Балканское барокко
5 июля в Мастерской Петра Фоменко покажут новый спектакль Ивана Поповски «Сон в летнюю ночь», премьера которого состоялась несколькими неделями раньше — 18 июня. Павел Руднев считает, что возвращение Мастерской к своим истокам — весьма своевременный шаг в 2015 году.
Галлюциногенная терапия
Скажем прямо — в Мастерской Петра Фоменко давно не было безусловных удач. Этому театру, который родился в 1990-е, всегда не хватало прямых связей с реальностью — такова была его сновидческая, волшебная природа, хотя вместе с тем именно здесь в середине 1990-х случилось главное и первое событие для постсоветской современной пьесы: постановка пьесы Оли Мухиной «Таня-Таня», в которой аудитория ощутила тоску по современному герою, тогда повсеместно исчезнувшему с подмостков.
Режиссер-македонец Иван Поповски работает качественно и медленно, слово складывая в один спектакль несколько нереализованных замыслов. Его сила — в поэтической эстетской метафоре, особой певучести актерской речи, в томной, тягучей телесности актерского присутствия. Он начал с цветаевского «Приключения», и этот спектакль прославил Мастерскую не менее работ самого Петра Фоменко. Соединение изысканного эротизма с духовными глубинами лирики, характерное для «святой блудницы» Марины Цветаевой, стало осмысленным приемом Ивана Поповски — режиссер применял его к самому разнообразному материалу и на разных сценах.
«Сон в летнюю ночь» — конечно, выдающийся и, наверное, поворотный спектакль, который сообщит и Мастерской, и театральной системе вообще надежду на скрытый, потаенный ресурс театральности. Спектакль словно открывает новую страницу, ретроспективно напоминая о том, что было на этой сцене прекрасного.В 1990-е, когда Мастерская блистала во всю свою мощь, Петр Фоменко предлагал своего рода способ выживания в скупой и унылой реальности безвременья. Щитом против свинцовых мерзостей бытия оказывалась театральность, мимикрия, лицедейство. Выживать Фоменко советовал через урок театра — прожить 1990-е можно было только изобретая свою собственную реальность, множа иллюзии, меняя маски, интонации.
Возврат к этой энергии может предложить современному обществу 2015 года ту же самую модель выживания. Вот это, пожалуй, самое важное. Сон, сновидение, добровольное впадение в объятия Морфея, галлюциногенная терапия — тема самых ярких спектаклей нынешнего сезона. Причем, как и в «Беге» Юрия Бутусова (Театр им. Вахтангова), так и в этом «Сне» — это сновидение-мука, сновидение-морок. За эротическим неразделенным томлением афинских любовников грезятся неврозы, сон, после которого не высыпаешься. Манящая, но мучительная любовь опутывает людей как чаща, как удавка тканей. Любовь, данная нам не во успокоение. Здесь действует тот уровень шекспировской комедийности, когда одно неловкое движение — и комедия станет трагедией.
Прославленные грамотеи
В пьесе Шекспира мир четко поделен на сегменты, слои, этажи. И отношения между ними — далеко не демократические. У горожан — светская власть. У лесного братства — свои покровители. Боги искушают, народ подчиняется и не ропщет. Но есть очень важная деталь: когда боги развлекаются, их симпатии — на стороне театральных любителей, их искренности и наивной неискушенности. Афинское руководство ждет сказки от народа, а не от многоопытного театра. Опытные мастера, «прославленные грамотеи» для богов — только предмет раздражения. Сердце Тезеи и Ипполиты — на стороне «неумех». Любители, ведь это от слова «любовь».
Ирония и даже самоирония Ивана Поповски — в том, что в спектакле звезды Мастерской словно добровольно отступают, чтобы дать дорогу молодым артистам, стажерской группе Мастерской. Но отступая, находятся только на один шаг позади. Любопытно видеть, как энергия сестер Кутеповых и Галины Тюниной в три силы повторяется и множится в Ирине Горбачевой (Елена) и Серафиме Огаревой (Гермия), и как наблюдающий церемонийместер Оберон Карэна Бадалова свою активность, свою ироничность и свою магическую телесность передоверяет Амбарцуму Кабаняну и словно бы проверяет ее как супервайзер. Здесь легенда встречается с будущим и передоверяет первенство. Тонкий огонек иронии сквозит во взоре Карэна Бадалова — одновременно Тезея и Оберона, главы и светской, и магической власти: вокруг него копошится и куражится смешной, бесконечно наивный мир, им же приведенный в движение. Бадалов глядит на него до такой степени бесстрастно, так безучастливо, что совершенно ясно: никакое наше зрелище богам не любо, наблюдатель умирает со скуки. Здесь актер передает нам привет из «древнего» спектакля Мастерской «Двенадцатая ночь», где его шут Фестэ давал уроки фирменной меланхолии, не желая веселиться со всеми, зная, что после радости вновь жизнь подкинет нам очередной катаклизм.
Мотив наблюдения за наблюдением, множественного отражения в зеркалах — элемент эстетики барокко, с которой мы не раз столкнемся в этой постановке. Еще одна тонкая вещь: шутка с золотым биноклем, инструментом наблюдения. Он переходит из рук Оберона в руки Тезея, и Карэн Бадалов, играющий обоих, фирменно изумляемся: «Где-то я уже это видел». Словно предмет из сновидения попал в руки к грезящему — тут хозяин лесной чащи Оберон оказывается словно ночной ипостасью хозяина Афин Тезея. Очень тонкая ирония, надо сказать.
Симфония тканей
Все струится в этом спектакле. Ночной лес нам явлен как набор тончайших тканей, свисающих со штанкетов и обращающихся с помощью света в световую коллонаду. Пылающие, оживленные ветродувами простыни. Дышащий «пол» леса — огромный матрац, в рыхлости которого тонешь как в сне. Сок волшебного цветка, навевающего любовный пыл — это цветастый платок, им можно закрыть глаза или повязать его на шейку.
Симфония тканей во «Сне» — весьма чувственная вещь. Зависая на этих тканях как на лианах, перевязывая конечности, четверка афинских любовников в акробатической пластике Олега Глушкова проявляют чудеса мучительной телесности. Извиваются, конвульсируют, жарятся, плавятся, распятые в ветвях. Любовь — мучительная забава, она всегда неразделенная и голодная. Влюбленные, которые никак не могут прийти к согласию, изможденные бегом по лесу, страдающие от неразделенных чувств и вдвойне страдающие от ошибки богов, находятся на грани физического изнеможения. Их телесность, искушаемая звуками и запахами волшебной ночи в лесу, мучает их инстинктами, которые не находят реализации.
Четверку тянет друг к другу, они сливаются в единую, дышащую щека к щеке «массу» и тут же распадаются, почувствовав внутреннее несогласие. Их тела искривляются и мутируют, выявляя в женщинах возбужденную пластику кошки в агрессии и истошные вопли, полупьяные жесты непослушного тела (здесь преуспевает невероятно алогичная, умеющая сообщить разным точкам своего пластичного тела разные ритмы, удивительная актриса Ирина Горбачева), а в мужчинах — желание опрометью бежать к заветной цели, то есть неведомо куда. Утомленные от вожделения и не способные его насытить, они сходят с ума от неразделенной любви и в то же время где-то в глубине души верят в то, что это — норма, что человек обречен на мученичество. Эротический вязкий сон, где ожидание близости оказывается важнее и ценнее самой близости — это, собственно, всё, что человеку дано жестокими богами. Вторая реальность, бессознательное, в котором компенсируются недостатки бодрствования, даны нам во спасение от первичной реальности, где возможно ничтожно малое, где любовный обман быстро кончается.
Наш мир, здешний, сугубый — всего лишь картинка на празднике небожителей. Сказку о Пираме и Фисбе афинский пролетариат играет на фоне огромного тканного полотна, в котором уместился весь Афинский лес (и это еще один барочный образ). Тезей и Ипполита, афинские царедворцы, забавляются ужасно смешной игрой любителей. Боги флоры и фауны Оберон и Титания же забавляются мучениями афинских любовников, воспринимая их как неумёх и дилетантов в любви. Боги крутят нами как хотят, равнодушно взирая на весь мир, который для них-то точно — театр.
Галлюциногенная терапия
Скажем прямо — в Мастерской Петра Фоменко давно не было безусловных удач. Этому театру, который родился в 1990-е, всегда не хватало прямых связей с реальностью — такова была его сновидческая, волшебная природа, хотя вместе с тем именно здесь в середине 1990-х случилось главное и первое событие для постсоветской современной пьесы: постановка пьесы Оли Мухиной «Таня-Таня», в которой аудитория ощутила тоску по современному герою, тогда повсеместно исчезнувшему с подмостков.
Режиссер-македонец Иван Поповски работает качественно и медленно, слово складывая в один спектакль несколько нереализованных замыслов. Его сила — в поэтической эстетской метафоре, особой певучести актерской речи, в томной, тягучей телесности актерского присутствия. Он начал с цветаевского «Приключения», и этот спектакль прославил Мастерскую не менее работ самого Петра Фоменко. Соединение изысканного эротизма с духовными глубинами лирики, характерное для «святой блудницы» Марины Цветаевой, стало осмысленным приемом Ивана Поповски — режиссер применял его к самому разнообразному материалу и на разных сценах.
«Сон в летнюю ночь» — конечно, выдающийся и, наверное, поворотный спектакль, который сообщит и Мастерской, и театральной системе вообще надежду на скрытый, потаенный ресурс театральности. Спектакль словно открывает новую страницу, ретроспективно напоминая о том, что было на этой сцене прекрасного.В 1990-е, когда Мастерская блистала во всю свою мощь, Петр Фоменко предлагал своего рода способ выживания в скупой и унылой реальности безвременья. Щитом против свинцовых мерзостей бытия оказывалась театральность, мимикрия, лицедейство. Выживать Фоменко советовал через урок театра — прожить 1990-е можно было только изобретая свою собственную реальность, множа иллюзии, меняя маски, интонации.
Возврат к этой энергии может предложить современному обществу 2015 года ту же самую модель выживания. Вот это, пожалуй, самое важное. Сон, сновидение, добровольное впадение в объятия Морфея, галлюциногенная терапия — тема самых ярких спектаклей нынешнего сезона. Причем, как и в «Беге» Юрия Бутусова (Театр им. Вахтангова), так и в этом «Сне» — это сновидение-мука, сновидение-морок. За эротическим неразделенным томлением афинских любовников грезятся неврозы, сон, после которого не высыпаешься. Манящая, но мучительная любовь опутывает людей как чаща, как удавка тканей. Любовь, данная нам не во успокоение. Здесь действует тот уровень шекспировской комедийности, когда одно неловкое движение — и комедия станет трагедией.
Прославленные грамотеи
В пьесе Шекспира мир четко поделен на сегменты, слои, этажи. И отношения между ними — далеко не демократические. У горожан — светская власть. У лесного братства — свои покровители. Боги искушают, народ подчиняется и не ропщет. Но есть очень важная деталь: когда боги развлекаются, их симпатии — на стороне театральных любителей, их искренности и наивной неискушенности. Афинское руководство ждет сказки от народа, а не от многоопытного театра. Опытные мастера, «прославленные грамотеи» для богов — только предмет раздражения. Сердце Тезеи и Ипполиты — на стороне «неумех». Любители, ведь это от слова «любовь».
Ирония и даже самоирония Ивана Поповски — в том, что в спектакле звезды Мастерской словно добровольно отступают, чтобы дать дорогу молодым артистам, стажерской группе Мастерской. Но отступая, находятся только на один шаг позади. Любопытно видеть, как энергия сестер Кутеповых и Галины Тюниной в три силы повторяется и множится в Ирине Горбачевой (Елена) и Серафиме Огаревой (Гермия), и как наблюдающий церемонийместер Оберон Карэна Бадалова свою активность, свою ироничность и свою магическую телесность передоверяет Амбарцуму Кабаняну и словно бы проверяет ее как супервайзер. Здесь легенда встречается с будущим и передоверяет первенство. Тонкий огонек иронии сквозит во взоре Карэна Бадалова — одновременно Тезея и Оберона, главы и светской, и магической власти: вокруг него копошится и куражится смешной, бесконечно наивный мир, им же приведенный в движение. Бадалов глядит на него до такой степени бесстрастно, так безучастливо, что совершенно ясно: никакое наше зрелище богам не любо, наблюдатель умирает со скуки. Здесь актер передает нам привет из «древнего» спектакля Мастерской «Двенадцатая ночь», где его шут Фестэ давал уроки фирменной меланхолии, не желая веселиться со всеми, зная, что после радости вновь жизнь подкинет нам очередной катаклизм.
Мотив наблюдения за наблюдением, множественного отражения в зеркалах — элемент эстетики барокко, с которой мы не раз столкнемся в этой постановке. Еще одна тонкая вещь: шутка с золотым биноклем, инструментом наблюдения. Он переходит из рук Оберона в руки Тезея, и Карэн Бадалов, играющий обоих, фирменно изумляемся: «Где-то я уже это видел». Словно предмет из сновидения попал в руки к грезящему — тут хозяин лесной чащи Оберон оказывается словно ночной ипостасью хозяина Афин Тезея. Очень тонкая ирония, надо сказать.
Симфония тканей
Все струится в этом спектакле. Ночной лес нам явлен как набор тончайших тканей, свисающих со штанкетов и обращающихся с помощью света в световую коллонаду. Пылающие, оживленные ветродувами простыни. Дышащий «пол» леса — огромный матрац, в рыхлости которого тонешь как в сне. Сок волшебного цветка, навевающего любовный пыл — это цветастый платок, им можно закрыть глаза или повязать его на шейку.
Симфония тканей во «Сне» — весьма чувственная вещь. Зависая на этих тканях как на лианах, перевязывая конечности, четверка афинских любовников в акробатической пластике Олега Глушкова проявляют чудеса мучительной телесности. Извиваются, конвульсируют, жарятся, плавятся, распятые в ветвях. Любовь — мучительная забава, она всегда неразделенная и голодная. Влюбленные, которые никак не могут прийти к согласию, изможденные бегом по лесу, страдающие от неразделенных чувств и вдвойне страдающие от ошибки богов, находятся на грани физического изнеможения. Их телесность, искушаемая звуками и запахами волшебной ночи в лесу, мучает их инстинктами, которые не находят реализации.
Четверку тянет друг к другу, они сливаются в единую, дышащую щека к щеке «массу» и тут же распадаются, почувствовав внутреннее несогласие. Их тела искривляются и мутируют, выявляя в женщинах возбужденную пластику кошки в агрессии и истошные вопли, полупьяные жесты непослушного тела (здесь преуспевает невероятно алогичная, умеющая сообщить разным точкам своего пластичного тела разные ритмы, удивительная актриса Ирина Горбачева), а в мужчинах — желание опрометью бежать к заветной цели, то есть неведомо куда. Утомленные от вожделения и не способные его насытить, они сходят с ума от неразделенной любви и в то же время где-то в глубине души верят в то, что это — норма, что человек обречен на мученичество. Эротический вязкий сон, где ожидание близости оказывается важнее и ценнее самой близости — это, собственно, всё, что человеку дано жестокими богами. Вторая реальность, бессознательное, в котором компенсируются недостатки бодрствования, даны нам во спасение от первичной реальности, где возможно ничтожно малое, где любовный обман быстро кончается.
Наш мир, здешний, сугубый — всего лишь картинка на празднике небожителей. Сказку о Пираме и Фисбе афинский пролетариат играет на фоне огромного тканного полотна, в котором уместился весь Афинский лес (и это еще один барочный образ). Тезей и Ипполита, афинские царедворцы, забавляются ужасно смешной игрой любителей. Боги флоры и фауны Оберон и Титания же забавляются мучениями афинских любовников, воспринимая их как неумёх и дилетантов в любви. Боги крутят нами как хотят, равнодушно взирая на весь мир, который для них-то точно — театр.
Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,