Несчастная доля Дона Хозе
«Кармен» в Центре оперного пения Галины Вишневской, реж. Иван Поповски
Оперу Жоржа Бизе «Кармен» в Центре оперного пения поставили на русском. В измене языку оригинала есть свой резон. «Опера это не только Музыка, но и Слово, и оно должно быть услышано», написала в программке руководитель Центра Галина Вишневская. В постановке, насыщенной драматическим действием, понятный язык необходим. А на небольшой, камерной сцене театра на Остоженке французская опера на русском языке звучит особенно доверительно и искренне.
«Оживленною толпою все снует и бежит», поют шесть юношей, заменяющие хор. Они усаживаются на край сцены, заглядывая в оркестровую яму. Неподдельное удивле-ние «Что за народ, куда спешит?» явно адресовано музыкантам. Но оркестр под управлением Ярослава Ткаленко торопится в меру. Играет темпераментно и ярко. Впрочем, порой соскальзывает в досадную фальшь. Драгуны не унимаются, перемигиваются и переглядываются. Естественность и живость этого свойского поведения задает тон всему спектаклю. Жизнелюбие музыки торжествует, несмотря ни на что. Кипят страсти, вершатся судьбы, герои гибнут и пропадают пропадом, но оптимизм и воля побеждают сомнения. В финале согласно гениальной партитуре Жоржа Бизе вместо плача над убитой Кармен звучит хвала триумфатору тореадору. В контрастах между трагедией и праздником, жизнью и смертью, свободой и пленом, стихией и порядком масштаб оперы. Но постановщик спектакля Иван Поповски не стал раскрывать все ее темы, сосредоточившись на истории страсти Кармен и Хозе. Пламя этой страсти освещает все вокруг. В спектакле нет ни одного равнодушного лица, глаза блестят у каждого статиста. Солдаты, цыганки, работницы сигарной фабрики, посетители кабачка Лилас-Пастьи, конрабандисты и горожане не наблюдатели, а активные участники действия. Азарт опасной игры, затеянной Кармен (Оксана Корниевская), переполняет всех. И только Хозе (Олег Долгов) держится несколько испуганно. Он повинуется чарам Карменситы, словно предчувствуя страшный конец.
О том, чем все закончится, Поповски рассказывает публике уже под звуки увертюры. Скупой луч софита освещает фигуры главных героев в момент рокового объяснения. После трагической развязки, вынесенной в начало, безмятежно-созерцательное начало оперы кажется несколько странным. Но это практически единственное режиссерское противоречие музыкальной драматургии. Остальные мизансцены, выстроенные Иваном Поповски, как правило, тактично следуют за темами оперы. Красиво придуман хор работниц. Летит неземная мелодия, свободно движутся руки хористок, развевая облака сигаретного дымка┘ И вдруг оранжевый взрыв апельсинов, перекидываемые девушками и солдатами. Рыжие, сочные шары символы желания, символы раздора.
Кармен Оксаны Корниевской полноправная хозяйка ситуации. Актриса свободно владеет голосом, уверенно держится на сцене. Она завлекает и увлекает всех, кто попадается ей на пути, игра с огнем ее обычное состояние. Что показано буквально в одной из сцен спектакля, когда Кармен держит в руках большую зажженную спичку. Но подобная иллюстративность не вредит спектаклю, а придает ему трогательное простодушие. Чем еще, кроме непосредственного восприятия сюжета, можно объяснить игру с веревкой во время сегидильи? Кармен обматывает себя и Хозе, недвусмысленно намекая на их неразделимую связь.
Спектакль Ивана Поповски традиционен в самом лучшем смысле этого слова. Режиссер не ломает ни привычного хода событий, ни сложившихся взаимоотношений героев, уважителен к музыке. Правда, пытаясь разглядеть в героине непривычные черты и открыть для нас другую Кармен, Поповски наивно верит в то, только одного Хозе она любила по-настоящему. Но музыка Бизе горячо и страстно убеждает в том, что так никогда не было и не будет.
«Оживленною толпою все снует и бежит», поют шесть юношей, заменяющие хор. Они усаживаются на край сцены, заглядывая в оркестровую яму. Неподдельное удивле-ние «Что за народ, куда спешит?» явно адресовано музыкантам. Но оркестр под управлением Ярослава Ткаленко торопится в меру. Играет темпераментно и ярко. Впрочем, порой соскальзывает в досадную фальшь. Драгуны не унимаются, перемигиваются и переглядываются. Естественность и живость этого свойского поведения задает тон всему спектаклю. Жизнелюбие музыки торжествует, несмотря ни на что. Кипят страсти, вершатся судьбы, герои гибнут и пропадают пропадом, но оптимизм и воля побеждают сомнения. В финале согласно гениальной партитуре Жоржа Бизе вместо плача над убитой Кармен звучит хвала триумфатору тореадору. В контрастах между трагедией и праздником, жизнью и смертью, свободой и пленом, стихией и порядком масштаб оперы. Но постановщик спектакля Иван Поповски не стал раскрывать все ее темы, сосредоточившись на истории страсти Кармен и Хозе. Пламя этой страсти освещает все вокруг. В спектакле нет ни одного равнодушного лица, глаза блестят у каждого статиста. Солдаты, цыганки, работницы сигарной фабрики, посетители кабачка Лилас-Пастьи, конрабандисты и горожане не наблюдатели, а активные участники действия. Азарт опасной игры, затеянной Кармен (Оксана Корниевская), переполняет всех. И только Хозе (Олег Долгов) держится несколько испуганно. Он повинуется чарам Карменситы, словно предчувствуя страшный конец.
О том, чем все закончится, Поповски рассказывает публике уже под звуки увертюры. Скупой луч софита освещает фигуры главных героев в момент рокового объяснения. После трагической развязки, вынесенной в начало, безмятежно-созерцательное начало оперы кажется несколько странным. Но это практически единственное режиссерское противоречие музыкальной драматургии. Остальные мизансцены, выстроенные Иваном Поповски, как правило, тактично следуют за темами оперы. Красиво придуман хор работниц. Летит неземная мелодия, свободно движутся руки хористок, развевая облака сигаретного дымка┘ И вдруг оранжевый взрыв апельсинов, перекидываемые девушками и солдатами. Рыжие, сочные шары символы желания, символы раздора.
Кармен Оксаны Корниевской полноправная хозяйка ситуации. Актриса свободно владеет голосом, уверенно держится на сцене. Она завлекает и увлекает всех, кто попадается ей на пути, игра с огнем ее обычное состояние. Что показано буквально в одной из сцен спектакля, когда Кармен держит в руках большую зажженную спичку. Но подобная иллюстративность не вредит спектаклю, а придает ему трогательное простодушие. Чем еще, кроме непосредственного восприятия сюжета, можно объяснить игру с веревкой во время сегидильи? Кармен обматывает себя и Хозе, недвусмысленно намекая на их неразделимую связь.
Спектакль Ивана Поповски традиционен в самом лучшем смысле этого слова. Режиссер не ломает ни привычного хода событий, ни сложившихся взаимоотношений героев, уважителен к музыке. Правда, пытаясь разглядеть в героине непривычные черты и открыть для нас другую Кармен, Поповски наивно верит в то, только одного Хозе она любила по-настоящему. Но музыка Бизе горячо и страстно убеждает в том, что так никогда не было и не будет.
Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,