«Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме
В «Мастерской Петра Фоменко» ещё один спектакль в, если позволите так выразиться, фирменном стиле: очень красивый, очень лёгкий, очень наполненный, очень… созерцательный. Театр в очередной раз покусился на отечественную классику: режиссёр Иван Поповски презентовал публике своё видение «Вишнёвого сада».
История человеческого взросления — не физического, но морального. Вот что жаждут продемонстрировать «фоменки», и именно эту грань пьесы Чехова они «полируют» с максимальным тщанием. Поповски размышляет об инфантильности как отдельных людей, так и общества в целом, о том, что боязнь роста, неотвратимых перемен порой приводит к жизненным трансформациям совершенно катастрофического характера — причём, таким, на которые ты уже никак не можешь повлиять.
Общественные перестройки, столь болезненные для Чехова, у «фоменок» остаются на втором плане — они, по сути, являются фоном, на котором развиваются события. Почему нет? Откровенно говоря, трансформации, происходившие в России на рубеже 19-20 веков нам, сегодняшним, куда менее интересны, чем некие психологические поиски, актуальные во все времена.
И герои спектакля никак не могут оторваться от былого, символами которого становятся старые игрушки, видавшая виды мебель и, конечно же, тот самый вишнёвый сад, словно бы ограждающий имение Раневской от опасностей внешнего мира.
Сценография постановки, за которую отвечали Нина Бачун (Oaza) и сам Иван Поповски, одновременно и впечатляет, и вызывает ряд вопросов. В левой части авансцены — небольшой подиум, так сказать, островок спокойствия. Львиную долю времени он «играет роль» усадьбы Раневской — «схлопнувшейся» до одной крохотной комнаты, как будто бы мягко обнимающей персонажей.
Большая часть сцены совершенно пуста (если не считать уютно разместившегося посреди свободного пространства рояля), но каков вишнёвый сад!.. Художники превратили в него задник из полиэтиленовых полотен, которые, будучи освещены театральными прожекторами (световой дизайн принадлежит Степану Синицыну), действительно кажутся бесконечными рядами цветущих деревьев, тесно переплетающихся ветвями. (А на «рояль в кустах» обратите особое внимание, он ещё сыграет свою роль — да какую! — в самом финале.)
Невероятно красиво и эффектно! Правда, не очень понятно, как смотрится постановка из правой части зрительного зала в те моменты, когда все персонажи — и надолго — собираются на подиуме. Смею надеяться, что публика получает весь спектр эмоций, ибо режиссёр слишком опытен и не может позволить себе промашек с «картинкой». Но на всякий случай порекомендую приобретать билет на левую половину кресел.
Поповски творит изящный, выразительный мир. Он делает отсылки к ряду других произведений Чехова (эти «пасхалки» весьма порадуют знатоков творчества писателя), уделяет максимальное внимание малейшим деталям, неимоверно оживляющим действо, добивается от артистов психологической правды и усердно отвечает на те вопросы, которые поставил перед собой, создавая свой «Вишнёвый сад».
Возможно, именно из-за такой обстоятельности и доскональности спектакль, увы, в итоге и страдает. Детальность оказывает медвежью услугу: и без того размеренное, не наполненное действием чеховское повествование начинает тянуться в принципе бесконечно. Уж на что лично я люблю «фоменковскую созерцательность», но тут даже ваша покорная жаждала хоть чуть, но подогнать «Вишнёвый сад», чтобы его жернова закрутились поактивнее.
И ведь нет провалов по темпу, нет пустых моментов, нет лишних мизансцен — всё на своём, идеальном месте. Только сюжет не льётся задорной струйкой, а стекает тягучими каплями мёда. Так что поклонникам драйва и движухи, пожалуй, стоит крепко задуматься, идти ли на премьеру «фоменок».
Остальных успокою: постепенно к темпоритму постановки привыкаешь, втягиваешься в него и даже впадаешь в какой-то своеобразный транс, начиная думать и чувствовать с той же скоростью, с какой продвигается повествование. И всё же, будь «Вишнёвый сад» хоть чуточку динамичнее, идеи постановщика попадали бы в головы зрителей с большей точностью. Сейчас половина из них гаснет на подлёте.
Но снова вспомним, что Поповски центрируется на психологических аспектах — а значит, восприятие спектакля во многом зависит от того, насколько гостеприимно артисты впустят публику во внутренний мир своих героев. Ну, а как раз здесь-то проблем не будет. Состав чудесен. Великолепна экзальтированная и по-детски непосредственная Любовь Андреевна Раневская (Галина Тюнина). Трогательны и милы её дочери Аня и Варя (Александра Кесельман и Мария Андреева). Очарователен и непутёв брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев (Рустэм Юскаев / Никита Тюнин — в рамках пресс-показа мы имели возможность оценить обоих актёров). Весом и трагичен персонаж, которого сам Чехов считал главным в пьесе, — Ермолай Алексеевич Лопахин (Денис Аврамов).
Прелестен «изобретённый» Поповски любовный треугольник конторщика Епиходова, лакея Яши и горничной Дуняши (Иван Рябенко, Александр Мичков и Мария Геращенко). Очень интересна и точна гувернантка Шарлотта Ивановна (Дани Каган). Мой поклон студенту Трофимову (Фёдор Малышев) и помещику Симеонову-Пищику (Олег Нирян). Удивительно, как Карэн Бадалов ухитряется сделать свой короткий выход в роли прохожего эдаким звёздным часом. Ну, и тот, кто ответственен за финал спектакля — и кто делает его разрывающим сердце. Фирс — Кирилл Пирогов.
«Мастерская Фоменко» снова доказала, что её труппа состоит из мастеров высочайшего класса. И хотя бы ради них стоит прийти и ознакомиться с премьерой — ну, если уж вам совсем не близка стилистика, в которой работает режиссёр.
В целом же свеженький «Вишнёвый сад» — отнюдь не театральная революция (и кто сказал, что это плохо?), зато он гарантирует эстетическое наслаждение как зрению, так и мозгу. Не хватает эмоциональных всплесков, срывов темпа, сбоя ритма — всего того, что создаёт дополнительный объём и нерв постановки (конечно, я говорю лично о себе). Зато правдивость тут — на недосягаемой высоте, а щепетильность режиссёра вызывает восторг.
Посмотреть этот спектакль стоит всем, кто предпочитает старую добрую классику и деликатное отношение к литературному первоисточнику. Но при этом — никакого консерватизма, постановка сделана для нас, жителей 21 века (того самого, который нередко именуют «веком инфантилизма»).
Может быть, моя проблема в том, что я (признаюсь, как на духу) не люблю пьесу «Вишнёвый сад». Слишком много разговоров (мы давно уже всё поняли, а они всё общаются и общаются), а где действие-то?.. Вот коли вы со мной не согласны, совершенно непонятно, почему вы до сих пор не дошли до «Мастерской Фоменко»? Вы-то здесь получите своё по полной, обещаю! PS. Замечу, что зал «Мастерской Фоменко» почти уникален — он, в отличие от большинства «аналогов», спроектирован адекватными людьми, сделавшими так, что отличная видимость открывается с абсолютно любого кресла, в каком бы ряду оно ни находилось. А уж амфитеатр — вообще наиудобнейшее место с прекрасным подъёмом, так что смело можно покупать билет именно туда. Кстати, полагаю, именно из амфитеатра созерцание мощного финала (и, нет, я не буду спойлерить) идеально.
Источник: Musecube.org
История человеческого взросления — не физического, но морального. Вот что жаждут продемонстрировать «фоменки», и именно эту грань пьесы Чехова они «полируют» с максимальным тщанием. Поповски размышляет об инфантильности как отдельных людей, так и общества в целом, о том, что боязнь роста, неотвратимых перемен порой приводит к жизненным трансформациям совершенно катастрофического характера — причём, таким, на которые ты уже никак не можешь повлиять.
Общественные перестройки, столь болезненные для Чехова, у «фоменок» остаются на втором плане — они, по сути, являются фоном, на котором развиваются события. Почему нет? Откровенно говоря, трансформации, происходившие в России на рубеже 19-20 веков нам, сегодняшним, куда менее интересны, чем некие психологические поиски, актуальные во все времена.
И герои спектакля никак не могут оторваться от былого, символами которого становятся старые игрушки, видавшая виды мебель и, конечно же, тот самый вишнёвый сад, словно бы ограждающий имение Раневской от опасностей внешнего мира.
Сценография постановки, за которую отвечали Нина Бачун (Oaza) и сам Иван Поповски, одновременно и впечатляет, и вызывает ряд вопросов. В левой части авансцены — небольшой подиум, так сказать, островок спокойствия. Львиную долю времени он «играет роль» усадьбы Раневской — «схлопнувшейся» до одной крохотной комнаты, как будто бы мягко обнимающей персонажей.
Большая часть сцены совершенно пуста (если не считать уютно разместившегося посреди свободного пространства рояля), но каков вишнёвый сад!.. Художники превратили в него задник из полиэтиленовых полотен, которые, будучи освещены театральными прожекторами (световой дизайн принадлежит Степану Синицыну), действительно кажутся бесконечными рядами цветущих деревьев, тесно переплетающихся ветвями. (А на «рояль в кустах» обратите особое внимание, он ещё сыграет свою роль — да какую! — в самом финале.)
Невероятно красиво и эффектно! Правда, не очень понятно, как смотрится постановка из правой части зрительного зала в те моменты, когда все персонажи — и надолго — собираются на подиуме. Смею надеяться, что публика получает весь спектр эмоций, ибо режиссёр слишком опытен и не может позволить себе промашек с «картинкой». Но на всякий случай порекомендую приобретать билет на левую половину кресел.
Поповски творит изящный, выразительный мир. Он делает отсылки к ряду других произведений Чехова (эти «пасхалки» весьма порадуют знатоков творчества писателя), уделяет максимальное внимание малейшим деталям, неимоверно оживляющим действо, добивается от артистов психологической правды и усердно отвечает на те вопросы, которые поставил перед собой, создавая свой «Вишнёвый сад».
Возможно, именно из-за такой обстоятельности и доскональности спектакль, увы, в итоге и страдает. Детальность оказывает медвежью услугу: и без того размеренное, не наполненное действием чеховское повествование начинает тянуться в принципе бесконечно. Уж на что лично я люблю «фоменковскую созерцательность», но тут даже ваша покорная жаждала хоть чуть, но подогнать «Вишнёвый сад», чтобы его жернова закрутились поактивнее.
И ведь нет провалов по темпу, нет пустых моментов, нет лишних мизансцен — всё на своём, идеальном месте. Только сюжет не льётся задорной струйкой, а стекает тягучими каплями мёда. Так что поклонникам драйва и движухи, пожалуй, стоит крепко задуматься, идти ли на премьеру «фоменок».
Остальных успокою: постепенно к темпоритму постановки привыкаешь, втягиваешься в него и даже впадаешь в какой-то своеобразный транс, начиная думать и чувствовать с той же скоростью, с какой продвигается повествование. И всё же, будь «Вишнёвый сад» хоть чуточку динамичнее, идеи постановщика попадали бы в головы зрителей с большей точностью. Сейчас половина из них гаснет на подлёте.
Но снова вспомним, что Поповски центрируется на психологических аспектах — а значит, восприятие спектакля во многом зависит от того, насколько гостеприимно артисты впустят публику во внутренний мир своих героев. Ну, а как раз здесь-то проблем не будет. Состав чудесен. Великолепна экзальтированная и по-детски непосредственная Любовь Андреевна Раневская (Галина Тюнина). Трогательны и милы её дочери Аня и Варя (Александра Кесельман и Мария Андреева). Очарователен и непутёв брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев (Рустэм Юскаев / Никита Тюнин — в рамках пресс-показа мы имели возможность оценить обоих актёров). Весом и трагичен персонаж, которого сам Чехов считал главным в пьесе, — Ермолай Алексеевич Лопахин (Денис Аврамов).
Прелестен «изобретённый» Поповски любовный треугольник конторщика Епиходова, лакея Яши и горничной Дуняши (Иван Рябенко, Александр Мичков и Мария Геращенко). Очень интересна и точна гувернантка Шарлотта Ивановна (Дани Каган). Мой поклон студенту Трофимову (Фёдор Малышев) и помещику Симеонову-Пищику (Олег Нирян). Удивительно, как Карэн Бадалов ухитряется сделать свой короткий выход в роли прохожего эдаким звёздным часом. Ну, и тот, кто ответственен за финал спектакля — и кто делает его разрывающим сердце. Фирс — Кирилл Пирогов.
«Мастерская Фоменко» снова доказала, что её труппа состоит из мастеров высочайшего класса. И хотя бы ради них стоит прийти и ознакомиться с премьерой — ну, если уж вам совсем не близка стилистика, в которой работает режиссёр.
В целом же свеженький «Вишнёвый сад» — отнюдь не театральная революция (и кто сказал, что это плохо?), зато он гарантирует эстетическое наслаждение как зрению, так и мозгу. Не хватает эмоциональных всплесков, срывов темпа, сбоя ритма — всего того, что создаёт дополнительный объём и нерв постановки (конечно, я говорю лично о себе). Зато правдивость тут — на недосягаемой высоте, а щепетильность режиссёра вызывает восторг.
Посмотреть этот спектакль стоит всем, кто предпочитает старую добрую классику и деликатное отношение к литературному первоисточнику. Но при этом — никакого консерватизма, постановка сделана для нас, жителей 21 века (того самого, который нередко именуют «веком инфантилизма»).
Может быть, моя проблема в том, что я (признаюсь, как на духу) не люблю пьесу «Вишнёвый сад». Слишком много разговоров (мы давно уже всё поняли, а они всё общаются и общаются), а где действие-то?.. Вот коли вы со мной не согласны, совершенно непонятно, почему вы до сих пор не дошли до «Мастерской Фоменко»? Вы-то здесь получите своё по полной, обещаю! PS. Замечу, что зал «Мастерской Фоменко» почти уникален — он, в отличие от большинства «аналогов», спроектирован адекватными людьми, сделавшими так, что отличная видимость открывается с абсолютно любого кресла, в каком бы ряду оно ни находилось. А уж амфитеатр — вообще наиудобнейшее место с прекрасным подъёмом, так что смело можно покупать билет именно туда. Кстати, полагаю, именно из амфитеатра созерцание мощного финала (и, нет, я не буду спойлерить) идеально.
Источник: Musecube.org
Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,