Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»
Иван Поповски, ученик Петра Фоменко, очевидное предпочтение отдает музыкальному театру, выпуская премьеру за премьерой. Едва оправившись от загадочной «Кармен» в Центре оперного пения Галины Вишневской, он возвращается в театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. Здесь он будет ставить «Времена года» на музыку Пьяццолы, Вивальди, Чайковского. Этот спектакль завершит трилогию, начатую немецкими «Грезами» и продолженную французским «Абсентом». Елена ГУБАЙДУЛЛИНА поздравила режиссера с премьерой и попыталась проникнуть в творческую кухню.
Иван, в опере «Кармен» много тайн┘
Умом такую музыку написать вряд ли возможно. Наверное, эта гениальная опера все-таки была сначала «услышана», а потом записана. И разгадать ее до конца невозможно. Думаю, эти тайны были тайнами даже для Жоржа Бизе. Я пытался проникнуть в музыку, в ее настроение, метафизику. Удалось или нет другой вопрос.
Что было самым загадочным?
Загадочного много, но труднее всего найти простые ответы на простые вопросы. Например, почему тореодор приходит в кабачок Лилас-Пастьи ночью, после боя, и рассказывает испанцам про корриду, про то, как происходит бой быков?
Страшный эпизод. Может, Эскамильо посланец дьявола?
Я всегда стараюсь избегать однозначных трактовок. Пусть каждый зритель сам для себя решает и думает, и придумывает свою историю. Для Бизе очень важно шикарное появление четвертого персонажа любовной интриги. Для меня и для артистов это недостаточный мотив. Я искал внутренние мотивировки, хотя для оперы земные мотивировки опасны. Самая большая задача театра оставить музыку парить над поверхностью, бороться с земным притяжением. Порой происходит наоборот театр материализует музыку, а она эфемерная материя. Я пытался найти связь музыки с тем, что не поддается объяснению. Я против навязывания публике режиссерских концепций. Наверное, очень радостно придумывать, как осовременить классическую вещь. Одно местечко ложится под оригинальный замысел, а все остальное подтягивается. Режиссер счастлив. Но, как правило, на этом все и заканчивается. Спектакль «разжевывается», подается на блюдечке. Думаю, театр должен оставлять воздух для мыслей и чувств зрителя и будоражить подсознательное.
В самой Кармен обязательно должно быть что-то демоническое┘
Сначала я тоже хотел за это зацепиться, вытащить на первый план колдунью, ведьму, чертовщину, но потом человеческая история стала мне интереснее. Чем больше чувств возникает между героями, тем дальше уходит колдовское начало. Я не хотел педалировать мистические темы, хотя в музыке они есть.
В вашей версии Хозе убивает Кармен еще до начала действия, на музыку увертюры вы поставили пластическую картину о гибельной страсти героев. Почему начали спектакль с конца?
В музыке я услышал трагедию. Мне было важно показать в начале то, что будет развиваться дальше в мыслях Хозе. Первая сцена спектакля это не пролог, а финал оперы, перенесенный в начало. Все дальнейшее разворачивается во взбудораженном сознании Хозе уже после убийства. Мне кажется, что это я не выдумал, а услышал в музыке. И удар ножом порождает всю последующую историю.
Оксана Корниевская Кармен держится на сцене свободно. А исполнитель партии Хозе Олег Долгов кажется скованным.
Оксана более опытная актриса, спектакль ставился на нее. Олег в первый раз спел оперу на зрителе. Индивидуальность Олега отчасти помогла созданию образа Хозе. Этот герой необычен. Немного замкнутый, странный, не от мира сего. Поэтому Кармен и «запала» на него. Вокруг Кармен множество «мачо», которых она игнорирует. А тут обыкновенный солдат Заключительная сцена оперы до последнего момента не давала покоя. По-моему, не может быть, чтобы Кармен всерьез увлеклась Эскамильо. Музыка Бизе не дает возможности заглянуть глубже в душу тореодора, она очень яркая, но подлинной чувственности в ней нет. Возможно, этот герой нужен для того, чтобы Кармен отпустила от себя Хозе. Она прогоняет его, а на самом деле все ее существо плачет. Трагедия в том, что она любит безумно именно Хозе и не может быть с ним вместе. Если играть заключительную сцену так, как она написана, получается обычный любовный треугольник, и нет повода для сочувствия и сопереживания обоим героям. Драма Кармен сложнее. Она не смогла бы стать одним из самых известных женских образов мировой литературы, если бы она была пустой и просто «свободной» женщиной. В ней есть и огонь, и сдержанность, и хрупкость, и загадка. Думаю, несмотря на то, что она все время говорит о свободе, в глубине души мечтает быть «несвободной». Но для нее это невозможно. Поэтому она и погибает.
Такие сложные задачи перед оперными артистами ставите┘
Надеюсь, что и после премьеры будем продолжать работу. Как говорит Петр Наумович Фоменко: «Есть программа полета, а теперь нужен полет». Сложилась форма спектакля, появились его образы, но все это необходимо «наполнить». В Центре оперного пения есть возможность «довыращивать» спектакли. Мы все учимся, и я тоже. Мне очень нравится работа с Галиной Павловной Вишневской, восхищает ее отношение к профессии, к опере, к музыке. Ее подсказки артистам к раскрытию роли на основе музыкальных нюансов бесценны. Вначале меня все пугали, что у Галины Павловны трудный характер, что режиссерам тяжело с ней работать. Рад, что не могу подтвердить эти мнения. Она не дает прямых советов, но может подтолкнуть на то или иное решение своими вопросами, предложениями. Я уверен, Вишневская никогда не допустит в спектакле того, что ее не устроит. Она очень прямая, справедливая.
Иван, а вас лично опера «Кармен» как-то изменила?
Кто его знает? Наверное, подобные изменения происходят на подсознательном уровне. Если так долго каждый день жить с этой прекрасной музыкой, то не измениться просто невозможно.
Иван, в опере «Кармен» много тайн┘
Умом такую музыку написать вряд ли возможно. Наверное, эта гениальная опера все-таки была сначала «услышана», а потом записана. И разгадать ее до конца невозможно. Думаю, эти тайны были тайнами даже для Жоржа Бизе. Я пытался проникнуть в музыку, в ее настроение, метафизику. Удалось или нет другой вопрос.
Что было самым загадочным?
Загадочного много, но труднее всего найти простые ответы на простые вопросы. Например, почему тореодор приходит в кабачок Лилас-Пастьи ночью, после боя, и рассказывает испанцам про корриду, про то, как происходит бой быков?
Страшный эпизод. Может, Эскамильо посланец дьявола?
Я всегда стараюсь избегать однозначных трактовок. Пусть каждый зритель сам для себя решает и думает, и придумывает свою историю. Для Бизе очень важно шикарное появление четвертого персонажа любовной интриги. Для меня и для артистов это недостаточный мотив. Я искал внутренние мотивировки, хотя для оперы земные мотивировки опасны. Самая большая задача театра оставить музыку парить над поверхностью, бороться с земным притяжением. Порой происходит наоборот театр материализует музыку, а она эфемерная материя. Я пытался найти связь музыки с тем, что не поддается объяснению. Я против навязывания публике режиссерских концепций. Наверное, очень радостно придумывать, как осовременить классическую вещь. Одно местечко ложится под оригинальный замысел, а все остальное подтягивается. Режиссер счастлив. Но, как правило, на этом все и заканчивается. Спектакль «разжевывается», подается на блюдечке. Думаю, театр должен оставлять воздух для мыслей и чувств зрителя и будоражить подсознательное.
В самой Кармен обязательно должно быть что-то демоническое┘
Сначала я тоже хотел за это зацепиться, вытащить на первый план колдунью, ведьму, чертовщину, но потом человеческая история стала мне интереснее. Чем больше чувств возникает между героями, тем дальше уходит колдовское начало. Я не хотел педалировать мистические темы, хотя в музыке они есть.
В вашей версии Хозе убивает Кармен еще до начала действия, на музыку увертюры вы поставили пластическую картину о гибельной страсти героев. Почему начали спектакль с конца?
В музыке я услышал трагедию. Мне было важно показать в начале то, что будет развиваться дальше в мыслях Хозе. Первая сцена спектакля это не пролог, а финал оперы, перенесенный в начало. Все дальнейшее разворачивается во взбудораженном сознании Хозе уже после убийства. Мне кажется, что это я не выдумал, а услышал в музыке. И удар ножом порождает всю последующую историю.
Оксана Корниевская Кармен держится на сцене свободно. А исполнитель партии Хозе Олег Долгов кажется скованным.
Оксана более опытная актриса, спектакль ставился на нее. Олег в первый раз спел оперу на зрителе. Индивидуальность Олега отчасти помогла созданию образа Хозе. Этот герой необычен. Немного замкнутый, странный, не от мира сего. Поэтому Кармен и «запала» на него. Вокруг Кармен множество «мачо», которых она игнорирует. А тут обыкновенный солдат Заключительная сцена оперы до последнего момента не давала покоя. По-моему, не может быть, чтобы Кармен всерьез увлеклась Эскамильо. Музыка Бизе не дает возможности заглянуть глубже в душу тореодора, она очень яркая, но подлинной чувственности в ней нет. Возможно, этот герой нужен для того, чтобы Кармен отпустила от себя Хозе. Она прогоняет его, а на самом деле все ее существо плачет. Трагедия в том, что она любит безумно именно Хозе и не может быть с ним вместе. Если играть заключительную сцену так, как она написана, получается обычный любовный треугольник, и нет повода для сочувствия и сопереживания обоим героям. Драма Кармен сложнее. Она не смогла бы стать одним из самых известных женских образов мировой литературы, если бы она была пустой и просто «свободной» женщиной. В ней есть и огонь, и сдержанность, и хрупкость, и загадка. Думаю, несмотря на то, что она все время говорит о свободе, в глубине души мечтает быть «несвободной». Но для нее это невозможно. Поэтому она и погибает.
Такие сложные задачи перед оперными артистами ставите┘
Надеюсь, что и после премьеры будем продолжать работу. Как говорит Петр Наумович Фоменко: «Есть программа полета, а теперь нужен полет». Сложилась форма спектакля, появились его образы, но все это необходимо «наполнить». В Центре оперного пения есть возможность «довыращивать» спектакли. Мы все учимся, и я тоже. Мне очень нравится работа с Галиной Павловной Вишневской, восхищает ее отношение к профессии, к опере, к музыке. Ее подсказки артистам к раскрытию роли на основе музыкальных нюансов бесценны. Вначале меня все пугали, что у Галины Павловны трудный характер, что режиссерам тяжело с ней работать. Рад, что не могу подтвердить эти мнения. Она не дает прямых советов, но может подтолкнуть на то или иное решение своими вопросами, предложениями. Я уверен, Вишневская никогда не допустит в спектакле того, что ее не устроит. Она очень прямая, справедливая.
Иван, а вас лично опера «Кармен» как-то изменила?
Кто его знает? Наверное, подобные изменения происходят на подсознательном уровне. Если так долго каждый день жить с этой прекрасной музыкой, то не измениться просто невозможно.
Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,