Семейное счастье
Иван Поповски поставил на сцене Театра имени Вл. Маяковского пьесу Тургенева «Нахлебник»
Начать хочется с того, чего нет в этом спектакле. В нем нет наступательности, задора и модной ныне победительности, он не кричит о себе: вот он я какой. Никакой завлекательности, технических эффектов, перевернутых смыслов и прочих современных приемов. «Нахлебника», сделанного Иваном Поповски (его у нас все еще в молодых режиссерах числят), легко не заметить на фоне шумных московских премьер, поддержанных рекламой и звездами. Это тихий, скромный, семейный спектакль. Семейственности здесь никто не скрывает, она как раз и придает всему предприятию невыразимую трогательность и обаяние. Тургеневского нахлебника, Кузовкина Василия Семеновича, играет артист Анатолий Солодилин, много лет проработавший в оренбургском театре, а теперь перебравшийся в Театр им. Маяковского. Актер он хороший, старой реалистической школы, таких теперь мало осталось, но, как бы это сказать точнее, в бойкие ритмы современного столичного театра он не очень вписывается, старомодным кажется. Проще говоря, играет мало, почти ничего. Елена Солодилина (легко догадаться, дочка) играет Ольгу Петровну, дочь Кузовкина. А затеяла все это дело еще одна дочь Солодилина, которая так удачно сложилось руководит Международным фондом гуманитарных исследований «Толерантность». Ну любит она папу, что тут поделаешь, вот и придумала спектакль для него сделать. «Нахлебник» и есть авторская программа упомянутого фонда.
И вроде бы можно посмеяться, слово «семейственность» у нас чаще всего с негативным оттенком произносится. А здесь не так. Здесь дочерняя любовь каким-то странным образом в спектакль перекочевала, теплом наполнила. В иных случаях бьются, бьются, домашнюю атмосферу создать пытаются, а тут вот она, даром далась, семейная спайка. В «Нахлебнике» все важно, все в дело пошло: и то, что папа с дочкой играют, и то, что режиссером стал Иван Поповски, ученик Петра Фоменко, и то, что Петр Наумович, который вот совпадение учился с Солодилиным в ГИТИСе в одно время и знаком сто лет, на премьеру пришел. И как хотите, а сердечная связь большое дело, в творчестве очень помогает. Любовью поддержанные граждане художники на многое способны, иногда так и вовсе выше себя прыгают, важных высот достигают.
Вот, например, Поповски. Явно же - Тургенев не его автор, чужой ему материал. Он поэтический театр любит, от быта отвлеченный, а тут мелодраматическая история, насквозь бытовая, реалистическая. Живет на хлебах бедный дворянин Кузовкин, шутом рядится, скрывает от всех, что дочка умершего уже хозяина на самом-то деле его, Кузовкина, дочь. Потом в пьяном угаре (подпоили для смеха бессердечные гости) выкрикнул правду, а его тут же из имения высылают и деньги суют, чтоб от слов своих (и от дочки, выходит) отказался. Ставилась эта пьеса в основном в бенефис какого-нибудь старого актера роль-то выигрышная, публика льет слезы, сострадая униженному и оскорбленному «маленькому человеку». Все это давно вышло из моды и бенефисы, и «маленький человек», и слезы, и сострадание. Однако Поповски взялся и сделал спектакль, может быть, самый серьезный и значительный в своей биографии. Он пока не устоялся, играется с перехлестом, грубовато и тяжело, ему не слишком подходит площадка малой сцены Театра им. Маяковского, возвышающаяся над жующими согражданами в ресторане «Лабарданс», но намерения ясны вполне и цель просматривается отчетливо. Поповски поставил по-моему, впервые какой-то родовой спектакль, по-другому не скажешь. Вот где стало очевидно ученик Фоменко. Здесь нет заимствования, но есть общее чувствование, родственная связь обнаруживается явственно, как никогда.
А тут еще Рустам Хамдамов, личность в своем роде легендарная, изысканнейший художник и режиссер, живущий затворником. Он согласился сотрудничать. Хамдамов не просто придумал и оформил пространство, выдумал костюмы и причесал героиню, он вдохнул в этого «Нахлебника» красоту и изящество, которые, собственно говоря, и сделали дело. Любовно отобранные предметы, называемые грубым словом «реквизит», можно разглядывать, как на выставке. Белая с шитьем скатерть в первом акте, все эти чашки, тарелки, ложки-вилки, вазочки и супницы. И во втором, когда речь пойдет о грустном, темно-бордовые тона, тканая, с витиеватым восточным узором скатерть, фарфоровая кукла на маленьком бархатном стульчике, старинный альбом с папиросной бумагой, проложенной меж страниц. В этом выставочном, ну или театральном павильоне, со всех сторон окруженном прожекторами, живут герои «Нахлебника». А на программке Хамдамов нарисовал летящий, небрежно-прелестный женский профиль, так он обозначил стиль этого спектакля.
На самом деле таким он (спектакль то есть) должен еще стать. Воздушным и легким, почти невесомым. И если кто-то вспомнит тут о спектаклях «Мастерской П. Фоменко», то, как уже говорилось, правильно вспомнит, по делу. Замечательно придумано начало, когда приезжают в свое имение муж и жена Елецкие, Ольга Петровна и Павел Николаевич (Павел Кипнис). Быстро-быстро впархивают, в лица вглядываются, старых, родных вещей едва касаются и окликают друг друга: «Поль-Поль-Оль». Звук нежный, тающий, как колокольчик. А потом началось представление, которое Фоменко называет попросту вампукой, а можно назвать по-научному гротеском. Поповски, в точности как любит его учитель, соединил в своей работе острое театральное преувеличение и эту самую тающую, небрежную легкость, которая, однако, и есть самое трудное в нынешнем театре. Вампука ему удалась в полной мере (и даже с избытком) все эти соседи, вокруг Кузовкина вьющиеся, прыгающие, рожи корчащие, должны были оттенить тихую, незаметную прелесть подлинного чувства. Они, конечно, нажимают-наяривают уж слишком (со временем должны успокоиться, надо надеяться), а вот те, кто им противопоставлен (то есть Кузовкин с дочерью), пока недостаточно легки и свободны. Ну не порхают они, чуть касаясь друг друга, едва обнаруживая боль и слезы, что требуется по замыслу режиссера. Только надо понять, как это трудно. Как трудно удержаться от привычки, годами выработанной, развернуться на зал и выдать все, что накоплено, надрывно, от всей актерской души, чтобы публика слезами облилась и долго аплодировала. Это ведь сладостно, как отказаться. Поповски сделал многое, а Анатолий Солодилин, молодец, покорно подчинился ни надрыва, ни страданий, ничего этого нет. Остались привычные бытовые приспособления, которые мешают взлететь. То же самое можно сказать и о дочери Елене Солодилиной. Ей тоже играть хочется, показать, на что способна, чувства продемонстрировать, на лице отразить. Именно это старание и мешает полету.
Еще вот что интересно. Обычно «Нахлебника» играют как драму старика отца, от которого откупается нехорошая дочка. Поповски сделал спектакль о человеке, который наконец-то стал счастливым, дочь поверила ему, дала денег, не откупаясь, а потому что он теперь родной человек, не может не принять. Короче говоря, семья большое дело, может сделать счастливым кого угодно, даже самого разнесчастного.
И вроде бы можно посмеяться, слово «семейственность» у нас чаще всего с негативным оттенком произносится. А здесь не так. Здесь дочерняя любовь каким-то странным образом в спектакль перекочевала, теплом наполнила. В иных случаях бьются, бьются, домашнюю атмосферу создать пытаются, а тут вот она, даром далась, семейная спайка. В «Нахлебнике» все важно, все в дело пошло: и то, что папа с дочкой играют, и то, что режиссером стал Иван Поповски, ученик Петра Фоменко, и то, что Петр Наумович, который вот совпадение учился с Солодилиным в ГИТИСе в одно время и знаком сто лет, на премьеру пришел. И как хотите, а сердечная связь большое дело, в творчестве очень помогает. Любовью поддержанные граждане художники на многое способны, иногда так и вовсе выше себя прыгают, важных высот достигают.
Вот, например, Поповски. Явно же - Тургенев не его автор, чужой ему материал. Он поэтический театр любит, от быта отвлеченный, а тут мелодраматическая история, насквозь бытовая, реалистическая. Живет на хлебах бедный дворянин Кузовкин, шутом рядится, скрывает от всех, что дочка умершего уже хозяина на самом-то деле его, Кузовкина, дочь. Потом в пьяном угаре (подпоили для смеха бессердечные гости) выкрикнул правду, а его тут же из имения высылают и деньги суют, чтоб от слов своих (и от дочки, выходит) отказался. Ставилась эта пьеса в основном в бенефис какого-нибудь старого актера роль-то выигрышная, публика льет слезы, сострадая униженному и оскорбленному «маленькому человеку». Все это давно вышло из моды и бенефисы, и «маленький человек», и слезы, и сострадание. Однако Поповски взялся и сделал спектакль, может быть, самый серьезный и значительный в своей биографии. Он пока не устоялся, играется с перехлестом, грубовато и тяжело, ему не слишком подходит площадка малой сцены Театра им. Маяковского, возвышающаяся над жующими согражданами в ресторане «Лабарданс», но намерения ясны вполне и цель просматривается отчетливо. Поповски поставил по-моему, впервые какой-то родовой спектакль, по-другому не скажешь. Вот где стало очевидно ученик Фоменко. Здесь нет заимствования, но есть общее чувствование, родственная связь обнаруживается явственно, как никогда.
А тут еще Рустам Хамдамов, личность в своем роде легендарная, изысканнейший художник и режиссер, живущий затворником. Он согласился сотрудничать. Хамдамов не просто придумал и оформил пространство, выдумал костюмы и причесал героиню, он вдохнул в этого «Нахлебника» красоту и изящество, которые, собственно говоря, и сделали дело. Любовно отобранные предметы, называемые грубым словом «реквизит», можно разглядывать, как на выставке. Белая с шитьем скатерть в первом акте, все эти чашки, тарелки, ложки-вилки, вазочки и супницы. И во втором, когда речь пойдет о грустном, темно-бордовые тона, тканая, с витиеватым восточным узором скатерть, фарфоровая кукла на маленьком бархатном стульчике, старинный альбом с папиросной бумагой, проложенной меж страниц. В этом выставочном, ну или театральном павильоне, со всех сторон окруженном прожекторами, живут герои «Нахлебника». А на программке Хамдамов нарисовал летящий, небрежно-прелестный женский профиль, так он обозначил стиль этого спектакля.
На самом деле таким он (спектакль то есть) должен еще стать. Воздушным и легким, почти невесомым. И если кто-то вспомнит тут о спектаклях «Мастерской П. Фоменко», то, как уже говорилось, правильно вспомнит, по делу. Замечательно придумано начало, когда приезжают в свое имение муж и жена Елецкие, Ольга Петровна и Павел Николаевич (Павел Кипнис). Быстро-быстро впархивают, в лица вглядываются, старых, родных вещей едва касаются и окликают друг друга: «Поль-Поль-Оль». Звук нежный, тающий, как колокольчик. А потом началось представление, которое Фоменко называет попросту вампукой, а можно назвать по-научному гротеском. Поповски, в точности как любит его учитель, соединил в своей работе острое театральное преувеличение и эту самую тающую, небрежную легкость, которая, однако, и есть самое трудное в нынешнем театре. Вампука ему удалась в полной мере (и даже с избытком) все эти соседи, вокруг Кузовкина вьющиеся, прыгающие, рожи корчащие, должны были оттенить тихую, незаметную прелесть подлинного чувства. Они, конечно, нажимают-наяривают уж слишком (со временем должны успокоиться, надо надеяться), а вот те, кто им противопоставлен (то есть Кузовкин с дочерью), пока недостаточно легки и свободны. Ну не порхают они, чуть касаясь друг друга, едва обнаруживая боль и слезы, что требуется по замыслу режиссера. Только надо понять, как это трудно. Как трудно удержаться от привычки, годами выработанной, развернуться на зал и выдать все, что накоплено, надрывно, от всей актерской души, чтобы публика слезами облилась и долго аплодировала. Это ведь сладостно, как отказаться. Поповски сделал многое, а Анатолий Солодилин, молодец, покорно подчинился ни надрыва, ни страданий, ничего этого нет. Остались привычные бытовые приспособления, которые мешают взлететь. То же самое можно сказать и о дочери Елене Солодилиной. Ей тоже играть хочется, показать, на что способна, чувства продемонстрировать, на лице отразить. Именно это старание и мешает полету.
Еще вот что интересно. Обычно «Нахлебника» играют как драму старика отца, от которого откупается нехорошая дочка. Поповски сделал спектакль о человеке, который наконец-то стал счастливым, дочь поверила ему, дала денег, не откупаясь, а потому что он теперь родной человек, не может не принять. Короче говоря, семья большое дело, может сделать счастливым кого угодно, даже самого разнесчастного.
«Итоги», 13.11.2006
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,