом был Олег Павлович Табаков. Между Юлией и Прибытковым происходит много такого, что очень сложно было бы сыграть, если бы партнером был малознакомый актер. Но у нас с Табаковым это «что-то» уже есть в отношениях. Мы не должны были преодолевать незнание партнера, что отнимает много сил. Что же касается результата, то мне приятно, что спектакль в целом получился. Это видно не только по реакции зрителя, но и по тому, как ведут себя за кулисами технические работники монтировщики, костюмеры, гримеры. Они смотрят спектакль с интересом. Это очень важный показатель.
Кажется, что в «Дяде Ване» режиссер Миндаугас Карбаускис практически лишает актера возможности импровизировать в роли. Это так?
Не совсем, но я благодарна Миндаугасу, потому что со мной нечасто так кропотливо и подробно работали, как делал это он. Обычно мне много отдавали на откуп. Миндаугас как-то во время репетиций пошутил: «Мне кажется, что Елена Андреевна это я. От меня все чего-то хотят». Карбаускис предложил для роли Елены Андреевны рисунок, основанный на музыке фраз, до мельчайших деталей продуманный. Моя ошибка на премьере была, вероятно, в том, что я не до конца заполнила этот рисунок собой. Я была очень увлечена формой и, вероятно, внутренне от этого была скована. Это на самом деле касается не только меня, но и спектакля, который по-настоящему родился гораздо позже, чем была премьера. Только сейчас спектакль начинает набирать те обороты, которые должны были быть с самого начала.
Мне было интересно сыграть именно такую Елену, нерешительную, чуть-чуть жеманную, не идеальную. И когда критики недоумевают по поводу того, что как же в такую холодную женщину можно влюбиться, мне хочется сказать: «Посмотрите вокруг! Сколько красивых женщин не идеальных, не героинь, не совершенных, и сколько у них поклонников лишь потому, что они красивы! Почему же на сцене все должны быть идеальными?». Мне было немного обидно, что не все критики поняли то, как Миндаугас решал Елену. Елизавета Исааковна Котова, легендарный завлит старого «Современника», рассказывала мне, что когда их учили профессии театрального критика, то отдельной темой была отрицательная рецензия, и им объясняли, что нельзя забывать про то, что артистам после этой отрицательной рецензии надо выходить на сцену и играть. А сейчас, мне кажется, критики пишут друг для друга, желая утвердиться, привлечь внимание к себе и так далее. А артисты потом читают и думают: про что это они вообще говорят?
Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Лекарство от попсыМарина Давыдова, «Известия», 13.08.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Хранение столичностиРоман Должанский, «Коммерсант», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Наш ответ оптимистамАлександр Соколянский, «Время новостей», 30.03.2007
- «Гвоздь» вбили в «Захудалый род»Татьяна Кузнецова, «Коммерсант», 14.03.2007
- Олигарх из табакеркиМарина Квасницкая, «Российская газета», 13.03.2007
- Подвал столичного значенияИрина Алпатова, «Культура», 1.03.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»Борис Тух, «Вести недели день за днем», 8.12.2006
- Душа просит сказкиМарина Квасницкая, «Россiя», 30.11.2006
- Миндаугас Карбаускис в присутствии любви и жизниОльга Харитонова, 28.11.2006
- Театральный фестиваль дело живоеЭлла Аграновская, «Молодежь Эстонии», 18.11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- Гоголь по-безруковски┘Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- Гоголь по-безруковски
Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙМарина Дмитревская, «Час пик», 6.09.2006
- ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИМарина Лисовец, 08.2006
- Как важно быть серьезнымЕлена Груева, «ВАШ ДОСУГ», 29.06.2006
- Тополиный пух, жара, хрустальЕлена Ямпольская, «Известия», 27.06.2006
- КАРБАУСКИС ЗАСТАВИЛ ОМИЧЕЙ ПЛАКАТЬ«Омская Газета», 18.05.2006
- «Похождение» повесы«Коммерсант Weekend», 31.03.2006
- Масляков был зрителем, а Табаков покровителемНаталия Каминская, «Культура», 30.03.2006
- Табаков раздал в театре продуктовые наборыНикита Красников, «Комсомольская правда», 28.03.2006
- Табаков поощрил смелость и дерзостьМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 28.03.2006
- Театральные впечатления Павла РудневаПавел Руднев, «Новый Мир», 1.03.2006
- Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯАнастасия Исаева, «ДОМ АКТЕРА», 1.03.2006
- Поднимись над суетойАлександр Смольяков, «Планета Красота», 1.03.2006
- Нежный портрет на фоне смертиМарина Квасницкая, «Россiя», 9.02.2006
- Миндаугас Карбаускис и СмертьБорис Тух, «ДЕНЬ за ДНЕМ», 27.01.2006
- Страх и храбрость нового москвича МиндаугасаДарья Корниенко, «linnaleht», 27.01.2006
- Место смерти изменить нельзяМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 24.01.2006
- Мечты Агафьи Тихоновны«Культура», 12.01.2006
- Милость к падшимАлла Шендерова, «ДОМ АКТЕРА», 1.01.2006
- Вешал бы кто?!Алиса Никольская, «Театральная касса», 1.01.2006
- Плюшкин с харизмойЕлена Губайдуллина, «Планета Красота», 6.2006
- Режиссер, который ничего не хочет делатьСветлана Полякова, «Независимая газета», 23.12.2005
- Жажда жизниСветлана Тарасова, «Досуг & развлечения», 22.12.2005
- Пограничное состояниеАлексей Филиппов, «Русский Курьер», 19.12.2005
- Рассказ о семи повешенныхКристина Матвиенко, «TIME OUT МОСКВА», 14.12.2005
- Молодой повесаЕлена Ковальская, «АФИША», 13.12.2005
- ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУЕлена Дьякова, «Новая Газета», 12.12.2005
- НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕВера Максимова, «Независимая газета», 7.12.2005
- Помни о смерти«Итоги», 5.12.2005
- А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.12.2005
- Над морем всходило солнцеМария Хализева, «Экран и сцена», 1.12.2005
- Детские игры со смертьюАлена Карась, «Российская газета», 1.12.2005
- Он пугает, а нам не страшноСветлана Хохрякова, «Культура», 1.12.2005
- СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2005
- Персонаж с петлей на шееОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 30.11.2005
- Закончится вешалкойГлеб Ситковский, «Газета», 29.11.2005
- Ужу, уму равно ужасно умиратьАлександр Соколянский, «Время новостей», 29.11.2005
- Смерть как веселоРоман Должанский, «Коммерсант», 29.11.2005
- Минуты настоящегоОльга Егошина, «Новые Известия», 28.11.2005
- «Каждый раз начинаю все с нуля»Ольга Романцова, «Газета», 23.11.2005
- Уйти и не вернутьсяАртем Солнышкин, «Досуг & развлечения», 17.11.2005
- Смертельные игрыЕлена Груева, «Ваш досуг», 17.11.2005
- Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору»Ирина Воробьева, «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», 1.09.2005
- «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА»Павел Подкладов, «Труд», 17.08.2005
- Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами наградыПавел Подкладов, «Театральная Афиша», 1.06.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ»Любовь Лебедина, «Труд», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- «Иди сюда, буржуазненький наш!»Артур Соломонов, «Известия», 1.04.2005
- Марафон открытийОльга Егошина, «Новые Известия», 22.03.2005
- Золотая МаскаВ.Г., «TIME OUT МОСКВА», 21.03.2005
- Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯЕкатерина Васенина, «Новая Газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Драма для куколМарина Шимадина, «Коммерсант», 16.12.2004
- Станиславский в своей тарелкеМарина Шимадина, «Коммерсант», 9.12.2004
- Три вопроса Андрею СмоляковуДенис Белоусов, «Досуг&развлечения», 2.12.2004
- Кумир с щетинойТатьяна Коновалова, «МК», 25.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Машина времениЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 22.09.2004
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Дмитрий Назаров: Интриги украшение театраМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 6.08.2004
- Хотели как лучше
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 9.07.2004
- Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь»Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Олег Табаков: Я еще расту и учусьМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 18.05.2004
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе словаМария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание«Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- О любви к метафизикеАлла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действииНина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Старосветская печальНина Агишева, «Московские новости», 5.02.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили всеЛоретта Вашкова, «Радиогазета (Прага)»,
- «Похождение» в Таллине««Новости культуры» (ТК «Культура»)»,
- Смерть в стиле кантриЕлена Ямпольская, «Русский курьер»,
- Александр Стульнев готовится к перемене статуса и начинает день с форумаОльга Харитонова, «Саратовская областная газета»,