Безумное чаепитие на Кутузовском
Завтра в театре «Мастерская Петра Фоменко» стартует серия премьерных показов «Алисы в Зазеркалье». Это первый детский спектакль в истории одного из самых популярных театров Москвы. Накануне премьеры обозреватель «Недели» Ада Шмерлинг встретилась с режиссером-постановщиком спектакля Иваном Поповски, который уверен, что у всех «взрослых» режиссеров, у самых известных, у самых талантливых, должна быть миссия: не только посадить дерево, построить дом, родить сына, но и обязательно поставить детский спектакль
неделя: Ваня, твоя «Алиса в Зазеркалье» уже не первый в этом сезоне московский спектакль по книге Кэрролла. Не связан ли этот бум с выходом киноверсии «Алисы в Стране чудес» Тима Бёртона?
иван поповски: Если бы я выпустил «Алису» в запланированные сроки, тогда тебе пришлось бы Тима Бёртона спрашивать, не связан ли выход его фильма с премьерой моего спектакля. Ну а теперь приходится вот так отшучиваться На самом деле я более десяти лет мечтал поставить детский спектакль в «Мастерской Петра Фоменко», но долго выбирал материал.
н: Но почему все-таки именно «Алиса»?
поповски: Скорее всего, это связано с моей мечтой о сказке, с желанием как-то «оторваться», и вопреки здравому смыслу, который нас окружает в обыденной жизни, прикоснуться к нонсенсу, бессмыслице В общем, с желанием вернуться в детство. Не «впасть в детство», конечно, а именно вернуться, то есть разбудить ребенка в себе. Кроме того, когда я увидел одно современное изобретение, мне показалось, что я придумал прием, как в моем спектакле Алиса может пройти сквозь зеркало.
н: Что это за изобретение?
поповски: Модернизированная версия знаменитого трюка фокусников-иллюзионистов ХIХ века. Но так часто бывает Я вот радуюсь, когда смотрю «Аватара» или «Алису» в технологии 3D, а потом вспоминаю про стереоскоп, изобретенный в середине ХIХ века, и еще больше восхищаюсь Мне нравятся слова, которые Петр Наумович (Фоменко.- «Неделя») часто повторяет актерам: «Все уже было, только вас не было» Кстати, это он года три назад предложил нам посмотреть в качестве материала для самостоятельных работ перевод Набокова «Аня в Стране чудес».
н: Почему же в итоге ты не по-ставил спектакль по набоковскому переводу Кэрролла?
поповски: Мне больше нравится «Зазеркалье», а Набоков его не переводил. Да и классический перевод Нины Денуровой мне кажется более близким к оригиналу. Кроме того, «Зазеркалье» более театрально, в нем есть за что зацепиться режиссеру. Хотя в свой спектакль я прихватил нескольких сумасшедших из «Страны чудес». Я бы сам расстроился, если бы, придя в театр на «Алису», не увидел там Черепаху Квази, Грифона или Белого Кролика Я еще хотел сцену безумного чаепития сыграть в буфете во время антракта, но пожалел актеров.
н: А ту технологию фокусников ХIХ века, которая тебе подсказала, как ставить «Алису», ты в конце концов использовал в спектакле?
поповски: Как ни странно, нет. Но фокусами увлекаюсь с детства. У моего папы был товарищ гипнотизер и фокусник. Когда меня водили к нему в гости, это были самые счастливые моменты детства. Он мне даже книжку подарил про то, как делать фокусы. Впрочем, я и сейчас хожу на шоу иллюзионистов. Два раза был на Копперфилде и, признаюсь, одновременно и радовался и страшно раздражался, когда не понимал, как тот или иной трюк сделан.
н: В твоей «Алисе» будет много фокусов?
поповски: В итоге осталось не так много. Я хоть и люблю фокусы, но считаю, что в театре не должно быть подмены. К примеру, видеопроекции нужно и можно использовать, только если они необходимы и не мешают театру. Надеюсь, что в «Алисе» мы не переборщили .Видеопроекции у нас создают лишь определенную среду, фон. Они не заменяют актеров и не мешают им.
н: Судя по тому, что ты рассказываешь, денег на детский спектакль в «Мастерской Фоменко» не пожалели.
поповски: Спектакль недешевый. Но наш директор Андрей Воробьев всегда старается по возможности не ограничивать фантазию режиссеров и художников. И уж тем более он не ограничивал нас в первом детском спектакле «Мастерской». Кроме того, наши друзья-меценаты оказали дополнительную поддержку, дав деньги специально для детской постановки. Все это необычно, ведь частенько в театрах экономят как раз на детских спектаклях. И не только деньги, но силы. Халтурят. А я считаю, что у «взрослых» режиссеров, у самых известных, у самых талантливых, должна быть миссия: не только посадить дерево, построить дом, родить сына, но и поставить детский спектакль Уж простите за пафос.
н: А ты не боишься, что в силу особой популярности и вашего театра, и книг Кэрролла на твою «Алису» начнут толпами ходить взрослые, и тогда дети на нее просто не попадут?
поповски: Я бы этого очень не хотел! Все-таки я ставил спектакль, как сейчас принято говорить, для семейного просмотра.
н: Раз «Алиса» для детей, в какое время вы будете ее играть?
поповски: Меня все убеждали в том, что надо играть днем и чтобы каждое действие длилось не больше 45 минут. Потому что иначе дети не выдержат. Но все равно получился длинный спектакль: первый акт 1 час 20 минут, второй 1 час 5 минут. И пока играть будем вечером: по субботам и воскресеньям, начало в 18.00. Понимаю, что для детей это может быть и поздно, и долго, но, во-первых, я ставил спектакль все-таки в расчете на детей старше семи лет, а во-вторых пусть зрители с детства привыкают к длинным спектаклям! В конце концов, это в традициях русского репертуарного театра.
н: Детский спектакль ты мечтал поставить десять лет. А сколько мечтал о мюзикле (в октябре в Центре на Дубровке выйдет мюзикл «Обыкновенное чудо» в постановке Ивана Поповски. «Неделя»)?
поповски: Мюзикл это логическое продолжение моих проб на почве музыкального театра. Равно как и мой приход в оперу логическое следствие того, что я увлекся поэтическим театром. Да и странные музыкальные миниатюры, которые я делаю вместе с Олегом Синкиным в замечательном театре Елены Камбуровой, тоже находятся на стыке между драматическим и музыкальным театром. Как и «Обыкновенное чудо». Это ведь не обыкновенный мюзикл, в нем много драматического. Хотя когда Алексей Иващенко предложил мне ставить мюзикл по «Обыкновенному чуду», я сильно задумался.
н: Испугался?
поповски: Да. Прежде всего из-за всеми любимого фильма Марка Захарова и из-за той плеяды прекрасных актеров, которые в нем играли: Олег Янковский, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Евгения Симонова, Юрий Соломин. ..
н: А у тебя не было мысли собрать такую же звездную команду артистов?
поповски: Это не так просто. Речь идет о мюзикле, следовательно, к актерам предъявляются определенные требования и к вокалу, и к физической форме. Кроме того, мюзикл играют каждый день актер больше нигде не может быть занят. Причем это контракт надолго. На Бродвее мюзиклы вообще идут годами.
н: Но есть, например, выпускной курс Олега Кудряшова в РАТИ? Они все очень музыкальны. И уже почти звезды. Даже в программе «Золотой маски» участвовали
поповски: Мы кудряшовский курс тоже отсматривали. Но тут сыграл свою роль возрастной фактор. Они все очень молодые, а в «Обыкновенном чуде» персонажи, за исключением Принцессы и Медведя, все-таки постарше молодых выпускников РАТИ. Можно, конечно, наплевать на это. Но ведь у Шварца сказано, что, например, Волшебник и его жена вместе уже пятнадцать лет, а Трактирщик и Эмилия наоборот пятнадцать лет назад расстались. Наплевать на это, конечно, можно, но тогда это будет уже не та история, которая написана Евгением Шварцем, и не тот мюзикл, который по мотивам его пьесы сочинили Юлий Ким и Геннадий Гладков. Как говорит у Шварца Волшебник, я все это придумал просто для того, чтобы поговорить с тобой о любви
н: Но ведь мы все помним, что раньше в постановках пьес Евгения Шварца главной была вовсе не тема любви, а политический подтекст. Будешь ли ты использовать эту особенность шварцевского текста?
поповски: Этот подтекст можно оттуда вытащить и сегодня, особенно из той части пьесы, которая связана с сюжетной линией короля. Но мне, если честно, это не очень интересно.
н: А как же в таком случае быть с тем, что у тебя в спектакле главный герой Медведь? Хочешь не хочешь, а невольные аналогии сами собой полезут.
поповски: Ага, и я уже сейчас представляю, какие шуточки народ будет отпускать по поводу скрытого пиара «Единой России» Тем не менее я все-таки буду ставить сказку о любви. Мне кажется, что в театре нет нужды осовременивать классические тексты и превращать, к примеру, Риголетто в диджея или аниматора. Мне кажется, хотя это и спорное утверждение, что на сцене не должно быть того, что и в жизни. Я допускаю, что многие хотят как раз обратного, чтобы на сцене было то же самое, что они видят на экранах телевизора Но я буду ставить «Обыкновенное чудо» как сказку, как историю о чуде. И художник-постановщик Лариса Ломакина в этом мой союзник.
н: «Обыкновенное чудо» будет в русле классических бродвейских мюзиклов?
поповски: Вероятно, хотя об этом лучше, поговорить с нашим продюсером Алексеем Иващенко, который обладает большими знаниями о системе работы бродвейских и лондонских мюзиклов. И, судя по удачной постановке «Норд-Оста» и профессиональному и творческому подходу к организации процесса постановки «Обыкновенного чуда», он один из немногих в России, кто умеет продюсировать мюзиклы.
н: Ты так и не ответил, почему решился на постановку «Обыкновенного чуда»?
поповски: Отвечу словами Петра Фоменко. Вскоре после окончания ГИТИСа, в 1994 году, когда я думал, соглашаться ли мне, недавнему студенту, мальчишке, на постановку «Балаганчика» Блока в парижском «Одеоне», он мне сказал: «С такого коня можно падать». Только Иващенко об этом не говори, пожалуйста
н: А у тебя никогда не возникало желания иметь свой театр?
поповски: А он у меня есть. Это, конечно, театр моего учителя «Мастерская Петра Фоменко»
неделя: Ваня, твоя «Алиса в Зазеркалье» уже не первый в этом сезоне московский спектакль по книге Кэрролла. Не связан ли этот бум с выходом киноверсии «Алисы в Стране чудес» Тима Бёртона?
иван поповски: Если бы я выпустил «Алису» в запланированные сроки, тогда тебе пришлось бы Тима Бёртона спрашивать, не связан ли выход его фильма с премьерой моего спектакля. Ну а теперь приходится вот так отшучиваться На самом деле я более десяти лет мечтал поставить детский спектакль в «Мастерской Петра Фоменко», но долго выбирал материал.
н: Но почему все-таки именно «Алиса»?
поповски: Скорее всего, это связано с моей мечтой о сказке, с желанием как-то «оторваться», и вопреки здравому смыслу, который нас окружает в обыденной жизни, прикоснуться к нонсенсу, бессмыслице В общем, с желанием вернуться в детство. Не «впасть в детство», конечно, а именно вернуться, то есть разбудить ребенка в себе. Кроме того, когда я увидел одно современное изобретение, мне показалось, что я придумал прием, как в моем спектакле Алиса может пройти сквозь зеркало.
н: Что это за изобретение?
поповски: Модернизированная версия знаменитого трюка фокусников-иллюзионистов ХIХ века. Но так часто бывает Я вот радуюсь, когда смотрю «Аватара» или «Алису» в технологии 3D, а потом вспоминаю про стереоскоп, изобретенный в середине ХIХ века, и еще больше восхищаюсь Мне нравятся слова, которые Петр Наумович (Фоменко.- «Неделя») часто повторяет актерам: «Все уже было, только вас не было» Кстати, это он года три назад предложил нам посмотреть в качестве материала для самостоятельных работ перевод Набокова «Аня в Стране чудес».
н: Почему же в итоге ты не по-ставил спектакль по набоковскому переводу Кэрролла?
поповски: Мне больше нравится «Зазеркалье», а Набоков его не переводил. Да и классический перевод Нины Денуровой мне кажется более близким к оригиналу. Кроме того, «Зазеркалье» более театрально, в нем есть за что зацепиться режиссеру. Хотя в свой спектакль я прихватил нескольких сумасшедших из «Страны чудес». Я бы сам расстроился, если бы, придя в театр на «Алису», не увидел там Черепаху Квази, Грифона или Белого Кролика Я еще хотел сцену безумного чаепития сыграть в буфете во время антракта, но пожалел актеров.
н: А ту технологию фокусников ХIХ века, которая тебе подсказала, как ставить «Алису», ты в конце концов использовал в спектакле?
поповски: Как ни странно, нет. Но фокусами увлекаюсь с детства. У моего папы был товарищ гипнотизер и фокусник. Когда меня водили к нему в гости, это были самые счастливые моменты детства. Он мне даже книжку подарил про то, как делать фокусы. Впрочем, я и сейчас хожу на шоу иллюзионистов. Два раза был на Копперфилде и, признаюсь, одновременно и радовался и страшно раздражался, когда не понимал, как тот или иной трюк сделан.
н: В твоей «Алисе» будет много фокусов?
поповски: В итоге осталось не так много. Я хоть и люблю фокусы, но считаю, что в театре не должно быть подмены. К примеру, видеопроекции нужно и можно использовать, только если они необходимы и не мешают театру. Надеюсь, что в «Алисе» мы не переборщили .Видеопроекции у нас создают лишь определенную среду, фон. Они не заменяют актеров и не мешают им.
н: Судя по тому, что ты рассказываешь, денег на детский спектакль в «Мастерской Фоменко» не пожалели.
поповски: Спектакль недешевый. Но наш директор Андрей Воробьев всегда старается по возможности не ограничивать фантазию режиссеров и художников. И уж тем более он не ограничивал нас в первом детском спектакле «Мастерской». Кроме того, наши друзья-меценаты оказали дополнительную поддержку, дав деньги специально для детской постановки. Все это необычно, ведь частенько в театрах экономят как раз на детских спектаклях. И не только деньги, но силы. Халтурят. А я считаю, что у «взрослых» режиссеров, у самых известных, у самых талантливых, должна быть миссия: не только посадить дерево, построить дом, родить сына, но и поставить детский спектакль Уж простите за пафос.
н: А ты не боишься, что в силу особой популярности и вашего театра, и книг Кэрролла на твою «Алису» начнут толпами ходить взрослые, и тогда дети на нее просто не попадут?
поповски: Я бы этого очень не хотел! Все-таки я ставил спектакль, как сейчас принято говорить, для семейного просмотра.
н: Раз «Алиса» для детей, в какое время вы будете ее играть?
поповски: Меня все убеждали в том, что надо играть днем и чтобы каждое действие длилось не больше 45 минут. Потому что иначе дети не выдержат. Но все равно получился длинный спектакль: первый акт 1 час 20 минут, второй 1 час 5 минут. И пока играть будем вечером: по субботам и воскресеньям, начало в 18.00. Понимаю, что для детей это может быть и поздно, и долго, но, во-первых, я ставил спектакль все-таки в расчете на детей старше семи лет, а во-вторых пусть зрители с детства привыкают к длинным спектаклям! В конце концов, это в традициях русского репертуарного театра.
н: Детский спектакль ты мечтал поставить десять лет. А сколько мечтал о мюзикле (в октябре в Центре на Дубровке выйдет мюзикл «Обыкновенное чудо» в постановке Ивана Поповски. «Неделя»)?
поповски: Мюзикл это логическое продолжение моих проб на почве музыкального театра. Равно как и мой приход в оперу логическое следствие того, что я увлекся поэтическим театром. Да и странные музыкальные миниатюры, которые я делаю вместе с Олегом Синкиным в замечательном театре Елены Камбуровой, тоже находятся на стыке между драматическим и музыкальным театром. Как и «Обыкновенное чудо». Это ведь не обыкновенный мюзикл, в нем много драматического. Хотя когда Алексей Иващенко предложил мне ставить мюзикл по «Обыкновенному чуду», я сильно задумался.
н: Испугался?
поповски: Да. Прежде всего из-за всеми любимого фильма Марка Захарова и из-за той плеяды прекрасных актеров, которые в нем играли: Олег Янковский, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Евгения Симонова, Юрий Соломин. ..
н: А у тебя не было мысли собрать такую же звездную команду артистов?
поповски: Это не так просто. Речь идет о мюзикле, следовательно, к актерам предъявляются определенные требования и к вокалу, и к физической форме. Кроме того, мюзикл играют каждый день актер больше нигде не может быть занят. Причем это контракт надолго. На Бродвее мюзиклы вообще идут годами.
н: Но есть, например, выпускной курс Олега Кудряшова в РАТИ? Они все очень музыкальны. И уже почти звезды. Даже в программе «Золотой маски» участвовали
поповски: Мы кудряшовский курс тоже отсматривали. Но тут сыграл свою роль возрастной фактор. Они все очень молодые, а в «Обыкновенном чуде» персонажи, за исключением Принцессы и Медведя, все-таки постарше молодых выпускников РАТИ. Можно, конечно, наплевать на это. Но ведь у Шварца сказано, что, например, Волшебник и его жена вместе уже пятнадцать лет, а Трактирщик и Эмилия наоборот пятнадцать лет назад расстались. Наплевать на это, конечно, можно, но тогда это будет уже не та история, которая написана Евгением Шварцем, и не тот мюзикл, который по мотивам его пьесы сочинили Юлий Ким и Геннадий Гладков. Как говорит у Шварца Волшебник, я все это придумал просто для того, чтобы поговорить с тобой о любви
н: Но ведь мы все помним, что раньше в постановках пьес Евгения Шварца главной была вовсе не тема любви, а политический подтекст. Будешь ли ты использовать эту особенность шварцевского текста?
поповски: Этот подтекст можно оттуда вытащить и сегодня, особенно из той части пьесы, которая связана с сюжетной линией короля. Но мне, если честно, это не очень интересно.
н: А как же в таком случае быть с тем, что у тебя в спектакле главный герой Медведь? Хочешь не хочешь, а невольные аналогии сами собой полезут.
поповски: Ага, и я уже сейчас представляю, какие шуточки народ будет отпускать по поводу скрытого пиара «Единой России» Тем не менее я все-таки буду ставить сказку о любви. Мне кажется, что в театре нет нужды осовременивать классические тексты и превращать, к примеру, Риголетто в диджея или аниматора. Мне кажется, хотя это и спорное утверждение, что на сцене не должно быть того, что и в жизни. Я допускаю, что многие хотят как раз обратного, чтобы на сцене было то же самое, что они видят на экранах телевизора Но я буду ставить «Обыкновенное чудо» как сказку, как историю о чуде. И художник-постановщик Лариса Ломакина в этом мой союзник.
н: «Обыкновенное чудо» будет в русле классических бродвейских мюзиклов?
поповски: Вероятно, хотя об этом лучше, поговорить с нашим продюсером Алексеем Иващенко, который обладает большими знаниями о системе работы бродвейских и лондонских мюзиклов. И, судя по удачной постановке «Норд-Оста» и профессиональному и творческому подходу к организации процесса постановки «Обыкновенного чуда», он один из немногих в России, кто умеет продюсировать мюзиклы.
н: Ты так и не ответил, почему решился на постановку «Обыкновенного чуда»?
поповски: Отвечу словами Петра Фоменко. Вскоре после окончания ГИТИСа, в 1994 году, когда я думал, соглашаться ли мне, недавнему студенту, мальчишке, на постановку «Балаганчика» Блока в парижском «Одеоне», он мне сказал: «С такого коня можно падать». Только Иващенко об этом не говори, пожалуйста
н: А у тебя никогда не возникало желания иметь свой театр?
поповски: А он у меня есть. Это, конечно, театр моего учителя «Мастерская Петра Фоменко»
Ада Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,