Magical mystery tour
Тема «времен года» предзадает структуру произведения циклическую, из четырех (или двенадцати) частей. Последовательное чередование состояний природы самой природой вещей предложено человеку в качестве самого лучшего повода, лучшей модели для рефлексии, для размышлений о времени, о мире, о себе, о жизни человека и подобных обобщенных идеях.
Спектакль не следует строго классической структуре, последовательности времен года «весна-лето-осень-зима». Он движется свободно, это не движение по заданному кругу, а волшебное мистическое путешествие (Magical mystery tour, если взять образ из музыкальной копилки, в данном случае название альбома Битлз). Путешествие может обрести сюжет в голове зрителя, собственно это предполагает режиссер в сопроводительном тексте («если в конце спектакля или завтра утром у вас в голове сложится история»). «История», линейный повествовательный сюжет, как один из вариантов. Зритель-поэт может отнестись к «концерту без слов» (подзаголовок из программки) как к приглашению «подбери слова к моей музыке». Обратите внимание, театр называется «театр музыки и поэзии», в случае с «Временами года» режиссер предложил только театральную «музыку», а «стихи» за зрителем.
У меня ни во время спектакля, ни после спектакля, ни на следующий день, никакого связного повествования не возникло. Я не совершил ни «движения по кругу» (что предполагается темой «времен года»), ни «путешествия из начала в конец» (что получилось у Жана).
Я совершил «приключение» (путешествие «театральное», «таинственное» и «мистическое»), для меня это было «Приключением N2», если считать за N1 просто «Приключение» первый спектакль Ивана Поповски, где он сочинял театральную музыку на стихи Марины Цветаевой (а не на мелодии композиторов Вивальди, Гайдна, Чайковского и Пьяццоллы).
Театральное путешествие по временам зритель совершает в театральном вагоне (фургоне, музыкальной шкатулке или волшебном фонаре). Театральное пространство представляет собой сооружение, коробочку, вытянутую вдоль горизонтальной оси, по направлению из зала на сцену. В «Приключении» была очень похожая коробочка, пространственное решение превращает эти спектакли в дилогию. Но там зрители сидели снаружи (и смотрели через открытый торец, что происходит внутри). Во «Временах года» зрители помещаются внутри коробочки, внутри «волшебного фонаря» и в какой-то момент даже выполняют роль экрана, киноэкрана, на который кинопроектор показывает фильм. А роль зрителей переходит к актерам на сцене, они лежат на площадке (на верхней полке кино-вагона) и смотрят кино. Поменяться местами с актерами, одно из самых увлекательных приключений, предложенных режиссером зрителю. Зритель не видит кино, он видит только реакцию кинозрителей, если быть точнее слышит, так как кинозрители в этот момент поют (наверное они поют о том, что видят). Игра в отражение отражений (с кинопленки в зал-экран, с экрана к кинозрителям-музыкантам, от них обратно в зал зрителям-слушателям концерта без слов). Между прочим игра была тонко подготовлена режиссером, в предыдущей части спектакля зрители уже видели «кино» (изображение, спроектированное на тела, на фигуры актеров, стоящих на сцене). Проекционный аппарат повернули в противоположную сторону и метафора перевернулась.
В сопроводительном тексте режиссер предлагает зрителю не заморачиваться разгадыванием, связыванием концов с концами, а отдаться потоку, отключить голову и тогда увидеть, услышать почувствовать главное. То связное, что потом образуется в голове зрителя, если образуется, режиссер назвал «вашей историей». И добавил «Мою я вам не расскажу».
Последнюю фразу можно понимать двояко:
«знаю, но не скажу». У спектакля есть вербальная сюжетная основа, но режиссер не считает нужным ее открывать, чтобы не портить зрителю приключение, в приключение лучше пускаться самостоятельно и не знать заранее сюжет.
«не расскажу, а покажу». Решение отказаться от слов, ограничиться музыкой композиторов и театральной «музыкой», принципиально. Режиссер подбирает к музыке не слова, а последовательность театральных образов. Слова только мешают, слово это третий лишний в любовной истории режиссера, творящего изобразительный ряд, и композитора, творящего ряд звуковой.
«Времена года. Вид спереди»
Спектакль, в котором доминирует изобразительный ряд, можно отнести к специальному подвиду театра театральной анимации. Известный пример подобного театра «Демон. Вид сверху» Дмитрия Крымова так и напрашивается на сравнение. Можно буквально повторить то, что записал после «Демона» и это слово в слово подойдет к «Временам».
«театр Крымова это своего рода театральная анимация. Она сильно отличается от обычного театра, где актеры играют роли, носят свои пиджаки“. Участники спектакля играют здесь вспомогательную роль, как слуги просцениума. Они скорее ПОМОГАЮТ играть спектакль, чем играют сами.
Помогают кому? Главные действующие лица в данном случае даже не лица, не люди, даже не куклы, а художественные (зрительные и слуховые) образы непосредственно.»
Но там, где простак видит сходство, проницательный зритель видит множество различий. Крымов и Поповски идут в разных направлениях, даже буквально Крымов движется вверх(вниз), а Поповски вперед(назад). Если для обозначения пространственных измерений театра воспользоваться шекспировской трилогией Некрошюса (представляющую полную, законченную систему координат), то Крымов идет «в направлении Гамлета», а Поповски «в направлении Отелло». У обоих режиссеров во время спектакля театральная картинка снимается слой за слоем. У Крымова один слой находится под другим, у Поповски один слой за другим. Изменение пространственного направления (формы) точно соответствует изменению в движении мысли (содержательного движения), Крымов погружается в глубины памяти, поднимает оттуда на поверхность конкретные образы-вещи. Поповски проникает в суть вещей, к идеям все менее конкретным, все менее привязанным к времени-месту. Его анимация следует путем музыки, анимация Крымова путем живописи.
Всегда-вчера-сегодня, музыка-театр-кино, классика-романтика-современность.
То, что моё путешествие не состоит из классических четырех частей-сезонов и не содержит линейного сюжета, «истории», вовсе не означает, что оно представляет собой хаотичный поток образов, без структуры. Такую структуру задает хотя бы последовательность композиторов. Четыре композитора как четыре проводника. Они не отвечают каждый за свое «время года» буквально, но эта четверка, например, представляет четыре классических темперамента сангвиник Вивальди, флегматик Гайдн, меланхолик Чайковский и холерик Пьяццола. Правда в начале части спектакля я не почувствовал первой смены проводника, Вивальди и Гайдн у меня слились в одну часть (может быть со второго просмотра она разделится). Таким образом структура спектакля оказалась трехчастной и, как у балета Баланчина «Драгоценности», каждая часть отвечает за свое время, только последовательность времен иная. У Баланчина последовательность оптимистичная «вчера-сегодня-всегда». У Поповски пессимистичная «всегда-вчера-сегодня».
За «всегда» отвечают Вивальди с Гайдном, это самая волшебная часть, абсолютная музыка «под сенью девушек в цвету» (четырех певиц).
«Вчера» под музыку Чайковского наиболее комическая часть, она полна самоиронии по отношению к театру (и содержит шутливый «привет учителю» четырех сестер, похожих на фоменковских трех сестер-кукол).
«Сегодня» часть самая драматическая, под нервную музыку Пьяццоллы, и она соответствует кино. Здесь четыре певицы, девушки в цвету, сестры смешиваются с толпой.
Спектакль не следует строго классической структуре, последовательности времен года «весна-лето-осень-зима». Он движется свободно, это не движение по заданному кругу, а волшебное мистическое путешествие (Magical mystery tour, если взять образ из музыкальной копилки, в данном случае название альбома Битлз). Путешествие может обрести сюжет в голове зрителя, собственно это предполагает режиссер в сопроводительном тексте («если в конце спектакля или завтра утром у вас в голове сложится история»). «История», линейный повествовательный сюжет, как один из вариантов. Зритель-поэт может отнестись к «концерту без слов» (подзаголовок из программки) как к приглашению «подбери слова к моей музыке». Обратите внимание, театр называется «театр музыки и поэзии», в случае с «Временами года» режиссер предложил только театральную «музыку», а «стихи» за зрителем.
У меня ни во время спектакля, ни после спектакля, ни на следующий день, никакого связного повествования не возникло. Я не совершил ни «движения по кругу» (что предполагается темой «времен года»), ни «путешествия из начала в конец» (что получилось у Жана).
Я совершил «приключение» (путешествие «театральное», «таинственное» и «мистическое»), для меня это было «Приключением N2», если считать за N1 просто «Приключение» первый спектакль Ивана Поповски, где он сочинял театральную музыку на стихи Марины Цветаевой (а не на мелодии композиторов Вивальди, Гайдна, Чайковского и Пьяццоллы).
Театральное путешествие по временам зритель совершает в театральном вагоне (фургоне, музыкальной шкатулке или волшебном фонаре). Театральное пространство представляет собой сооружение, коробочку, вытянутую вдоль горизонтальной оси, по направлению из зала на сцену. В «Приключении» была очень похожая коробочка, пространственное решение превращает эти спектакли в дилогию. Но там зрители сидели снаружи (и смотрели через открытый торец, что происходит внутри). Во «Временах года» зрители помещаются внутри коробочки, внутри «волшебного фонаря» и в какой-то момент даже выполняют роль экрана, киноэкрана, на который кинопроектор показывает фильм. А роль зрителей переходит к актерам на сцене, они лежат на площадке (на верхней полке кино-вагона) и смотрят кино. Поменяться местами с актерами, одно из самых увлекательных приключений, предложенных режиссером зрителю. Зритель не видит кино, он видит только реакцию кинозрителей, если быть точнее слышит, так как кинозрители в этот момент поют (наверное они поют о том, что видят). Игра в отражение отражений (с кинопленки в зал-экран, с экрана к кинозрителям-музыкантам, от них обратно в зал зрителям-слушателям концерта без слов). Между прочим игра была тонко подготовлена режиссером, в предыдущей части спектакля зрители уже видели «кино» (изображение, спроектированное на тела, на фигуры актеров, стоящих на сцене). Проекционный аппарат повернули в противоположную сторону и метафора перевернулась.
В сопроводительном тексте режиссер предлагает зрителю не заморачиваться разгадыванием, связыванием концов с концами, а отдаться потоку, отключить голову и тогда увидеть, услышать почувствовать главное. То связное, что потом образуется в голове зрителя, если образуется, режиссер назвал «вашей историей». И добавил «Мою я вам не расскажу».
Последнюю фразу можно понимать двояко:
«знаю, но не скажу». У спектакля есть вербальная сюжетная основа, но режиссер не считает нужным ее открывать, чтобы не портить зрителю приключение, в приключение лучше пускаться самостоятельно и не знать заранее сюжет.
«не расскажу, а покажу». Решение отказаться от слов, ограничиться музыкой композиторов и театральной «музыкой», принципиально. Режиссер подбирает к музыке не слова, а последовательность театральных образов. Слова только мешают, слово это третий лишний в любовной истории режиссера, творящего изобразительный ряд, и композитора, творящего ряд звуковой.
«Времена года. Вид спереди»
Спектакль, в котором доминирует изобразительный ряд, можно отнести к специальному подвиду театра театральной анимации. Известный пример подобного театра «Демон. Вид сверху» Дмитрия Крымова так и напрашивается на сравнение. Можно буквально повторить то, что записал после «Демона» и это слово в слово подойдет к «Временам».
«театр Крымова это своего рода театральная анимация. Она сильно отличается от обычного театра, где актеры играют роли, носят свои пиджаки“. Участники спектакля играют здесь вспомогательную роль, как слуги просцениума. Они скорее ПОМОГАЮТ играть спектакль, чем играют сами.
Помогают кому? Главные действующие лица в данном случае даже не лица, не люди, даже не куклы, а художественные (зрительные и слуховые) образы непосредственно.»
Но там, где простак видит сходство, проницательный зритель видит множество различий. Крымов и Поповски идут в разных направлениях, даже буквально Крымов движется вверх(вниз), а Поповски вперед(назад). Если для обозначения пространственных измерений театра воспользоваться шекспировской трилогией Некрошюса (представляющую полную, законченную систему координат), то Крымов идет «в направлении Гамлета», а Поповски «в направлении Отелло». У обоих режиссеров во время спектакля театральная картинка снимается слой за слоем. У Крымова один слой находится под другим, у Поповски один слой за другим. Изменение пространственного направления (формы) точно соответствует изменению в движении мысли (содержательного движения), Крымов погружается в глубины памяти, поднимает оттуда на поверхность конкретные образы-вещи. Поповски проникает в суть вещей, к идеям все менее конкретным, все менее привязанным к времени-месту. Его анимация следует путем музыки, анимация Крымова путем живописи.
Всегда-вчера-сегодня, музыка-театр-кино, классика-романтика-современность.
То, что моё путешествие не состоит из классических четырех частей-сезонов и не содержит линейного сюжета, «истории», вовсе не означает, что оно представляет собой хаотичный поток образов, без структуры. Такую структуру задает хотя бы последовательность композиторов. Четыре композитора как четыре проводника. Они не отвечают каждый за свое «время года» буквально, но эта четверка, например, представляет четыре классических темперамента сангвиник Вивальди, флегматик Гайдн, меланхолик Чайковский и холерик Пьяццола. Правда в начале части спектакля я не почувствовал первой смены проводника, Вивальди и Гайдн у меня слились в одну часть (может быть со второго просмотра она разделится). Таким образом структура спектакля оказалась трехчастной и, как у балета Баланчина «Драгоценности», каждая часть отвечает за свое время, только последовательность времен иная. У Баланчина последовательность оптимистичная «вчера-сегодня-всегда». У Поповски пессимистичная «всегда-вчера-сегодня».
За «всегда» отвечают Вивальди с Гайдном, это самая волшебная часть, абсолютная музыка «под сенью девушек в цвету» (четырех певиц).
«Вчера» под музыку Чайковского наиболее комическая часть, она полна самоиронии по отношению к театру (и содержит шутливый «привет учителю» четырех сестер, похожих на фоменковских трех сестер-кукол).
«Сегодня» часть самая драматическая, под нервную музыку Пьяццоллы, и она соответствует кино. Здесь четыре певицы, девушки в цвету, сестры смешиваются с толпой.
Лев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,