Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы
В биографии каждого театра есть события, которые на долгое время определяют его облик и путь. И в истории театра множество таких знаковых дат и событий.
Начало. «Волки и овцы»
Когда-то Немирович-Данченко в шутку, но и всерьез настаивал: «Художественному театру бабушка ворожила!» «Мастерской П. Фоменко» ворожил дедушка, и красавец дедушка. В 1988 году Петр Фоменко набрал в ГИТИСе актерско-режиссерский курс, включив в него и абитуриентов со школьной скамьи, и людей после армии, и даже актеров, уже начавших работать на профессиональной сцене. В педагоги позвал также художников разных: Сергея Женовача, Евгения Каменьковича, Ольгу Фирсову, Сусанну Серову. Первый же показ «Двенадцатой ночи» на втором курсе немедленно прославился не только среди студенческой театральной аудитории. В трехчасовом спектакле студенты пели песни, написанные Сергеем Никитиным, легко читали шекспировский текст в переводе Давида Самойлова. Сестры-близнецы Кутеповы играли Виолу и Себастиана, томилась обворожительная Оливия — Галина Тюнина, а печальный шут Фесте — Карэн Бадалов гарцевал на унитазе Потом были «Владимир III степени» по Гоголю, поставленный Сергеем Женовачем и поэтическое «Приключение» Марины Цветаевой в постановке Ивана Поповски (об обоих спектаклях подробно писала театральная пресса).
Наконец, «Волки и овцы» Петра Фоменко явили Москве новый театр.
Петр Фоменко взял плотную материю пьесы Островского «на просвет». Там, где привыкли искать быт, он открыл музыку. Возникало странное чувство, что приземленная речь героев «московского Мольера» звучит почти как белый стих. А герои Островского вдруг обрели воздушную походку-полет. И манера игры была такая — полетная. Самочувствие «человека показывающего» было очень важным самочувствием «фоменок» периода института. Оно расковывало студентов-учеников: они не только играли своих героев, но и чуть-чуть показывали, как можно их играть (так Вахтангов, показывая бильярдиста, легко клал шар за шаром в лузу, а потом признался, что вообще-то в бильярд играть не умеет). Легкие, кружевные «Волки и овцы» оказались спектаклем-знаком, спектаклем с длинной биографией.
Рождение театра. «Семейное счастие»
27 июля 1993 года мэр города Москвы подписал документ о создании нового театра «Мастерская П. Фоменко». Месяц как истек последний (бонусный) пятый год обучения курса, который ректор ГИТИСа предоставил студентам Петра Фоменко, рассчитывая на успех хлопот всех фей крестных: от Олега Табакова до Михаила Ульянова и Марка Захарова. Свершилось. Правда, никакой площадки театру не предоставили (Дом актера выделил девятиметровую комнатку № 369 под офис и еще одну — для хранения реквизита). Началась пятилетняя скитальческая жизнь по сценам Москвы и по зарубежным гастролям — от Прибалтики и Украины до Франции и Швейцарии.
Из репертуара ушла часть студенческих постановок, и появились новые, срепетированные в «походных условиях». В состав участников влился новый гитисовский выпуск Фоменко. Наконец, в 1997 году театру передали помещение по адресу Кутузовский проспект, 30/32, которое раньше занимал кинотеатр «Киев». После двухлетнего ремонта в декабре 1999 года в нем и сыграли первую премьеру — «Варваров» Горького в постановке Евгения Каменьковича.
Начался самый счастливый период жизни — период высокого «до».
Два вытянутых пеналами зала были неудобны. Две толстые белые кургузые колонны приходилось «вписывать» в любое декорационное решение. Шум построенного рядом Третьего транспортного кольца влетал в окна. Но все эти «глупости и мелкие злодейства» с избытком покрывались счастьем наконец-то обрести свой дом, азартом работы, студийным самочувствием общей жизни (даже отдыхать в летние месяцы ездили все вместе, как будто за сезон не успевали пообщаться вдоволь).
И в названиях спектаклей тех лет недаром замелькало слово «счастье»: «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие». А в интервью Фоменко назвал самым необходимым качеством режиссера «ощущение радости бытия».
Толстой в раннем романе «Семейное счастие» относился к своим героям пристрастно: то с ненавистью, то с брезгливостью, то с любовью. Фоменко разглядывал толстовских персонажей с бережной нежностью. Теплый свет заливал сцену. Небольшое пространство казалось одушевленным: оно так же менялось и жило, как жили и менялись толстовские герои. Сергей Тарамаев касался Маши — Ксении Кутеповой, точно трогал бабочку,— боясь смять пыльцу. Сентиментальность снималась нежной иронией. Петр Фоменко смотрел на героев Толстого, как умудренный странник смотрит в окно чужого дома на играющих детей: как славно, что в мире есть место и этому чуду!
Новая сцена. «Бесприданница»
«Мастерская П. Фоменко» на театральной карте Москвы заняла свою уникальную нишу — любимого театра. Никого не смущали тесные залы-щели и неизбежные колонны, которые превращаются то в вишневое дерево, то в античный дворец. В 2002 года появилось решение о строительстве нового здания для театра аккурат через дорогу от бывшего здания «Киева» прямо на склоне Москвы-реки. Архитектурный проект долго создавался (в 2006 году он получил престижную архитектурную премию «Золотое сечение» в номинации «Лучший архитектурный проект»). Надолго растянулись тяжбы с жильцами, протестующими против «гнезда порока» под их окнами, к тому же загораживающего вид на Москву-реку… Мэрия предложила Петру Фоменко въехать в здание «Школы драматического искусства», которую покинул ее основатель Анатолий Васильев. Фоменко отказался. И в декабре 2007 года, не дожидаясь окончания отделочных работ в остальном здании, Петр Фоменко перенес на новую большую сцену репетиции «Бесприданницы» Островского. Премьера была сыграна 5 января 2008 года. В заглавной роли — Полина Агуреева. В центре постановок Петра Фоменко — всегда женщина, что редко встречается в драматическом театре и широко распространено в балете. Золотистое сияние идет от них со сцены, заставляя любого зрителя поверить, что «вечная женственность» — это не миф, а просто актриса. В «Бесприданнице» вместе с Ларисой на сцену входило предчувствие беды. «В ней же совсем нет этого житейского!» — вздыхает Кнуров. И впрямь: нету! Она так доверчива, что невозможно вынести.
«Бесприданница» — из цикла мрачных пьес. Тут не только девушку губят, но жизнь никому не задалась. Мутит Паратова от невесты с приисками. Саднит поздняя страсть Кнурова. Все расчеты Огудаловой пошли прахом. Погубил свою жизнь самолюбивый дурак Карандышев. И избыточная графичная рамочная красота спектакля только подчеркивала эту горькую саднящую ноту:
«Того, что было, не вернешь,
Дубовый стол, в солонке нож,
И вместо хлеба — ёж брюхатый;
Хотели петь — и не смогли,
Хотели встать — дугой пошли
Через окно на двор горбатый».
Обновление. «Театральный роман»
В 2007 году «Мастерская П. Фоменко» объявила набор на стажерский курс. Из сотен претендентов (все уже имели театральное образование и опыт работы в разных театрах) были отобраны 17 актеров, три режиссера и один сценограф. Через несколько лет набор был повторен. По мнению Фоменко, театру необходим постоянный приток свежей крови, свежих идей и молодой энергии. Достоевский, Бродский, Ионеско, Набоков, Мрожек, Борис Рыжий, Мандельштам, Тургенев — авторы, к которым обратились в обновленной «Мастерской». Практически сразу стажеры и «старики-основатели» стали работать рядом. В стажерскую постановку «Сказки Арденнского леса» по просьбе Фоменко включились опытные актеры. В своей работе над «Улиссом» Евгений Каменькович задействовал и старших, и младших.
Последним спектаклем Петра Фоменко оказался «Театральный роман» по Михаилу Булгакову, где сосуществование «основателей» и молодежи станет предметом сценической рефлексии. Закономерно, что на сцене ассоциации возникали скорее с «Мастерской» десятых годов нашего века, чем с Художественным театром начала века прошлого. У Петра Фоменко настоящая храбрость неотрывна от самоиронии, в его театре умеют смеяться над собой. Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина вышли в ролях секретарш Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича — знойная мечта Августа Менажраки и томная Поликсена Торопецкая. Их конторские столики были расставлены по углам авансцены, у каждой — свой личный театральный бог. Максим Литовченко играл Ивана Васильевича одновременно похожим на восковую фигуру Станиславского (точь-в-точь экспонат, сбежавший от мадам Тюссо) и на самого основателя и худрука «Мастерской» с его неожиданными перепадами настроения, ребячливой хулиганистостью и гениальной интуицией.
«Как я угадал! Как я все угадал!» — печально и потрясенно повторял Максудов — Кирилл Пирогов, ставший соавтором постановки…
После Мастера. От «Улисса» до «Сна в летнюю ночь»
В двухтомном собрании сочинений театральных рецензентов о «Мастерской П. Фоменко» во вступительной статье Анастасии Сергеевой ко второму тому сказано кратко: «Самое страшное, что могло произойти, произошло: мы остались без своего Мастера». 9 августа 2012 года, казалось, оборвалась жизнь театра. Петр Фоменко был для «Мастерской» гораздо большим, чем учитель и создатель. Он был ее автором. Его ритмы определяли ход жизни, его воля направляла, его интуиция вела.
Пришлось учиться жить заново. Евгений Каменькович, ставший художественным руководителем «Мастерской», открыл первый сезон без Фоменко премьерой «Дара» по Набокову. Давнее театральное правило — сцена лечит не только от болезни, но и от горя. И все-таки казалось, что из «Мастерской» ушло ощущение легкости, тайная радость свободного полета.
«Сон в летнюю ночь» режиссер Иван Поповски репетировал долго, мучительно. А премьера вышла радостной, легкой, на удивление счастливой. Движущиеся черно-белые полотнища стали волшебным лесом. Прислужницы Титании зависли над сценой подобием гигантских светлячков. Гибкий Робин — Амбарцум Кабанян загадочным образом оказывается одновременно на самых разных концах сцены, получая пощечины и поцелуи от окончательно одуревших юных влюбленных. А честные ремесленники, чтущие свое театральное ремесло, упрямо идут к заветной цели — сыграть перед Герцогом свою «Прежалостную комедию о любви». И танцующий воздух веселого мастерства наполняет легкие актеров и зрителей.
О проекте
ВТБ традиционно поддерживает крупные проекты и организации в сфере культуры и искусства. Постоянными партнерам Банка всегда были и остаются российские театры, в частности «Мастерская П. Фоменко», один из самых популярных московских театров. ВТБ и «Мастерскую П. Фоменко» связывают давние партнерские и дружеские отношения: при непосредственной поддержке банка театр построил сцену на набережной Шевченко, организует ежегодные гастроли. Это партнерство позволяет театру долгие годы сохранять лучшие исполнительские и режиссерские традиции российской сцены.
Источник: Зеркало сцены совместный проект ИД «Ъ» и банка ВТБ
Начало. «Волки и овцы»
Когда-то Немирович-Данченко в шутку, но и всерьез настаивал: «Художественному театру бабушка ворожила!» «Мастерской П. Фоменко» ворожил дедушка, и красавец дедушка. В 1988 году Петр Фоменко набрал в ГИТИСе актерско-режиссерский курс, включив в него и абитуриентов со школьной скамьи, и людей после армии, и даже актеров, уже начавших работать на профессиональной сцене. В педагоги позвал также художников разных: Сергея Женовача, Евгения Каменьковича, Ольгу Фирсову, Сусанну Серову. Первый же показ «Двенадцатой ночи» на втором курсе немедленно прославился не только среди студенческой театральной аудитории. В трехчасовом спектакле студенты пели песни, написанные Сергеем Никитиным, легко читали шекспировский текст в переводе Давида Самойлова. Сестры-близнецы Кутеповы играли Виолу и Себастиана, томилась обворожительная Оливия — Галина Тюнина, а печальный шут Фесте — Карэн Бадалов гарцевал на унитазе Потом были «Владимир III степени» по Гоголю, поставленный Сергеем Женовачем и поэтическое «Приключение» Марины Цветаевой в постановке Ивана Поповски (об обоих спектаклях подробно писала театральная пресса).
Наконец, «Волки и овцы» Петра Фоменко явили Москве новый театр.
Петр Фоменко взял плотную материю пьесы Островского «на просвет». Там, где привыкли искать быт, он открыл музыку. Возникало странное чувство, что приземленная речь героев «московского Мольера» звучит почти как белый стих. А герои Островского вдруг обрели воздушную походку-полет. И манера игры была такая — полетная. Самочувствие «человека показывающего» было очень важным самочувствием «фоменок» периода института. Оно расковывало студентов-учеников: они не только играли своих героев, но и чуть-чуть показывали, как можно их играть (так Вахтангов, показывая бильярдиста, легко клал шар за шаром в лузу, а потом признался, что вообще-то в бильярд играть не умеет). Легкие, кружевные «Волки и овцы» оказались спектаклем-знаком, спектаклем с длинной биографией.
Рождение театра. «Семейное счастие»
27 июля 1993 года мэр города Москвы подписал документ о создании нового театра «Мастерская П. Фоменко». Месяц как истек последний (бонусный) пятый год обучения курса, который ректор ГИТИСа предоставил студентам Петра Фоменко, рассчитывая на успех хлопот всех фей крестных: от Олега Табакова до Михаила Ульянова и Марка Захарова. Свершилось. Правда, никакой площадки театру не предоставили (Дом актера выделил девятиметровую комнатку № 369 под офис и еще одну — для хранения реквизита). Началась пятилетняя скитальческая жизнь по сценам Москвы и по зарубежным гастролям — от Прибалтики и Украины до Франции и Швейцарии.
Из репертуара ушла часть студенческих постановок, и появились новые, срепетированные в «походных условиях». В состав участников влился новый гитисовский выпуск Фоменко. Наконец, в 1997 году театру передали помещение по адресу Кутузовский проспект, 30/32, которое раньше занимал кинотеатр «Киев». После двухлетнего ремонта в декабре 1999 года в нем и сыграли первую премьеру — «Варваров» Горького в постановке Евгения Каменьковича.
Начался самый счастливый период жизни — период высокого «до».
Два вытянутых пеналами зала были неудобны. Две толстые белые кургузые колонны приходилось «вписывать» в любое декорационное решение. Шум построенного рядом Третьего транспортного кольца влетал в окна. Но все эти «глупости и мелкие злодейства» с избытком покрывались счастьем наконец-то обрести свой дом, азартом работы, студийным самочувствием общей жизни (даже отдыхать в летние месяцы ездили все вместе, как будто за сезон не успевали пообщаться вдоволь).
И в названиях спектаклей тех лет недаром замелькало слово «счастье»: «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие». А в интервью Фоменко назвал самым необходимым качеством режиссера «ощущение радости бытия».
Толстой в раннем романе «Семейное счастие» относился к своим героям пристрастно: то с ненавистью, то с брезгливостью, то с любовью. Фоменко разглядывал толстовских персонажей с бережной нежностью. Теплый свет заливал сцену. Небольшое пространство казалось одушевленным: оно так же менялось и жило, как жили и менялись толстовские герои. Сергей Тарамаев касался Маши — Ксении Кутеповой, точно трогал бабочку,— боясь смять пыльцу. Сентиментальность снималась нежной иронией. Петр Фоменко смотрел на героев Толстого, как умудренный странник смотрит в окно чужого дома на играющих детей: как славно, что в мире есть место и этому чуду!
Новая сцена. «Бесприданница»
«Мастерская П. Фоменко» на театральной карте Москвы заняла свою уникальную нишу — любимого театра. Никого не смущали тесные залы-щели и неизбежные колонны, которые превращаются то в вишневое дерево, то в античный дворец. В 2002 года появилось решение о строительстве нового здания для театра аккурат через дорогу от бывшего здания «Киева» прямо на склоне Москвы-реки. Архитектурный проект долго создавался (в 2006 году он получил престижную архитектурную премию «Золотое сечение» в номинации «Лучший архитектурный проект»). Надолго растянулись тяжбы с жильцами, протестующими против «гнезда порока» под их окнами, к тому же загораживающего вид на Москву-реку… Мэрия предложила Петру Фоменко въехать в здание «Школы драматического искусства», которую покинул ее основатель Анатолий Васильев. Фоменко отказался. И в декабре 2007 года, не дожидаясь окончания отделочных работ в остальном здании, Петр Фоменко перенес на новую большую сцену репетиции «Бесприданницы» Островского. Премьера была сыграна 5 января 2008 года. В заглавной роли — Полина Агуреева. В центре постановок Петра Фоменко — всегда женщина, что редко встречается в драматическом театре и широко распространено в балете. Золотистое сияние идет от них со сцены, заставляя любого зрителя поверить, что «вечная женственность» — это не миф, а просто актриса. В «Бесприданнице» вместе с Ларисой на сцену входило предчувствие беды. «В ней же совсем нет этого житейского!» — вздыхает Кнуров. И впрямь: нету! Она так доверчива, что невозможно вынести.
«Бесприданница» — из цикла мрачных пьес. Тут не только девушку губят, но жизнь никому не задалась. Мутит Паратова от невесты с приисками. Саднит поздняя страсть Кнурова. Все расчеты Огудаловой пошли прахом. Погубил свою жизнь самолюбивый дурак Карандышев. И избыточная графичная рамочная красота спектакля только подчеркивала эту горькую саднящую ноту:
«Того, что было, не вернешь,
Дубовый стол, в солонке нож,
И вместо хлеба — ёж брюхатый;
Хотели петь — и не смогли,
Хотели встать — дугой пошли
Через окно на двор горбатый».
Обновление. «Театральный роман»
В 2007 году «Мастерская П. Фоменко» объявила набор на стажерский курс. Из сотен претендентов (все уже имели театральное образование и опыт работы в разных театрах) были отобраны 17 актеров, три режиссера и один сценограф. Через несколько лет набор был повторен. По мнению Фоменко, театру необходим постоянный приток свежей крови, свежих идей и молодой энергии. Достоевский, Бродский, Ионеско, Набоков, Мрожек, Борис Рыжий, Мандельштам, Тургенев — авторы, к которым обратились в обновленной «Мастерской». Практически сразу стажеры и «старики-основатели» стали работать рядом. В стажерскую постановку «Сказки Арденнского леса» по просьбе Фоменко включились опытные актеры. В своей работе над «Улиссом» Евгений Каменькович задействовал и старших, и младших.
Последним спектаклем Петра Фоменко оказался «Театральный роман» по Михаилу Булгакову, где сосуществование «основателей» и молодежи станет предметом сценической рефлексии. Закономерно, что на сцене ассоциации возникали скорее с «Мастерской» десятых годов нашего века, чем с Художественным театром начала века прошлого. У Петра Фоменко настоящая храбрость неотрывна от самоиронии, в его театре умеют смеяться над собой. Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина вышли в ролях секретарш Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича — знойная мечта Августа Менажраки и томная Поликсена Торопецкая. Их конторские столики были расставлены по углам авансцены, у каждой — свой личный театральный бог. Максим Литовченко играл Ивана Васильевича одновременно похожим на восковую фигуру Станиславского (точь-в-точь экспонат, сбежавший от мадам Тюссо) и на самого основателя и худрука «Мастерской» с его неожиданными перепадами настроения, ребячливой хулиганистостью и гениальной интуицией.
«Как я угадал! Как я все угадал!» — печально и потрясенно повторял Максудов — Кирилл Пирогов, ставший соавтором постановки…
После Мастера. От «Улисса» до «Сна в летнюю ночь»
В двухтомном собрании сочинений театральных рецензентов о «Мастерской П. Фоменко» во вступительной статье Анастасии Сергеевой ко второму тому сказано кратко: «Самое страшное, что могло произойти, произошло: мы остались без своего Мастера». 9 августа 2012 года, казалось, оборвалась жизнь театра. Петр Фоменко был для «Мастерской» гораздо большим, чем учитель и создатель. Он был ее автором. Его ритмы определяли ход жизни, его воля направляла, его интуиция вела.
Пришлось учиться жить заново. Евгений Каменькович, ставший художественным руководителем «Мастерской», открыл первый сезон без Фоменко премьерой «Дара» по Набокову. Давнее театральное правило — сцена лечит не только от болезни, но и от горя. И все-таки казалось, что из «Мастерской» ушло ощущение легкости, тайная радость свободного полета.
«Сон в летнюю ночь» режиссер Иван Поповски репетировал долго, мучительно. А премьера вышла радостной, легкой, на удивление счастливой. Движущиеся черно-белые полотнища стали волшебным лесом. Прислужницы Титании зависли над сценой подобием гигантских светлячков. Гибкий Робин — Амбарцум Кабанян загадочным образом оказывается одновременно на самых разных концах сцены, получая пощечины и поцелуи от окончательно одуревших юных влюбленных. А честные ремесленники, чтущие свое театральное ремесло, упрямо идут к заветной цели — сыграть перед Герцогом свою «Прежалостную комедию о любви». И танцующий воздух веселого мастерства наполняет легкие актеров и зрителей.
О проекте
ВТБ традиционно поддерживает крупные проекты и организации в сфере культуры и искусства. Постоянными партнерам Банка всегда были и остаются российские театры, в частности «Мастерская П. Фоменко», один из самых популярных московских театров. ВТБ и «Мастерскую П. Фоменко» связывают давние партнерские и дружеские отношения: при непосредственной поддержке банка театр построил сцену на набережной Шевченко, организует ежегодные гастроли. Это партнерство позволяет театру долгие годы сохранять лучшие исполнительские и режиссерские традиции российской сцены.
Источник: Зеркало сцены совместный проект ИД «Ъ» и банка ВТБ
Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,