Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ
«Рассказ о семи повешенных», реж. Миндаугас Карбаускис, Театр п/р Олега Табакова
Несомненно, что главная в этом спектакле она. Одна из пяти смертников, на суде отказавшаяся представиться, а потому именуемая «террористка по прозвищу Муся». Хотя вообще-то в «Рассказе о семи повешенных» второстепенных героев нет все на равных: и террористы, и несостоявшаяся жертва. Каждый в свое время оказывается на виду. Да и многие другие актеры в этом коротком спектакле играют не хуже Сексте: емко, продуманно, чуть отстраненно, стараясь дать психологически четкий набросок, будто бы выведенный остро отточенным карандашом.
В спектакле Карбаускиса все террористы подчеркнуто молоды: катятся как с горки с покатого помоста, выбегают на сцену будто с мороза, потирая озябшие руки, смеясь и отряхиваясь от снега. Даже среди этой обаятельной ватаги облик Муси бьет под дых. Она юнее всех ей 19. Тонкая шея, две хлипких косицы, чистое лицо, чуть щенячьи повадки пожалуй, даже чересчур трогательна. Достаточно мысленно сопоставить ее облик и перспективу казни и Секте можно уже больше ничего не играть. Мусю и так забыть не удастся.
Однако режиссер и актриса идут дальше первого произведенного эффекта, улавливая суть этого характера странного, истового, уникального.
Все время до казни террористка по прозвищу Муся откровенно и непонятно счастлива. Ее мечта о героической участи сбылась, да еще без отягчающих совесть событий она никого не убила, но всходит на мученический костер. В камере Муся Яны Сексте разговаривает сама с собой, жарко и сбивчиво рассказывая воображаемому собеседнику, как же ей повезло, умоляя не причислять ее к избранным. «Никакая я не героиня, и не надо обо мне жалеть и заботиться» бормочет она, и за этим слышится ликование: героиня! героиня! Неужели правда?
Парадоксальная радость Муси может показаться бредом ребенка, заигравшегося в высокую судьбу и еще не осознавшего, чем все обернулось. Полно, понимает ли она, что завтра умрет по-настоящему, не понарошку? Неужто ей и правда не страшно?
Понимает. Не страшно. А про заигравшегося ребенка совсем не ее сюжет. Заигравшийся ребенок это Василий Каширин (Алексей Усольцев), один из террористов, который, как вспоминает с удивлением Муся, с такой залихватской бравадой надевал пояс со снарядами накануне операции, а сейчас парализован ужасом и не может сделать ни шага: на казнь его потащат почти силком. Завернувшись в тюремное одеяло от Каширина его теперь не отдерешь, он становится похож на закутанного ребенка лет трех, которого ведут на прогулку. Он бежит в детство от ужаса ответственности. Вы не посмеет меня убить, потому что я маленький, а с ребенка какой спрос! вот смысл его преображения.
С Мусей не происходит ничего подобного. Тут не ошибка по недомыслию, тут подлинное призвание. С таким призванием идут в монастырь, как Тереза Малая, добившая, чтобы в 16 ее приняли в Кармель. О такой судьбе мечтала Марина Цветаева, примеряя в юности на себя мученический венец. Но в отличие от св. Терезы, которая, прежде чем умереть в 24 от чахотки, провела в монастыре немало лет и пережила период душевных терзаний, Мусе даровано ни в чем не сомневаться. И в этом он действительно баловень небес.
Все это написано у Андреева и все это трудно сыграть, не впав и истерическую взвинченность или в ханжескую слащавость. Яне Сексе это удается. Точно и деликатно она передает самоощущение юной смертницы, у которой переполненность чувством гармонии не отменяет внимания к тому, что происходит вокруг. Скорее, напротив, ее проницательность обостряется. Эта недетская мудрость, проснувшаяся во вчерашнем ребенке, подчеркнута в спектакле тем, что попутно Сексте выходит еще в одной роли матери Василия Каширина, старухи, буквально распластанной под грузом непонимания, который, видно, давным-давно существует между ней и сыном, и с которым ничего не получается сделать даже на пороге казни. Что же касается Муси, то она будто видит сквозь стены. Ей не надо подсказывать, что происходит с ее товарищами, что понял в камере Вернер, в какой момент нужно помочь Каширину и как боится Таня остаться одна. Когда в карете смертников появляется разбитной головорез Цыганок, глаза Муси-Сексте вспыхивают мгновенным восторгом. И это тоже правильно, это понятно: такие девушки любят головорезов, видят людей в самых отъявленных негодяях, и просят за них.
Окончив в 2002-м Школу-студию МХТ, Яна Сексте успела сыграть несколько ведущих ролей на сцене Рижского театра русской драмы. Первая же ее роль в спектакле Табакерки сыграна так наполнено, и с таким отменным слухом, что хочется надеяться: в этом театре, всегда традиционно казавшимся мужским, появилась героиня.
В спектакле Карбаускиса все террористы подчеркнуто молоды: катятся как с горки с покатого помоста, выбегают на сцену будто с мороза, потирая озябшие руки, смеясь и отряхиваясь от снега. Даже среди этой обаятельной ватаги облик Муси бьет под дых. Она юнее всех ей 19. Тонкая шея, две хлипких косицы, чистое лицо, чуть щенячьи повадки пожалуй, даже чересчур трогательна. Достаточно мысленно сопоставить ее облик и перспективу казни и Секте можно уже больше ничего не играть. Мусю и так забыть не удастся.
Однако режиссер и актриса идут дальше первого произведенного эффекта, улавливая суть этого характера странного, истового, уникального.
Все время до казни террористка по прозвищу Муся откровенно и непонятно счастлива. Ее мечта о героической участи сбылась, да еще без отягчающих совесть событий она никого не убила, но всходит на мученический костер. В камере Муся Яны Сексте разговаривает сама с собой, жарко и сбивчиво рассказывая воображаемому собеседнику, как же ей повезло, умоляя не причислять ее к избранным. «Никакая я не героиня, и не надо обо мне жалеть и заботиться» бормочет она, и за этим слышится ликование: героиня! героиня! Неужели правда?
Парадоксальная радость Муси может показаться бредом ребенка, заигравшегося в высокую судьбу и еще не осознавшего, чем все обернулось. Полно, понимает ли она, что завтра умрет по-настоящему, не понарошку? Неужто ей и правда не страшно?
Понимает. Не страшно. А про заигравшегося ребенка совсем не ее сюжет. Заигравшийся ребенок это Василий Каширин (Алексей Усольцев), один из террористов, который, как вспоминает с удивлением Муся, с такой залихватской бравадой надевал пояс со снарядами накануне операции, а сейчас парализован ужасом и не может сделать ни шага: на казнь его потащат почти силком. Завернувшись в тюремное одеяло от Каширина его теперь не отдерешь, он становится похож на закутанного ребенка лет трех, которого ведут на прогулку. Он бежит в детство от ужаса ответственности. Вы не посмеет меня убить, потому что я маленький, а с ребенка какой спрос! вот смысл его преображения.
С Мусей не происходит ничего подобного. Тут не ошибка по недомыслию, тут подлинное призвание. С таким призванием идут в монастырь, как Тереза Малая, добившая, чтобы в 16 ее приняли в Кармель. О такой судьбе мечтала Марина Цветаева, примеряя в юности на себя мученический венец. Но в отличие от св. Терезы, которая, прежде чем умереть в 24 от чахотки, провела в монастыре немало лет и пережила период душевных терзаний, Мусе даровано ни в чем не сомневаться. И в этом он действительно баловень небес.
Все это написано у Андреева и все это трудно сыграть, не впав и истерическую взвинченность или в ханжескую слащавость. Яне Сексе это удается. Точно и деликатно она передает самоощущение юной смертницы, у которой переполненность чувством гармонии не отменяет внимания к тому, что происходит вокруг. Скорее, напротив, ее проницательность обостряется. Эта недетская мудрость, проснувшаяся во вчерашнем ребенке, подчеркнута в спектакле тем, что попутно Сексте выходит еще в одной роли матери Василия Каширина, старухи, буквально распластанной под грузом непонимания, который, видно, давным-давно существует между ней и сыном, и с которым ничего не получается сделать даже на пороге казни. Что же касается Муси, то она будто видит сквозь стены. Ей не надо подсказывать, что происходит с ее товарищами, что понял в камере Вернер, в какой момент нужно помочь Каширину и как боится Таня остаться одна. Когда в карете смертников появляется разбитной головорез Цыганок, глаза Муси-Сексте вспыхивают мгновенным восторгом. И это тоже правильно, это понятно: такие девушки любят головорезов, видят людей в самых отъявленных негодяях, и просят за них.
Окончив в 2002-м Школу-студию МХТ, Яна Сексте успела сыграть несколько ведущих ролей на сцене Рижского театра русской драмы. Первая же ее роль в спектакле Табакерки сыграна так наполнено, и с таким отменным слухом, что хочется надеяться: в этом театре, всегда традиционно казавшимся мужским, появилась героиня.
Анастасия Исаева, «ДОМ АКТЕРА», 1.03.2006
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Лекарство от попсыМарина Давыдова, «Известия», 13.08.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Хранение столичностиРоман Должанский, «Коммерсант», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Наш ответ оптимистамАлександр Соколянский, «Время новостей», 30.03.2007
- «Гвоздь» вбили в «Захудалый род»Татьяна Кузнецова, «Коммерсант», 14.03.2007
- Олигарх из табакеркиМарина Квасницкая, «Российская газета», 13.03.2007
- Подвал столичного значенияИрина Алпатова, «Культура», 1.03.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»Борис Тух, «Вести недели день за днем», 8.12.2006
- Душа просит сказкиМарина Квасницкая, «Россiя», 30.11.2006
- Миндаугас Карбаускис в присутствии любви и жизниОльга Харитонова, 28.11.2006
- Театральный фестиваль дело живоеЭлла Аграновская, «Молодежь Эстонии», 18.11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- Гоголь по-безруковски┘Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- Гоголь по-безруковски
Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙМарина Дмитревская, «Час пик», 6.09.2006
- ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИМарина Лисовец, 08.2006
- Как важно быть серьезнымЕлена Груева, «ВАШ ДОСУГ», 29.06.2006
- Тополиный пух, жара, хрустальЕлена Ямпольская, «Известия», 27.06.2006
- КАРБАУСКИС ЗАСТАВИЛ ОМИЧЕЙ ПЛАКАТЬ«Омская Газета», 18.05.2006
- «Похождение» повесы«Коммерсант Weekend», 31.03.2006
- Масляков был зрителем, а Табаков покровителемНаталия Каминская, «Культура», 30.03.2006
- Табаков раздал в театре продуктовые наборыНикита Красников, «Комсомольская правда», 28.03.2006
- Табаков поощрил смелость и дерзостьМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 28.03.2006
- Театральные впечатления Павла РудневаПавел Руднев, «Новый Мир», 1.03.2006
- Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯАнастасия Исаева, «ДОМ АКТЕРА», 1.03.2006
- Поднимись над суетойАлександр Смольяков, «Планета Красота», 1.03.2006
- Нежный портрет на фоне смертиМарина Квасницкая, «Россiя», 9.02.2006
- Миндаугас Карбаускис и СмертьБорис Тух, «ДЕНЬ за ДНЕМ», 27.01.2006
- Страх и храбрость нового москвича МиндаугасаДарья Корниенко, «linnaleht», 27.01.2006
- Место смерти изменить нельзяМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 24.01.2006
- Мечты Агафьи Тихоновны«Культура», 12.01.2006
- Милость к падшимАлла Шендерова, «ДОМ АКТЕРА», 1.01.2006
- Вешал бы кто?!Алиса Никольская, «Театральная касса», 1.01.2006
- Плюшкин с харизмойЕлена Губайдуллина, «Планета Красота», 6.2006
- Режиссер, который ничего не хочет делатьСветлана Полякова, «Независимая газета», 23.12.2005
- Жажда жизниСветлана Тарасова, «Досуг & развлечения», 22.12.2005
- Пограничное состояниеАлексей Филиппов, «Русский Курьер», 19.12.2005
- Рассказ о семи повешенныхКристина Матвиенко, «TIME OUT МОСКВА», 14.12.2005
- Молодой повесаЕлена Ковальская, «АФИША», 13.12.2005
- ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУЕлена Дьякова, «Новая Газета», 12.12.2005
- НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕВера Максимова, «Независимая газета», 7.12.2005
- Помни о смерти«Итоги», 5.12.2005
- А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.12.2005
- Над морем всходило солнцеМария Хализева, «Экран и сцена», 1.12.2005
- Детские игры со смертьюАлена Карась, «Российская газета», 1.12.2005
- Он пугает, а нам не страшноСветлана Хохрякова, «Культура», 1.12.2005
- СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2005
- Персонаж с петлей на шееОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 30.11.2005
- Закончится вешалкойГлеб Ситковский, «Газета», 29.11.2005
- Ужу, уму равно ужасно умиратьАлександр Соколянский, «Время новостей», 29.11.2005
- Смерть как веселоРоман Должанский, «Коммерсант», 29.11.2005
- Минуты настоящегоОльга Егошина, «Новые Известия», 28.11.2005
- «Каждый раз начинаю все с нуля»Ольга Романцова, «Газета», 23.11.2005
- Уйти и не вернутьсяАртем Солнышкин, «Досуг & развлечения», 17.11.2005
- Смертельные игрыЕлена Груева, «Ваш досуг», 17.11.2005
- Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору»Ирина Воробьева, «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», 1.09.2005
- «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА»Павел Подкладов, «Труд», 17.08.2005
- Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами наградыПавел Подкладов, «Театральная Афиша», 1.06.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ»Любовь Лебедина, «Труд», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- «Иди сюда, буржуазненький наш!»Артур Соломонов, «Известия», 1.04.2005
- Марафон открытийОльга Егошина, «Новые Известия», 22.03.2005
- Золотая МаскаВ.Г., «TIME OUT МОСКВА», 21.03.2005
- Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯЕкатерина Васенина, «Новая Газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Драма для куколМарина Шимадина, «Коммерсант», 16.12.2004
- Станиславский в своей тарелкеМарина Шимадина, «Коммерсант», 9.12.2004
- Три вопроса Андрею СмоляковуДенис Белоусов, «Досуг&развлечения», 2.12.2004
- Кумир с щетинойТатьяна Коновалова, «МК», 25.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Машина времениЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 22.09.2004
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Дмитрий Назаров: Интриги украшение театраМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 6.08.2004
- Хотели как лучше
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 9.07.2004
- Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь»Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Олег Табаков: Я еще расту и учусьМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 18.05.2004
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе словаМария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание«Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- О любви к метафизикеАлла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действииНина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Старосветская печальНина Агишева, «Московские новости», 5.02.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили всеЛоретта Вашкова, «Радиогазета (Прага)»,
- «Похождение» в Таллине««Новости культуры» (ТК «Культура»)»,
- Смерть в стиле кантриЕлена Ямпольская, «Русский курьер»,
- Александр Стульнев готовится к перемене статуса и начинает день с форумаОльга Харитонова, «Саратовская областная газета»,