RuEn

Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»

11 июня на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Егора Перегудова «Опасные связи» по одноимённому роману Шодерло де Лакло.

«Опасные связи» были написаны менее чем за десять лет до Великой французской революции, в событиях которой военный и политик Шодерло де Лакло принимал гораздо более деятельное участие, чем в литературной жизни. Сочинённый им роман в письмах, если относиться к нему как к сатирическому описанию нравов, фиксирует конец эпохи рококо. К этому ощущению стилистической избыточности, пресыщенности как крайней точки движения исторического и эстетического «маятника», апеллируют и создатели спектакля в «Мастерской Фоменко». Однако скандальный, запретный и сверхпопулярный чувственный текст де Лакло — знаковое для европейской литературы сочинение, один из первых в истории психологических романов. Очевидно, что сочетание психологизма с игрой и театрализацией жизни — органичный для «Мастерской» материал (недаром «Опасные связи» в качестве возможной репертуарной перспективы неоднократно называл ещё сам Пётр Фоменко).

Егор Перегудов предложил «Опасные связи» для постановки в «Мастерской» по случайному совпадению (он сам, однако, считает его закономерным). О том, что его заинтересовало в романе, Перегудов говорит так: «Мы старались уходить от морализаторства. Для нас вопросы важнее ответов. А главный вопрос, который задаёт Шодерло, один — что такое настоящее счастье? Ведь если бы люди знали, что такое настоящее счастье, они не искали бы его „за пределами божескими и человеческими“. И сразу же второй вопрос — может ли человек распоряжаться судьбой другого человека?..».

Егор Перегудов выпустил уже целый ряд спектаклей в соавторстве с Владимиром Арефьевым — главным художником МАМТа, много работающим в музыкальных театрах. Зачастую Арефьев имеет дело с большой формой и на драматических сценах, и в этом смысле максимально камерное пространство Старой сцены «Мастерской Фоменко» — своеобразный вызов для художника. Сохраняя важный принцип — сценография как эффектный и одновременно лаконичный «второй план» для артиста, — визуальное решение «Опасных связей» следует за текстом и воплощает его двойственность. Суть противоречия, занимающего создателей спектакля в романе, — соединение максимальной «интимности и камерности» с «беззастенчивостью соглядатайства», как говорится в официальном пресс-релизе. Характерное и для XVIII века, и для современности, и для театра как такового, оно подсказало главное пространственное решение: всего два зрительских ряда располагаются вдоль длинной стены, «прижатые» к ним актёры постоянно существуют как бы на крупном плане, а действующие лица вынуждают зрителей «быть третьим на любовном свидании двоих». О самой сценографии в релизе сказано так: «Множит, дробит смыслы гигантское зеркало, давая возможность подглядеть за другими и взглянуть на себя со стороны. Множится, отражаясь в зеркале, огромная двадцатиметровая инсталляция — роскошный пир, апофеоз пресыщенности и избыточности».

Образ пира стал ключевым для описания спектакля — жанр обозначен как «дегустация с одним антрактом», соответствующие формулировки в программке придуманы и для героев, и даже для создателей спектакля (за исключением авторов текста и перевода). Режиссёр Егор Перегудов назван шеф-поваром, Владимир Арефьев отвечает за «фуд-арт и дресс-код» («ассистент по дресс-коду» — Ирина Белякова), художник по свету Дамир Исмагилов — «световой сомелье», а помощник режиссёра Мария Козяр — «су-шеф». Действующие лица («меню») разделены на три группы: «аппетайзеры», «основные блюда» и «десерт». Играть их будут Полина Кутепова, Томас Моцкус, Серафима Огарёва, Дарья Коныжева, Рифат Аляутдинов и Стефани Елизавета Бурмакова.

Источник: Журнал «Театр.»
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности