Двое на корриде
«Кармен» в Центре Галины Вишневской
Когда Галина Вишневская вновь пригласила Ивана Поповски на постановку в своем центре, это вызвало поначалу некоторое недоумение: дескать, ну сколько можно? Ведь до сего дня у этого режиссера не случалось настоящих удач на оперной ниве, по крайней мере, в Москве. Первую его «Царскую невесту» можно, скорее, назвать полуудачей, а «Риголетто» и уж тем более «Войну и мир» (на Новой сцене Большого театра) и совсем недавнюю «Царскую» в КЗЧ даже и откровенными неудачами. Но Вишневская снова сделала ставку на него, и на сей раз не проиграла.
Иван Поповски и в «Кармен» работает в присущей ему абстрактной манере, далекой от психологического театра. Впрочем, опера Бизе допускает самые разные подходы. В спектакле Поповски нет характеров. В нем есть только обобщенные типы женщины и мужчины, даже любя друг друга пребывающих в состоянии непрерывной борьбы между собой, и это борьба не на жизнь, а на смерть, как поединок в корриде. Поповски заявляет эту тему с первых тактов увертюры, когда под музыку корриды сплетаются в смертельной схватке-объятии Кармен и Хозе. Эта же мизансцена и завершит спектакль, закольцевав таким образом сценическое действо. Почти все ссоры и конфликты главных героев происходят на фоне объятий, что как бы подчеркивает амбивалентность их отношений. Кармен здесь вовсе не разлюбила Хозе (в свое время это уже было у Елены Образцовой). Да и не в свободе, кажется, тут дело. А в чем? Наверное, вот в этой логике борьбы, когда умереть легче, чем уступить.
Спектакль Поповски далек от прямолинейности и однозначности. Режиссер никуда не переносит действие, его вполне устраивает условная Испания XIX века (присутствующая, впрочем, лишь в костюмах от Аллы Коженковой). Проработке характеров персонажей режиссер предпочитает систему мизансцен стоп-кадров, фиксирующих отношения главных героев, поле напряжения между ними. И это в целом срабатывает, хотя в ряде сцен исполнителям явно не хватает конкретных режиссерских задач. Режиссер же предпочитает пунктир непрерывной линии, предоставляя договаривать музыке, с которой в данном случае нигде не конфликтует.
Зато с музыкой во многом диссонирует сценография Алексея Порай-Кошица, выдержанная в монотонно-черных тонах. Стильная и функциональная, она формирует потребное режиссеру условное пространство, но ее дальтонизм слишком уж разительно не соответствует многокрасочной партитуре Бизе.
В сочетании с рациональным началом, преобладающим в режиссуре, это приводит в итоге к определенной эмоциональной недостаточности спектакля. Возможно, впрочем, режиссер добивался подобного эффекта вполне сознательно, опасаясь, что в противном случае есть риск соскользнуть в слишком уж гипертрофированную эмоциональность, в этой опере особенно чреватую выходом за границы вкуса. Вопрос, какая из двух крайностей является в данном случае меньшим злом, остается открытым.
Преодолеть некоторый холодок, идущий от сцены, мог бы дирижер, обладающий соответствующей харизмой. Дарований Ярослава Ткаленко для такой задачи оказалось явно недостаточно. Молодой дирижер отнюдь не лишен темперамента, и в целом его работа выдержана на весьма достойном профессиональном уровне. Не хватает, однако, ярко выраженного личностного начала и той заразительности, что передается всем участникам и залу.
Впрочем, успех «Кармен» не в последнюю очередь зависит и от исполнительницы заглавной роли, в которой выступает одна из наиболее ярких солисток Центра Вишневской с момента его существования Оксана Корниевская. У Корниевской нет, правда, того знойного, чувственного тембра, как у многих знаменитых Кармен, да в данном решении этого и не требовалось. Ее героиня не столько привычная «секс-бомба», сколько воплощение архетипического «вечно женственного» начала. Корниевской, впрочем, тесновато в таких условных рамках, и она привносит в свой актерский рисунок те или иные психологические оттенки, не противореча при этом режиссерской трактовке.
Еще один «ветеран» Центра Вишневской, Александр Касьянов, бывший участником премьеры «Царской невесты», где его Грязной был в числе наиболее ярких работ, выступил на сей раз в новом качестве. Из баритонов он перешел в драматические тенора и исполняет партию Хозе. Вот только целесообразность такого перехода пока отнюдь не очевидна. Голос звучит слишком гнусаво, а вокальные проблемы, прежде всего с верхним регистром, мешают Касьянову быть и актерски столь же убедительным, как тогда.
Спектакль идет на русском языке, что, с одной стороны, помогает актерам естественнее чувствовать себя на сцене, а публике лучше воспринимать действие, но с другой препятствует достижению подлинно французской музыкально-вокальной стилистики. У той же Корниевской, к примеру, партия Кармен звучит подчас слишком уж по-русски, напоминая о ее же Любаше. Впрочем, в конце сезона обещают подготовить вариант на языке оригинала, и опера будет попеременно идти то по-русски, то по-французски.
Иван Поповски и в «Кармен» работает в присущей ему абстрактной манере, далекой от психологического театра. Впрочем, опера Бизе допускает самые разные подходы. В спектакле Поповски нет характеров. В нем есть только обобщенные типы женщины и мужчины, даже любя друг друга пребывающих в состоянии непрерывной борьбы между собой, и это борьба не на жизнь, а на смерть, как поединок в корриде. Поповски заявляет эту тему с первых тактов увертюры, когда под музыку корриды сплетаются в смертельной схватке-объятии Кармен и Хозе. Эта же мизансцена и завершит спектакль, закольцевав таким образом сценическое действо. Почти все ссоры и конфликты главных героев происходят на фоне объятий, что как бы подчеркивает амбивалентность их отношений. Кармен здесь вовсе не разлюбила Хозе (в свое время это уже было у Елены Образцовой). Да и не в свободе, кажется, тут дело. А в чем? Наверное, вот в этой логике борьбы, когда умереть легче, чем уступить.
Спектакль Поповски далек от прямолинейности и однозначности. Режиссер никуда не переносит действие, его вполне устраивает условная Испания XIX века (присутствующая, впрочем, лишь в костюмах от Аллы Коженковой). Проработке характеров персонажей режиссер предпочитает систему мизансцен стоп-кадров, фиксирующих отношения главных героев, поле напряжения между ними. И это в целом срабатывает, хотя в ряде сцен исполнителям явно не хватает конкретных режиссерских задач. Режиссер же предпочитает пунктир непрерывной линии, предоставляя договаривать музыке, с которой в данном случае нигде не конфликтует.
Зато с музыкой во многом диссонирует сценография Алексея Порай-Кошица, выдержанная в монотонно-черных тонах. Стильная и функциональная, она формирует потребное режиссеру условное пространство, но ее дальтонизм слишком уж разительно не соответствует многокрасочной партитуре Бизе.
В сочетании с рациональным началом, преобладающим в режиссуре, это приводит в итоге к определенной эмоциональной недостаточности спектакля. Возможно, впрочем, режиссер добивался подобного эффекта вполне сознательно, опасаясь, что в противном случае есть риск соскользнуть в слишком уж гипертрофированную эмоциональность, в этой опере особенно чреватую выходом за границы вкуса. Вопрос, какая из двух крайностей является в данном случае меньшим злом, остается открытым.
Преодолеть некоторый холодок, идущий от сцены, мог бы дирижер, обладающий соответствующей харизмой. Дарований Ярослава Ткаленко для такой задачи оказалось явно недостаточно. Молодой дирижер отнюдь не лишен темперамента, и в целом его работа выдержана на весьма достойном профессиональном уровне. Не хватает, однако, ярко выраженного личностного начала и той заразительности, что передается всем участникам и залу.
Впрочем, успех «Кармен» не в последнюю очередь зависит и от исполнительницы заглавной роли, в которой выступает одна из наиболее ярких солисток Центра Вишневской с момента его существования Оксана Корниевская. У Корниевской нет, правда, того знойного, чувственного тембра, как у многих знаменитых Кармен, да в данном решении этого и не требовалось. Ее героиня не столько привычная «секс-бомба», сколько воплощение архетипического «вечно женственного» начала. Корниевской, впрочем, тесновато в таких условных рамках, и она привносит в свой актерский рисунок те или иные психологические оттенки, не противореча при этом режиссерской трактовке.
Еще один «ветеран» Центра Вишневской, Александр Касьянов, бывший участником премьеры «Царской невесты», где его Грязной был в числе наиболее ярких работ, выступил на сей раз в новом качестве. Из баритонов он перешел в драматические тенора и исполняет партию Хозе. Вот только целесообразность такого перехода пока отнюдь не очевидна. Голос звучит слишком гнусаво, а вокальные проблемы, прежде всего с верхним регистром, мешают Касьянову быть и актерски столь же убедительным, как тогда.
Спектакль идет на русском языке, что, с одной стороны, помогает актерам естественнее чувствовать себя на сцене, а публике лучше воспринимать действие, но с другой препятствует достижению подлинно французской музыкально-вокальной стилистики. У той же Корниевской, к примеру, партия Кармен звучит подчас слишком уж по-русски, напоминая о ее же Любаше. Впрочем, в конце сезона обещают подготовить вариант на языке оригинала, и опера будет попеременно идти то по-русски, то по-французски.
Дмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сценуАртём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии«http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре КамбуровойОльга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без словЕкатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформансЕлена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красивоГлеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулкиОльга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА┘ ГОДА. ..»Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. КамбуровойВячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкойИрина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизацииПавел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче»Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. УспехКсения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корридеДмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно»Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона ХозеЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. ..Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбкеОльга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встречаЕкатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театрПетр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполненииЕкатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутилиИрина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрустальОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье«Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяженияСребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои БузалковскойЛильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- ЗелененькийВлада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсентаАлександр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсентОлег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея»Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и ГрезамиЛюдмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум.Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
»Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы┘»Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любвиОльга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и┘ только для своихТамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение куколАлександр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,