Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»
Известный режиссер — о том, как руководить «родственниками», о своем романе со временем и о грядущем сезоне
Театр «Мастерская Петра Фоменко» закрыл сезон. Отличным премьерным спектаклем «Сон в летнюю ночь». 9 августа будет три года, как не стало Петра Наумовича Фоменко. А осенью — три года, как Евгений Каменькович подписал контракт художественного руководителя. Как прошло для «фоменок» это время, что происходило с театром и самим Каменьковичем — в интервью «Новой».
— В театре на колонне всегда, днем и ночью, светится проекция фотографии, и кажется: Петр Наумович наблюдает за всем, что происходит. А что происходит?
— …Да, недремлющее око Фомы все время присутствует. Петр Наумович — это такой камертон, и люди, которые с ним работали, все меряют одним: это хуже или лучше, условно говоря, «Семейного счастья» или «Войны и мира»? С одной стороны, это не позволяет нам опускаться ниже некоей планки. А с другой стороны, род безумия, потому что мы же знаем: это никогда не повторится.
Первые полтора года были очень продуктивными, вышло много работ, но ни одна внутри театра не была принята «на ура».
Что бы ни происходило, все говорили: это надо еще год репетировать!.. К счастью, у меня все-таки есть право вето (хотя я со всеми советуюсь), и я не хочу, чтобы мы консервировались.
В репертуаре — 13 фоменковских спектаклей. Было оставлено 12, но мы восстановили «Безумную из Шайо», и сейчас большая группа требует еще и восстановления «Египетских ночей». Всего сейчас у нас 35 спектаклей. Еще слава богу, что мы часто рожаем (сейчас три актрисы в декрете), а то было бы постановок еще больше.
Вслед за Фоменко ушел наш замечательный художник Владимир Максимов. И вот сейчас у нас работает большая группа молодых художниц, и они все прекрасные, и надо сказать, наши горизонты очень расширились.
— Когда вы пришли на это место, сели в это кресло, сказали себе: «Вот этого я не буду делать никогда…»?
— Да, я сказал себе, что не трону ни одного человека из своего наследства. Хотя сейчас возникают ситуации, что, может быть, и надо — из-за того, что баланс между деятельностью на стороне и внутри театра становится некорректным.
— Трудно быть первым среди равных?
— Ну я ж родственниками руковожу!
— В том и проблема: в семье не без родственников. Сопротивляются?
— Конечно! Ну, уговариваешь. Долго. Очень многое научился пропускать мимо ушей. Ведь недаром Фома на одном из последних сборов труппы выдвинул лозунг «Надо терпеть!». С одной стороны, с родственниками легче. А с другой стороны, если кто-то запьет, у меня не хватит сил его выгнать. И это неправильно.
— Серия актерских постановок — компромисс переходного периода?
— Об этом я часто спорю с Юрой Бутусовым. Он всегда говорит: не надо допускать, чтобы артисты ставили! А у нас семь ставящих артистов. И это будет продолжаться. Миша Крылов выпустил «Руслана и Людмилу», и вот мы ждем показ «Школы жен» Мольера, Юра Буторин продолжает изыскания.
— То есть теперь это узаконенное будущее?
— Но это же и есть продолжение фоменковских традиций! Фома же никогда не делал ничего просто так. Вдруг набрал первую стажировку, когда в 2006-м весь театр стал сниматься, хотя я его всеми силами отговаривал. Потом вдруг — ради творческих инициатив снизу — придумал эти «Пробы и ошибки».
И вот у нашей недавней «пробы» во главе с Сашей Мичковым очень интересная судьба. Паша Яковлев и Толя Анциферов работали у нас в буфете, учились в каком-то техническом вузе, вдруг показали свой спектакль на двоих про Маяковского. Такой, что Фома пришел к директору и огорошил его вопросом: «Ну что, включаем в репертуар?»
А теперь они окончили «Щуку», мы их взяли и еще четверых с моего курса, и возникла новая лаборатория. Они только что получили дипломы, но уже успели показать зарисовки по «Герою нашего времени». Очень неожиданные. Вот мне, например, в страшном сне не привиделось бы делать «Героя нашего времени» по-параджановски. А это было замечательное зрелище с кавказскими плясками, песнопениями. Пока понятия не имею, что с этим делать, но Ваня Поповски, который всю жизнь мечтал о «Герое нашего времени», стал судорожно его перечитывать.
— Театр Фоменко без Фоменко должен сохранять… Продолжите, пожалуйста.
— Подробность психологического рисунка. Спектакль для Фомы был дело второстепенное, а вот репетиция… Почему все так любили с ним репетировать? Потому что получали просто огромное физиологическое удовольствие. Потому что любой артист чувствовал себя рядом с ним очень сильно защищенным.
— Как соединить традиции, которые вы унаследовали, и необходимость развития?
— Мне кажется, что мы консерваторы и ортодоксы (в хорошем смысле) лишь наполовину. У нас 12 основоположников, а все остальные люди совершенно другие. Нас стало сейчас 60 человек… Прямых учеников Фоменко ровно половина. А остальные — первая стажировка (высший театральный курс для актеров и режиссеров. — М. Т. ), которой Фома сосредоточенно занимался, вторая, которой он занимался гораздо меньше, и третья, которая только слышала легенды…
Они слушают другую музыку, они смотрят другие спектакли. Например, я стопроцентно не совпадаю в списках спектаклей с Женей Цыгановым. Где Цыганов находит спектакли, для меня просто загадка. У нас несколько рок-групп, у нас очень хорошая записывающая студия Дениса Забияки, и если вы сейчас захотите записать что-нибудь, вам нужно занять очередь, потому что там, в подвале, — самая активная часть нашего театра. Они сочиняют музыку, тексты, выпускают диски, там караван-сарай все время! И моя мечта, чтобы это бурление перешло на сцену, чтобы все 60 человек имели работу.
Может быть, получится в будущем сезоне — вот сколько приказов лежит на столе, это все наши замыслы. Передо мной 16 заявок… Нас директор предупредил, что государство даст деньги на две постановки, а у нас есть деньги на четыре. А нужно — на девять, потому что я уже читал инсценировки, видел прирезки и эскизы костюмов…
И потом следующий сезон у нас спланирован как день открытых дверей для молодых режиссеров. Пригласим одного ученика Женовача, одного — Кудряшова, и одного — нашего с Крымовым. Для проб в сером и зеленом зале. Среди названий, которые предложены, — «Мамаша Кураж», «Обломов»… Главная проблема — насытить всех достойной работой. Хотя думаю сейчас, когда все наши четыре сцены встанут в строй, она наконец решится.
— Какой рецепт есть у «фоменок», чтобы «не отставать от жизни»?
— Да мне кажется, театр и не должен гоняться впрямую за реальностью. Вот Полина Агуреева все время грозится поставить Ницше. Все время в перспективе мелькает «Философия одного переулка» Пятигорского. Я горжусь тем, что мандельштамовская «Египетская марка» вернется в репертуар… Потому что я знаю группу людей, которые получают от этого неизъяснимое удовольствие. Кира Пирогов отказывается от съемок, артист, которого так любят, который технически так оснащен, продолжает копаться в прекрасных театральных мелочах. Он — ярчайший пример преданности ремеслу. От театра ведь устаешь, а он никогда не жалуется. Не зря сейчас он увлекся педагогикой, я даже немного ревную…
И еще: мы не должны серьезно к себе относиться. Как только Фоме начинали петь панегирики, у него сразу усы начинали топорщиться, он что-то на столе начинал искать, уходил куда-то.
— Что чувствуете: время вам принадлежит или оно от вас уже уходит?
— Я ощущаю себя в душе шестнадцатилетним, а в реале я понимаю, что уже оформил пенсию. И это очень смешной период, конечно. Но так сложилась моя жизнь, что я почти не общаюсь со сверстниками…
— Как? А «Камень, ножницы, бумага»? Каменькович, Женовач, Крымов — разве не собеседники и спутники?
— Конечно! Но основная жизнь происходит в институте и в театре, а тут все люди значительно меня моложе. И, может быть, это как раз причина того, что у меня пока конфликта с временем нет.
Хотя оно два раза на моих глазах сделало неожиданный поворот; первый раз все стало настолько хорошо, что я даже не поверил, что до этого дожил. А теперь еще один поворот, и все стало настолько тревожно, что я тоже не верил, что до этого доживу…
— Чему учитесь у своих студентов?
— Ну, конечно, свободе. Абсолютно другое поколение, и у меня чувство, что они не мучаются, как мучаюсь я, мы…
— Ну вот они пришли, свободные, — что дальше?
— Дальше весь фокус в том, чтобы они выбрали направление. И свой инструмент передвижения. Кому-то надо ехать на велосипеде, а кому-то подойдет только машина «Формулы 1». На нашем первом спектакле «Двенадцатая ночь» девиз был «Мы можем все!». И надо только смотреть, где пределы этого «все»!
Сейчас произошло колоссальное изменение: все 25 человек, которые учатся на режиссуре в четырех мастерских ГИТИСа, разные. И вообще очень много народу идет на режиссуру, почему они все стремятся в театры, в нищету, мне непонятно!
— Конструировать свои миры, полагаю. Что вы им прививаете, чем делитесь?
— Я жил в Киеве, и на каникулах меня мама всегда вывозила в Москву: Любимов, Эфрос, «Современник»… У меня выработалось стойкое восхищение театром. Его и пытаюсь передать. И потом все-таки я работал с Гончаровым, Захаровым, Васильевым, Фоменко, Женовачем, Буткевичем, я — ценный свидетель.
— Через каких авторов абитуриенты ГИТИСа сегодня выражают себя?
— Если судить по нынешним вступительным, многое изменилось. Ну, понятно, что Пушкин — это наше все, но Бродский его почти догнал. Цветаева — всегда, но вдруг рядом возникла Вера Полозкова. Очень резкий скачок сделал Борис Рыжий. «Братья Карамазовы», само собой, в топе. Но многие читают «Письмовник» Шишкина. И очень много Ярославы Пулинович.
И еще мы просим читать свое, если есть: прозу, стихи. И тут начинаешь радоваться и гордиться. Потому что это не всегда про любовь, это очень часто и про судьбы страны.
— Режиссер и главный режиссер — разные профессии. Вы получили эту позицию уже зрелым человеком, это вас изменило?
— Нет. Просто первое время я успевал и сам работать, и помогать другим. А следующего года жду с опаской из-за этого количества заявок, у меня своей работой вообще нет времени заниматься.
Но я уверен, что худруков надо назначать, как Тревора Нана, главу королевского Шекспировского театра, в 28 лет. Надо рисковать. Менять вектор. Скажем, Егору Перегудову надо давать театр сейчас. Я счастлив, что Боря Юхананов и Клим получили свои театры, но — поздновато.
— Есть замечательная фраза: «Не теряйте отчаяния»! Что помогает не терять?
— Каждая удачная проба! Когда что-то получается… Петр Наумович в самые последние недели, уже серьезно больной, приходил и спрашивал: а что-то хорошее произойдет?! И глядишь — происходило!
Например, выпуск «Сна в летнюю ночь» очень кровавый был. Казалось, ничего никогда не склеится. А пришел зритель, и получился праздник.
Может быть, самое интересное в моей жизни — дни, когда будущие режиссеры и художники перед началом сезона должны защищать свои замыслы. Если бы русский театр мог воспользоваться плодами этих замыслов! Могу штук 15«Вишневых садов» рассказать, и это будут прекрасные сады; Шекспир — любимый их драматург.
У режиссерского факультета ГИТИСа (на мой взгляд, самого интересного места в мире), откуда мы все выросли, одна главная проблема. Отсутствие времени и репетиционных помещений. Там все расписано на четыре года, там все бурлит, там всегда идет драка за право репетировать — драка!
Так что в институте по понедельникам всегда что-то очень хорошее происходит. Потому что в воскресенье можно репетировать и лекции не мешают тебе жить. В аудиторию для показов набивается всегда столько аспирантов, магистрантов. И всегда есть то, что двигает вперед русский театр…
— Чем дальше идет время, тем все более сложные и не сценические тексты вы выбираете. И как ни странно, они воспитывают, собирают труппу.
— Ну, всю жизнь ищешь пьесу! В театре я всех замучил, все время заставляю искать нового Вампилова или новую Мухину. Может, потому, что у нас театр «головастиков», и самые большие головастики — наши ведущие актрисы.
Не знаю, почему так сложилось (может, потому что мне сильно повезло с «Затоваренной бочкотарой»). Эта работа меня подвигла к тому, что в прозе тоже что-то есть, сценическое. И еще: в моей юности был только один театр — Театр на Таганке. Там работал самый главный для меня человек — Давид Львович Боровский, и все советы в жизни были от него. Я смотрел все спектакли по многу раз, а там процентов на 60—70 была проза.
— Что дальше?
— Ну вот есть такой Кристоф Рок, который привозил в Москву «Женитьбу Фигаро», ее видели наши просвещенные барышни. Мы его позвали, и он приезжал к нам со своим художником. Я вожу всех по одному маршруту: ШДИ Васильева, СТИ Женовача и «Мастерская Петра Фоменко», и это всегда праздник — везде куча знакомых и учеников. В этот раз мы еще зашли в ГИТИС, а в 16 часов там дурдом полный, и понравился больше всего как раз ГИТИС. У режиссера была идея, но как-то нам не очень подошла.
Но потом я поехал в Париж. Рок на мотоцикле ко мне приехал из Лилля, где возглавляет театр, и предложил «Атласный башмачок» Клоделя. Я прочитал и пришел в щенячий восторг: Клодель — грандиозный поэт, это гимн вере и любви, замечательные роли. Сейчас весь театр, проклиная меня, читает Клоделя…
Через год у нас получится, возможно, французский сезон: Валюс Тертелис занимается «Мадам Бовари», Кирилл Пирогов Жюлем Ренаром — «Дела семейные, прелесть расставания». Короче, наш ответ «Мистралям».
— Оставил П. Н. какие-то загадки?
— Да, для меня самый болезненный и главный вопрос: почему он бросил заниматься «Годуновым»? В последний год он провел невероятную подготовительную работу, все в театре знают, что висела простыня на 78 ролей (откуда он их взял!?), были заняты все цеха, все было распахано, готово; Володя Максимов сделал несколько макетов … И вдруг он резко остановился.
— Мера одиночества и публичности в вашей жизни?
— Ну, режиссер всегда одинок. Тут никаких иллюзий быть не может. И теперь я еще точно знаю, что возраст — это бессонница. Про паруса не буду говорить…
— Но список еще ведь не прочтен до середины?
— Нет… Кажется, не прочтен.
— В театре на колонне всегда, днем и ночью, светится проекция фотографии, и кажется: Петр Наумович наблюдает за всем, что происходит. А что происходит?
— …Да, недремлющее око Фомы все время присутствует. Петр Наумович — это такой камертон, и люди, которые с ним работали, все меряют одним: это хуже или лучше, условно говоря, «Семейного счастья» или «Войны и мира»? С одной стороны, это не позволяет нам опускаться ниже некоей планки. А с другой стороны, род безумия, потому что мы же знаем: это никогда не повторится.
Первые полтора года были очень продуктивными, вышло много работ, но ни одна внутри театра не была принята «на ура».
Что бы ни происходило, все говорили: это надо еще год репетировать!.. К счастью, у меня все-таки есть право вето (хотя я со всеми советуюсь), и я не хочу, чтобы мы консервировались.
В репертуаре — 13 фоменковских спектаклей. Было оставлено 12, но мы восстановили «Безумную из Шайо», и сейчас большая группа требует еще и восстановления «Египетских ночей». Всего сейчас у нас 35 спектаклей. Еще слава богу, что мы часто рожаем (сейчас три актрисы в декрете), а то было бы постановок еще больше.
Вслед за Фоменко ушел наш замечательный художник Владимир Максимов. И вот сейчас у нас работает большая группа молодых художниц, и они все прекрасные, и надо сказать, наши горизонты очень расширились.
— Когда вы пришли на это место, сели в это кресло, сказали себе: «Вот этого я не буду делать никогда…»?
— Да, я сказал себе, что не трону ни одного человека из своего наследства. Хотя сейчас возникают ситуации, что, может быть, и надо — из-за того, что баланс между деятельностью на стороне и внутри театра становится некорректным.
— Трудно быть первым среди равных?
— Ну я ж родственниками руковожу!
— В том и проблема: в семье не без родственников. Сопротивляются?
— Конечно! Ну, уговариваешь. Долго. Очень многое научился пропускать мимо ушей. Ведь недаром Фома на одном из последних сборов труппы выдвинул лозунг «Надо терпеть!». С одной стороны, с родственниками легче. А с другой стороны, если кто-то запьет, у меня не хватит сил его выгнать. И это неправильно.
— Серия актерских постановок — компромисс переходного периода?
— Об этом я часто спорю с Юрой Бутусовым. Он всегда говорит: не надо допускать, чтобы артисты ставили! А у нас семь ставящих артистов. И это будет продолжаться. Миша Крылов выпустил «Руслана и Людмилу», и вот мы ждем показ «Школы жен» Мольера, Юра Буторин продолжает изыскания.
— То есть теперь это узаконенное будущее?
— Но это же и есть продолжение фоменковских традиций! Фома же никогда не делал ничего просто так. Вдруг набрал первую стажировку, когда в 2006-м весь театр стал сниматься, хотя я его всеми силами отговаривал. Потом вдруг — ради творческих инициатив снизу — придумал эти «Пробы и ошибки».
И вот у нашей недавней «пробы» во главе с Сашей Мичковым очень интересная судьба. Паша Яковлев и Толя Анциферов работали у нас в буфете, учились в каком-то техническом вузе, вдруг показали свой спектакль на двоих про Маяковского. Такой, что Фома пришел к директору и огорошил его вопросом: «Ну что, включаем в репертуар?»
А теперь они окончили «Щуку», мы их взяли и еще четверых с моего курса, и возникла новая лаборатория. Они только что получили дипломы, но уже успели показать зарисовки по «Герою нашего времени». Очень неожиданные. Вот мне, например, в страшном сне не привиделось бы делать «Героя нашего времени» по-параджановски. А это было замечательное зрелище с кавказскими плясками, песнопениями. Пока понятия не имею, что с этим делать, но Ваня Поповски, который всю жизнь мечтал о «Герое нашего времени», стал судорожно его перечитывать.
— Театр Фоменко без Фоменко должен сохранять… Продолжите, пожалуйста.
— Подробность психологического рисунка. Спектакль для Фомы был дело второстепенное, а вот репетиция… Почему все так любили с ним репетировать? Потому что получали просто огромное физиологическое удовольствие. Потому что любой артист чувствовал себя рядом с ним очень сильно защищенным.
— Как соединить традиции, которые вы унаследовали, и необходимость развития?
— Мне кажется, что мы консерваторы и ортодоксы (в хорошем смысле) лишь наполовину. У нас 12 основоположников, а все остальные люди совершенно другие. Нас стало сейчас 60 человек… Прямых учеников Фоменко ровно половина. А остальные — первая стажировка (высший театральный курс для актеров и режиссеров. — М. Т. ), которой Фома сосредоточенно занимался, вторая, которой он занимался гораздо меньше, и третья, которая только слышала легенды…
Они слушают другую музыку, они смотрят другие спектакли. Например, я стопроцентно не совпадаю в списках спектаклей с Женей Цыгановым. Где Цыганов находит спектакли, для меня просто загадка. У нас несколько рок-групп, у нас очень хорошая записывающая студия Дениса Забияки, и если вы сейчас захотите записать что-нибудь, вам нужно занять очередь, потому что там, в подвале, — самая активная часть нашего театра. Они сочиняют музыку, тексты, выпускают диски, там караван-сарай все время! И моя мечта, чтобы это бурление перешло на сцену, чтобы все 60 человек имели работу.
Может быть, получится в будущем сезоне — вот сколько приказов лежит на столе, это все наши замыслы. Передо мной 16 заявок… Нас директор предупредил, что государство даст деньги на две постановки, а у нас есть деньги на четыре. А нужно — на девять, потому что я уже читал инсценировки, видел прирезки и эскизы костюмов…
И потом следующий сезон у нас спланирован как день открытых дверей для молодых режиссеров. Пригласим одного ученика Женовача, одного — Кудряшова, и одного — нашего с Крымовым. Для проб в сером и зеленом зале. Среди названий, которые предложены, — «Мамаша Кураж», «Обломов»… Главная проблема — насытить всех достойной работой. Хотя думаю сейчас, когда все наши четыре сцены встанут в строй, она наконец решится.
— Какой рецепт есть у «фоменок», чтобы «не отставать от жизни»?
— Да мне кажется, театр и не должен гоняться впрямую за реальностью. Вот Полина Агуреева все время грозится поставить Ницше. Все время в перспективе мелькает «Философия одного переулка» Пятигорского. Я горжусь тем, что мандельштамовская «Египетская марка» вернется в репертуар… Потому что я знаю группу людей, которые получают от этого неизъяснимое удовольствие. Кира Пирогов отказывается от съемок, артист, которого так любят, который технически так оснащен, продолжает копаться в прекрасных театральных мелочах. Он — ярчайший пример преданности ремеслу. От театра ведь устаешь, а он никогда не жалуется. Не зря сейчас он увлекся педагогикой, я даже немного ревную…
И еще: мы не должны серьезно к себе относиться. Как только Фоме начинали петь панегирики, у него сразу усы начинали топорщиться, он что-то на столе начинал искать, уходил куда-то.
— Что чувствуете: время вам принадлежит или оно от вас уже уходит?
— Я ощущаю себя в душе шестнадцатилетним, а в реале я понимаю, что уже оформил пенсию. И это очень смешной период, конечно. Но так сложилась моя жизнь, что я почти не общаюсь со сверстниками…
— Как? А «Камень, ножницы, бумага»? Каменькович, Женовач, Крымов — разве не собеседники и спутники?
— Конечно! Но основная жизнь происходит в институте и в театре, а тут все люди значительно меня моложе. И, может быть, это как раз причина того, что у меня пока конфликта с временем нет.
Хотя оно два раза на моих глазах сделало неожиданный поворот; первый раз все стало настолько хорошо, что я даже не поверил, что до этого дожил. А теперь еще один поворот, и все стало настолько тревожно, что я тоже не верил, что до этого доживу…
— Чему учитесь у своих студентов?
— Ну, конечно, свободе. Абсолютно другое поколение, и у меня чувство, что они не мучаются, как мучаюсь я, мы…
— Ну вот они пришли, свободные, — что дальше?
— Дальше весь фокус в том, чтобы они выбрали направление. И свой инструмент передвижения. Кому-то надо ехать на велосипеде, а кому-то подойдет только машина «Формулы 1». На нашем первом спектакле «Двенадцатая ночь» девиз был «Мы можем все!». И надо только смотреть, где пределы этого «все»!
Сейчас произошло колоссальное изменение: все 25 человек, которые учатся на режиссуре в четырех мастерских ГИТИСа, разные. И вообще очень много народу идет на режиссуру, почему они все стремятся в театры, в нищету, мне непонятно!
— Конструировать свои миры, полагаю. Что вы им прививаете, чем делитесь?
— Я жил в Киеве, и на каникулах меня мама всегда вывозила в Москву: Любимов, Эфрос, «Современник»… У меня выработалось стойкое восхищение театром. Его и пытаюсь передать. И потом все-таки я работал с Гончаровым, Захаровым, Васильевым, Фоменко, Женовачем, Буткевичем, я — ценный свидетель.
— Через каких авторов абитуриенты ГИТИСа сегодня выражают себя?
— Если судить по нынешним вступительным, многое изменилось. Ну, понятно, что Пушкин — это наше все, но Бродский его почти догнал. Цветаева — всегда, но вдруг рядом возникла Вера Полозкова. Очень резкий скачок сделал Борис Рыжий. «Братья Карамазовы», само собой, в топе. Но многие читают «Письмовник» Шишкина. И очень много Ярославы Пулинович.
И еще мы просим читать свое, если есть: прозу, стихи. И тут начинаешь радоваться и гордиться. Потому что это не всегда про любовь, это очень часто и про судьбы страны.
— Режиссер и главный режиссер — разные профессии. Вы получили эту позицию уже зрелым человеком, это вас изменило?
— Нет. Просто первое время я успевал и сам работать, и помогать другим. А следующего года жду с опаской из-за этого количества заявок, у меня своей работой вообще нет времени заниматься.
Но я уверен, что худруков надо назначать, как Тревора Нана, главу королевского Шекспировского театра, в 28 лет. Надо рисковать. Менять вектор. Скажем, Егору Перегудову надо давать театр сейчас. Я счастлив, что Боря Юхананов и Клим получили свои театры, но — поздновато.
— Есть замечательная фраза: «Не теряйте отчаяния»! Что помогает не терять?
— Каждая удачная проба! Когда что-то получается… Петр Наумович в самые последние недели, уже серьезно больной, приходил и спрашивал: а что-то хорошее произойдет?! И глядишь — происходило!
Например, выпуск «Сна в летнюю ночь» очень кровавый был. Казалось, ничего никогда не склеится. А пришел зритель, и получился праздник.
Может быть, самое интересное в моей жизни — дни, когда будущие режиссеры и художники перед началом сезона должны защищать свои замыслы. Если бы русский театр мог воспользоваться плодами этих замыслов! Могу штук 15«Вишневых садов» рассказать, и это будут прекрасные сады; Шекспир — любимый их драматург.
У режиссерского факультета ГИТИСа (на мой взгляд, самого интересного места в мире), откуда мы все выросли, одна главная проблема. Отсутствие времени и репетиционных помещений. Там все расписано на четыре года, там все бурлит, там всегда идет драка за право репетировать — драка!
Так что в институте по понедельникам всегда что-то очень хорошее происходит. Потому что в воскресенье можно репетировать и лекции не мешают тебе жить. В аудиторию для показов набивается всегда столько аспирантов, магистрантов. И всегда есть то, что двигает вперед русский театр…
— Чем дальше идет время, тем все более сложные и не сценические тексты вы выбираете. И как ни странно, они воспитывают, собирают труппу.
— Ну, всю жизнь ищешь пьесу! В театре я всех замучил, все время заставляю искать нового Вампилова или новую Мухину. Может, потому, что у нас театр «головастиков», и самые большие головастики — наши ведущие актрисы.
Не знаю, почему так сложилось (может, потому что мне сильно повезло с «Затоваренной бочкотарой»). Эта работа меня подвигла к тому, что в прозе тоже что-то есть, сценическое. И еще: в моей юности был только один театр — Театр на Таганке. Там работал самый главный для меня человек — Давид Львович Боровский, и все советы в жизни были от него. Я смотрел все спектакли по многу раз, а там процентов на 60—70 была проза.
— Что дальше?
— Ну вот есть такой Кристоф Рок, который привозил в Москву «Женитьбу Фигаро», ее видели наши просвещенные барышни. Мы его позвали, и он приезжал к нам со своим художником. Я вожу всех по одному маршруту: ШДИ Васильева, СТИ Женовача и «Мастерская Петра Фоменко», и это всегда праздник — везде куча знакомых и учеников. В этот раз мы еще зашли в ГИТИС, а в 16 часов там дурдом полный, и понравился больше всего как раз ГИТИС. У режиссера была идея, но как-то нам не очень подошла.
Но потом я поехал в Париж. Рок на мотоцикле ко мне приехал из Лилля, где возглавляет театр, и предложил «Атласный башмачок» Клоделя. Я прочитал и пришел в щенячий восторг: Клодель — грандиозный поэт, это гимн вере и любви, замечательные роли. Сейчас весь театр, проклиная меня, читает Клоделя…
Через год у нас получится, возможно, французский сезон: Валюс Тертелис занимается «Мадам Бовари», Кирилл Пирогов Жюлем Ренаром — «Дела семейные, прелесть расставания». Короче, наш ответ «Мистралям».
— Оставил П. Н. какие-то загадки?
— Да, для меня самый болезненный и главный вопрос: почему он бросил заниматься «Годуновым»? В последний год он провел невероятную подготовительную работу, все в театре знают, что висела простыня на 78 ролей (откуда он их взял!?), были заняты все цеха, все было распахано, готово; Володя Максимов сделал несколько макетов … И вдруг он резко остановился.
— Мера одиночества и публичности в вашей жизни?
— Ну, режиссер всегда одинок. Тут никаких иллюзий быть не может. И теперь я еще точно знаю, что возраст — это бессонница. Про паруса не буду говорить…
— Но список еще ведь не прочтен до середины?
— Нет… Кажется, не прочтен.
Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993