Грезы. Постскриптум.
XXI век
Спектакль начинается у вешалки. Teaтр музыки и поэзии Елены Камбуровой тоже. Не по станиславслому слогану, а потому что лаконичный осколок сталинского ампира (с фрагментом колоннады и балконом) вот, собственно, почти всё, что досталось труппе при разделе здания почившего синема «Спорт» лакомого пирога на углу Большой Пироговки. Бывший буфет традиционное место артистов?! Где кинозал был полн там нынче американский бар, и бильярд, и черта в ступе, где стол был яств там как раз вот этот самый спектакль. «Р. S. Грёзы
» концерт-фантазия по песням Роберта Шумана и Франца Шуберта. Музыкальная версия Олега Синкина и Александра Марченко. Постановка, пространство и пластика Ивана Поповски. Как означено в программке, трогательно скреплённой пластмассовой проволокой, взамен шелка.
У вешалки столики, на столиках свечи, уменьшительные суффиксы рифмуются в маленьком фойе с журфиксами и салонами начала недавно прошедшего века. Можно выпить чашку кофе, можно обнаружить у граммофона конверты эталонных Элизабет Шварцкопф и Дитриха Фишера-Дискау. Пока не приглушат свет, и старая пластинка сквозь шорох стёртой иглы по винилу не напомнит: «Блаженство там, где она…»… Мелькнут стремглав меж столиков актрисы и музыканты черно-белая гамма, увлекая зрителей в театральную шкатулку спектакля, полускрытую до поры от миниатюрного партера кисейной галереей занавесей. По ней поплывёт, запрокинув лицо, Пианист, музыка станет рождаться, дразня, из звуков шипящих (немецких, обескураживающее нежных, как два «Ш» Шуберт и Шуман) вторя шероховатости давней записи, шуршанию широких атласных юбок прелестной четвёрки актрис. А четыре женских голоса превратятся в чудные музыкальные инструменты (сопрано И. Евдокимова и Е. Пронина, альт и контральто Е. Веремеенко и А. Комова)… Инструментальную пьесу Шумана актрисы споют a capella, лукаво прячась до поры за призрачным флёром. Песни немецких романтиков они станут исполнять на языке оригинала. Создатели спектакля принципиально отказались от русской поэтической транскрипции Гете, Гейне, Мюллера, etc , даже в программке предложив публике подстрочник не перевод. Германский стих тут не текст звукопись, важнее не слова то, что за словами.
«Чистый бриллиант» романтиков Шуберта и Шумана вправлен авторами музыкальной версии в сегодняшнего дня «постскриптум»: жесткую, страстную, ломаную оправу жанров века двадцатого от блюза до хард-рока и модного нынче ямайского ритма «ска». Чуткое ухо гурмана различит в шумановском «Посвящении» цитату из босса-новы Жобима, в «Блаженстве» Шуберта “We shell” Биттлз и «Кармен», расслышит в «Серенаде» свинговый «Караван» Эллингтона и знаковую фразу из «Мужчины и женщины» в песне «Куда?». Классический принцип построения шуберто-шумановского салонного концерта (молодость-влюблённость-счастье-одиночество) здесь намеренно сломан: вместо прозрачной поступательной логики середины ХIX века рваный ритм сюжета: синусоидные всплески от света к отчаянью, от трагедии к надежде. (Вместо рояля клавишные, две гитары, ударник и флейта.) Нашего времени случай. Мечта современного Пигмалиона, неизбежно снова и снова теряющего свою Галатею, Художника (сиречь Музыканта), который в конечном итоге всегда обречен одиночеству.
Женщина-греза. Игрушка. Разлука. Ведьма. Ундина. Обман. Нега. Отчаяние. Гибель. Печаль. Соблазн… Режиссер Иван Поповски, как истинный европеец и ученик знающего толк в пигмалионстве Петра Фоменко, не устанет любоваться изысканной и хрупкой женственностью, разгадывать ее нежные и страстные загадки, чутко следуя мелодичной драматургии. Приоткроет начало спектакля, словно старинную музыкальную табакерку: четыре актрисы на подиуме замрут в инфернальном свете прелестными фарфоровыми куклами каждый пальчик рассматривай! Притворщицы, ожившие игрушки, они еще некоторое время потешатся, пропев «Серенаду» не под окошком, а из него, не под балконом, а на нем, примутся в «Баркароле» игриво болтать ножками в невидимой реке и отчаянно соблазнять Пианиста (О. Синкин), отрывая его от клавишей, исподволь увлекая в совсем иные, далеко не столь невинные пределы. Чтобы в следующее мгновение облачиться в черные шинели музыкантов и наотмашь, с размаху нырнуть в мрачную, роковую чащобу «Лесного царя». Здесь не кокетство страсть. Не мальчик, отец и колдун четыре ведьмы, четыре прекрасные фурии. Здесь шубертовский ритм погони растворен в мощном хард-роке, а откровенно эротическая пластика завораживает, затягивает, не оставляя ни малейшей надежды на спасение. Здесь с любовью не шутят убивают. Стихия спектакля сон, лес, вода. Все смыслы. Свечи. Партитура света лимонная, желтая, синяя. Белые свитера, наброшенные на плечи музыкантов. Шуршание и шелест шелка. Пленительная ломаная линия сновидения: актрисы, кажется, скользят чуть над полом, то, замирая трагической «Пьетой» в арочных пролетах на подиуме («Во сне я горько плакал»), то превращаясь в лесной ручеек, обольстительно струящийся прямо у берегов партера («Куда?»), то мучительно и безнадежно пытаясь дотянуться друг до друга кричащими кончиками пальцев через пропасть пустого пространства между балконами («Мельник и ручей»). Они еще вдоволь нахулиганятся в невинной шубертовской «Форели», превратив романтическую песню о рыбаке и рыбке в лукавый девичий переполох, вынуждая флейтиста осаживать не в меру разыгравшихся красоток строгой музыкальной фразой. Они еще наиграются «В пути», отобрав у музыкантов белые свитера и ноты, нахально водворившись за инструменты, заставив маленький оркестрик превратиться в «хор мальчиков». Но вот странность, даже в самые отважно-шаловливые минуты спектакля не мандельштамовское, хрустящее: «…Шуберта наверчивал…» вспоминается, а страстное, пастернаковское: «Рояль дрожащий пену с губ оближет, тебя сорвет, подкосит этот бред, ты скажешь: Милый… Нет, вскричу я, нет! При музыке? Но можно ли быть ближе…» И дальше: «… А в наши дни и воздух пахнет смертью»…
«Пахнет смертью» воздух финала. Трагическое, хрустальное сопрано («Ночь и грезы») сменится шуршанием старой иглы по пластинке, конец спектакля откровенно зарифмуется с его началом. Кисейный флер занавеса неумолимо возникнет в пронзительной шумановской песне «В цветах белоснежных лилий», опустится на актрис фатой невесты, полупрозрачный плащом, вуалью, саваном ухода… Медленно закроет второй занавес Пианист, чтобы подойти к роялю, промолчавшему весь вечер на обочине сновидения, и сыграть при свечах четверке прелестных слушательниц последние несколько тактов из «Любви поэта» Шумана. КАК играли давным-давно, когда все эти песни тоже были шлягерами…
У вешалки столики, на столиках свечи, уменьшительные суффиксы рифмуются в маленьком фойе с журфиксами и салонами начала недавно прошедшего века. Можно выпить чашку кофе, можно обнаружить у граммофона конверты эталонных Элизабет Шварцкопф и Дитриха Фишера-Дискау. Пока не приглушат свет, и старая пластинка сквозь шорох стёртой иглы по винилу не напомнит: «Блаженство там, где она…»… Мелькнут стремглав меж столиков актрисы и музыканты черно-белая гамма, увлекая зрителей в театральную шкатулку спектакля, полускрытую до поры от миниатюрного партера кисейной галереей занавесей. По ней поплывёт, запрокинув лицо, Пианист, музыка станет рождаться, дразня, из звуков шипящих (немецких, обескураживающее нежных, как два «Ш» Шуберт и Шуман) вторя шероховатости давней записи, шуршанию широких атласных юбок прелестной четвёрки актрис. А четыре женских голоса превратятся в чудные музыкальные инструменты (сопрано И. Евдокимова и Е. Пронина, альт и контральто Е. Веремеенко и А. Комова)… Инструментальную пьесу Шумана актрисы споют a capella, лукаво прячась до поры за призрачным флёром. Песни немецких романтиков они станут исполнять на языке оригинала. Создатели спектакля принципиально отказались от русской поэтической транскрипции Гете, Гейне, Мюллера, etc , даже в программке предложив публике подстрочник не перевод. Германский стих тут не текст звукопись, важнее не слова то, что за словами.
«Чистый бриллиант» романтиков Шуберта и Шумана вправлен авторами музыкальной версии в сегодняшнего дня «постскриптум»: жесткую, страстную, ломаную оправу жанров века двадцатого от блюза до хард-рока и модного нынче ямайского ритма «ска». Чуткое ухо гурмана различит в шумановском «Посвящении» цитату из босса-новы Жобима, в «Блаженстве» Шуберта “We shell” Биттлз и «Кармен», расслышит в «Серенаде» свинговый «Караван» Эллингтона и знаковую фразу из «Мужчины и женщины» в песне «Куда?». Классический принцип построения шуберто-шумановского салонного концерта (молодость-влюблённость-счастье-одиночество) здесь намеренно сломан: вместо прозрачной поступательной логики середины ХIX века рваный ритм сюжета: синусоидные всплески от света к отчаянью, от трагедии к надежде. (Вместо рояля клавишные, две гитары, ударник и флейта.) Нашего времени случай. Мечта современного Пигмалиона, неизбежно снова и снова теряющего свою Галатею, Художника (сиречь Музыканта), который в конечном итоге всегда обречен одиночеству.
Женщина-греза. Игрушка. Разлука. Ведьма. Ундина. Обман. Нега. Отчаяние. Гибель. Печаль. Соблазн… Режиссер Иван Поповски, как истинный европеец и ученик знающего толк в пигмалионстве Петра Фоменко, не устанет любоваться изысканной и хрупкой женственностью, разгадывать ее нежные и страстные загадки, чутко следуя мелодичной драматургии. Приоткроет начало спектакля, словно старинную музыкальную табакерку: четыре актрисы на подиуме замрут в инфернальном свете прелестными фарфоровыми куклами каждый пальчик рассматривай! Притворщицы, ожившие игрушки, они еще некоторое время потешатся, пропев «Серенаду» не под окошком, а из него, не под балконом, а на нем, примутся в «Баркароле» игриво болтать ножками в невидимой реке и отчаянно соблазнять Пианиста (О. Синкин), отрывая его от клавишей, исподволь увлекая в совсем иные, далеко не столь невинные пределы. Чтобы в следующее мгновение облачиться в черные шинели музыкантов и наотмашь, с размаху нырнуть в мрачную, роковую чащобу «Лесного царя». Здесь не кокетство страсть. Не мальчик, отец и колдун четыре ведьмы, четыре прекрасные фурии. Здесь шубертовский ритм погони растворен в мощном хард-роке, а откровенно эротическая пластика завораживает, затягивает, не оставляя ни малейшей надежды на спасение. Здесь с любовью не шутят убивают. Стихия спектакля сон, лес, вода. Все смыслы. Свечи. Партитура света лимонная, желтая, синяя. Белые свитера, наброшенные на плечи музыкантов. Шуршание и шелест шелка. Пленительная ломаная линия сновидения: актрисы, кажется, скользят чуть над полом, то, замирая трагической «Пьетой» в арочных пролетах на подиуме («Во сне я горько плакал»), то превращаясь в лесной ручеек, обольстительно струящийся прямо у берегов партера («Куда?»), то мучительно и безнадежно пытаясь дотянуться друг до друга кричащими кончиками пальцев через пропасть пустого пространства между балконами («Мельник и ручей»). Они еще вдоволь нахулиганятся в невинной шубертовской «Форели», превратив романтическую песню о рыбаке и рыбке в лукавый девичий переполох, вынуждая флейтиста осаживать не в меру разыгравшихся красоток строгой музыкальной фразой. Они еще наиграются «В пути», отобрав у музыкантов белые свитера и ноты, нахально водворившись за инструменты, заставив маленький оркестрик превратиться в «хор мальчиков». Но вот странность, даже в самые отважно-шаловливые минуты спектакля не мандельштамовское, хрустящее: «…Шуберта наверчивал…» вспоминается, а страстное, пастернаковское: «Рояль дрожащий пену с губ оближет, тебя сорвет, подкосит этот бред, ты скажешь: Милый… Нет, вскричу я, нет! При музыке? Но можно ли быть ближе…» И дальше: «… А в наши дни и воздух пахнет смертью»…
«Пахнет смертью» воздух финала. Трагическое, хрустальное сопрано («Ночь и грезы») сменится шуршанием старой иглы по пластинке, конец спектакля откровенно зарифмуется с его началом. Кисейный флер занавеса неумолимо возникнет в пронзительной шумановской песне «В цветах белоснежных лилий», опустится на актрис фатой невесты, полупрозрачный плащом, вуалью, саваном ухода… Медленно закроет второй занавес Пианист, чтобы подойти к роялю, промолчавшему весь вечер на обочине сновидения, и сыграть при свечах четверке прелестных слушательниц последние несколько тактов из «Любви поэта» Шумана. КАК играли давным-давно, когда все эти песни тоже были шлягерами…
Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,