По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра Фоменко
Уже год в театре с аншлагами идет спектакль по пьесе Аллы Соколовой
Не стоит вспоминать фильм или другие спектакли по старой пьесе Аллы Соколовой. Режиссер Вера Камышникова, художник-постановщик Мария Трегубова, художник по свету Владислав Фролов, подобно фокусникам-иллюзионистам, сотворили нечто совершенно оригинальное, волшебное, и в то же время, вполне реальное.
Вместе с актерами Рустэмом Юскаевым, Полиной Кутеповой, Верой Строковой, Галиной Кашковской и Евгенией Дмитриевой они лихо проникли в зазеркалье, объединили быт с потусторонними мирами, подняли на дыбы пол и коснулись звезд, в результате чего исчезла не только пресловутая «четвертая» стена, но и противоположная ей - «вторая». Сценография – такая объемная, что, кажется, в театре сегодня ничего невозможного нет при этом технические средства использованы довольно простые, зато с большой фантазией и юмором.
У главных героев время от времени появляются двойники, копирующие их жесты, отчего порой комический эффект доходит до абсурда. А в дверях, окнах, зеркалах, неожиданно возникающих среди сочных цветастых стен, то и дело объявляются космические пришельцы. У зрителей буквально двоится, пестрит в глазах и захватывает дух от такого буйного воображения авторов спектакля.
Над идеалистами «не от мира сего» в советское время просто посмеивались, а сегодня их уже принимают за сумасшедших. Какие теперь идеалы, если безобидное желание героев семидесятых переехать в Киев или Одессу, чтобы мирно и счастливо жить среди цветущих каштанов, сейчас абсолютно нереально. А желание сразу жениться на понравившейся женщине? А эта мечта осчастливить все человечество?
Спектакль, тем не менее, получился комичным и лирическим одновременно, местами до перехватывания в горле напоминающий «Почти смешную историю» (гениальный телевизионный фильм Петра Наумовича Фоменко). Взвинченная героиня Полины Кутеповой иногда «выдавала» «Старшую сестру» в исполнении Татьяны Дорониной. Вера Строкова буквально «жгла» в роли младшей сестры, эдакого современного подростка. Мать в исполнении Галины Кашковской была необыкновенно убедительна. И когда маниакально шпионила за старшей дочерью (смешно сливаясь тканью платья с обоями), и когда в белом балахоне, похожем на смирительную рубашку, «пеленала» младшую дочь в пододеяльник. Вся такая смешная, трогательная в полубезумных проявлениях своей материнской любви. Интеллигентнейшая Тетя (Евгения Дмитриева) и сам Фарятьев (Рустэм Юскаев) – вообще теперь ближе вымершим динозаврам, чем нашим современникам, ведь «гнилая интеллигенция», над которой подтрунивали на советской эстраде и в советском кинематографе, ушла вслед за той самой читающей аудиторией самого лучшего в мире метрополитена.
Сегодня в метро читают в лучшем случае, фейсбук, или просто играют в гаджеты, не замечая людей вокруг себя. Но и в сегодняшнем равнодушном мире есть места, где к людям относятся по-человечески, например, в Театре Фоменко. По-человечески относятся к актерам, персонажам и зрителям…
Вместе с актерами Рустэмом Юскаевым, Полиной Кутеповой, Верой Строковой, Галиной Кашковской и Евгенией Дмитриевой они лихо проникли в зазеркалье, объединили быт с потусторонними мирами, подняли на дыбы пол и коснулись звезд, в результате чего исчезла не только пресловутая «четвертая» стена, но и противоположная ей - «вторая». Сценография – такая объемная, что, кажется, в театре сегодня ничего невозможного нет при этом технические средства использованы довольно простые, зато с большой фантазией и юмором.
У главных героев время от времени появляются двойники, копирующие их жесты, отчего порой комический эффект доходит до абсурда. А в дверях, окнах, зеркалах, неожиданно возникающих среди сочных цветастых стен, то и дело объявляются космические пришельцы. У зрителей буквально двоится, пестрит в глазах и захватывает дух от такого буйного воображения авторов спектакля.
Над идеалистами «не от мира сего» в советское время просто посмеивались, а сегодня их уже принимают за сумасшедших. Какие теперь идеалы, если безобидное желание героев семидесятых переехать в Киев или Одессу, чтобы мирно и счастливо жить среди цветущих каштанов, сейчас абсолютно нереально. А желание сразу жениться на понравившейся женщине? А эта мечта осчастливить все человечество?
Спектакль, тем не менее, получился комичным и лирическим одновременно, местами до перехватывания в горле напоминающий «Почти смешную историю» (гениальный телевизионный фильм Петра Наумовича Фоменко). Взвинченная героиня Полины Кутеповой иногда «выдавала» «Старшую сестру» в исполнении Татьяны Дорониной. Вера Строкова буквально «жгла» в роли младшей сестры, эдакого современного подростка. Мать в исполнении Галины Кашковской была необыкновенно убедительна. И когда маниакально шпионила за старшей дочерью (смешно сливаясь тканью платья с обоями), и когда в белом балахоне, похожем на смирительную рубашку, «пеленала» младшую дочь в пододеяльник. Вся такая смешная, трогательная в полубезумных проявлениях своей материнской любви. Интеллигентнейшая Тетя (Евгения Дмитриева) и сам Фарятьев (Рустэм Юскаев) – вообще теперь ближе вымершим динозаврам, чем нашим современникам, ведь «гнилая интеллигенция», над которой подтрунивали на советской эстраде и в советском кинематографе, ушла вслед за той самой читающей аудиторией самого лучшего в мире метрополитена.
Сегодня в метро читают в лучшем случае, фейсбук, или просто играют в гаджеты, не замечая людей вокруг себя. Но и в сегодняшнем равнодушном мире есть места, где к людям относятся по-человечески, например, в Театре Фоменко. По-человечески относятся к актерам, персонажам и зрителям…
Лариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014