Марафон открытий
В столице стартовал XXI Национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Один из самых представительных театральных форумов страны, на который съедутся лучшие российские спектакли прошлого сезона, открылся в минувшие выходные и завершится 11 апреля традиционной церемонией награждения победителей, которая в этот раз пройдет в Театре им. Моссовета.
Открыл фестиваль один из главных фаворитов за все время существования фестиваля «Золотая маска» петербургский МДТ Театр Европы. На гастроли в Москву питерцы привезли легендарную работу Льва Додина «Братья и сестры». В нынешнем году этот спектакль, ставший чудом и гордостью русской сцены, отпраздновал свое 20-летие. И в выходные то что называется «вся театральная Москва» толпилась в помещении чеховского МХТ. Журналисты и телеведущие, писатели и политики, актеры, режиссеры и студенты проникали всеми правдами и неправдами через кордоны охраны. Постановка действительно уникальна. За шесть часов, что длится спектакль, публика медленно и неотвратимо втягивается в жизнь русской деревни Пекашино: в череду ее будней и праздников, сева и уборки урожая, в круговорот любовей, измен, предательств, прощений и прощаний. И происходит то самое превращение зала, когда разнородная масса становится единым существом, о котором Вольтер мог бы с полным правом сказать: «нация собирается в партере». Заданный МДТ и Львом Додиным уровень в первый день фестиваля преподнес своего рода шкалу оценок номинантам нынешней «Маски».
Собранные в афише лучшие спектакли прошлого сезона дают представление, чем дышит русский театр. На этом фестивале одна из самых сильных конкуренций, видимо, разгорится в номинации «Новация». Занимательная кукольная придумка Ильи Эпельбаума библейский «Апокалипсис», сыгранный в спичечном коробке, рассчитан на одного зрителя. Инновационная постановка главного креативщика нашего театра явно побивает все рекорды «маленькой сцены». Но «Апокалипсис» не единственное чудо программы. Световое инженерное шоу «Триада» московского театра «ЧерноеНЕБОбелое» соседствует с подчеркнуто «рукодельной» постановкой «Господин Кармен» питерского Русского инженерного театра. Уже хорошо известные «Маске» его создатели Максим Исаев и Павел Семченко примерили новое амплуа рыжих клоунов, агрессивных, бесшабашных, с радостью делающих что-то непозволительное. Они с упоением то шинкуют розу, как петрушку, то выжимают в стакан с вином половую тряпку. Поиграв в слова на школьной доске, стерев всех «Кармен» и всех «Хосе», неутомимые клоуны перерезают веревочки своим марионеткам.
«Песни дождя», по определению постановщика Игоря Григурко, спектакль-телосозерцание по мотивам светской поэзии Далай-ламы IV. Под пение-рассказ сказительницы молодые актеры омского театра «ЧелоВЕК» показывают вереницы любовных историй: счастливых и несчастных. Танец-битва приходит на смену любовному треугольнику. Прекрасные тела сплетаются, перетекают друг в друга, видно, как вибрирует каждая мышца. Головоломные цирковые трюки выполняются с такой естественной легкостью, что кажутся элементами какого-то древнего ритуального танца.
Традиционно сильна программа спектаклей малой формы (из шести наименований три московских). Похоже, что основная борьба развернется между «Лестничной клеткой» маститого Юрия Погребничко (московский театр «Около дома Станиславского») и спектаклем «Когда я умирала» молодого Миндаугаса Карбаускиса (Театр-студия п/р Табакова). Из спектаклей провинции также любопытен «Король умирает» Э. Ионеско (омский Театр драмы).
Среди спектаклей большой формы несколько особняком стоит работа Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», завершающая трилогию по рассказам Чехова на сцене столичного ТЮЗа. Гинкас поставил ясный, сильный, мудрый спектакль о самом страшном о жизни, из которой сам человек вычеркнул смех и радость, нежность, закаты, старую вербу на берегу реки и саму реку с ее барками и берегами. Москва представлена спектаклями «Ричард III» «Сатирикона», «Дядя Ваня» «Табакерки» и «Мещане» МХТ. Из привезенных спектаклей особого внимания заслуживает «Макбет» Э. Ионеско в якутском театре им П. Ойунского. Молодой режиссер Сергей Потапов точно поймал качающийся, страшноватый ритм французского абсурдиста и его стебную интонацию в обрисовке выродившегося мира. На сцене мрачноватый цирк резвящихся ведьм-шаманок. Они кружатся по сцене, визжат, ворожат. Взмах белой простыни и на месте седой старухи молодая красавица. Еще взмах красавица снова превращается в старуху. В этом мире нет ни воздаяния, ни награды, ни «плохих», ни «хороших». Хоровод личин, который не остановит даже смерть Макбета.
После нескольких пустых сезонов радует кукольная программа фестиваля. Тут и не в первый раз приезжающие на «Маску» абаканский театр «Сказка» (спектакль Athanatomania) и Театр кукол из Пензы («Забытая сказка»). И новые имена: Театр актера и куклы Республики Саха из Нерюнгри (постановка «Человек») и петербургский театр «Кукольный формат» (спектакль «Всадник CUPRUM»).
Театралам Москвы надо запасаться терпением, любовью к театру и готовить себя к марафону: ведь в театре, как в жизни, возможно сделать еще много открытий. На этот раз свои открытия демонстрируют лучшие театры страны.
Открыл фестиваль один из главных фаворитов за все время существования фестиваля «Золотая маска» петербургский МДТ Театр Европы. На гастроли в Москву питерцы привезли легендарную работу Льва Додина «Братья и сестры». В нынешнем году этот спектакль, ставший чудом и гордостью русской сцены, отпраздновал свое 20-летие. И в выходные то что называется «вся театральная Москва» толпилась в помещении чеховского МХТ. Журналисты и телеведущие, писатели и политики, актеры, режиссеры и студенты проникали всеми правдами и неправдами через кордоны охраны. Постановка действительно уникальна. За шесть часов, что длится спектакль, публика медленно и неотвратимо втягивается в жизнь русской деревни Пекашино: в череду ее будней и праздников, сева и уборки урожая, в круговорот любовей, измен, предательств, прощений и прощаний. И происходит то самое превращение зала, когда разнородная масса становится единым существом, о котором Вольтер мог бы с полным правом сказать: «нация собирается в партере». Заданный МДТ и Львом Додиным уровень в первый день фестиваля преподнес своего рода шкалу оценок номинантам нынешней «Маски».
Собранные в афише лучшие спектакли прошлого сезона дают представление, чем дышит русский театр. На этом фестивале одна из самых сильных конкуренций, видимо, разгорится в номинации «Новация». Занимательная кукольная придумка Ильи Эпельбаума библейский «Апокалипсис», сыгранный в спичечном коробке, рассчитан на одного зрителя. Инновационная постановка главного креативщика нашего театра явно побивает все рекорды «маленькой сцены». Но «Апокалипсис» не единственное чудо программы. Световое инженерное шоу «Триада» московского театра «ЧерноеНЕБОбелое» соседствует с подчеркнуто «рукодельной» постановкой «Господин Кармен» питерского Русского инженерного театра. Уже хорошо известные «Маске» его создатели Максим Исаев и Павел Семченко примерили новое амплуа рыжих клоунов, агрессивных, бесшабашных, с радостью делающих что-то непозволительное. Они с упоением то шинкуют розу, как петрушку, то выжимают в стакан с вином половую тряпку. Поиграв в слова на школьной доске, стерев всех «Кармен» и всех «Хосе», неутомимые клоуны перерезают веревочки своим марионеткам.
«Песни дождя», по определению постановщика Игоря Григурко, спектакль-телосозерцание по мотивам светской поэзии Далай-ламы IV. Под пение-рассказ сказительницы молодые актеры омского театра «ЧелоВЕК» показывают вереницы любовных историй: счастливых и несчастных. Танец-битва приходит на смену любовному треугольнику. Прекрасные тела сплетаются, перетекают друг в друга, видно, как вибрирует каждая мышца. Головоломные цирковые трюки выполняются с такой естественной легкостью, что кажутся элементами какого-то древнего ритуального танца.
Традиционно сильна программа спектаклей малой формы (из шести наименований три московских). Похоже, что основная борьба развернется между «Лестничной клеткой» маститого Юрия Погребничко (московский театр «Около дома Станиславского») и спектаклем «Когда я умирала» молодого Миндаугаса Карбаускиса (Театр-студия п/р Табакова). Из спектаклей провинции также любопытен «Король умирает» Э. Ионеско (омский Театр драмы).
Среди спектаклей большой формы несколько особняком стоит работа Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», завершающая трилогию по рассказам Чехова на сцене столичного ТЮЗа. Гинкас поставил ясный, сильный, мудрый спектакль о самом страшном о жизни, из которой сам человек вычеркнул смех и радость, нежность, закаты, старую вербу на берегу реки и саму реку с ее барками и берегами. Москва представлена спектаклями «Ричард III» «Сатирикона», «Дядя Ваня» «Табакерки» и «Мещане» МХТ. Из привезенных спектаклей особого внимания заслуживает «Макбет» Э. Ионеско в якутском театре им П. Ойунского. Молодой режиссер Сергей Потапов точно поймал качающийся, страшноватый ритм французского абсурдиста и его стебную интонацию в обрисовке выродившегося мира. На сцене мрачноватый цирк резвящихся ведьм-шаманок. Они кружатся по сцене, визжат, ворожат. Взмах белой простыни и на месте седой старухи молодая красавица. Еще взмах красавица снова превращается в старуху. В этом мире нет ни воздаяния, ни награды, ни «плохих», ни «хороших». Хоровод личин, который не остановит даже смерть Макбета.
После нескольких пустых сезонов радует кукольная программа фестиваля. Тут и не в первый раз приезжающие на «Маску» абаканский театр «Сказка» (спектакль Athanatomania) и Театр кукол из Пензы («Забытая сказка»). И новые имена: Театр актера и куклы Республики Саха из Нерюнгри (постановка «Человек») и петербургский театр «Кукольный формат» (спектакль «Всадник CUPRUM»).
Театралам Москвы надо запасаться терпением, любовью к театру и готовить себя к марафону: ведь в театре, как в жизни, возможно сделать еще много открытий. На этот раз свои открытия демонстрируют лучшие театры страны.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 22.03.2005
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Лекарство от попсыМарина Давыдова, «Известия», 13.08.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Хранение столичностиРоман Должанский, «Коммерсант», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Наш ответ оптимистамАлександр Соколянский, «Время новостей», 30.03.2007
- «Гвоздь» вбили в «Захудалый род»Татьяна Кузнецова, «Коммерсант», 14.03.2007
- Олигарх из табакеркиМарина Квасницкая, «Российская газета», 13.03.2007
- Подвал столичного значенияИрина Алпатова, «Культура», 1.03.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»Борис Тух, «Вести недели день за днем», 8.12.2006
- Душа просит сказкиМарина Квасницкая, «Россiя», 30.11.2006
- Миндаугас Карбаускис в присутствии любви и жизниОльга Харитонова, 28.11.2006
- Театральный фестиваль дело живоеЭлла Аграновская, «Молодежь Эстонии», 18.11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- Гоголь по-безруковски┘Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- Гоголь по-безруковски
Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙМарина Дмитревская, «Час пик», 6.09.2006
- ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИМарина Лисовец, 08.2006
- Как важно быть серьезнымЕлена Груева, «ВАШ ДОСУГ», 29.06.2006
- Тополиный пух, жара, хрустальЕлена Ямпольская, «Известия», 27.06.2006
- КАРБАУСКИС ЗАСТАВИЛ ОМИЧЕЙ ПЛАКАТЬ«Омская Газета», 18.05.2006
- «Похождение» повесы«Коммерсант Weekend», 31.03.2006
- Масляков был зрителем, а Табаков покровителемНаталия Каминская, «Культура», 30.03.2006
- Табаков раздал в театре продуктовые наборыНикита Красников, «Комсомольская правда», 28.03.2006
- Табаков поощрил смелость и дерзостьМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 28.03.2006
- Театральные впечатления Павла РудневаПавел Руднев, «Новый Мир», 1.03.2006
- Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯАнастасия Исаева, «ДОМ АКТЕРА», 1.03.2006
- Поднимись над суетойАлександр Смольяков, «Планета Красота», 1.03.2006
- Нежный портрет на фоне смертиМарина Квасницкая, «Россiя», 9.02.2006
- Миндаугас Карбаускис и СмертьБорис Тух, «ДЕНЬ за ДНЕМ», 27.01.2006
- Страх и храбрость нового москвича МиндаугасаДарья Корниенко, «linnaleht», 27.01.2006
- Место смерти изменить нельзяМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 24.01.2006
- Мечты Агафьи Тихоновны«Культура», 12.01.2006
- Милость к падшимАлла Шендерова, «ДОМ АКТЕРА», 1.01.2006
- Вешал бы кто?!Алиса Никольская, «Театральная касса», 1.01.2006
- Плюшкин с харизмойЕлена Губайдуллина, «Планета Красота», 6.2006
- Режиссер, который ничего не хочет делатьСветлана Полякова, «Независимая газета», 23.12.2005
- Жажда жизниСветлана Тарасова, «Досуг & развлечения», 22.12.2005
- Пограничное состояниеАлексей Филиппов, «Русский Курьер», 19.12.2005
- Рассказ о семи повешенныхКристина Матвиенко, «TIME OUT МОСКВА», 14.12.2005
- Молодой повесаЕлена Ковальская, «АФИША», 13.12.2005
- ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУЕлена Дьякова, «Новая Газета», 12.12.2005
- НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕВера Максимова, «Независимая газета», 7.12.2005
- Помни о смерти«Итоги», 5.12.2005
- А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.12.2005
- Над морем всходило солнцеМария Хализева, «Экран и сцена», 1.12.2005
- Детские игры со смертьюАлена Карась, «Российская газета», 1.12.2005
- Он пугает, а нам не страшноСветлана Хохрякова, «Культура», 1.12.2005
- СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2005
- Персонаж с петлей на шееОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 30.11.2005
- Закончится вешалкойГлеб Ситковский, «Газета», 29.11.2005
- Ужу, уму равно ужасно умиратьАлександр Соколянский, «Время новостей», 29.11.2005
- Смерть как веселоРоман Должанский, «Коммерсант», 29.11.2005
- Минуты настоящегоОльга Егошина, «Новые Известия», 28.11.2005
- «Каждый раз начинаю все с нуля»Ольга Романцова, «Газета», 23.11.2005
- Уйти и не вернутьсяАртем Солнышкин, «Досуг & развлечения», 17.11.2005
- Смертельные игрыЕлена Груева, «Ваш досуг», 17.11.2005
- Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору»Ирина Воробьева, «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», 1.09.2005
- «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА»Павел Подкладов, «Труд», 17.08.2005
- Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами наградыПавел Подкладов, «Театральная Афиша», 1.06.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ»Любовь Лебедина, «Труд», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- «Иди сюда, буржуазненький наш!»Артур Соломонов, «Известия», 1.04.2005
- Марафон открытийОльга Егошина, «Новые Известия», 22.03.2005
- Золотая МаскаВ.Г., «TIME OUT МОСКВА», 21.03.2005
- Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯЕкатерина Васенина, «Новая Газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Драма для куколМарина Шимадина, «Коммерсант», 16.12.2004
- Станиславский в своей тарелкеМарина Шимадина, «Коммерсант», 9.12.2004
- Три вопроса Андрею СмоляковуДенис Белоусов, «Досуг&развлечения», 2.12.2004
- Кумир с щетинойТатьяна Коновалова, «МК», 25.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Машина времениЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 22.09.2004
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Дмитрий Назаров: Интриги украшение театраМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 6.08.2004
- Хотели как лучше
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 9.07.2004
- Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь»Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Олег Табаков: Я еще расту и учусьМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 18.05.2004
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе словаМария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание«Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- О любви к метафизикеАлла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действииНина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Старосветская печальНина Агишева, «Московские новости», 5.02.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили всеЛоретта Вашкова, «Радиогазета (Прага)»,
- «Похождение» в Таллине««Новости культуры» (ТК «Культура»)»,
- Смерть в стиле кантриЕлена Ямпольская, «Русский курьер»,
- Александр Стульнев готовится к перемене статуса и начинает день с форумаОльга Харитонова, «Саратовская областная газета»,