Когда-то в Париже
«Абсент» в Театре Елены Камбуровой
Жанр спектаклей в Театре Елены Камбуровой если использовать удачное выражение Галича это «поэзия, притворившаяся музыкой». Или музыкальная классика, трансформированная особым образом. И вот очередная работа театра «Абсент», позиционируемая ее создателями как концерт-галлюцинация с музыкой Дебюсси, Равеля, Форе и песнями французских шансонье. Постановка, пространство, пластика Иван Поповски.
Для тех, кто не в курсе, несколько слов о том, что такое абсент. Это некогда очень популярный во Франции алкогольный напиток изумрудно-зеленого цвета, крепостью 70 градусов. Готовится из полыни. При регулярном употреблении приводит к слуховым и визуальным галлюцинациям, схожим с наркотическими видениями. Впрочем, в XIX веке считалось, что абсент стимулирует творческий процесс. По этой причине он был весьма популярен среди людей искусства. Абсент пили Рембо, Верлен, Мопассан, Ван Гог, Оскар Уайльд. По словам последнего, « после первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется, чтобы они были. После второго ты видишь их такими, какими они не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они на самом деле. И это самое страшное». Вот этот перенос в ирреальный мир, таинственную размытость между сном и явью, и задумал показать Поповски, четко при этом обозначив сценографически и костюмно время и место: Париж, конец ХIХ века.
Зрители попадают в загадочную атмосферу спектакля еще до того, как рассядутся в небольшом зальчике всего на 70 мест. Их долго ведут по длинному коридору, уставленному плошками с горящими свечами. Уже слышна музыка сначала глухо, потом все яснее и громче. Мелодия уличная и узнаваемо парижская: популярный эстрадный вальсик Паоло Пиццагони «Свет и тени». Играют его музыканты маленького кабаретного оркестра: фаготист (Петр Бугрименко), аккордеонист (Евгений Алтудин), гитарист (Вячеслав Голиков), флейтистка (Наталия Абрамова), скрипач (Тимур Воротников), виолончелистка (Елизавета Бугрименко) и пианист (Олег Синкин). Играют, стоя в дверях гримерок, небрежно прислонившись к косякам. В одной из комнаток сидит молодая женщина с картины Пикассо «Любительница абсента», с опустошенным взором, с рюмкой зеленой жидкости на столе.
Но вот все расселись по местам. В полутьме чуть различимы четыре женских силуэта, «заснувшие» за столиками. Это актрисы (одновременно певицы и танцовщицы) Ирина Евдокимова, Елена Веремеенко, Анна Комова и Елена Пронина. Два сопрано, меццо и контральто. Если угодно четыре музы, четыре русалки, четыре Татьяны Ларины или фаустовские Маргариты. У каждой из этих резвых муз своя тема. Пронина простодушна, Веремеенко кокетлива, Евдокимова драматична, а Комова с ее низким контральто инфернальна.
Первый номер в звуковой мозаике этого удивительно «атмосферного» спектакля «Очень медленный вальс» Дебюсси. Под пленительную, гибкую мелодию девушки понемногу приходят в себя, исполняя каждая свою песню. Ирина Пронина шансон Шарля Трене “Que reste-e-il de nos amours” («Что остается от былой любви?»). Следующая Анна Комова с песенкой “Mon amant Saint-Jean” («Мой возлюбленный из Сен-Жана»). Третий номер аранжированная на четыре голоса фортепианная прелюдия Клода Дебюсси “Des pas sur la neige” («Шаги на снегу»). Эта нежная, мечтательная тема, являющаяся лейтмотивом спектакля, повторяется в нем несколько раз. Еще несколько мелодий кабаре: Елена Веремеенко “Domino”, Ирина Евдокимова песенка “Papa n'a pas voulu”. Самое удивительное поют в позах лежа, что по всем канонам невозможно, поскольку сдавлена диафрагма. Но они поют так, будто стоят на сцене в классических позах. Сами актрисы объясняют эту невероятность просто: «Ваня сказал: надо научиться! Правда, сначала было очень трудно »
Легкомысленные шансонетки включая песенку “L'absinthe” («Абсент» из репертуара Барбары), вещь для программы знаковую, чередуются с пьесами Дебюсси “Claire de lune” («Лунный свет») и “Prelude a l'apres-midi d'un faune” («Послеполуденный отдых фавна»). Завершает шансонную часть исполненная квартетом песенка Поля Мизраки “Qu'est-c' qu'on attend pour etre heureux?” («Что нужно для счастья?»). Дамы поют, постепенно переходя из «лежачих» поз к движению хореографии и пластике. Они танцуют, отбивая дробные ритмы, грациозно шагают на тонких каблучках по стульям, перебираются с кошачьей ловкостью со стола на стол, падают на пол, рискованно задирая ноги и демонстрируя почтеннейшей публике кружевные панталоны (в точности с картин Дега!), танцуют классический канкан. После чего переходят к совершенно другой музыке. (Надо сказать, музыкальный ряд выстроен Олегом Синкиным в концептуальном плане безукоризненно, все аранжировки, особенно классики, сделаны чрезвычайно изысканно!)
Итак, кабаре окончено, голоса звучат нежно, прозрачно; это церковные хоралы: “Miserere” итальянского автора ХVI века Григорио Аллегри и части из «Реквиема» Габриэля Форе (“Libera me” и “In paradisum”). Музыка благородно возвышенная, мечтательная.
Спектакль идет с нарастанием. Звучат «Павана» и «Болеро» Мориса Равеля. Актрисы в ярко-огненных одеждах, словно языки все пожирающего пламени, и танец их - то плавный, то резкий и рваный будто под порывом налетевшей бури. Сцену заволакивают технические дымы, которые прорезает зеленый луч лазера: возникает особый эффект весь зал превращается в бассейн с маслянистым изумрудным напитком. И вокалистки, и зрители все как бы погружены в волны этого одуряющего зелья. Героини, не переставая петь, выбираются на острова-столики. Вот и финал. Торжествующе звучит фортепианная пьеса Клода Дебюсси “L'ile joyeuse” («Остров радости»), как символ раскрепощения, перехода героинь в страну вечной молодости, где нет места заботам и горестям. Потом будет хмельное пробуждение. Но это потом, и вовсе не для зрителей
Для тех, кто не в курсе, несколько слов о том, что такое абсент. Это некогда очень популярный во Франции алкогольный напиток изумрудно-зеленого цвета, крепостью 70 градусов. Готовится из полыни. При регулярном употреблении приводит к слуховым и визуальным галлюцинациям, схожим с наркотическими видениями. Впрочем, в XIX веке считалось, что абсент стимулирует творческий процесс. По этой причине он был весьма популярен среди людей искусства. Абсент пили Рембо, Верлен, Мопассан, Ван Гог, Оскар Уайльд. По словам последнего, « после первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется, чтобы они были. После второго ты видишь их такими, какими они не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они на самом деле. И это самое страшное». Вот этот перенос в ирреальный мир, таинственную размытость между сном и явью, и задумал показать Поповски, четко при этом обозначив сценографически и костюмно время и место: Париж, конец ХIХ века.
Зрители попадают в загадочную атмосферу спектакля еще до того, как рассядутся в небольшом зальчике всего на 70 мест. Их долго ведут по длинному коридору, уставленному плошками с горящими свечами. Уже слышна музыка сначала глухо, потом все яснее и громче. Мелодия уличная и узнаваемо парижская: популярный эстрадный вальсик Паоло Пиццагони «Свет и тени». Играют его музыканты маленького кабаретного оркестра: фаготист (Петр Бугрименко), аккордеонист (Евгений Алтудин), гитарист (Вячеслав Голиков), флейтистка (Наталия Абрамова), скрипач (Тимур Воротников), виолончелистка (Елизавета Бугрименко) и пианист (Олег Синкин). Играют, стоя в дверях гримерок, небрежно прислонившись к косякам. В одной из комнаток сидит молодая женщина с картины Пикассо «Любительница абсента», с опустошенным взором, с рюмкой зеленой жидкости на столе.
Но вот все расселись по местам. В полутьме чуть различимы четыре женских силуэта, «заснувшие» за столиками. Это актрисы (одновременно певицы и танцовщицы) Ирина Евдокимова, Елена Веремеенко, Анна Комова и Елена Пронина. Два сопрано, меццо и контральто. Если угодно четыре музы, четыре русалки, четыре Татьяны Ларины или фаустовские Маргариты. У каждой из этих резвых муз своя тема. Пронина простодушна, Веремеенко кокетлива, Евдокимова драматична, а Комова с ее низким контральто инфернальна.
Первый номер в звуковой мозаике этого удивительно «атмосферного» спектакля «Очень медленный вальс» Дебюсси. Под пленительную, гибкую мелодию девушки понемногу приходят в себя, исполняя каждая свою песню. Ирина Пронина шансон Шарля Трене “Que reste-e-il de nos amours” («Что остается от былой любви?»). Следующая Анна Комова с песенкой “Mon amant Saint-Jean” («Мой возлюбленный из Сен-Жана»). Третий номер аранжированная на четыре голоса фортепианная прелюдия Клода Дебюсси “Des pas sur la neige” («Шаги на снегу»). Эта нежная, мечтательная тема, являющаяся лейтмотивом спектакля, повторяется в нем несколько раз. Еще несколько мелодий кабаре: Елена Веремеенко “Domino”, Ирина Евдокимова песенка “Papa n'a pas voulu”. Самое удивительное поют в позах лежа, что по всем канонам невозможно, поскольку сдавлена диафрагма. Но они поют так, будто стоят на сцене в классических позах. Сами актрисы объясняют эту невероятность просто: «Ваня сказал: надо научиться! Правда, сначала было очень трудно »
Легкомысленные шансонетки включая песенку “L'absinthe” («Абсент» из репертуара Барбары), вещь для программы знаковую, чередуются с пьесами Дебюсси “Claire de lune” («Лунный свет») и “Prelude a l'apres-midi d'un faune” («Послеполуденный отдых фавна»). Завершает шансонную часть исполненная квартетом песенка Поля Мизраки “Qu'est-c' qu'on attend pour etre heureux?” («Что нужно для счастья?»). Дамы поют, постепенно переходя из «лежачих» поз к движению хореографии и пластике. Они танцуют, отбивая дробные ритмы, грациозно шагают на тонких каблучках по стульям, перебираются с кошачьей ловкостью со стола на стол, падают на пол, рискованно задирая ноги и демонстрируя почтеннейшей публике кружевные панталоны (в точности с картин Дега!), танцуют классический канкан. После чего переходят к совершенно другой музыке. (Надо сказать, музыкальный ряд выстроен Олегом Синкиным в концептуальном плане безукоризненно, все аранжировки, особенно классики, сделаны чрезвычайно изысканно!)
Итак, кабаре окончено, голоса звучат нежно, прозрачно; это церковные хоралы: “Miserere” итальянского автора ХVI века Григорио Аллегри и части из «Реквиема» Габриэля Форе (“Libera me” и “In paradisum”). Музыка благородно возвышенная, мечтательная.
Спектакль идет с нарастанием. Звучат «Павана» и «Болеро» Мориса Равеля. Актрисы в ярко-огненных одеждах, словно языки все пожирающего пламени, и танец их - то плавный, то резкий и рваный будто под порывом налетевшей бури. Сцену заволакивают технические дымы, которые прорезает зеленый луч лазера: возникает особый эффект весь зал превращается в бассейн с маслянистым изумрудным напитком. И вокалистки, и зрители все как бы погружены в волны этого одуряющего зелья. Героини, не переставая петь, выбираются на острова-столики. Вот и финал. Торжествующе звучит фортепианная пьеса Клода Дебюсси “L'ile joyeuse” («Остров радости»), как символ раскрепощения, перехода героинь в страну вечной молодости, где нет места заботам и горестям. Потом будет хмельное пробуждение. Но это потом, и вовсе не для зрителей
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,