Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь»
Режиссер Сергей Женовач в интервью «Газете»
На национальную театральную премию «Золотая маска» в этом году номинированы два спектакля Сергея Женовача «Мнимый больной» Мольера, поставленный в Малом театре, и «Захудалый род» по роману Лескова дебютный спектакль недавно созданной режиссером и его учениками Студии театрального искусства. У Сергея Женовача взяла интервью для «Газеты» Ольга Романцова.
Сергей Васильевич, какая работа в последнее время была для вас самой важной?
«Захудалый род», конечно. На пятый год совместной жизни мы выпустили спектакль по роману Лескова и стали существовать в рамках театра. Мы, репетируя по углам, сумели собрать большую, серьезную работу, где занята вся наша труппа, и выпустили четырехчасовой спектакль, сделанный по академическим параметрам. Это для ребят было серьезным испытанием, и они его выдержали. Наверное, для первого спектакля следовало взять небольшую, остроумную историю, но мы выбрали материал, с которого, как нам казалось, нужно начинать.
Почему?
Надо дорожить той секундой, которая нам дается, и делать работу, которая может оказаться последней. Неизвестно, что будет завтра, поэтому не хочется тратить время на что-то необязательное, проходное. То, без чего ты бы спокойно прожил этот отрезок жизни. Мы ставили перед собой достаточно сложные задачи. Например, освоить систему рассказа, не ограничиваясь бытовым существованием на площадке. Найти такой способ существования, когда актер, для того чтобы выразить идею или мысль, которая его наполняет, может и сыграть, и рассказать, и показать что-то сделать все, что угодно. Ребята погрузились в эту сложную систему, пытаясь передать мировосприятие Лескова, и изобретали театр, подходящий только для его прозы.
Известно ли, когда вашему театру построят здание?
Стройка идет. Мы верим, надеемся.
Как вам удается сохранить театр, когда все время приходится играть спектакли на разных площадках?
Это очень трудно, мы не можем спокойно планировать даже выпуски спектаклей. Все зависит от того, когда появится возможность где-то порепетировать. Но наш театр возник из внутренней потребности ребят работать вместе. Я предупреждал их с самого начала, что все будет не так гладко, как им кажется.
Что для вас сейчас важнее всего?
Для меня очень важно, чтобы ребята становились артистами. Они пока только на полпути к профессии. Хотя воспитывать и культивировать в себе актерскую природу надо всю жизнь. Как только начинаешь ее эксплуатировать, возникает государственное учреждение, занимающееся прокатом спектаклей. Мне же хочется продлить у ребят ощущение студийности. Поэтому мы и назвали наш театр «Студия театрального искусства».
Вы не боитесь, что кто-то из ваших учеников уйдет?
В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь. У людей есть потребность быть вместе, и они работают. Если она исчерпывается, ты помогаешь человеку обрести себя в другом месте, потому что он - твой ученик. Вот и все. И если артист репетировал с каким-то режиссером, это не значит, что он должен всю свою жизнь, до пенсии, работать только с ним. Артисты должны работать с разными режиссерами, в разных системах. Любое дело начинается, развивается, к чему-то приходит и умирает. Поэтому мы живем второй сезон и радуемся, вот и все. А если возникают трудности, стараемся их преодолевать с юмором и с верой друг в дружку. Если кто-то захочет выбрать другой путь, мы будем им помогать.
Существуют ли какие-нибудь заветные слова, которые вы говорите актерам студии перед выходом на сцену?
В ГИТИСе есть традиция: перед экзаменом или показом студенты собираются вместе и выкрикивают какую-то фразу. Как футболисты перед началом матча. Это могут быть слова «Вперед!» или «С Богом!», а может быть и фраза из спектакля. Если мы прокричим ее дружно, услышим друг дружку, возникнет какой-то определенный настрой, который повлияет на спектакль. Так было в «Мастерской» Петра Наумовича Фоменко, мы тоже сохраняем эту студенческую традицию.
Что вы не переносите в театре?
Когда театр становится просто местом работы, превращается во времяпрепровождение или в способ зарабатывания денег. Когда уходит душа театра и возникает учреждение культуры для проката спектаклей, о котором я вам только что говорил. Тогда становится грустно. Я люблю театр, где любой спектакль плод размышлений, мучений, где актеры верят: если они не поделятся со зрителями тем, о чем они сейчас думают, что-то в жизни будет не так. Если этого нет, все обессмысливается.
Сергей Васильевич, какая работа в последнее время была для вас самой важной?
«Захудалый род», конечно. На пятый год совместной жизни мы выпустили спектакль по роману Лескова и стали существовать в рамках театра. Мы, репетируя по углам, сумели собрать большую, серьезную работу, где занята вся наша труппа, и выпустили четырехчасовой спектакль, сделанный по академическим параметрам. Это для ребят было серьезным испытанием, и они его выдержали. Наверное, для первого спектакля следовало взять небольшую, остроумную историю, но мы выбрали материал, с которого, как нам казалось, нужно начинать.
Почему?
Надо дорожить той секундой, которая нам дается, и делать работу, которая может оказаться последней. Неизвестно, что будет завтра, поэтому не хочется тратить время на что-то необязательное, проходное. То, без чего ты бы спокойно прожил этот отрезок жизни. Мы ставили перед собой достаточно сложные задачи. Например, освоить систему рассказа, не ограничиваясь бытовым существованием на площадке. Найти такой способ существования, когда актер, для того чтобы выразить идею или мысль, которая его наполняет, может и сыграть, и рассказать, и показать что-то сделать все, что угодно. Ребята погрузились в эту сложную систему, пытаясь передать мировосприятие Лескова, и изобретали театр, подходящий только для его прозы.
Известно ли, когда вашему театру построят здание?
Стройка идет. Мы верим, надеемся.
Как вам удается сохранить театр, когда все время приходится играть спектакли на разных площадках?
Это очень трудно, мы не можем спокойно планировать даже выпуски спектаклей. Все зависит от того, когда появится возможность где-то порепетировать. Но наш театр возник из внутренней потребности ребят работать вместе. Я предупреждал их с самого начала, что все будет не так гладко, как им кажется.
Что для вас сейчас важнее всего?
Для меня очень важно, чтобы ребята становились артистами. Они пока только на полпути к профессии. Хотя воспитывать и культивировать в себе актерскую природу надо всю жизнь. Как только начинаешь ее эксплуатировать, возникает государственное учреждение, занимающееся прокатом спектаклей. Мне же хочется продлить у ребят ощущение студийности. Поэтому мы и назвали наш театр «Студия театрального искусства».
Вы не боитесь, что кто-то из ваших учеников уйдет?
В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь. У людей есть потребность быть вместе, и они работают. Если она исчерпывается, ты помогаешь человеку обрести себя в другом месте, потому что он - твой ученик. Вот и все. И если артист репетировал с каким-то режиссером, это не значит, что он должен всю свою жизнь, до пенсии, работать только с ним. Артисты должны работать с разными режиссерами, в разных системах. Любое дело начинается, развивается, к чему-то приходит и умирает. Поэтому мы живем второй сезон и радуемся, вот и все. А если возникают трудности, стараемся их преодолевать с юмором и с верой друг в дружку. Если кто-то захочет выбрать другой путь, мы будем им помогать.
Существуют ли какие-нибудь заветные слова, которые вы говорите актерам студии перед выходом на сцену?
В ГИТИСе есть традиция: перед экзаменом или показом студенты собираются вместе и выкрикивают какую-то фразу. Как футболисты перед началом матча. Это могут быть слова «Вперед!» или «С Богом!», а может быть и фраза из спектакля. Если мы прокричим ее дружно, услышим друг дружку, возникнет какой-то определенный настрой, который повлияет на спектакль. Так было в «Мастерской» Петра Наумовича Фоменко, мы тоже сохраняем эту студенческую традицию.
Что вы не переносите в театре?
Когда театр становится просто местом работы, превращается во времяпрепровождение или в способ зарабатывания денег. Когда уходит душа театра и возникает учреждение культуры для проката спектаклей, о котором я вам только что говорил. Тогда становится грустно. Я люблю театр, где любой спектакль плод размышлений, мучений, где актеры верят: если они не поделятся со зрителями тем, о чем они сейчас думают, что-то в жизни будет не так. Если этого нет, все обессмысливается.
Ольга Романцова, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 10.01.2007
- Павел Руднев: Классик ЖеновачПавел Руднев, «Взгляд», 15.05.2007
- «15 мая это день икс в моей судьбе»Глеб Ситковский, «Газета», 15.05.2007
- Пятьдесят лет игрокаГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.05.2007
- ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Лишь оцените красоту игрыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Обманутый лезет под столОлег Зинцов, «Ведомости», 18.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Они еще поиграютАнна Гордеева, «Время новостей», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- Сергей Женовач стал нашим всемМария Синельникова, «Коммерсант», 16.04.2007
- «Самое опасное превратиться в производство»«Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Определенный расклад умаРоман Должанский, «Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Играем по-новомуЕлена Груева, «Ведомости-Пятница», 6.04.2007
- Спектакли: «Игроки»«Независимая газета», 6.04.2007
- Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь»Ольга Романцова, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 10.01.2007
- «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь»Ольга Романцова, «Газета», 25.12.2006
- Латвию оккупировала белая гвардия«Телеграф, ежедневная газета Латвии», 21.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Свет художественности2006
- Русский свет2006
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- «Мастерская» Петра ФоменкоНелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- ДарНаталья Крымова, 1992
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991
- Гоголь из кусочковМария Богатырева, «Московский Комсомолец», 24.10.1991
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,