Сергей Женовач стал нашим всем
Его наградили и за «Захудалый род», и за «Мнимого больного»
Впервые в истории «Золотой маски» в обеих главных номинациях драматического театра победили спектакли, поставленные одним и тем же режиссером. Решение жюри комментируют МАРИЯ Ъ-СИДЕЛЬНИКОВА и ПАВЕЛ Ъ-СИГАЛОВ.
Главный итог «Золотой маски» в разделе драматического театра золотой дождь, пролившийся на Сергея Женовача. Победу «Захудалого рода» как спектакля малой формы в руководимой господином Женовачем новорожденной «Студии театрального искусства» предсказывали многие: спектакль лидировал по опросам в профессиональной среде. Поскольку с некоторых пор жюри «Маски» перестало отделять режиссерскую номинацию от номинаций за лучший спектакль, приз за лучшую режиссуру как бы прилагался Сергею Женовачу к победе «Захудалого рода» и тоже был более или менее предсказуем. Мария Шашлова, молодая актриса, миловидно сыгравшая главную роль в «Захудалом роде», получила спецприз жюри этих трех наград уже было достаточно для того, чтобы нынешняя «Маска» обрела черты лица господина Женовача. На этом фоне полной неожиданностью стала еще и победа «Мнимого больного», поставленного тем же Сергеем Женовачем в Малом театре, в разделе большая форма.
Мольеровская комедия попала в номинацию явно за компанию, просто для полноты фестивальной афиши,- это далеко не лучший спектакль Сергея Женовача. Кажется, и сам он, в очередной раз взбираясь на сцену за «Маской», уже испытывал больше неудобства, чем радости. Предположение, что судьи хотели таким образом еще раз поздравить Малый театр в юбилейный для государственных театров России сезон, следует отмести с ходу: хорошо известно, что руководство Малого в список своих побед работу господина Женовача не заносит (продукцию какого рода оно туда заносит другая тема).
Учитывая, что спектакли из Якутска и Новосибирска были неконкурентоспособны, а постановки Камы Гинкаса и Генриетты Яновской на фестивале прошли, к сожалению, не лучшим образом, объяснение напрашивается одно: победа тишайшего «Больного» стала результатом протестного голосования против «Короля Лира» в постановке многократного лауреата «Золотой маски» Льва Додина. Значительный и серьезный спектакль Малого драматического театра (МДТ) и на этот раз ехал в Москву в качестве главного претендента на награду. Видимо, большинство членов жюри решили, что пришла пора показательно «прокатить» додинский МДТ. А поскольку ставить прочерк в графе «лучший спектакль» не принято, судьи под руководством Адольфа Шапиро проголосовали за симулянта. Господину Додину «Маской» больше, «Маской» меньше все одно. А вот жюри, конечно, оконфузилось. Совсем без наград питерский «Король Лир», впрочем, не остался. Исполнитель заглавной роли Петр Семак получил второй спецприз жюри. А лучшим сценографом признан покойный Давид Боровский, одной из последних работ которого стало лаконичное и выразительное оформление спектакля Льва Додина.
Лучшими актерами стали Мироновы. Евгений за Иудушку в «Господах Головлевых» МХТ имени Чехова, Мария за Федру в спектакле «Федра. Золотой колос» столичного Театра наций. Примечательность решения не в том, что «Масками» отмечены выдающийся современный русский актер и актриса, сделавшая мощный рывок в новое творческое состояние. А в том, что спектакли эти поставили соответственно Кирилл Серебренников и Андрей Жолдак, талантливые и активные режиссеры, вызывающие слепую, буквально зоологическую ненависть у большой части театрального истеблишмента и мещанской критики. То, что эти спектакли были включены в афишу и вполне серьезно рассматривались жюри даже в качестве претендентов на победу, свидетельствует о том, что процессы идут. Но пока побеждают мнимые больные, настоящие болезни театра все-таки берут свое.
В целом итог национальной премии таков. Первое: Сергей Женовач это наше все, другими словами, на всех-всех фронтах побеждает традиционалистская школа. Второе: щелкнуть по носу безусловный авторитет всегда приятно, даже в ущерб собственной репутации. Третье: выдающимся актерам следует работать время от времени с «сомнительными» и ненадежными новаторами. Но сами возмутители спокойствия все еще должны знать свое место.
Главный итог «Золотой маски» в разделе драматического театра золотой дождь, пролившийся на Сергея Женовача. Победу «Захудалого рода» как спектакля малой формы в руководимой господином Женовачем новорожденной «Студии театрального искусства» предсказывали многие: спектакль лидировал по опросам в профессиональной среде. Поскольку с некоторых пор жюри «Маски» перестало отделять режиссерскую номинацию от номинаций за лучший спектакль, приз за лучшую режиссуру как бы прилагался Сергею Женовачу к победе «Захудалого рода» и тоже был более или менее предсказуем. Мария Шашлова, молодая актриса, миловидно сыгравшая главную роль в «Захудалом роде», получила спецприз жюри этих трех наград уже было достаточно для того, чтобы нынешняя «Маска» обрела черты лица господина Женовача. На этом фоне полной неожиданностью стала еще и победа «Мнимого больного», поставленного тем же Сергеем Женовачем в Малом театре, в разделе большая форма.
Мольеровская комедия попала в номинацию явно за компанию, просто для полноты фестивальной афиши,- это далеко не лучший спектакль Сергея Женовача. Кажется, и сам он, в очередной раз взбираясь на сцену за «Маской», уже испытывал больше неудобства, чем радости. Предположение, что судьи хотели таким образом еще раз поздравить Малый театр в юбилейный для государственных театров России сезон, следует отмести с ходу: хорошо известно, что руководство Малого в список своих побед работу господина Женовача не заносит (продукцию какого рода оно туда заносит другая тема).
Учитывая, что спектакли из Якутска и Новосибирска были неконкурентоспособны, а постановки Камы Гинкаса и Генриетты Яновской на фестивале прошли, к сожалению, не лучшим образом, объяснение напрашивается одно: победа тишайшего «Больного» стала результатом протестного голосования против «Короля Лира» в постановке многократного лауреата «Золотой маски» Льва Додина. Значительный и серьезный спектакль Малого драматического театра (МДТ) и на этот раз ехал в Москву в качестве главного претендента на награду. Видимо, большинство членов жюри решили, что пришла пора показательно «прокатить» додинский МДТ. А поскольку ставить прочерк в графе «лучший спектакль» не принято, судьи под руководством Адольфа Шапиро проголосовали за симулянта. Господину Додину «Маской» больше, «Маской» меньше все одно. А вот жюри, конечно, оконфузилось. Совсем без наград питерский «Король Лир», впрочем, не остался. Исполнитель заглавной роли Петр Семак получил второй спецприз жюри. А лучшим сценографом признан покойный Давид Боровский, одной из последних работ которого стало лаконичное и выразительное оформление спектакля Льва Додина.
Лучшими актерами стали Мироновы. Евгений за Иудушку в «Господах Головлевых» МХТ имени Чехова, Мария за Федру в спектакле «Федра. Золотой колос» столичного Театра наций. Примечательность решения не в том, что «Масками» отмечены выдающийся современный русский актер и актриса, сделавшая мощный рывок в новое творческое состояние. А в том, что спектакли эти поставили соответственно Кирилл Серебренников и Андрей Жолдак, талантливые и активные режиссеры, вызывающие слепую, буквально зоологическую ненависть у большой части театрального истеблишмента и мещанской критики. То, что эти спектакли были включены в афишу и вполне серьезно рассматривались жюри даже в качестве претендентов на победу, свидетельствует о том, что процессы идут. Но пока побеждают мнимые больные, настоящие болезни театра все-таки берут свое.
В целом итог национальной премии таков. Первое: Сергей Женовач это наше все, другими словами, на всех-всех фронтах побеждает традиционалистская школа. Второе: щелкнуть по носу безусловный авторитет всегда приятно, даже в ущерб собственной репутации. Третье: выдающимся актерам следует работать время от времени с «сомнительными» и ненадежными новаторами. Но сами возмутители спокойствия все еще должны знать свое место.
Мария Синельникова, «Коммерсант», 16.04.2007
- Павел Руднев: Классик ЖеновачПавел Руднев, «Взгляд», 15.05.2007
- «15 мая это день икс в моей судьбе»Глеб Ситковский, «Газета», 15.05.2007
- Пятьдесят лет игрокаГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.05.2007
- ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Лишь оцените красоту игрыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Обманутый лезет под столОлег Зинцов, «Ведомости», 18.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Они еще поиграютАнна Гордеева, «Время новостей», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- Сергей Женовач стал нашим всемМария Синельникова, «Коммерсант», 16.04.2007
- «Самое опасное превратиться в производство»«Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Определенный расклад умаРоман Должанский, «Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Играем по-новомуЕлена Груева, «Ведомости-Пятница», 6.04.2007
- Спектакли: «Игроки»«Независимая газета», 6.04.2007
- Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь»Ольга Романцова, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 10.01.2007
- «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь»Ольга Романцова, «Газета», 25.12.2006
- Латвию оккупировала белая гвардия«Телеграф, ежедневная газета Латвии», 21.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Свет художественности2006
- Русский свет2006
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- «Мастерская» Петра ФоменкоНелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- ДарНаталья Крымова, 1992
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991
- Гоголь из кусочковМария Богатырева, «Московский Комсомолец», 24.10.1991
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,