Демисезонный спектакль
В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой показали новый спектакль Ивана Поповски «Времена
Года
», основанный на музыкальных циклах Вивальди, Чайковского, Гайдна и Пьяццоллы. На македонском фестивале «Орхидское лето» постановка вызвала восторженную реакцию критиков, писавших о русском театральном чуде и магическом режиссерском даре своего земляка. МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА пыталась сохранить трезвый рассудок.
Македонец Иван Поповски, ученик Петра Фоменко, автор прогремевшего когда-то на всю Москву спектакля по цветаевскому «Приключению» и изысканно-эстетской «Отравленной туники» по пьесе Гумилева, со своей любовью к изящному всегда выглядел белой вороной среди напористых молодых режиссеров, режущих со сцены всю правду-матку. В лице певицы Елены Камбуровой он нашел союзника и получил карт-бланш в ее Театре музыки и поэзии. Правда, театр Ивана Поповски это скорее театр музыки и живописи. Словам он явно предпочитает эфемерные и мерцающие смыслами художественные образы. В своих спектаклях режиссер постепенно стремился свести к минимуму вербальную часть, а в нынешней постановке и вовсе отказался от слов, полностью положившись на музыку, визуальный ряд и мастерство четырех актрис Елены Веремеенко, Надежды Гулицкой, Анны Комовой и Елены Прониной.
Разделив два слова в названии спектакля многоточием, Иван Поповски дал зрителям понять, что речь будет идти не столько о сезонных явлениях, сколько о глобальной смене эпох от патриархальных времен гармонии человека с природой до нынешнего урбанистического века. Режиссер в программке советует зрителям не мучить себя разгадыванием его замысла, а целиком положиться на чувства. Так что критик заведомо оказывается здесь в глупом положении человека, составляющего план-схему воздушных замков.
Если продолжать аналогию, можно отметить, что все три корпуса этого эфемерного строения выдержаны в разных архитектурных стилях. Первый, посвященный Антонио Вивальди,- это, конечно, пышное барокко. Многообразие выразительных приемов (тут и светомузыка, и театр теней, и видеопроекции) порою доходит до избыточности например, когда на белые одежды девушек проецируются изображения этих же девушек. Но неуемная постановочная изобретательность здесь уживается с примитивной иллюстративностью. С прямолинейностью демонстрируются сезонные приметы: зима четыре актрисы кутаются в белоснежные пышные юбки-сугробы, лето на картонный дом-коробку отбрасывают тень зеленые кроны, осень на оконном стекле появляются струи дождя и прилипшие желтые листья. Банальность этих приемов уже заставляет усомниться: полно, да тот ли это Поповски, что славится своим безупречным чувством стиля? Но тут спектакль делает крутой поворот его вторая часть выглядит как пародия на первую.
Своего Чайковского режиссер поселил в домашнем театрике при дворянской усадьбе. Тут музыкальный руководитель проекта Олег Синкин пошел на эксперимент и разложил фортепианные пьесы из «Времен года» на четыре женских голоса, поющих а капелла. Свое новаторство аранжировщик приправил изрядной долей юмора, что позволило Ивану Поповски поставить несколько ироничных номеров в духе наивного театра. Режиссер обнажил театральные небеса, с которых старательный уборщик сыплет на подмостки снег или желтые листья, и театральную яму, куда на радость пареньку-суфлеру актрисы опускают свои хорошенькие ножки, садясь в бутафорскую лодку. Заставил рабочих сцены рыдать над горестными осенними руладами четырех сестер и веселиться вместе с ними на святки.
После этой умилительной пасторали переход к рваным ритмам Астора Пьяццоллы обдает, словно контрастный душ. В последней части спектакля действие разворачивается в небе над большим городом. С пространством крошечной сцены театра Иван Поповски работает виртуозно и изобретательно, открывая перед изумленными зрителями второе, третье, четвертое дно своей волшебной коробки. В финале режиссер и вовсе опрокидывает зал и сцену из горизонтального измерения в вертикальное. Поднявшийся откуда-то из театральной преисподней задник изображает современный мегаполис с высоты птичьего полета, а над ним парят в клубах тумана четыре грации в серебристых трико явно существа не из нашего мира. Но ангелы запутываются в проводах, а может, попадают в сети всемирной паутины и, надев черные брючные костюмы, спускаются на грешную землю, чтобы стать чьими-то музами и нашептывать мелодии выходящим на сцену оркестрантам. Впрочем, это только один из вариантов сюжета, который можно сочинить на спектакле Ивана Поповски. Вы можете придумать совсем другую историю.
Македонец Иван Поповски, ученик Петра Фоменко, автор прогремевшего когда-то на всю Москву спектакля по цветаевскому «Приключению» и изысканно-эстетской «Отравленной туники» по пьесе Гумилева, со своей любовью к изящному всегда выглядел белой вороной среди напористых молодых режиссеров, режущих со сцены всю правду-матку. В лице певицы Елены Камбуровой он нашел союзника и получил карт-бланш в ее Театре музыки и поэзии. Правда, театр Ивана Поповски это скорее театр музыки и живописи. Словам он явно предпочитает эфемерные и мерцающие смыслами художественные образы. В своих спектаклях режиссер постепенно стремился свести к минимуму вербальную часть, а в нынешней постановке и вовсе отказался от слов, полностью положившись на музыку, визуальный ряд и мастерство четырех актрис Елены Веремеенко, Надежды Гулицкой, Анны Комовой и Елены Прониной.
Разделив два слова в названии спектакля многоточием, Иван Поповски дал зрителям понять, что речь будет идти не столько о сезонных явлениях, сколько о глобальной смене эпох от патриархальных времен гармонии человека с природой до нынешнего урбанистического века. Режиссер в программке советует зрителям не мучить себя разгадыванием его замысла, а целиком положиться на чувства. Так что критик заведомо оказывается здесь в глупом положении человека, составляющего план-схему воздушных замков.
Если продолжать аналогию, можно отметить, что все три корпуса этого эфемерного строения выдержаны в разных архитектурных стилях. Первый, посвященный Антонио Вивальди,- это, конечно, пышное барокко. Многообразие выразительных приемов (тут и светомузыка, и театр теней, и видеопроекции) порою доходит до избыточности например, когда на белые одежды девушек проецируются изображения этих же девушек. Но неуемная постановочная изобретательность здесь уживается с примитивной иллюстративностью. С прямолинейностью демонстрируются сезонные приметы: зима четыре актрисы кутаются в белоснежные пышные юбки-сугробы, лето на картонный дом-коробку отбрасывают тень зеленые кроны, осень на оконном стекле появляются струи дождя и прилипшие желтые листья. Банальность этих приемов уже заставляет усомниться: полно, да тот ли это Поповски, что славится своим безупречным чувством стиля? Но тут спектакль делает крутой поворот его вторая часть выглядит как пародия на первую.
Своего Чайковского режиссер поселил в домашнем театрике при дворянской усадьбе. Тут музыкальный руководитель проекта Олег Синкин пошел на эксперимент и разложил фортепианные пьесы из «Времен года» на четыре женских голоса, поющих а капелла. Свое новаторство аранжировщик приправил изрядной долей юмора, что позволило Ивану Поповски поставить несколько ироничных номеров в духе наивного театра. Режиссер обнажил театральные небеса, с которых старательный уборщик сыплет на подмостки снег или желтые листья, и театральную яму, куда на радость пареньку-суфлеру актрисы опускают свои хорошенькие ножки, садясь в бутафорскую лодку. Заставил рабочих сцены рыдать над горестными осенними руладами четырех сестер и веселиться вместе с ними на святки.
После этой умилительной пасторали переход к рваным ритмам Астора Пьяццоллы обдает, словно контрастный душ. В последней части спектакля действие разворачивается в небе над большим городом. С пространством крошечной сцены театра Иван Поповски работает виртуозно и изобретательно, открывая перед изумленными зрителями второе, третье, четвертое дно своей волшебной коробки. В финале режиссер и вовсе опрокидывает зал и сцену из горизонтального измерения в вертикальное. Поднявшийся откуда-то из театральной преисподней задник изображает современный мегаполис с высоты птичьего полета, а над ним парят в клубах тумана четыре грации в серебристых трико явно существа не из нашего мира. Но ангелы запутываются в проводах, а может, попадают в сети всемирной паутины и, надев черные брючные костюмы, спускаются на грешную землю, чтобы стать чьими-то музами и нашептывать мелодии выходящим на сцену оркестрантам. Впрочем, это только один из вариантов сюжета, который можно сочинить на спектакле Ивана Поповски. Вы можете придумать совсем другую историю.
Марина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,