Господа пошутили
«Нахлебник» Ивана Тургенева Ивана Поповски
Кажется, так знаменитую тургеневскую пьесу еще не играли. По крайней мере, в подобном антураже. Крошечное помещение Малой сцены Театра имени Маяковского, где, собственно, и сцены никакой нет половина комнаты отдана артистам, другая зрителям. Их едва ли наберется несколько десятков, хотя желающих, конечно, больше, но габариты пространства не позволяют. Вместо бытовой усадебной территории стильный предметный коллаж Рустама Хамдамова. Составленный порой из, казалось бы, совсем не монтирующихся друг с другом вещей например, к грубой деревянной стремянке прикреплена изящная хрустальная люстра. И две сменяющие друг друга картины лесной пейзаж и уголок дворянского дома вместо тщательно выписанных или бутафорски изготовленных интерьера и экстерьера. Маленький оркестрик, разместившийся на балкончике над сценой: музыка здесь и неизбежный фон, и компонент действия (композитор Олег Синкин). Стильно, изысканно, отчасти холодно. Подобное пространство явно не располагает к психологическим «надрывам», предполагая совсем иной стиль актерского существования.
Впрочем, от режиссера Ивана Поповски, тоже мастера стильных сценических композиций, отчетливого бытовизма никто и не ждал. Кстати, имя Поповски в репертуарной афише Театра имени Маяковского отчасти снимает упреки в игнорировании молодой или несколько отличной от традиционной режиссуры. Хотя «Нахлебник» изначально создавался в качестве авторской программы международного Фонда гуманитарных исследований «Толерантность», но играться будет на сцене Маяковки.
У Поповски на сей раз получился весьма своеобразный спектакль, созданный, кажется, абсолютно без оглядки на любого потенциального зрителя. Актерский мирок, замечательно вписанный в хамдамовскую композицию, существует самостийно и не требует, чтобы за ним наблюдали, ему внимали. И это притом что никакой четкой границы между актерами и зрителями нет. Впрочем, возможно, именно камерное пространство, вмещающее в себя все-таки «избранную» и подготовленную публику, действу идет на пользу. Поповски рискованно затягивает отдельные тургеневские сцены и эпизоды, идущие в полумраке мерцающих свечей под тихую музыку, с приглушенными актерскими голосами. И не делает ничего, чтобы как-то «расцветить» или действенно приукрасить отдельные монологи персонажей. В чем, конечно же, прав, поскольку предпочитает доверять тургеневскому тексту, а не выплясывать вокруг автора авангардные режиссерские танцы.
Хотя явная театрализация действия здесь тоже присутствует по контрасту с длинными тихими сценами. Когда в усадьбу Елецких являются гости Тропачев (Сергей Ганин) и Карпачов (Вячеслав Ковалев), то уж им режиссер позволяет пошуметь и порезвиться от души. Особенно если по сюжету резвость поведения сдобрена щедрыми возлияниями. И вот тут-то Тропачеву Ганину разрешено бегать, прыгать, обниматься и падать на колени, а Карпачову Ковалеву хорошо поставленным оперным голосом вдруг затянуть какую-нибудь песню.
Захожие гости явно смотрятся чужаками в этой сонно-спокойной усадьбе, с мелодично щебечущей Ольгой Петровной (Елена Солодилина) и до времени корректным Елецким (Павел Кипнис). Зато старик Кузовкин (Анатолий Солодилин) вкупе с соседом Ивановым (Петр Ступин) настолько срослись с несуетным деревенским бытом, что их запросто можно накрыть чехлом для мебели вместе с парочкой стульев, того и не заметив. Ведь сидят они на них, кажется, уже целую вечность. К Иванову Ступину, некстати оказавшемуся за общим обеденным столом, и отношение ровно как к мебели кушаньем обносят, протянутую рюмку не замечают. Вот и приходится ему, бедному, заниматься телекинезом, притягивая алчущим взглядом вожделенный графинчик с водкой.
Но и малая толика этих зрелищных эпизодов все равно не способна нарушить общей приглушенности атмосферы спектакля, его временной монотонности, которая, впрочем, категория скорее эстетического свойства, нежели признак скуки. Здесь можно побалагурить в какие-то моменты, но когда дело касается достоинства и чести «маленького человека», то защита этих понятий ведется негромко и неброско. Если и идет какая-либо «борьба», то прежде всего внутренняя, не явленная прямо и откровенно, когда шепот может вдруг прозвучать куда более громко, чем истерический выкрик.
Более того, Поповски совершенно не педалирует трагедийные мотивы, как это часто случается при постановках этой тургеневской пьесы, хотя, конечно же, не играет и комедию, как у самого автора означено. Это действо, как уже говорилось, вообще смотрится довольно своеобразно: не театральное представление, но и не достоверное переживание обстоятельств и ситуаций. Это какие-то «живые картины», вдруг возникающие при перелистывании страниц старой книги, и исчезающие, лишь только стоит ее закрыть. Не чтение, но и не игра только. Впрочем, не стоит искать четких определений. А тому, кому интересен немейнстримный театр (причем как с точки зрения традиций, так и авангарда), явно стоит заглянуть на огонек свечи к Елецким.
Впрочем, от режиссера Ивана Поповски, тоже мастера стильных сценических композиций, отчетливого бытовизма никто и не ждал. Кстати, имя Поповски в репертуарной афише Театра имени Маяковского отчасти снимает упреки в игнорировании молодой или несколько отличной от традиционной режиссуры. Хотя «Нахлебник» изначально создавался в качестве авторской программы международного Фонда гуманитарных исследований «Толерантность», но играться будет на сцене Маяковки.
У Поповски на сей раз получился весьма своеобразный спектакль, созданный, кажется, абсолютно без оглядки на любого потенциального зрителя. Актерский мирок, замечательно вписанный в хамдамовскую композицию, существует самостийно и не требует, чтобы за ним наблюдали, ему внимали. И это притом что никакой четкой границы между актерами и зрителями нет. Впрочем, возможно, именно камерное пространство, вмещающее в себя все-таки «избранную» и подготовленную публику, действу идет на пользу. Поповски рискованно затягивает отдельные тургеневские сцены и эпизоды, идущие в полумраке мерцающих свечей под тихую музыку, с приглушенными актерскими голосами. И не делает ничего, чтобы как-то «расцветить» или действенно приукрасить отдельные монологи персонажей. В чем, конечно же, прав, поскольку предпочитает доверять тургеневскому тексту, а не выплясывать вокруг автора авангардные режиссерские танцы.
Хотя явная театрализация действия здесь тоже присутствует по контрасту с длинными тихими сценами. Когда в усадьбу Елецких являются гости Тропачев (Сергей Ганин) и Карпачов (Вячеслав Ковалев), то уж им режиссер позволяет пошуметь и порезвиться от души. Особенно если по сюжету резвость поведения сдобрена щедрыми возлияниями. И вот тут-то Тропачеву Ганину разрешено бегать, прыгать, обниматься и падать на колени, а Карпачову Ковалеву хорошо поставленным оперным голосом вдруг затянуть какую-нибудь песню.
Захожие гости явно смотрятся чужаками в этой сонно-спокойной усадьбе, с мелодично щебечущей Ольгой Петровной (Елена Солодилина) и до времени корректным Елецким (Павел Кипнис). Зато старик Кузовкин (Анатолий Солодилин) вкупе с соседом Ивановым (Петр Ступин) настолько срослись с несуетным деревенским бытом, что их запросто можно накрыть чехлом для мебели вместе с парочкой стульев, того и не заметив. Ведь сидят они на них, кажется, уже целую вечность. К Иванову Ступину, некстати оказавшемуся за общим обеденным столом, и отношение ровно как к мебели кушаньем обносят, протянутую рюмку не замечают. Вот и приходится ему, бедному, заниматься телекинезом, притягивая алчущим взглядом вожделенный графинчик с водкой.
Но и малая толика этих зрелищных эпизодов все равно не способна нарушить общей приглушенности атмосферы спектакля, его временной монотонности, которая, впрочем, категория скорее эстетического свойства, нежели признак скуки. Здесь можно побалагурить в какие-то моменты, но когда дело касается достоинства и чести «маленького человека», то защита этих понятий ведется негромко и неброско. Если и идет какая-либо «борьба», то прежде всего внутренняя, не явленная прямо и откровенно, когда шепот может вдруг прозвучать куда более громко, чем истерический выкрик.
Более того, Поповски совершенно не педалирует трагедийные мотивы, как это часто случается при постановках этой тургеневской пьесы, хотя, конечно же, не играет и комедию, как у самого автора означено. Это действо, как уже говорилось, вообще смотрится довольно своеобразно: не театральное представление, но и не достоверное переживание обстоятельств и ситуаций. Это какие-то «живые картины», вдруг возникающие при перелистывании страниц старой книги, и исчезающие, лишь только стоит ее закрыть. Не чтение, но и не игра только. Впрочем, не стоит искать четких определений. А тому, кому интересен немейнстримный театр (причем как с точки зрения традиций, так и авангарда), явно стоит заглянуть на огонек свечи к Елецким.
Ирина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,