Как важно быть серьезным
Оглядываясь на прошедший сезон, не трудно заметить, насколько устал наш театр от модных веяний и шокирующих экспериментов. Поколение next вновь потянулось к классике
Поиск новых форм теряет свое напряжение. Лучшие московские театральные премьеры сезона 2005-2006 достойное развитие традиций русского психологического театра. Это вовсе не означает, что все вдруг вернулись к скрупулезной исторической достоверности, портретному гриму, освоению местных говоров и прочим приметам натурализма. Они никогда и не были сутью нашего театра, а лишь веяниями моды начала прошлого века. Сегодня на сцене возможна любая степень условности, смешение любых жанров, использование лазерных эффектов, кинопроекции, телетрансляции и прочих технических наворотов. Но если еще пару сезонов назад само использование новых технологий или преодоление привычных табу могли принести успех, если лучшей похвалой были слова «актуально», «круто», «продвинуто», то сейчас всеми этими штучками никого не удивишь. Важно не завесить сцену плазменными телевизионными панелями, а то, что и как ты на них показываешь. Можно хоть весь вечер со сцены матом крыть всех подряд, но это уже не вызывает ни восторгов, ни споров. Теперь публика готова терпеть любой сленг, лишь бы было понятно, о чем и зачем на нем говорят. Театр возвращается к сути. В своих лучших спектаклях, конечно. А их набралось не так уж и мало.
Игра в классики
В «горячую десятку» «ВД» вошли пять спектаклей по русской классической литературе («Рассказ о семи повешенных» Леонид Андреев, «Русский дворянин-семинарист и гражданин цивилизованного мира» и «Нелепая поэмка» Федор Достоевский, «Захудалый род» Николай Лесков, «Господа Головлевы» Михаил Салтыков-Щедрин), два по мировым классикам («Мнимый больной» Мольер, «ПоПо» Эдгар По), и три по произведениям, которые стали классикой совсем недавно («Пролетая над гнездом кукушки. Затмение» Кен Кизи, «Счастливые дни» Сэмуэль Беккет,"Трамвай «Желание» Теннесси Уильямс). «Десятка» составленная по опросам театральных обозревателей ведущих изданий только дополняет картину Сервантесом («Донкий Хот») и Генриком Ибсеным («Гедда Габлер»).
Дело тут не в преклонении перед чужими авторитетами. Просто, когда хочешь средствами театра разобраться в себе и в своем времени, нужна литературная основа, дающая такую возможность. Глубоких и, к тому же, хорошо написанных вещей во все века было не много. А те, что были и стали классикой. Вот все ими и пользуются.
Достоинства вечных истин
Главным событием сезона по многим опросам и по мнению «ВД» стал камерный спектакль режиссера Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о семи повешенных» в театре п/р Олега Табакова. К тонкости, проработанности, спокойствию и несуетности режиссуры Карбаускиса Москва уже привыкла, как и к его пристальному вниманию к теме смерти. И все же новая работа удивила своим бесстрашием. Он не прикрыл своих молодых актеров яркой театральностью или привычной иронией. Он научил их без надрыва, без тени учительства, абсолютно открыто говорить о жизни, о ее смысле и цене, о любви и дружестве, о мужестве и о смерти. Они не боятся ни серьезности, ни сентиментальности порой. Они не боятся простоты. А у зрителей дыхание перехватывает.
Готовность публики задуматься о главном, о которой еще год назад даже мечтать было трудно, почувствовали и другие режиссеры. Один из самых требовательных к зрителям Кама Гинкас отважился на открытый диалог с Богом в спектакле «Нелепая поэмка» (МТЮЗ). В его агрессивной полемичной трактовке легенды о великом инквизиторе, рассказанной героем романа Достоевского Иваном Карамазовым, актер Игорь Ясулович (Инквизитор) дает двухчасовую отповедь человечеству, предавшему Христа и его заповеди, готовому выживать любой ценой. Инквизитор вместо Сына Божьего «распинает» на кресте хлебные буханки как новый символ веры.
Новый Гамлет-Михаил Трухин со сцены МХТ им. Чехова вновь задал вопрос «Быть или не быть?». Юрий Погребничко в театре «Около» целое расследование устроил, почему молодой полный сил человек инженер Кириллов из романа Достоевского «Бесы», кончает жизнь «идейным» самоубийством, позволяя подлецам прикрыть свои пакости его смертью. А Вениамин Смехов в РАМТе ставит поэтический фарс Николая Эрдмана «Самоубийца», где как в зеркальном перевертыше молодой безработный Подсекальников отказывается стреляться, посчитав свою жизнь дороже любых идей. Вера Алентова в «Счастливых днях» абсурдиста Беккета доказывает, что даже скудные будни ее героини, увязшей по уши в трясине жизни, дар Божий, который надо принимать с благодарностью.
Наконец, новорожденная Студия театрального искусства представила на суд зрителей четырехчасовую семейную хронику русского княжеского «Захудалого рода» в постановке своего руководителя Сергея Женовача, где прямо ставиться вопрос, за что человек в ответе: за душу свою или за мировой порядок?
Кто бы все это занудство пошел смотреть еще совсем недавно? А сегодня все упомянутые спектакли собирают полные залы, да еще у входа «лишние билетики» стреляют.
Аншлаги не на «Аншлаге»
Если судить по отечественному телевидению, мы способны смеяться только над тупыми сальностями авторов пресловутого «Аншлага». А в театре в прошедшем сезоне громче всего смеялись совсем другому. Добродушно подтрунивали на «Мнимым больным» Мольера в Малом театре, где Василий Бочкарев сыграл стареющего мальчишку, который бесконечными лечениями и жалобами на здоровье старается привлечь к себе заботу своего большого дружного и жизнелюбивого семейства. Получали удовольствие от легкой игры в стиль американской музыкальной кино-комедии 40-х в спектакле театра им. Пушкина «Одолжите тенора», изящно поставленного Евгением Писаревым. «Болели» за каждого участника дуэта Евгения Гришковца и Александра Цекало, конкурирующих: кто лучше перескажет рассказы Эдгара По. Радовались юному задору нового поколения театра «Сатирикон», упивающемуся игрой слов, смыслов и чувств в ритме фламенко в поэтической комедии великого испанца Лопе де Вега «Дурочка», поставленной ученицей Камы Гинкаса Рузаной Мовсесян. Любовались фантазией создателей театра «Тень», упаковавших звезду Большого Николая Цескаридзе в маленькую коробку кукольного театрика в спектакле «Смерть Полифема».
На сцене все меньше бездумного смеха. Может быть, мы всерьез задумались о жизни?
Игра в классики
В «горячую десятку» «ВД» вошли пять спектаклей по русской классической литературе («Рассказ о семи повешенных» Леонид Андреев, «Русский дворянин-семинарист и гражданин цивилизованного мира» и «Нелепая поэмка» Федор Достоевский, «Захудалый род» Николай Лесков, «Господа Головлевы» Михаил Салтыков-Щедрин), два по мировым классикам («Мнимый больной» Мольер, «ПоПо» Эдгар По), и три по произведениям, которые стали классикой совсем недавно («Пролетая над гнездом кукушки. Затмение» Кен Кизи, «Счастливые дни» Сэмуэль Беккет,"Трамвай «Желание» Теннесси Уильямс). «Десятка» составленная по опросам театральных обозревателей ведущих изданий только дополняет картину Сервантесом («Донкий Хот») и Генриком Ибсеным («Гедда Габлер»).
Дело тут не в преклонении перед чужими авторитетами. Просто, когда хочешь средствами театра разобраться в себе и в своем времени, нужна литературная основа, дающая такую возможность. Глубоких и, к тому же, хорошо написанных вещей во все века было не много. А те, что были и стали классикой. Вот все ими и пользуются.
Достоинства вечных истин
Главным событием сезона по многим опросам и по мнению «ВД» стал камерный спектакль режиссера Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о семи повешенных» в театре п/р Олега Табакова. К тонкости, проработанности, спокойствию и несуетности режиссуры Карбаускиса Москва уже привыкла, как и к его пристальному вниманию к теме смерти. И все же новая работа удивила своим бесстрашием. Он не прикрыл своих молодых актеров яркой театральностью или привычной иронией. Он научил их без надрыва, без тени учительства, абсолютно открыто говорить о жизни, о ее смысле и цене, о любви и дружестве, о мужестве и о смерти. Они не боятся ни серьезности, ни сентиментальности порой. Они не боятся простоты. А у зрителей дыхание перехватывает.
Готовность публики задуматься о главном, о которой еще год назад даже мечтать было трудно, почувствовали и другие режиссеры. Один из самых требовательных к зрителям Кама Гинкас отважился на открытый диалог с Богом в спектакле «Нелепая поэмка» (МТЮЗ). В его агрессивной полемичной трактовке легенды о великом инквизиторе, рассказанной героем романа Достоевского Иваном Карамазовым, актер Игорь Ясулович (Инквизитор) дает двухчасовую отповедь человечеству, предавшему Христа и его заповеди, готовому выживать любой ценой. Инквизитор вместо Сына Божьего «распинает» на кресте хлебные буханки как новый символ веры.
Новый Гамлет-Михаил Трухин со сцены МХТ им. Чехова вновь задал вопрос «Быть или не быть?». Юрий Погребничко в театре «Около» целое расследование устроил, почему молодой полный сил человек инженер Кириллов из романа Достоевского «Бесы», кончает жизнь «идейным» самоубийством, позволяя подлецам прикрыть свои пакости его смертью. А Вениамин Смехов в РАМТе ставит поэтический фарс Николая Эрдмана «Самоубийца», где как в зеркальном перевертыше молодой безработный Подсекальников отказывается стреляться, посчитав свою жизнь дороже любых идей. Вера Алентова в «Счастливых днях» абсурдиста Беккета доказывает, что даже скудные будни ее героини, увязшей по уши в трясине жизни, дар Божий, который надо принимать с благодарностью.
Наконец, новорожденная Студия театрального искусства представила на суд зрителей четырехчасовую семейную хронику русского княжеского «Захудалого рода» в постановке своего руководителя Сергея Женовача, где прямо ставиться вопрос, за что человек в ответе: за душу свою или за мировой порядок?
Кто бы все это занудство пошел смотреть еще совсем недавно? А сегодня все упомянутые спектакли собирают полные залы, да еще у входа «лишние билетики» стреляют.
Аншлаги не на «Аншлаге»
Если судить по отечественному телевидению, мы способны смеяться только над тупыми сальностями авторов пресловутого «Аншлага». А в театре в прошедшем сезоне громче всего смеялись совсем другому. Добродушно подтрунивали на «Мнимым больным» Мольера в Малом театре, где Василий Бочкарев сыграл стареющего мальчишку, который бесконечными лечениями и жалобами на здоровье старается привлечь к себе заботу своего большого дружного и жизнелюбивого семейства. Получали удовольствие от легкой игры в стиль американской музыкальной кино-комедии 40-х в спектакле театра им. Пушкина «Одолжите тенора», изящно поставленного Евгением Писаревым. «Болели» за каждого участника дуэта Евгения Гришковца и Александра Цекало, конкурирующих: кто лучше перескажет рассказы Эдгара По. Радовались юному задору нового поколения театра «Сатирикон», упивающемуся игрой слов, смыслов и чувств в ритме фламенко в поэтической комедии великого испанца Лопе де Вега «Дурочка», поставленной ученицей Камы Гинкаса Рузаной Мовсесян. Любовались фантазией создателей театра «Тень», упаковавших звезду Большого Николая Цескаридзе в маленькую коробку кукольного театрика в спектакле «Смерть Полифема».
На сцене все меньше бездумного смеха. Может быть, мы всерьез задумались о жизни?
Елена Груева, «ВАШ ДОСУГ», 29.06.2006
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Лекарство от попсыМарина Давыдова, «Известия», 13.08.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Хранение столичностиРоман Должанский, «Коммерсант», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Наш ответ оптимистамАлександр Соколянский, «Время новостей», 30.03.2007
- «Гвоздь» вбили в «Захудалый род»Татьяна Кузнецова, «Коммерсант», 14.03.2007
- Олигарх из табакеркиМарина Квасницкая, «Российская газета», 13.03.2007
- Подвал столичного значенияИрина Алпатова, «Культура», 1.03.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Страсти по «Табакерке»Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»Борис Тух, «Вести недели день за днем», 8.12.2006
- Душа просит сказкиМарина Квасницкая, «Россiя», 30.11.2006
- Миндаугас Карбаускис в присутствии любви и жизниОльга Харитонова, 28.11.2006
- Театральный фестиваль дело живоеЭлла Аграновская, «Молодежь Эстонии», 18.11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- Гоголь по-безруковски┘Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- Гоголь по-безруковски
Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙМарина Дмитревская, «Час пик», 6.09.2006
- ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИМарина Лисовец, 08.2006
- Как важно быть серьезнымЕлена Груева, «ВАШ ДОСУГ», 29.06.2006
- Тополиный пух, жара, хрустальЕлена Ямпольская, «Известия», 27.06.2006
- КАРБАУСКИС ЗАСТАВИЛ ОМИЧЕЙ ПЛАКАТЬ«Омская Газета», 18.05.2006
- «Похождение» повесы«Коммерсант Weekend», 31.03.2006
- Масляков был зрителем, а Табаков покровителемНаталия Каминская, «Культура», 30.03.2006
- Табаков раздал в театре продуктовые наборыНикита Красников, «Комсомольская правда», 28.03.2006
- Табаков поощрил смелость и дерзостьМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 28.03.2006
- Театральные впечатления Павла РудневаПавел Руднев, «Новый Мир», 1.03.2006
- Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯАнастасия Исаева, «ДОМ АКТЕРА», 1.03.2006
- Поднимись над суетойАлександр Смольяков, «Планета Красота», 1.03.2006
- Нежный портрет на фоне смертиМарина Квасницкая, «Россiя», 9.02.2006
- Миндаугас Карбаускис и СмертьБорис Тух, «ДЕНЬ за ДНЕМ», 27.01.2006
- Страх и храбрость нового москвича МиндаугасаДарья Корниенко, «linnaleht», 27.01.2006
- Место смерти изменить нельзяМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 24.01.2006
- Мечты Агафьи Тихоновны«Культура», 12.01.2006
- Милость к падшимАлла Шендерова, «ДОМ АКТЕРА», 1.01.2006
- Вешал бы кто?!Алиса Никольская, «Театральная касса», 1.01.2006
- Плюшкин с харизмойЕлена Губайдуллина, «Планета Красота», 6.2006
- Режиссер, который ничего не хочет делатьСветлана Полякова, «Независимая газета», 23.12.2005
- Жажда жизниСветлана Тарасова, «Досуг & развлечения», 22.12.2005
- Пограничное состояниеАлексей Филиппов, «Русский Курьер», 19.12.2005
- Рассказ о семи повешенныхКристина Матвиенко, «TIME OUT МОСКВА», 14.12.2005
- Молодой повесаЕлена Ковальская, «АФИША», 13.12.2005
- ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУЕлена Дьякова, «Новая Газета», 12.12.2005
- НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕВера Максимова, «Независимая газета», 7.12.2005
- Помни о смерти«Итоги», 5.12.2005
- А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.12.2005
- Над морем всходило солнцеМария Хализева, «Экран и сцена», 1.12.2005
- Детские игры со смертьюАлена Карась, «Российская газета», 1.12.2005
- Он пугает, а нам не страшноСветлана Хохрякова, «Культура», 1.12.2005
- СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2005
- Персонаж с петлей на шееОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 30.11.2005
- Закончится вешалкойГлеб Ситковский, «Газета», 29.11.2005
- Ужу, уму равно ужасно умиратьАлександр Соколянский, «Время новостей», 29.11.2005
- Смерть как веселоРоман Должанский, «Коммерсант», 29.11.2005
- Минуты настоящегоОльга Егошина, «Новые Известия», 28.11.2005
- «Каждый раз начинаю все с нуля»Ольга Романцова, «Газета», 23.11.2005
- Уйти и не вернутьсяАртем Солнышкин, «Досуг & развлечения», 17.11.2005
- Смертельные игрыЕлена Груева, «Ваш досуг», 17.11.2005
- Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору»Ирина Воробьева, «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», 1.09.2005
- «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА»Павел Подкладов, «Труд», 17.08.2005
- Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами наградыПавел Подкладов, «Театральная Афиша», 1.06.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ»Любовь Лебедина, «Труд», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- «Иди сюда, буржуазненький наш!»Артур Соломонов, «Известия», 1.04.2005
- Марафон открытийОльга Егошина, «Новые Известия», 22.03.2005
- Золотая МаскаВ.Г., «TIME OUT МОСКВА», 21.03.2005
- Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯЕкатерина Васенина, «Новая Газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Драма для куколМарина Шимадина, «Коммерсант», 16.12.2004
- Станиславский в своей тарелкеМарина Шимадина, «Коммерсант», 9.12.2004
- Три вопроса Андрею СмоляковуДенис Белоусов, «Досуг&развлечения», 2.12.2004
- Кумир с щетинойТатьяна Коновалова, «МК», 25.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Машина времениЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 22.09.2004
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Дмитрий Назаров: Интриги украшение театраМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 6.08.2004
- Хотели как лучше
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 9.07.2004
- Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь»Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Олег Табаков: Я еще расту и учусьМарина Зельцер, «Вечерняя Москва», 18.05.2004
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе словаМария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание«Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- О любви к метафизикеАлла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действииНина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Старосветская печальНина Агишева, «Московские новости», 5.02.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили всеЛоретта Вашкова, «Радиогазета (Прага)»,
- «Похождение» в Таллине««Новости культуры» (ТК «Культура»)»,
- Смерть в стиле кантриЕлена Ямпольская, «Русский курьер»,
- Александр Стульнев готовится к перемене статуса и начинает день с форумаОльга Харитонова, «Саратовская областная газета»,