«Закажите мне мартини и абсент»
В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой под занавес сезона прошла премьера «Абсент».
Более десяти лет назад появился этот новый, ни на какой больше не похожий театр. Сначала скитался по разным площадкам, потом появилось свое помещение на Пироговке, в бывшем кинотеатре «Спорт». Малюсенький зальчик в бывшем фойе кинотеатра уже с первых премьер не мог вместить всех желающих приобщиться к специфическому жанру, по-моему, придуманному Еленой Антоновной давным-давно, когда вокальное произведение становится основой драматургического действа. Но театр, в котором песенный материал представляют уже другие исполнители, неопытные, но безумно талантливые, дерзкие, это был чистый эксперимент. В интервью нашей газете пятилетней давности на вопрос, что в ее театре важнее стихи или музыка, Камбурова ответила: «Нам важно все. И стихи, и музыка, и пластика, и актерское мастерство. Лишь бы не было безвкусицы и грубости. Молодые исполнители тянутся к нам, потому что у нас необычный театр это своеобразная школа. Мы даем возможность работать со звуком, светом
»
В прошедшем сезоне после многолетней реконструкции наконец-то открылась Большая сцена, которую, впрочем, таковой можно назвать лишь условно. Малюсенький зальчик увеличить было просто невозможно. Да сдается, для того жанра, в котором работает коллектив, он и не нужен. Зато интерьер в стиле «сталинского ампира» с колоннами очень хитроумно обыгрывается, зачастую становясь декорацией спектакля. Открытие этого зала совпало с премьерой, которую представили уже на новой сцене. Хотя и сцены-то как таковой нет. Пространство разделено на зрительскую и сценическую зоны посредством света, а декораций минимум. Ведь акцент на музыке, слове, пластике.
Хочу снова вернуться чуть-чуть назад и вспомнить позапрошлогоднюю премьеру театра «Р. 5. Грезы » в постановке молодого македонского режиссера, ученика Петра Фоменко Ивана Поповски. Какой-то удивительной свежестью, необычностью, стильностью поразил тот спектакль с песнями Шуберта на стихи поэтов-романтиков. Эпоха романтизма благоухала в белых полотнах, меж которых перемещались четыре девичьи фигуры в стилизованных платьях. Картина открывалась обворожительная! А само действо, когда актрисы начали петь на немецком шубертовские шедевры, нетривиально, с особой, какой-то воздушной пластикой обыгрывая каждый сюжет? Незабываемо. Недаром спектакль вот уже третий сезон пользуется бешеной популярностью у поклонников этого, смело можно сказать, элитарного театра.
Я с нетерпением ждала новой работы Ивана Поповски, который так удачно «совпал» с поисками Театра музыки и поэзии. И вот снова точное попадание в стиль. На этот раз эпохи декаданса. Свой новый спектакль его создатели назвали концерт-галлюцинация. И музыка соответствующая Дебюсси, Равель, Форе (музыкальная композиция Олега Синкина). А в основе действа песни французских шансонье (честно говоря, даже не знаю, когда они написаны). Их напевают четыре «дамы полусвета» в каком-то парижском кабаре
Иван Поповски, этот мастер создания уникальной атмосферы, здесь придумал вообще какой-то ирреальный мир, сколь далекий от московской действительности образца 2005 года, столь же притягательный для томящихся в ее пошлости и безвкусии граждан. Конец XIX века эпоха импрессионизма в искусстве и музыке, модерна в архитектуре, разложения нравов, самоубийств, инфернальных женщин и предпочитающих абсент мужчин. Какие шедевры поэзии и живописи созданы в то время! Но как, зачастую трагически, ломались судьбы творцов.
Страшный напиток крепостью в 70 градусов при регулярном употреблении вызывал слуховые и визуальные галлюцинации, но в какой-то момент давал необыкновенное творческое вдохновение. Его пили и восхваляли Рембо, Верлен, Мопассан, Ван Гог, Бодлер, Дега, Тулуз-Лотрек и так далее. Это про него сказал Оскар Уайльд: «После первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется, чтобы они были. После второго ты видишь их такими, какими они не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они на самом деле, и это самое страшное».
Так и с нашими героинями (Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова, Елена Пронина) происходят драматические метаморфозы. После пьяного сна дамы пробуждаются в какой-то прострации и томлении, постепенно возвращаясь к реальности, вспоминают каждая свою, по всему видно, неудавшуюся на любовном фронте жизнь. Напевая шансонетки, они начинают двигаться, сперва вяло, по-кошачьи потягиваясь, а затем грациозно отбивая ритм и вытанцовывая на столах классический канкан. Следом возникает вообще какая-то фантасмагория: посредством лазерного света с языками пламени, которые пожирают женские фигуры в огненного цвета туниках, страшный трагический танец превращается в некий шабаш.
Но вот ритмы «Болеро» стихли. На уровне глаз зрителей зал пронзает лазерный луч, превращая пространство в некое зеленоватое болото (кстати, абсент изумрудно-зеленого цвета напиток, одним из компонентов которого является полынь), в котором «стонут» наши красавицы певуньи, с трудом выбираясь на свет Божий в виде знаменитых круглых парижских столиков. Час с небольшим длится эта сказочная игра музыки, поэзии и света, увлекающая в странный мир, где можно бездумно предаваться грезам, а отрезвев, еще раз осознать, как хрупко и недолговечно искусственное счастье, добываемое посредством алкоголя.
Вот такой, извиняюсь, неожиданно приземленный вывод приходит в голову после потрясающе талантливо сделанного «Абсента».
В прошедшем сезоне после многолетней реконструкции наконец-то открылась Большая сцена, которую, впрочем, таковой можно назвать лишь условно. Малюсенький зальчик увеличить было просто невозможно. Да сдается, для того жанра, в котором работает коллектив, он и не нужен. Зато интерьер в стиле «сталинского ампира» с колоннами очень хитроумно обыгрывается, зачастую становясь декорацией спектакля. Открытие этого зала совпало с премьерой, которую представили уже на новой сцене. Хотя и сцены-то как таковой нет. Пространство разделено на зрительскую и сценическую зоны посредством света, а декораций минимум. Ведь акцент на музыке, слове, пластике.
Хочу снова вернуться чуть-чуть назад и вспомнить позапрошлогоднюю премьеру театра «Р. 5. Грезы » в постановке молодого македонского режиссера, ученика Петра Фоменко Ивана Поповски. Какой-то удивительной свежестью, необычностью, стильностью поразил тот спектакль с песнями Шуберта на стихи поэтов-романтиков. Эпоха романтизма благоухала в белых полотнах, меж которых перемещались четыре девичьи фигуры в стилизованных платьях. Картина открывалась обворожительная! А само действо, когда актрисы начали петь на немецком шубертовские шедевры, нетривиально, с особой, какой-то воздушной пластикой обыгрывая каждый сюжет? Незабываемо. Недаром спектакль вот уже третий сезон пользуется бешеной популярностью у поклонников этого, смело можно сказать, элитарного театра.
Я с нетерпением ждала новой работы Ивана Поповски, который так удачно «совпал» с поисками Театра музыки и поэзии. И вот снова точное попадание в стиль. На этот раз эпохи декаданса. Свой новый спектакль его создатели назвали концерт-галлюцинация. И музыка соответствующая Дебюсси, Равель, Форе (музыкальная композиция Олега Синкина). А в основе действа песни французских шансонье (честно говоря, даже не знаю, когда они написаны). Их напевают четыре «дамы полусвета» в каком-то парижском кабаре
Иван Поповски, этот мастер создания уникальной атмосферы, здесь придумал вообще какой-то ирреальный мир, сколь далекий от московской действительности образца 2005 года, столь же притягательный для томящихся в ее пошлости и безвкусии граждан. Конец XIX века эпоха импрессионизма в искусстве и музыке, модерна в архитектуре, разложения нравов, самоубийств, инфернальных женщин и предпочитающих абсент мужчин. Какие шедевры поэзии и живописи созданы в то время! Но как, зачастую трагически, ломались судьбы творцов.
Страшный напиток крепостью в 70 градусов при регулярном употреблении вызывал слуховые и визуальные галлюцинации, но в какой-то момент давал необыкновенное творческое вдохновение. Его пили и восхваляли Рембо, Верлен, Мопассан, Ван Гог, Бодлер, Дега, Тулуз-Лотрек и так далее. Это про него сказал Оскар Уайльд: «После первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется, чтобы они были. После второго ты видишь их такими, какими они не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они на самом деле, и это самое страшное».
Так и с нашими героинями (Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова, Елена Пронина) происходят драматические метаморфозы. После пьяного сна дамы пробуждаются в какой-то прострации и томлении, постепенно возвращаясь к реальности, вспоминают каждая свою, по всему видно, неудавшуюся на любовном фронте жизнь. Напевая шансонетки, они начинают двигаться, сперва вяло, по-кошачьи потягиваясь, а затем грациозно отбивая ритм и вытанцовывая на столах классический канкан. Следом возникает вообще какая-то фантасмагория: посредством лазерного света с языками пламени, которые пожирают женские фигуры в огненного цвета туниках, страшный трагический танец превращается в некий шабаш.
Но вот ритмы «Болеро» стихли. На уровне глаз зрителей зал пронзает лазерный луч, превращая пространство в некое зеленоватое болото (кстати, абсент изумрудно-зеленого цвета напиток, одним из компонентов которого является полынь), в котором «стонут» наши красавицы певуньи, с трудом выбираясь на свет Божий в виде знаменитых круглых парижских столиков. Час с небольшим длится эта сказочная игра музыки, поэзии и света, увлекающая в странный мир, где можно бездумно предаваться грезам, а отрезвев, еще раз осознать, как хрупко и недолговечно искусственное счастье, добываемое посредством алкоголя.
Вот такой, извиняюсь, неожиданно приземленный вывод приходит в голову после потрясающе талантливо сделанного «Абсента».
Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,