Пять вечеров
Есть пьесы, которые годами ведут диалоги как бы сами с собой. Когда-то, в конце 1950-х, «Пять вечеров» поставил Товстоногов с Капеляном и Шарко. И в этом спектакле зрители узнавали себя. Через четверть века вышел фильм Никиты Михалкова с Любшиным и Гурченко. И тут уже было великолепное ретро. Сегодня, спустя 50 лет, за пьесу взялся Виктор Рыжаков режиссер, сделавший себе имя на постановках пьес Ивана Вырыпаева, и приверженец «новой драмы». И вновь володинский текст получил свежее дыхание и начал еще одну, совсем другую жизнь.
Рыжаков смелый человек и настоящий режиссер. Он любит материал, с которым работает, но последнее слово оставляет за собой. А, впрочем, как иначе? Так в «Пяти вечерах» он взял и перечеркнул быт. Пьеса идет практически в пустом пространстве, и все реалии намечены условно. Перечеркнул, но не совсем. Каждый образ продуман скрупулезно и точно. Костюмы, привычки, жесты все словно извлечено актерами из архива с надписью «хранить вечно». И Тамара (Полина Агуреева) с халой на голове, плотно сжатыми губами и интонациями то ли школьной учительницы, то ли народной сказительницы, и грубоватый Ильин (Игорь Гордин) в широких штанах с папироской, и эксцентричная Катя (Яна Гладких) в коротком пальто и ботах… Каждый герой здесь законченный образ с особым рисунком, манерой говорить, со своей пластикой, балансирующей между экспрессией и гротеском. Даже текст звучит совсем по-другому, отрывисто и ритмично, с внезапными паузами и неожиданными пулеметными очередями монологов. Рыжаков, как капитан, ведет пьесу властной рукой, открывая в ней новые оттенки. Для него «Пять вечеров» рассказ не о своем времени и не о «том» времени, а о времени вообще, о гордости, одиночестве и любви. И странное чувство возникает от невольного сопоставления с картиной Михалкова, которая все время крутится в памяти. Каждая сцена вновь и вновь воскрешает ее эпизоды, а каждый персонаж ее образы. Но то, как это сделал Виктор Рыжаков, до такой степени не похоже, что только оттеняет прелесть старого фильма. И заставляет почти физически ощутить чудо нового спектакля.
Рыжаков смелый человек и настоящий режиссер. Он любит материал, с которым работает, но последнее слово оставляет за собой. А, впрочем, как иначе? Так в «Пяти вечерах» он взял и перечеркнул быт. Пьеса идет практически в пустом пространстве, и все реалии намечены условно. Перечеркнул, но не совсем. Каждый образ продуман скрупулезно и точно. Костюмы, привычки, жесты все словно извлечено актерами из архива с надписью «хранить вечно». И Тамара (Полина Агуреева) с халой на голове, плотно сжатыми губами и интонациями то ли школьной учительницы, то ли народной сказительницы, и грубоватый Ильин (Игорь Гордин) в широких штанах с папироской, и эксцентричная Катя (Яна Гладких) в коротком пальто и ботах… Каждый герой здесь законченный образ с особым рисунком, манерой говорить, со своей пластикой, балансирующей между экспрессией и гротеском. Даже текст звучит совсем по-другому, отрывисто и ритмично, с внезапными паузами и неожиданными пулеметными очередями монологов. Рыжаков, как капитан, ведет пьесу властной рукой, открывая в ней новые оттенки. Для него «Пять вечеров» рассказ не о своем времени и не о «том» времени, а о времени вообще, о гордости, одиночестве и любви. И странное чувство возникает от невольного сопоставления с картиной Михалкова, которая все время крутится в памяти. Каждая сцена вновь и вновь воскрешает ее эпизоды, а каждый персонаж ее образы. Но то, как это сделал Виктор Рыжаков, до такой степени не похоже, что только оттеняет прелесть старого фильма. И заставляет почти физически ощутить чудо нового спектакля.
Елена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Десять главных спектаклей 2011 года«РИА-Новости», 12.2011
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону»Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011