«Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя
О спектакле Ивана Поповски с Полиной Кутеповой в главной роли
21 и 22 октября 2020 прошли премьерные показы спектакля «Молли Суини», который поставил режиссер Иван Поповски. Его прежние работы в Мастерской Петра Фоменко («Отравленная туника» в 2002, «Носорог» в 2006, «Алиса в Зазеркалье» в 2010 и «Сон в летнюю ночь» в 2015), все без исключения стали хитами и до сих пор привлекают столичных зрителей разных лет и возрастов. Похоже, спектаклю «Молли Суини» обеспечено не менее светлое будущее. Своими впечатлениями от премьеры делится шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant.
ПЬЕСА, КОТОРАЯ САМА СЕБЯ СТАВИТ
Такие пьесы, как «Молли Суини», принято называть «пьесами, которым не нужен режиссер». Все прописано и зафиксировано драматургом. Три персонажа, три откровенных монолога, глаза в глаза с публикой. Блестящий нарратив, который раскрывает сюжет с детективным саспенсом. Все ружья заряжены, все выстреливают, все выстрелы попадают в цель и оглушают. Пожалуй, сделать с этим текстом что-то неожиданное может только режиссер-визуал, умеющий строить зрительные образы такой силы, что из памяти их уже не выгонишь никогда. Именно последним и славится Иван Поповски. Хотя выбор пьесы Брайана Фила был рисковым. Сильную драматургию материала можно легко «передушить» калейдоскопом зрелищных мизансцен. И, пожалуй, главное достижение Поповски, что он подошел к постановке с чувством меры и тонким вкусом. Ничего лишнего, никакого мусора из метафор и образов, ни один луч софита не освещает сцену зря.
В пьесе три персонажа рассказывают свои истории непосредственно аудитории в переплетенных монологах, никогда не обращаясь друг к другу. Это рискованная форма, особенно в эпоху, когда поклоняются зрелищам. Но драматург Брайан Фрил — мастерский рассказчик, создал напряженный, прекрасно написанный и уважающий зрителей нарратив. Получился один из шедевров современной драматургии, который при своей актуальности обходится очень безобидными средствами, не способными оскорбить ничьих чувтств: нет ни обсценной лексики, ни низвержения религиозных догматов, ни политических прокламаций. Только история. Очень простая история. Способная перевернуть мир.
СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ НУЖНО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ
На просмотр спектакля Ивана Поповски вы потратите 3 часа, включая один антракт. А потом будете думать об увиденном остаток жизни. Спектакль — глубоко трогающая медитация о надежде, переменах и отчаянии. Это захватывающая театральная постановка, в которой финальные аплодисменты в зале — только начало спектакля. Молли (Полина Кутепова), которая была слепой почти с рождения, начинает рассказ о своей жизни, счастливой, с друзьями и недавним браком. Ее вечно заряженный энтузиазмом муж, Фрэнк (Юрий Буторин), приступает к плану по восстановлению ее зрения и разыскивает мистера Райса (Анатолий Горячев), когда-то многообещающего хирурга-офтальмолога, который почти самоизолировался от мирской суеты. Решают сделать операцию по восстановлению зрения. «Что ей терять?» — спрашивает мистер Райс, соглашаясь оперировать. Этот вопрос будет преследовать всех. И героев, и зрителей. В стремлениях к «нормальной» жизни, как у всех, — что нам терять? Визуально режиссер развивает склонность драматурга играть словами, связанными со зрением. Слово «видеть» воплощено на сцене в мириаде значений — то, что несколько секунд назад впечатляло зрелищной красотой, заставляет в следующее мгновенье сдерживать ком в горле. Точно, как истории, рассказываемые героями для смеха в зале, которые в последствии оказываются мрачными предзнаменованиями. Стоит приготовиться испытывать жуткое чувство, когда то, что казалось веселым, внезапно становится пугающим.
ОПЫТ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЗАПИРАТЬСЯ В СОБСТВЕННЫХ МИРАХ НЕ ВСЕГДА ВРЕДНО
Все три персонажа находятся на границе между реальностью и воображением. Показывая героев, запертых в их личных мирах, в их креслах для психотерапии, в квадратиках света среди тьмы, Поповски придает пьесе много физической подвижности. Молли то и дело бросается в привычный ей мир. Фрэнк оказывается кочевым беглецом. А мистер Райс — залитым алкоголем мечтателем, ищущим выход из собственной «ужасной тьмы». Все герои изолированы, и текст необычайно точно отзывается сегодняшнему дню, когда люди всего мира пережили опыт изоляции в замкнутых пространствах.
Пожалуй, самое ценное ощущение после спектакля — понимание и принятие Другого. Другого способа видеть, другого способа смотреть на вещи, другого мира других людей. В современном мире, где каждый второй погряз в тревожных расстройствах, крайне своевременно воспринимаются вопросы «А что считать нормальным?», «Нужно ли всем соглашаться с объективно увиденным, верить своим глазам, или именно в разных субъективных взглядах и кроется красота человечества?».
Получился редкий спектакль, где все сошлось: эффектные декорации, выполненные студией «Numen, П. О. П.»; стильные костюмы, придуманные Олесей Скарыной; аккуратное музыкальное оформление, созданное композитором Андреем Борисовым и поддерживаемое тонкими световыми решениями; невероятно сексуальная и магнетичная, словно сошедшая с рекламных креативов компании Chanel, Полина Кутепова в главной роли (одна из лучших ее ролей за последние годы); сильная пьеса и не уступающая ей режиссура.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп.
Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный времени, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой. Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются.
Источник: «Ваш досуг»
ПЬЕСА, КОТОРАЯ САМА СЕБЯ СТАВИТ
Такие пьесы, как «Молли Суини», принято называть «пьесами, которым не нужен режиссер». Все прописано и зафиксировано драматургом. Три персонажа, три откровенных монолога, глаза в глаза с публикой. Блестящий нарратив, который раскрывает сюжет с детективным саспенсом. Все ружья заряжены, все выстреливают, все выстрелы попадают в цель и оглушают. Пожалуй, сделать с этим текстом что-то неожиданное может только режиссер-визуал, умеющий строить зрительные образы такой силы, что из памяти их уже не выгонишь никогда. Именно последним и славится Иван Поповски. Хотя выбор пьесы Брайана Фила был рисковым. Сильную драматургию материала можно легко «передушить» калейдоскопом зрелищных мизансцен. И, пожалуй, главное достижение Поповски, что он подошел к постановке с чувством меры и тонким вкусом. Ничего лишнего, никакого мусора из метафор и образов, ни один луч софита не освещает сцену зря.
В пьесе три персонажа рассказывают свои истории непосредственно аудитории в переплетенных монологах, никогда не обращаясь друг к другу. Это рискованная форма, особенно в эпоху, когда поклоняются зрелищам. Но драматург Брайан Фрил — мастерский рассказчик, создал напряженный, прекрасно написанный и уважающий зрителей нарратив. Получился один из шедевров современной драматургии, который при своей актуальности обходится очень безобидными средствами, не способными оскорбить ничьих чувтств: нет ни обсценной лексики, ни низвержения религиозных догматов, ни политических прокламаций. Только история. Очень простая история. Способная перевернуть мир.
СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ НУЖНО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ
На просмотр спектакля Ивана Поповски вы потратите 3 часа, включая один антракт. А потом будете думать об увиденном остаток жизни. Спектакль — глубоко трогающая медитация о надежде, переменах и отчаянии. Это захватывающая театральная постановка, в которой финальные аплодисменты в зале — только начало спектакля. Молли (Полина Кутепова), которая была слепой почти с рождения, начинает рассказ о своей жизни, счастливой, с друзьями и недавним браком. Ее вечно заряженный энтузиазмом муж, Фрэнк (Юрий Буторин), приступает к плану по восстановлению ее зрения и разыскивает мистера Райса (Анатолий Горячев), когда-то многообещающего хирурга-офтальмолога, который почти самоизолировался от мирской суеты. Решают сделать операцию по восстановлению зрения. «Что ей терять?» — спрашивает мистер Райс, соглашаясь оперировать. Этот вопрос будет преследовать всех. И героев, и зрителей. В стремлениях к «нормальной» жизни, как у всех, — что нам терять? Визуально режиссер развивает склонность драматурга играть словами, связанными со зрением. Слово «видеть» воплощено на сцене в мириаде значений — то, что несколько секунд назад впечатляло зрелищной красотой, заставляет в следующее мгновенье сдерживать ком в горле. Точно, как истории, рассказываемые героями для смеха в зале, которые в последствии оказываются мрачными предзнаменованиями. Стоит приготовиться испытывать жуткое чувство, когда то, что казалось веселым, внезапно становится пугающим.
ОПЫТ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЗАПИРАТЬСЯ В СОБСТВЕННЫХ МИРАХ НЕ ВСЕГДА ВРЕДНО
Все три персонажа находятся на границе между реальностью и воображением. Показывая героев, запертых в их личных мирах, в их креслах для психотерапии, в квадратиках света среди тьмы, Поповски придает пьесе много физической подвижности. Молли то и дело бросается в привычный ей мир. Фрэнк оказывается кочевым беглецом. А мистер Райс — залитым алкоголем мечтателем, ищущим выход из собственной «ужасной тьмы». Все герои изолированы, и текст необычайно точно отзывается сегодняшнему дню, когда люди всего мира пережили опыт изоляции в замкнутых пространствах.
Пожалуй, самое ценное ощущение после спектакля — понимание и принятие Другого. Другого способа видеть, другого способа смотреть на вещи, другого мира других людей. В современном мире, где каждый второй погряз в тревожных расстройствах, крайне своевременно воспринимаются вопросы «А что считать нормальным?», «Нужно ли всем соглашаться с объективно увиденным, верить своим глазам, или именно в разных субъективных взглядах и кроется красота человечества?».
Получился редкий спектакль, где все сошлось: эффектные декорации, выполненные студией «Numen, П. О. П.»; стильные костюмы, придуманные Олесей Скарыной; аккуратное музыкальное оформление, созданное композитором Андреем Борисовым и поддерживаемое тонкими световыми решениями; невероятно сексуальная и магнетичная, словно сошедшая с рекламных креативов компании Chanel, Полина Кутепова в главной роли (одна из лучших ее ролей за последние годы); сильная пьеса и не уступающая ей режиссура.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп.
Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный времени, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой. Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются.
Источник: «Ваш досуг»
Inner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,