На сцене я побеждаю силу земного притяжения
Интервью с Иваном Поповски
К счастью, мое отношение никогда не зависит от политики, и я радуюсь, что нахожу общий язык с людьми, а не представителями политических партий, говорит Поповски.
Публика фестиваля «Охридское лето» с воодушевлением встретила спектакль «Абсент», который Иван Поповски поставил в Театре Музыки и Поэзии Елены Камбуровой. Этот подтвердил то, что имени Поповского в последние два десятилетия заслуженно принадлежит заметное место в истории македонского театрального искусства.
Взращенный под македонским солнцем, «изваянный» в русской столице, он представляет собой крупного деятеля искусства, покорившего все большие русские театральные сцены. Но и после этого скромность его отличительная черта.
Дома, в Македонии, время от времени мы имеем счастливую возможность увидеть его постановки. Успешные «MACEDOINE-Одиссея 2001» и «Дневник сумасшедшего» пятилетней давности единственные спектакли, которые он поставил для македонского театра. В прошлом году он дебютировал на сцене известнейшего русского Большого театра с оперой Прокофьева «Война и мир».
Абсент это алкогольный напиток крепостью около 70%, обычно, изумрудно-зеленого цвета. Один из его компонентов пелин. В Европе он вошел в моду в 19 веке. Употребление абсента в больших количествах вызывало звуковые и зрительные галлюцинации, состояние, похожее на наркотическое опьянение. Считалось, что абсент стимулирует творческий процесс. По этой причине этот напиток стал очень популярен среди художников, актеров, поэтов. Его пили и его воспевали Рембо, Верлен, Мопассан, Ван Гог, Эдгар По, Оскар Уайльд, Бодлер, Дега, Тулуз-Лотрек. Все они известны не только своими произведениями, но и тем, что вели совершенно богемную жизнь. Считалось, что злоупотребление абсентом доводило его любителей до совершения безумных поступков, иногда даже и самоубийств. Зависимость от этого напитка, названная абсентеизмом, была как билет в сумасшедший дом. После трагического случая, когда известный абсентоман Джин Ландфрей, находясь под влиянием выпитого абсента, застрелил все свое семейство, «зеленая ведьма» была изгнана из многих стран мира.
«MACEDOINE-Одиссея 2001» и «Дневник сумасшедшего» единственные спектакли, которые за пятнадцать лет Вы поставили в Македонии. Мир пользуется Вашим исключительно богатым творческим потенциалом, но востребован ли он дома, в Македонии?
Принимая во внимание то, как часто меняются руководители македонских театров по политическим, а не по профессиональным принципам, не могу точно сказать, востребован я или нет. К счастью, мое отношение никогда не было политически пристрастным, и я радуюсь, когда нахожу общий язык с людьми, а не с представителями политических партий. Например, когда Слободан Униковский был министром культуры, прошли мои первые гастроли со спектаклем «Авантюра Казановы», при Ганке Цветановской я поставил два моих, к сожалению, единственных спектакля в Македонии. Во время последнего министра Благои Стефановского прошли гастроли двух опер Центра оперного пения Галины Вишневской и спектакля «P. S. Грезы┘» Театра Елены Камбуровой в 2003 году, а также нынешние гастроли. Начинались переговоры с различными театрами, с несколькими руководителями, но чаще всего они не заканчивались договором. Смена руководителей театров не единственная причина того, что я не работаю дома чаще. В этом есть и моя вина моя нерешительность и большая занятость.
Двумя спектаклями Центра оперного пения Галины Вишневской Вы порадовали публику на Майских оперных вечерах. Писали, что Вы ведете переговоры о сотрудничестве с Македонской оперой. Сумели ли Вы договориться?
Мы начали кое о чем договариваться, но вскоре энтузиазма поубавилось, и все как-то тихо само собой закончилось, еще не начавшись. Надеюсь, что это затишье перед бурей, и скоро мы возобновим переговоры. Идея насчет новой македонской оперы «Леандр и Косара» на музыку Сони Петровского, либретто Петре Бакевского, меня очень вдохновляет. Надеюсь, что со мной или без меня ей найдется соответствующее театральное воплощение.
В декабре прошлого года состоялся Ваш дебют на сцене Большого театра. Трудно ли было достичь таких высот?
Очень тяжело получить возможность ставить в Большом. Никто не может им что-либо предложить, потому что они сами приглашают, к тому же ничего нельзя добиться, благодаря «связям». Там не могут позволить себе рисковать из-за статуса и имени, а также из-за больших денег, которые вкладываются в спектакль. Мой путь в Большой был логичен и с точки зрения театров, в которых я работаю в Москве это Мастерская Петра Фоменко, театр, который в последние годы считается самым известным драматическим театром в России и который чаще всего представляет Россию в мире, и Театр Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой новый театр, но билеты в который расходятся за полтора часа с начала их продажи на следующий месяц. И еще Центр оперного пения Галины Вишневской. Второй аспект связан с тем, что в Мастерской Фоменко я работаю с поэзией, где слово и ритм доминируют, размер и ритм уже заданы, и нужно найти, «услышать», создать музыку слова, стиха. Пробую искать те же «законы» в прозе и хотел бы посвящать ей еще больше времени. В опере заданы ритм, музыка, слова, и здесь режиссеру очень важно услышать, подслушать то, что композитор хочет ему сказать, увидеть то, что композитор уже увидел. Самое главное не спуститься на землю или под землю, попытаться победить силу земного притяжения.
Вы победили силу земного притяжения с «Войной и миром»? Как Вы себя чувствовали после премьеры?
Если Вы думаете, что после Большого я занесся, то это не так. Я пытаюсь прочно стоять на земле, чтобы легче было побеждать земное притяжение на сцене. Кроме того, у меня с моими лучшими друзьями, очень известными русскими актером и актрисой, есть договор, что если кто-нибудь из нас троих занесется и начнет летать в облаках, другие два должны очень грубо вернуть его на землю. Поэтому я не боюсь летать. А как себя чувствовал после премьеры? Уставшим, но довольным, потому что все кончилось хорошо. Еще с самого начала я сказал, что может не выйти с премьерой, я не уверен, что мы вообще дойдем до премьеры. Было очень много сплетшихся интересов и проблем, очень много давления и интриг┘ Я доволен, что не сдался, что не вышел из проекта вместе с Ростроповичем, хотя моим первым порывом было уйти вместе с ним. Я закончил свою работу. Одна из важнейших особенностей режиссера, как говорит мой учитель Фоменко, это уметь осуществить задуманное.
После двух десятков успешных спектаклей, насколько Вам важен ответ публики на Ваши режиссерские вопросы?
Задавая мне этот вопрос, Вы наверняка думаете о театрах-лабораториях, для которых процесс, эксперимент, изучение важнее всего и им не нужна публика. Мне очень важен и интересен процесс. Я хочу в каждом спектакле найти для себя что-то новое, что-то неизвестное, чему-то научиться, что-то попробовать. Если я наперед знаю, как нужно поставить спектакль, тогда незачем его ставить, и мне вообще это не интересно. Это так же, как смотреть кино, а кто-нибудь тебе рассказывает, чем оно закончится, или решать задачу и подглядывать в конец, в решение. Решать задачи, собирать головоломки, играть в «ассоциации» или в «мафию», рассказывать истории вот что интересно в этой профессии. Но конечная и для меня самая важная цель это публика. Это составная часть действия, партнер, участник игры. Театр без публики как любовь без партнера.
Публика фестиваля «Охридское лето» с воодушевлением встретила спектакль «Абсент», который Иван Поповски поставил в Театре Музыки и Поэзии Елены Камбуровой. Этот подтвердил то, что имени Поповского в последние два десятилетия заслуженно принадлежит заметное место в истории македонского театрального искусства.
Взращенный под македонским солнцем, «изваянный» в русской столице, он представляет собой крупного деятеля искусства, покорившего все большие русские театральные сцены. Но и после этого скромность его отличительная черта.
Дома, в Македонии, время от времени мы имеем счастливую возможность увидеть его постановки. Успешные «MACEDOINE-Одиссея 2001» и «Дневник сумасшедшего» пятилетней давности единственные спектакли, которые он поставил для македонского театра. В прошлом году он дебютировал на сцене известнейшего русского Большого театра с оперой Прокофьева «Война и мир».
Абсент это алкогольный напиток крепостью около 70%, обычно, изумрудно-зеленого цвета. Один из его компонентов пелин. В Европе он вошел в моду в 19 веке. Употребление абсента в больших количествах вызывало звуковые и зрительные галлюцинации, состояние, похожее на наркотическое опьянение. Считалось, что абсент стимулирует творческий процесс. По этой причине этот напиток стал очень популярен среди художников, актеров, поэтов. Его пили и его воспевали Рембо, Верлен, Мопассан, Ван Гог, Эдгар По, Оскар Уайльд, Бодлер, Дега, Тулуз-Лотрек. Все они известны не только своими произведениями, но и тем, что вели совершенно богемную жизнь. Считалось, что злоупотребление абсентом доводило его любителей до совершения безумных поступков, иногда даже и самоубийств. Зависимость от этого напитка, названная абсентеизмом, была как билет в сумасшедший дом. После трагического случая, когда известный абсентоман Джин Ландфрей, находясь под влиянием выпитого абсента, застрелил все свое семейство, «зеленая ведьма» была изгнана из многих стран мира.
«MACEDOINE-Одиссея 2001» и «Дневник сумасшедшего» единственные спектакли, которые за пятнадцать лет Вы поставили в Македонии. Мир пользуется Вашим исключительно богатым творческим потенциалом, но востребован ли он дома, в Македонии?
Принимая во внимание то, как часто меняются руководители македонских театров по политическим, а не по профессиональным принципам, не могу точно сказать, востребован я или нет. К счастью, мое отношение никогда не было политически пристрастным, и я радуюсь, когда нахожу общий язык с людьми, а не с представителями политических партий. Например, когда Слободан Униковский был министром культуры, прошли мои первые гастроли со спектаклем «Авантюра Казановы», при Ганке Цветановской я поставил два моих, к сожалению, единственных спектакля в Македонии. Во время последнего министра Благои Стефановского прошли гастроли двух опер Центра оперного пения Галины Вишневской и спектакля «P. S. Грезы┘» Театра Елены Камбуровой в 2003 году, а также нынешние гастроли. Начинались переговоры с различными театрами, с несколькими руководителями, но чаще всего они не заканчивались договором. Смена руководителей театров не единственная причина того, что я не работаю дома чаще. В этом есть и моя вина моя нерешительность и большая занятость.
Двумя спектаклями Центра оперного пения Галины Вишневской Вы порадовали публику на Майских оперных вечерах. Писали, что Вы ведете переговоры о сотрудничестве с Македонской оперой. Сумели ли Вы договориться?
Мы начали кое о чем договариваться, но вскоре энтузиазма поубавилось, и все как-то тихо само собой закончилось, еще не начавшись. Надеюсь, что это затишье перед бурей, и скоро мы возобновим переговоры. Идея насчет новой македонской оперы «Леандр и Косара» на музыку Сони Петровского, либретто Петре Бакевского, меня очень вдохновляет. Надеюсь, что со мной или без меня ей найдется соответствующее театральное воплощение.
В декабре прошлого года состоялся Ваш дебют на сцене Большого театра. Трудно ли было достичь таких высот?
Очень тяжело получить возможность ставить в Большом. Никто не может им что-либо предложить, потому что они сами приглашают, к тому же ничего нельзя добиться, благодаря «связям». Там не могут позволить себе рисковать из-за статуса и имени, а также из-за больших денег, которые вкладываются в спектакль. Мой путь в Большой был логичен и с точки зрения театров, в которых я работаю в Москве это Мастерская Петра Фоменко, театр, который в последние годы считается самым известным драматическим театром в России и который чаще всего представляет Россию в мире, и Театр Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой новый театр, но билеты в который расходятся за полтора часа с начала их продажи на следующий месяц. И еще Центр оперного пения Галины Вишневской. Второй аспект связан с тем, что в Мастерской Фоменко я работаю с поэзией, где слово и ритм доминируют, размер и ритм уже заданы, и нужно найти, «услышать», создать музыку слова, стиха. Пробую искать те же «законы» в прозе и хотел бы посвящать ей еще больше времени. В опере заданы ритм, музыка, слова, и здесь режиссеру очень важно услышать, подслушать то, что композитор хочет ему сказать, увидеть то, что композитор уже увидел. Самое главное не спуститься на землю или под землю, попытаться победить силу земного притяжения.
Вы победили силу земного притяжения с «Войной и миром»? Как Вы себя чувствовали после премьеры?
Если Вы думаете, что после Большого я занесся, то это не так. Я пытаюсь прочно стоять на земле, чтобы легче было побеждать земное притяжение на сцене. Кроме того, у меня с моими лучшими друзьями, очень известными русскими актером и актрисой, есть договор, что если кто-нибудь из нас троих занесется и начнет летать в облаках, другие два должны очень грубо вернуть его на землю. Поэтому я не боюсь летать. А как себя чувствовал после премьеры? Уставшим, но довольным, потому что все кончилось хорошо. Еще с самого начала я сказал, что может не выйти с премьерой, я не уверен, что мы вообще дойдем до премьеры. Было очень много сплетшихся интересов и проблем, очень много давления и интриг┘ Я доволен, что не сдался, что не вышел из проекта вместе с Ростроповичем, хотя моим первым порывом было уйти вместе с ним. Я закончил свою работу. Одна из важнейших особенностей режиссера, как говорит мой учитель Фоменко, это уметь осуществить задуманное.
После двух десятков успешных спектаклей, насколько Вам важен ответ публики на Ваши режиссерские вопросы?
Задавая мне этот вопрос, Вы наверняка думаете о театрах-лабораториях, для которых процесс, эксперимент, изучение важнее всего и им не нужна публика. Мне очень важен и интересен процесс. Я хочу в каждом спектакле найти для себя что-то новое, что-то неизвестное, чему-то научиться, что-то попробовать. Если я наперед знаю, как нужно поставить спектакль, тогда незачем его ставить, и мне вообще это не интересно. Это так же, как смотреть кино, а кто-нибудь тебе рассказывает, чем оно закончится, или решать задачу и подглядывать в конец, в решение. Решать задачи, собирать головоломки, играть в «ассоциации» или в «мафию», рассказывать истории вот что интересно в этой профессии. Но конечная и для меня самая важная цель это публика. Это составная часть действия, партнер, участник игры. Театр без публики как любовь без партнера.
Сребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,