Тайны без слов
В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой режиссер Иван Поповски поставил спектакль под названием «Времена┘ Года┘». Вряд ли за последнее время театру удавалось столь радикальное антигламурное высказывание, да еще и поданное в таком высокотехнологичном формате. 
Жанр нового спектакля Театра музыки и поэзии определить можно только через отрицание: невербальный театр. Потому что единственное, чего в нем нет,  это слов. Авторский подзаголовок «Концерт без слов»  лукавство: никакой это не концерт, а настоящий спектакль с внятным философским сюжетом, трогательной символичной историей, идеально выстроенной формой, кульминацией, мощным финалом. Но это вовсе не интеллектуальные игры на трех стульях. В спектакле  красивейшие и явно дорогие костюмы (Ирина Ютанина), сложные, изобретательные декорации (Константин Лебедев), изысканный играющий свет (Владислав Фролов), высокохудожественный видеоарт (Юлия Михеева), огромное количество эффектных постановочных приемов с использованием самых современных компьютерных технологий. Казалось бы, налицо все внешние признаки шоу. И все же трудно представить себе спектакль, который столь явно противостоял бы антрепризной пошлости и коммерческому гламуру актуальных театральных форм. Наверно потому, что главную роль в нем играет Музыка. Музыкальный руководитель спектакля Олег Синкин создал выдающуюся композицию на основе сочинений Вивальди, Чайковского и Пьяццолы, непостижимым образом соединив первоначальное авторское звучание с новыми образами. А восемь музыкантов (струнный квартет, гитара, аккордеон, клавиши и перкуссия) и четыре актрисы (Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова и Елена Пронина) великолепно ее сыграли и спели. Спели, заметьте, без единого слова.
Режиссер отправляет зрителя в полуторачасовое мистическое путешествие через времена года, вернее, через времена и года: старт от безмятежного пантеизма барокко (Вивальди) с ироничной посадкой на островке модерна (Чайковский) и далее к нервной жесткости современной цивилизации (Пьяццола). Оригинальная аранжировка «Времен года» Вивальди  с аккордеоном и бонгами!!!  звучит, как ни странно, почти аутентично благодаря сумасшедшим темпам, с которыми музыканты справляются не хуже, чем знаменитый итальянский ансамбль «Галантная Европа». Четыре пьесы фортепьянного цикла «Времена года» Чайковского разложены на четырехголосие а capella. Исполнено мастерски, тем более в сочетании с картинкой: четыре наивных подростка, как бы сошедших с фотографии-сепии начала ХХ века, изображают «живые картины» в любительском театре Константина Треплева. В спектакле вообще немало условных кодов: то мелькнет персонаж с картины Шагала, то над утлой лодочкой взмахнет крыльями чеховская чайка. В финале зрители пролетят вместе с мистическими птицами (может быть, это воплощения той самой треплевской «мировой души»?) над современным мегаполисом. И, возможно, задумаются о каких-то вселенских тайнах, которые никак не коррелируются ни с ценами на нефть, ни с падением индекса Доу Джонса, ни с курсом доллара┘
Жанр нового спектакля Театра музыки и поэзии определить можно только через отрицание: невербальный театр. Потому что единственное, чего в нем нет,  это слов. Авторский подзаголовок «Концерт без слов»  лукавство: никакой это не концерт, а настоящий спектакль с внятным философским сюжетом, трогательной символичной историей, идеально выстроенной формой, кульминацией, мощным финалом. Но это вовсе не интеллектуальные игры на трех стульях. В спектакле  красивейшие и явно дорогие костюмы (Ирина Ютанина), сложные, изобретательные декорации (Константин Лебедев), изысканный играющий свет (Владислав Фролов), высокохудожественный видеоарт (Юлия Михеева), огромное количество эффектных постановочных приемов с использованием самых современных компьютерных технологий. Казалось бы, налицо все внешние признаки шоу. И все же трудно представить себе спектакль, который столь явно противостоял бы антрепризной пошлости и коммерческому гламуру актуальных театральных форм. Наверно потому, что главную роль в нем играет Музыка. Музыкальный руководитель спектакля Олег Синкин создал выдающуюся композицию на основе сочинений Вивальди, Чайковского и Пьяццолы, непостижимым образом соединив первоначальное авторское звучание с новыми образами. А восемь музыкантов (струнный квартет, гитара, аккордеон, клавиши и перкуссия) и четыре актрисы (Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова и Елена Пронина) великолепно ее сыграли и спели. Спели, заметьте, без единого слова.
Режиссер отправляет зрителя в полуторачасовое мистическое путешествие через времена года, вернее, через времена и года: старт от безмятежного пантеизма барокко (Вивальди) с ироничной посадкой на островке модерна (Чайковский) и далее к нервной жесткости современной цивилизации (Пьяццола). Оригинальная аранжировка «Времен года» Вивальди  с аккордеоном и бонгами!!!  звучит, как ни странно, почти аутентично благодаря сумасшедшим темпам, с которыми музыканты справляются не хуже, чем знаменитый итальянский ансамбль «Галантная Европа». Четыре пьесы фортепьянного цикла «Времена года» Чайковского разложены на четырехголосие а capella. Исполнено мастерски, тем более в сочетании с картинкой: четыре наивных подростка, как бы сошедших с фотографии-сепии начала ХХ века, изображают «живые картины» в любительском театре Константина Треплева. В спектакле вообще немало условных кодов: то мелькнет персонаж с картины Шагала, то над утлой лодочкой взмахнет крыльями чеховская чайка. В финале зрители пролетят вместе с мистическими птицами (может быть, это воплощения той самой треплевской «мировой души»?) над современным мегаполисом. И, возможно, задумаются о каких-то вселенских тайнах, которые никак не коррелируются ни с ценами на нефть, ни с падением индекса Доу Джонса, ни с курсом доллара┘
Екатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
 - «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
 - Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
 - «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
 - Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
 - «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
 - «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
 - Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
 - Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
 - Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
 - Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
 - Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
 - Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
 - Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
 - Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
 - Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
 - Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
 - Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
 - От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
 - Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
 - «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
 - Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
 - Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
 - Открытие сезона  2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
 - Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
 - Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
 - Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
 - Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
 - Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
 - Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
 - Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
 - Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
 - «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
 - Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
 - Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
 - Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
 - Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
 - Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
 - «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
 - Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
 - «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
 - Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
 - Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
 - Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
 - Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
 - Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
 - Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
 - ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
 - Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
 - Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
 - «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
 - Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
 - «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
 - Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
 - «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
 - Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
 - Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
 - Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
 - Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
 - Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
 - Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
 - Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
 - «Времена
 года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
 - Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
 - Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
 - Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
 - Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
 - Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
 - Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
 - Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
 - Театр  жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
 - Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
 - «Времена 
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
 - «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
 - «Времена
 года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
 - Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
 - Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
 - Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
 - Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
 - Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
 - Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
 - Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
 - Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
 - Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
 - Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
 - Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
 - Театр новой эры  упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
 - «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
 - Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
 - Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
 - Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
 - Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
 - Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия  Театрал», 30.03.2007
 - Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия  Театрал», 30.03.2007
 - Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
 - Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
 - Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
 - Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
 - Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
 - Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
 - Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
 - Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
 - Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
 - На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
 - Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
 - Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
 - Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
 - Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
 - По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
 - Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
 - Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
 - В мире животных«Итоги», 13.03.2006
 - Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
 - Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
 - Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
 - Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
 - Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
 - Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
 - Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
 - Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
 - «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
 - ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
 - Океан очарования и
 абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
 - Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
 - «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
 - Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
 - Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
 - Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
 - Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
 - Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
 - Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
 - Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
 - Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
 - Абсент  страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
 - То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
 - Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
 - «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
 - Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
 - Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
 - «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
 - Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
 - Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
 - Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
 - Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
 - Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
 - Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
 - Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
 - Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
 - Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
 - «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
 - Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
 - Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
 - Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,