Генеральская дочь
В театре «Мастерская Петра Фоменко» премьера «Гедды Габлер»
Предыдущей премьерой театра стал спектакль с названием «Он был титулярный советник» по гоголевской «Шинели». Можно было бы предположить, что следующую премьеру, про генеральскую дочь Гедду Габлер, которая вышла замуж за незначительного и небогатого аспиранта и от неудовлетворенности жизнью довела до самоубийства старого друга, а потом и сама выстрелила себе в висок, к жизни вызвала напрашивающаяся рифма из старого стишка
Однако совпадение случайно, хотя история возникновения в репертуаре театра «Гедды Габлер» требует некоторого предуведомления. «Мастерская Фоменко» начинает напоминать Художественный театр времен Станиславского и Немировича, когда к труппе основоположников все время присоединяются новые поколения целыми студиями. Режиссер нового спектакля Миндаускас Карбаускис окончил курс Петра Фоменко в 2001 году, и его дипломной работой как раз была «Гедда Габлер», поставленная с однокурсниками, многие из которых пришли работать в «Мастерскую», в то время как сам постановщик получил приглашение в студию Олега Табакова. Прошло четыре года, молодые актеры, влившиеся в театр Фоменко, участвовали в новых спектаклях, но больших ролей не имели за исключением нескольких вводов. Возможно, что этот актерский голод и стал главной причиной возобновления старого студенческого спектакля, имевшего в свое время громкий успех. Естественно, за четыре года многое изменилось, студент Карбаускис вырос в известного и желанного для многих театров мастера, но в то же время сохранил общую для всех «фоменок» группу крови и его должна была заинтриговать попытка еще раз войти в ту же воду.
В заглавной роли спектакля снова выступила Наталья Курдюбова собственно, «Гедду Габлер» всегда ставили «на актрису» (из последнего на Наталью Тенякову в Театре Моссовета, на Наталью Вдовину в «Сатириконе»), поскольку в образе Гедды и заключается тайна этой поздней пьесы Ибсена, пьесы еще вполне символисткой, но уже с немного сдвинутой оптикой. Гедда, гордая дочь генерала Габлера, то ли действительно является позднеромантической героиней, то ли пародией на нее, то ли и вовсе «садомазохисткой, манипулятором и убийцей с суицидальными наклонностями», как писал про нее критик Харольд Блум. И к тому, и к другому, и к третьему в пьесе можно найти достаточно оснований, как, впрочем, и еще бог знает к каким трактовкам. Кто-то называл Гедду воплощением декаданса, сущность которого в том, что люди потеряли способность видеть цель, заменив живое содержание красивой формой. Нобелевский лауреат Сигрид Унсет в 1917 году утверждала, что судьба Гедды является ярким примером того, «как заурядная и испорченная женщина формируется в эпоху отсутствия авторитетов». На все эти премудрые интерпретации Карбаускис просто закрыл глаза.
Никакого символизма, кризисов идеологии, эмансипации, феминизма и фрейдистских мотивов. Конкретные мотивировки, житейская среда. Избалованная и капризная местная красавица да и красавица ли? но безусловно породистая и изящная женщина окружена самодовольными в сущности эгоистами, людьми, чувствам которых отказано в подлинности. Вышла замуж от тоски молодость уходит, а никто из лучших претендентов не изъявил готовности жениться. Может быть, можно сделать из мужа хотя бы министра? И тут же сама понимает, что это смешно. Йорган Тесман (Алексей Колубков) ограниченный «специалист», жертва тетушкиного воспитания, способен лишь к усидчивому копированию архивных документов. Кто еще рядом? Асессор Брак (эту роль, как и в студенческие годы, играет Никита Зверев, нынче актер «Табакерки») самодовольный циник, подчеркивающий свою близость с полицейскими чиновниками. Тетушка Юлле с добродетельной миной паразитирующая на чужих жизнях. Каким играл Левборга сам Карбаускас в том студенческом спектакле, я не знаю, но Максим Литовченко играет его алкоголиком, ищущим любого предлога для возвращения к пагубной привычке, а пресловутая книга, написанная в соавторстве с глупенькой Теа, возможно, представляется истинным шедевром только подвыпившему Йоргану (начинал, впрочем, репетировать Евгений Цыганов, и каков тогда был бы расклад?). Ибсен писал, что Гедде «они противостоят как некая чуждая сила, враждебная самим основам ее существа». В спектакле да, противостоят, но не враждебно, а скорее равнодушно. Что бы они ни говорили, им эта Гедда, в сущности, нужна лишь как знак, элемент престижа, генеральская дочь, символ. Именно балованная эгоцентристка Гедда подлинная жертва этой привычной жизни, с ее незаметным лицемерием и устоявшимися обычаями. В конце концов ее становится даже жаль что она ни делает, как ни старается, жизнь обтекает ее и следует своему руслу, никак не желая отзываться на призывы бедной сиротки. А Гедда, конечно, настоящая сирота, в отличие от прочих сирот (не случайно в пьесе ни у кого из женщин нет детей, не встречается ни одного упоминания о матерях, а отцы персонажей давно умерли) свою одинокость и брошенность осознающая.
К концу спектакля Гедда совсем по-детски изумляется: ее муж вместе с вечной вдохновительницей Теа собирается восстанавливать сожженную рукопись, а что будет делать она одна вечерами? И что ей вообще делать, когда никто не принимает ее в игру и не играет по ее правилам? И стреляется-то она назло из инфантильного желания привлечь внимание; и опять неудача, пошлое, неэстетичное так и тянется за ней следом Теа брезгливо закрывает дверь, чтобы не смотреть на ужасное простреленную голову Гедды: так и представляешь себе эти разлетевшиеся мозги
Карбаускис вовсе не щепетилен, хотя и никаких физиологических подробностей на сцене нет, исключая, пожалуй что, раздевающегося Йоргена в белье, похожем на детский песочник: и животик виден, и другие жалкие достоинства А что делать, жизнь такая. В спектакле режиссер никого не жалеет, но и жестокости в нем нет. Только жесткость режиссерской структуры, да и детальная, до мельчайших подробностей, проработанность каждого куска текста в этом, кстати, Карбаускис скорее следует Сергею Женовачу, чем Петру Фоменко, который куда больше полагается на актерскую интуицию и воздух импровизации.
В той абсолютной ясности, которой отличаются все побуждения персонажей, в их гротесковой типажности, построенной на исследовании характеров и обстоятельств, рождается новая пьеса не ибсеновская, а скорее пинтеровская, слегка абсурдистская, но в то же время крепко привязанная к почве. Не сильно сократив текст, Карбаускис полностью лишил его ибсеновской «болтливости» (впрочем, исследователи отмечали, что «Гедда» самая приземленная из всех пьес норвежского драматурга). Другое дело, как связать эту бесспорно добросовестную работу с сегодняшним днем, что увидеть в ней из волнующего нынешнюю публику? Все-таки версия, что спектакль нужен скорее для демонстрации возможностей части труппы, кажется пока самой убедительной. Все актеры, конечно, очень хороши (в этом спектакле убедительна даже исполнительница роли служанки Марты Нина Птицына, до того работавшая в театре вахтером), и сам спектакль такой ладный, крепенький и законченный, что любо-дорого. Вот только той самой «Белой гвардией» для своего поколения он, боюсь, не станет.
Елена Н. СОЛНЦЕВА
В заглавной роли спектакля снова выступила Наталья Курдюбова собственно, «Гедду Габлер» всегда ставили «на актрису» (из последнего на Наталью Тенякову в Театре Моссовета, на Наталью Вдовину в «Сатириконе»), поскольку в образе Гедды и заключается тайна этой поздней пьесы Ибсена, пьесы еще вполне символисткой, но уже с немного сдвинутой оптикой. Гедда, гордая дочь генерала Габлера, то ли действительно является позднеромантической героиней, то ли пародией на нее, то ли и вовсе «садомазохисткой, манипулятором и убийцей с суицидальными наклонностями», как писал про нее критик Харольд Блум. И к тому, и к другому, и к третьему в пьесе можно найти достаточно оснований, как, впрочем, и еще бог знает к каким трактовкам. Кто-то называл Гедду воплощением декаданса, сущность которого в том, что люди потеряли способность видеть цель, заменив живое содержание красивой формой. Нобелевский лауреат Сигрид Унсет в 1917 году утверждала, что судьба Гедды является ярким примером того, «как заурядная и испорченная женщина формируется в эпоху отсутствия авторитетов». На все эти премудрые интерпретации Карбаускис просто закрыл глаза.
Никакого символизма, кризисов идеологии, эмансипации, феминизма и фрейдистских мотивов. Конкретные мотивировки, житейская среда. Избалованная и капризная местная красавица да и красавица ли? но безусловно породистая и изящная женщина окружена самодовольными в сущности эгоистами, людьми, чувствам которых отказано в подлинности. Вышла замуж от тоски молодость уходит, а никто из лучших претендентов не изъявил готовности жениться. Может быть, можно сделать из мужа хотя бы министра? И тут же сама понимает, что это смешно. Йорган Тесман (Алексей Колубков) ограниченный «специалист», жертва тетушкиного воспитания, способен лишь к усидчивому копированию архивных документов. Кто еще рядом? Асессор Брак (эту роль, как и в студенческие годы, играет Никита Зверев, нынче актер «Табакерки») самодовольный циник, подчеркивающий свою близость с полицейскими чиновниками. Тетушка Юлле с добродетельной миной паразитирующая на чужих жизнях. Каким играл Левборга сам Карбаускас в том студенческом спектакле, я не знаю, но Максим Литовченко играет его алкоголиком, ищущим любого предлога для возвращения к пагубной привычке, а пресловутая книга, написанная в соавторстве с глупенькой Теа, возможно, представляется истинным шедевром только подвыпившему Йоргану (начинал, впрочем, репетировать Евгений Цыганов, и каков тогда был бы расклад?). Ибсен писал, что Гедде «они противостоят как некая чуждая сила, враждебная самим основам ее существа». В спектакле да, противостоят, но не враждебно, а скорее равнодушно. Что бы они ни говорили, им эта Гедда, в сущности, нужна лишь как знак, элемент престижа, генеральская дочь, символ. Именно балованная эгоцентристка Гедда подлинная жертва этой привычной жизни, с ее незаметным лицемерием и устоявшимися обычаями. В конце концов ее становится даже жаль что она ни делает, как ни старается, жизнь обтекает ее и следует своему руслу, никак не желая отзываться на призывы бедной сиротки. А Гедда, конечно, настоящая сирота, в отличие от прочих сирот (не случайно в пьесе ни у кого из женщин нет детей, не встречается ни одного упоминания о матерях, а отцы персонажей давно умерли) свою одинокость и брошенность осознающая.
К концу спектакля Гедда совсем по-детски изумляется: ее муж вместе с вечной вдохновительницей Теа собирается восстанавливать сожженную рукопись, а что будет делать она одна вечерами? И что ей вообще делать, когда никто не принимает ее в игру и не играет по ее правилам? И стреляется-то она назло из инфантильного желания привлечь внимание; и опять неудача, пошлое, неэстетичное так и тянется за ней следом Теа брезгливо закрывает дверь, чтобы не смотреть на ужасное простреленную голову Гедды: так и представляешь себе эти разлетевшиеся мозги
Карбаускис вовсе не щепетилен, хотя и никаких физиологических подробностей на сцене нет, исключая, пожалуй что, раздевающегося Йоргена в белье, похожем на детский песочник: и животик виден, и другие жалкие достоинства А что делать, жизнь такая. В спектакле режиссер никого не жалеет, но и жестокости в нем нет. Только жесткость режиссерской структуры, да и детальная, до мельчайших подробностей, проработанность каждого куска текста в этом, кстати, Карбаускис скорее следует Сергею Женовачу, чем Петру Фоменко, который куда больше полагается на актерскую интуицию и воздух импровизации.
В той абсолютной ясности, которой отличаются все побуждения персонажей, в их гротесковой типажности, построенной на исследовании характеров и обстоятельств, рождается новая пьеса не ибсеновская, а скорее пинтеровская, слегка абсурдистская, но в то же время крепко привязанная к почве. Не сильно сократив текст, Карбаускис полностью лишил его ибсеновской «болтливости» (впрочем, исследователи отмечали, что «Гедда» самая приземленная из всех пьес норвежского драматурга). Другое дело, как связать эту бесспорно добросовестную работу с сегодняшним днем, что увидеть в ней из волнующего нынешнюю публику? Все-таки версия, что спектакль нужен скорее для демонстрации возможностей части труппы, кажется пока самой убедительной. Все актеры, конечно, очень хороши (в этом спектакле убедительна даже исполнительница роли служанки Марты Нина Птицына, до того работавшая в театре вахтером), и сам спектакль такой ладный, крепенький и законченный, что любо-дорого. Вот только той самой «Белой гвардией» для своего поколения он, боюсь, не станет.
Елена Н. СОЛНЦЕВА
Елена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Лекарство от попсыМарина Давыдова, «Известия», 13.08.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Хранение столичностиРоман Должанский, «Коммерсант», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Наш ответ оптимистамАлександр Соколянский, «Время новостей», 30.03.2007
- «Гвоздь» вбили в «Захудалый род»Татьяна Кузнецова, «Коммерсант», 14.03.2007
- Олигарх из табакеркиМарина Квасницкая, «Российская газета», 13.03.2007
- Подвал столичного значенияИрина Алпатова, «Культура», 1.03.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»Борис Тух, «Вести недели день за днем», 8.12.2006
- Душа просит сказкиМарина Квасницкая, «Россiя», 30.11.2006
- Миндаугас Карбаускис в присутствии любви и жизниОльга Харитонова, 28.11.2006
- Театральный фестиваль дело живоеЭлла Аграновская, «Молодежь Эстонии», 18.11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- Гоголь по-безруковски┘Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- Гоголь по-безруковски
Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙМарина Дмитревская, «Час пик», 6.09.2006
- ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИМарина Лисовец, 08.2006
- Как важно быть серьезнымЕлена Груева, «ВАШ ДОСУГ», 29.06.2006
- Тополиный пух, жара, хрустальЕлена Ямпольская, «Известия», 27.06.2006
- КАРБАУСКИС ЗАСТАВИЛ ОМИЧЕЙ ПЛАКАТЬ«Омская Газета», 18.05.2006
- «Похождение» повесы«Коммерсант Weekend», 31.03.2006
- Масляков был зрителем, а Табаков покровителемНаталия Каминская, «Культура», 30.03.2006
- Табаков раздал в театре продуктовые наборыНикита Красников, «Комсомольская правда», 28.03.2006
- Табаков поощрил смелость и дерзостьМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 28.03.2006
- Театральные впечатления Павла РудневаПавел Руднев, «Новый Мир», 1.03.2006
- Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯАнастасия Исаева, «ДОМ АКТЕРА», 1.03.2006
- Поднимись над суетойАлександр Смольяков, «Планета Красота», 1.03.2006
- Нежный портрет на фоне смертиМарина Квасницкая, «Россiя», 9.02.2006
- Миндаугас Карбаускис и СмертьБорис Тух, «ДЕНЬ за ДНЕМ», 27.01.2006
- Страх и храбрость нового москвича МиндаугасаДарья Корниенко, «linnaleht», 27.01.2006
- Место смерти изменить нельзяМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 24.01.2006
- Мечты Агафьи Тихоновны«Культура», 12.01.2006
- Милость к падшимАлла Шендерова, «ДОМ АКТЕРА», 1.01.2006
- Вешал бы кто?!Алиса Никольская, «Театральная касса», 1.01.2006
- Плюшкин с харизмойЕлена Губайдуллина, «Планета Красота», 6.2006
- Режиссер, который ничего не хочет делатьСветлана Полякова, «Независимая газета», 23.12.2005
- Жажда жизниСветлана Тарасова, «Досуг & развлечения», 22.12.2005
- Пограничное состояниеАлексей Филиппов, «Русский Курьер», 19.12.2005
- Рассказ о семи повешенныхКристина Матвиенко, «TIME OUT МОСКВА», 14.12.2005
- Молодой повесаЕлена Ковальская, «АФИША», 13.12.2005
- ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУЕлена Дьякова, «Новая Газета», 12.12.2005
- НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕВера Максимова, «Независимая газета», 7.12.2005
- Помни о смерти«Итоги», 5.12.2005
- А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.12.2005
- Над морем всходило солнцеМария Хализева, «Экран и сцена», 1.12.2005
- Детские игры со смертьюАлена Карась, «Российская газета», 1.12.2005
- Он пугает, а нам не страшноСветлана Хохрякова, «Культура», 1.12.2005
- СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2005
- Персонаж с петлей на шееОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 30.11.2005
- Закончится вешалкойГлеб Ситковский, «Газета», 29.11.2005
- Ужу, уму равно ужасно умиратьАлександр Соколянский, «Время новостей», 29.11.2005
- Смерть как веселоРоман Должанский, «Коммерсант», 29.11.2005
- Минуты настоящегоОльга Егошина, «Новые Известия», 28.11.2005
- «Каждый раз начинаю все с нуля»Ольга Романцова, «Газета», 23.11.2005
- Уйти и не вернутьсяАртем Солнышкин, «Досуг & развлечения», 17.11.2005
- Смертельные игрыЕлена Груева, «Ваш досуг», 17.11.2005
- Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору»Ирина Воробьева, «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», 1.09.2005
- «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА»Павел Подкладов, «Труд», 17.08.2005
- Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами наградыПавел Подкладов, «Театральная Афиша», 1.06.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ»Любовь Лебедина, «Труд», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- «Иди сюда, буржуазненький наш!»Артур Соломонов, «Известия», 1.04.2005
- Марафон открытийОльга Егошина, «Новые Известия», 22.03.2005
- Золотая МаскаВ.Г., «TIME OUT МОСКВА», 21.03.2005
- Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯЕкатерина Васенина, «Новая Газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Драма для куколМарина Шимадина, «Коммерсант», 16.12.2004
- Станиславский в своей тарелкеМарина Шимадина, «Коммерсант», 9.12.2004
- Три вопроса Андрею СмоляковуДенис Белоусов, «Досуг&развлечения», 2.12.2004
- Кумир с щетинойТатьяна Коновалова, «МК», 25.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Машина времениЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 22.09.2004
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Дмитрий Назаров: Интриги украшение театраМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 6.08.2004
- Хотели как лучше
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 9.07.2004
- Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь»Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Олег Табаков: Я еще расту и учусьМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 18.05.2004
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе словаМария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание«Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- О любви к метафизикеАлла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действииНина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Старосветская печальНина Агишева, «Московские новости», 5.02.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили всеЛоретта Вашкова, «Радиогазета (Прага)»,
- «Похождение» в Таллине««Новости культуры» (ТК «Культура»)»,
- Смерть в стиле кантриЕлена Ямпольская, «Русский курьер»,
- Александр Стульнев готовится к перемене статуса и начинает день с форумаОльга Харитонова, «Саратовская областная газета»,