«Мастерская» Петра Фоменко
Счастливая молодость «Владимира III степени»
В рамках театрального фестиваля «Мастерская Петра Фоменко» был показан спектакль «Владимир III степени». Его поставил три года тому назад на учебной сцене Театральной академии (бывшего ГИТИСа) ученик Фоменко Сергей Женовач. (Заметим в скобках, что воспитать талантливого режиссера, помочь его становлению счастливая миссия и трудная задача для любого мастера. И Фоменко это умение зачтется, помимо всего прочего. Современный театр не может существовать без режиссера-лидера. В этом убеждают не теоретические дискуссии, а сама театральная действительность). «Владимир III степени» незаконченная комедия Гоголя. Имя ей дало название ордена, к которому вожделеет один из персонажей, не имея на то никаких оснований, кроме глупых чиновных амбиций. Этот и многие другие мотивы прочитываются в тексте. Но нужно обладать несомненной художественной отвагой, чтобы ставить спектакль по пьесе, освященной именем Гоголя, но при этом незавершенной. Не случайно она практически не имеет сценической истории.
Сергей Женовач распутывает непростые гоголевские сюжеты, остроумно строит композицию текста, смело, если не сказать лихо, фантазирует, создавая особый и щедрый игровой мир, которому артисты отдаются со всей свободой и азартом молодости. Авторская насмешка, острота наблюдений витают в воздухе спектакля. Но существуют они на ином, чем это привычно, уровне театрального сознания. Драматическое начало, предполагаемое в сатире Гоголя, изживается игрой, которая увлекает мессой художественных нюансов и тонких человеческих оттенков.
Вот, например, одна из начальных картин спектакля. На лавке, занимающей центр сцены и представляющей собой переднюю или, как сказано у Гоголя, «лакейскую», возлежат неизменные в своем плутовстве гоголевские слуги, полностью игнорируя все обращенные к ним голоса. Их лежание так демонстративно, что возникает обобщенный образ скуки и лени. Но создается этот эффект на редкость озорно и весело. То наши герои, как по команде, синхронно перевернутся с боку на бок, то вскочат, будто их ветром сдует с завалинки, чтобы потискать подружку-горничную на извилистом пути из двери в дверь. И вновь четко улягутся на отполированное место. Но стоит сильному полу остаться нарочито безучастным к подчеркнутому шуму знакомых шагов и приплясываний, как последует лукавая сцена, где всеми доступными средствами будет заявлено право на мужское нахальство.
А если добавить, что все это исполняется без бытовых подробностей, с минимумом слов, зато с помощью музыки и пластики, наверное, будет ясно, сколько неожиданной игры таит в себе спектакль.
В нем смешной звук, ненароком вырвавшийся из уст одного персонажа, вдруг начинает жить самостоятельной жизнью и звучит уже в пространстве сцены, мигом и хитро переключая на себя внимание героев.
Самый смешной герой спектакля, маленький и круглый, словно шарик, без зазрения совести чувствует себя отчаянным сердцеедом. И в подтверждение этого вытанцовывает лихие па, что-то среднее между гопаком и лезгинкой. Впрочем, если это очень смешно, то потому, что, несомненно, артистично.
Все это произвольные примеры из спектакля. Их могло быть много больше. Взятые вразнобой, они, возможно, покажутся талантливыми пустяками (хотя, прошу прошении за нехитрый каламбур, и это не пустяк в театре). Но выстроенные в систему, они являют собой редкий пример яркого театрального сочинительства. В нем и гоголевские мотивы живут привольной, несколько фантастической жизнью, и у каждого актера есть своя мелодия, свой голос, иные из них можно не сомневаться зазвучат с большой силой. Но уже сейчас у учеников Фоменко счастливая молодость, и это счастье оказалось заразительным для нас, зрителей.
Сергей Женовач распутывает непростые гоголевские сюжеты, остроумно строит композицию текста, смело, если не сказать лихо, фантазирует, создавая особый и щедрый игровой мир, которому артисты отдаются со всей свободой и азартом молодости. Авторская насмешка, острота наблюдений витают в воздухе спектакля. Но существуют они на ином, чем это привычно, уровне театрального сознания. Драматическое начало, предполагаемое в сатире Гоголя, изживается игрой, которая увлекает мессой художественных нюансов и тонких человеческих оттенков.
Вот, например, одна из начальных картин спектакля. На лавке, занимающей центр сцены и представляющей собой переднюю или, как сказано у Гоголя, «лакейскую», возлежат неизменные в своем плутовстве гоголевские слуги, полностью игнорируя все обращенные к ним голоса. Их лежание так демонстративно, что возникает обобщенный образ скуки и лени. Но создается этот эффект на редкость озорно и весело. То наши герои, как по команде, синхронно перевернутся с боку на бок, то вскочат, будто их ветром сдует с завалинки, чтобы потискать подружку-горничную на извилистом пути из двери в дверь. И вновь четко улягутся на отполированное место. Но стоит сильному полу остаться нарочито безучастным к подчеркнутому шуму знакомых шагов и приплясываний, как последует лукавая сцена, где всеми доступными средствами будет заявлено право на мужское нахальство.
А если добавить, что все это исполняется без бытовых подробностей, с минимумом слов, зато с помощью музыки и пластики, наверное, будет ясно, сколько неожиданной игры таит в себе спектакль.
В нем смешной звук, ненароком вырвавшийся из уст одного персонажа, вдруг начинает жить самостоятельной жизнью и звучит уже в пространстве сцены, мигом и хитро переключая на себя внимание героев.
Самый смешной герой спектакля, маленький и круглый, словно шарик, без зазрения совести чувствует себя отчаянным сердцеедом. И в подтверждение этого вытанцовывает лихие па, что-то среднее между гопаком и лезгинкой. Впрочем, если это очень смешно, то потому, что, несомненно, артистично.
Все это произвольные примеры из спектакля. Их могло быть много больше. Взятые вразнобой, они, возможно, покажутся талантливыми пустяками (хотя, прошу прошении за нехитрый каламбур, и это не пустяк в театре). Но выстроенные в систему, они являют собой редкий пример яркого театрального сочинительства. В нем и гоголевские мотивы живут привольной, несколько фантастической жизнью, и у каждого актера есть своя мелодия, свой голос, иные из них можно не сомневаться зазвучат с большой силой. Но уже сейчас у учеников Фоменко счастливая молодость, и это счастье оказалось заразительным для нас, зрителей.
Нелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Павел Руднев: Классик ЖеновачПавел Руднев, «Взгляд», 15.05.2007
- «15 мая это день икс в моей судьбе»Глеб Ситковский, «Газета», 15.05.2007
- Пятьдесят лет игрокаГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.05.2007
- ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Лишь оцените красоту игрыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Обманутый лезет под столОлег Зинцов, «Ведомости», 18.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Они еще поиграютАнна Гордеева, «Время новостей», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- Сергей Женовач стал нашим всемМария Синельникова, «Коммерсант», 16.04.2007
- «Самое опасное превратиться в производство»«Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Определенный расклад умаРоман Должанский, «Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Играем по-новомуЕлена Груева, «Ведомости-Пятница», 6.04.2007
- Спектакли: «Игроки»«Независимая газета», 6.04.2007
- Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь»Ольга Романцова, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 10.01.2007
- «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь»Ольга Романцова, «Газета», 25.12.2006
- Латвию оккупировала белая гвардия«Телеграф, ежедневная газета Латвии», 21.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Свет художественности2006
- Русский свет2006
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- «Мастерская» Петра ФоменкоНелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- ДарНаталья Крымова, 1992
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991
- Гоголь из кусочковМария Богатырева, «Московский Комсомолец», 24.10.1991
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,