Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега Глушкова
Разносторонний режиссер вместе с художниками Вадимом Волей и Ольгой-Марией Тумаковой (команда нескромно нарекла себя Московским королевским театром) представили на сцене Мастерской Петра Фоменко философскую, сатирическую притчу, изящно завернутую в бродвейский мюзикл.
Кинокритик Дмитрий Барченков — об иронии авторов, поющих совах и связи спектакля как с классикой хоррора, так и с новым фильмом Джима Джармуша.
В постановке Театра мюзикла «Все о Золушке», осуществленной той же командой, есть крайне оптимистичная ария про веру в мечту и прекрасное. Все бы ничего, если бы не исполнял ее «подкаблучный» и несчастный отец главной героини. Такой же иронией полон и эксперимент Олега Глушкова «Гипнос» в Театре «Практика», разрушающий многие законы сценического действия и тем самым откровенно смеющийся над ними. В этом приеме можно обнаружить не только одну из основных черт метода Глушкова – видеть в смешном грустное, а в страшном – веселое, но и связь его творчества с жанром черной комедии. К ней (теперь уже напрямую) режиссер обращается в своей новой работе. Известный сочинитель историй Чарльз Адамс, прототипом которого стал придумавший знаменитую «Семейку Аддамс» художник-карикатурист, на днях скоропостижно скончался. Местный ортодоксальный священник Падре Кшиштоф (Анатолий Горячев) на пару со своим учеником Франтишеком едут неугодного церкви фантазера отпевать. Там их ждет встреча с лукавой вдовой писателя Аделаидой (Полина Айрапетова) и неожиданно нагрянувшей его дочерью от первого брака Луизой. Повествователями в этой истории окажутся четыре яркие совы, которые то и дело начинают запевать о горькой доле живущих на Земле.
Свое авторское высказывание о работе ума художника-сюрреалиста (конечно же, в широком смысле слова) Глушков с коллегами облекают в форму черно-белого фильма, одновременно опирающегося и, к примеру, на классический хоррор Фридриха Мурнау «Носферату, симфония ужаса», и на более поздние черные комедии – ту же «Семейку Аддамс» Барри Зонненфельда или какое-нибудь (подставить нужное) из творений Тима Бертона. Так, семья повешенных из второй части спектакля в основном отчетливо напоминают Аддамсов, а их дед Петер (Андрей Миххалев) – классического Дракулу. Но любопытно то, что, несмотря на черно-белую эстетику (почти все происходящее обесцвечено с помощью специального грима), постановка оказывается скорее созвучной работам Тайки Вайтити и конкретно его «Что мы делаем в тени» (в российском прокате – «Реальные упыри») с их постиронией и схожим коктейлем ужасного и смешного. Там документалисты-любители в течение некоторого времени наблюдали за группой вечноживущих и не всегда здравомыслящих вампиров.
Но вместе с тем создатели спектакля стремятся вести разговор о вещах более проблемных и сложных. Начиная едкой антирелигиозной и «противополицейской» сатирой, на которую отлично работает выбранная ими форма, и заканчивая философской притчей о поиске смысла жизни и роли некого Высшего разума в судьбе каждого, режиссер и художники еще раз напоминают, что мир стремительно движется не в ту сторону. Этим и еще целым рядом постмодернистских находок (отношение персонажей к их создателю, ворох умело разбросанных литературных цитат или абсурдистские летающие тарелки) «Завещание Чарльза Адамса» отчетливо перекликается с новой картиной Джима Джармуша «Мертвые не умирают», основную идею которой можно уместить во фразе «Живые не живут». Но такое созвучие – событие скорее случайное, и тем самым еще больше пугающее своей актуальностью.
Формально же постановка не забывает быть чуть ли не совершенным музыкальным спектаклем. Песни запоминаются, диалоги то и дело заставляют смеяться, а происходящее на сцене технически выверено настолько, что порой думается о возможности конкуренции «Адамса» с масштабными бродвейскими мюзиклами, даже учитывая любимые Глушковым не вписывающиеся в сюжет элементы: в «Гипносе» им был довольно вульгарный обед со зрителями, а здесь, наверное, призванный сорвать овации шотландский танцевальный опус. Все же «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» – безусловно, одно из самых важных событий уходящего сезона, но продолжится ли тенденция осенью – пока неясно. «Синяя синяя птица» Театра Наций, например, проверку временем проходит не очень успешно, но у нового спектакля, ввиду его разнонаправленности, есть все шансы стать непреходящим хитом Мастерской Петра Фоменко.
Источник: Posta Magazine
Кинокритик Дмитрий Барченков — об иронии авторов, поющих совах и связи спектакля как с классикой хоррора, так и с новым фильмом Джима Джармуша.
В постановке Театра мюзикла «Все о Золушке», осуществленной той же командой, есть крайне оптимистичная ария про веру в мечту и прекрасное. Все бы ничего, если бы не исполнял ее «подкаблучный» и несчастный отец главной героини. Такой же иронией полон и эксперимент Олега Глушкова «Гипнос» в Театре «Практика», разрушающий многие законы сценического действия и тем самым откровенно смеющийся над ними. В этом приеме можно обнаружить не только одну из основных черт метода Глушкова – видеть в смешном грустное, а в страшном – веселое, но и связь его творчества с жанром черной комедии. К ней (теперь уже напрямую) режиссер обращается в своей новой работе. Известный сочинитель историй Чарльз Адамс, прототипом которого стал придумавший знаменитую «Семейку Аддамс» художник-карикатурист, на днях скоропостижно скончался. Местный ортодоксальный священник Падре Кшиштоф (Анатолий Горячев) на пару со своим учеником Франтишеком едут неугодного церкви фантазера отпевать. Там их ждет встреча с лукавой вдовой писателя Аделаидой (Полина Айрапетова) и неожиданно нагрянувшей его дочерью от первого брака Луизой. Повествователями в этой истории окажутся четыре яркие совы, которые то и дело начинают запевать о горькой доле живущих на Земле.
Свое авторское высказывание о работе ума художника-сюрреалиста (конечно же, в широком смысле слова) Глушков с коллегами облекают в форму черно-белого фильма, одновременно опирающегося и, к примеру, на классический хоррор Фридриха Мурнау «Носферату, симфония ужаса», и на более поздние черные комедии – ту же «Семейку Аддамс» Барри Зонненфельда или какое-нибудь (подставить нужное) из творений Тима Бертона. Так, семья повешенных из второй части спектакля в основном отчетливо напоминают Аддамсов, а их дед Петер (Андрей Миххалев) – классического Дракулу. Но любопытно то, что, несмотря на черно-белую эстетику (почти все происходящее обесцвечено с помощью специального грима), постановка оказывается скорее созвучной работам Тайки Вайтити и конкретно его «Что мы делаем в тени» (в российском прокате – «Реальные упыри») с их постиронией и схожим коктейлем ужасного и смешного. Там документалисты-любители в течение некоторого времени наблюдали за группой вечноживущих и не всегда здравомыслящих вампиров.
Но вместе с тем создатели спектакля стремятся вести разговор о вещах более проблемных и сложных. Начиная едкой антирелигиозной и «противополицейской» сатирой, на которую отлично работает выбранная ими форма, и заканчивая философской притчей о поиске смысла жизни и роли некого Высшего разума в судьбе каждого, режиссер и художники еще раз напоминают, что мир стремительно движется не в ту сторону. Этим и еще целым рядом постмодернистских находок (отношение персонажей к их создателю, ворох умело разбросанных литературных цитат или абсурдистские летающие тарелки) «Завещание Чарльза Адамса» отчетливо перекликается с новой картиной Джима Джармуша «Мертвые не умирают», основную идею которой можно уместить во фразе «Живые не живут». Но такое созвучие – событие скорее случайное, и тем самым еще больше пугающее своей актуальностью.
Формально же постановка не забывает быть чуть ли не совершенным музыкальным спектаклем. Песни запоминаются, диалоги то и дело заставляют смеяться, а происходящее на сцене технически выверено настолько, что порой думается о возможности конкуренции «Адамса» с масштабными бродвейскими мюзиклами, даже учитывая любимые Глушковым не вписывающиеся в сюжет элементы: в «Гипносе» им был довольно вульгарный обед со зрителями, а здесь, наверное, призванный сорвать овации шотландский танцевальный опус. Все же «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» – безусловно, одно из самых важных событий уходящего сезона, но продолжится ли тенденция осенью – пока неясно. «Синяя синяя птица» Театра Наций, например, проверку временем проходит не очень успешно, но у нового спектакля, ввиду его разнонаправленности, есть все шансы стать непреходящим хитом Мастерской Петра Фоменко.
Источник: Posta Magazine
Дмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Совы не то, чем кажутсяАнна Сиротина, «Аэрофлот (бортовой журнал)», 09.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Спектакль «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве 2019: страшно смешноАлександра Кучук, «Комсомольская правда», 2.07.2019
- Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра ФоменкоАлёна Витшас, «Русский блоггер», 2.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Медведь пришел: московских театралов вовсю веселят и чуть-чуть пугаютВлад Васюхин, «Известия», 29.06.2019
- Театральные премьеры июля«The Vanderlust», 28.06.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»: чёрно-белая комедия о страшномИрина Мишина, «Musecube.org», 25.06.2019
- Режиссер Олег Глушков о «Завещании Чарльза Адамса»Полина Сурнина, «SNC Media», 25.06.2019
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012