Искушение золотыми идолами
В «Мастерской» Петра Фоменко состоялась премьера. В новом здании театра на набережной Шевченко мэтром поставлен спектакль «Бесприданница» по одноименной пьесе А. Н. Островского.
Зрительный зал Петр Наумович Фоменко в первой же сцене превращает в волжан города Бряхимово. «Народу-то», судачат официанты, то глядя прямо в публику, то занимаясь своим непосредственным делом: опрыскивают воздух пульверизатором той дореволюционной фактуры с резиновой грушей, что прикреплена к флакону. Пшик-пшик-пшик. Другой официант смотрит в подзорную трубу, установленную здесь же у ресторана. Питейное заведение явно не терпит убытков стоит на самой высокой точке города, сюда сходятся его первые лица. Отсюда открывается наилучший вид на Волгу, на набережную с дефилирующими обывателями. С этой местной вершины видно, как идет «Ласточка» судовладельца Паратова в свой последний путь разорившийся барин продает свою любимицу. Все это, правда, дорисовывает воображение. Декорация художника Владимира Максимова конкретна город, который смотрит в зрительный зал, из ресторана, а мы, те, кто в зале, всего лишь равнодушные очевидцы; соглядатаи трагедии, что разыграется на наших глазах.
Тут Фоменко лукаво глядит на нас, тут Петр Наумович, словно в тихой беседе вдруг так коварно тебя спрашивает: «А помните, актера N? Вы ведь о нем статью такую восторженную писали лет десять назад! Так он умер, в нищете. Не знали? На похоронах-то никого не было ». Не по себе от этого взгляда. Чего только на наших глазах не разыгрывалось? Какой жестокости мы не становились свидетелями? Рушились судьбы, обрывалась жизнь, одни умирали в отчаянии и нищете других пристально убивали из оптического ружья, третьи бесследно исчезали, закопанные в яму на чужбине . Ой бы, такой мартиролог составить . Но мы соглядатаи, все, или почти все, научились наблюдать издалека. Вот оно, времечко, выражаясь словами чеховского героя «сплошной индеферентизм». Фоменко, кажется, ставит спектакль о том, как вдруг все мы естественно и органично научились жизнь воспринимать как зрелище. Катастрофически истончается потребность даже не в духовном, а просто в душевном. Человек в зародыше теряет свою человечность. Если уж деньги начинают управлять чувством к прекрасной женщине у такого плейбоя как Паратов, то, что говорить о других. ..
Но вот любит ли Паратов Ларису в спектакле «фоменок» большой вопрос.
Он ведь в стае этих золотых идолов Кнурова и Вожеватова, с ними заодно.
Он участвует в низком заговоре против первой красавицы и первой бесприданницы, барышни Ларисы Огудаловой, которой был между тем увлечен, увлечен страстно и бежал от нее, а теперь в связке с местными бряхимовскими авторитетами задействован подло. Тут в душе героя мешается все: и уязвленное самолюбие первого красавца на деревне, кото-рый оскорблен тем, что Огудалова выходит замуж, не дождавшись его любимого. Превыше всякой досады и ревности чувство, что ты сам стал товаром, ведь Паратов зеркальное отражение Ларисы, он тоже без приданого, и вынужден назвать свою продажную цену! и продает себя, разорившегося барина со сладкой мордочкой для брака с миллионной невестой. Тут нужна сатисфакция. Вот откуда гонор продажи. Он мужик! Любую уведет! Жертвой этих притязаний цены и становится несчастная бесприданница. Торг диктует человеку-товару участь судьбы купли-продажи. И у Фоменко Паратов еще гаже дружка детства Васи Вожетова, который просто разыгрывает с нуворишем Кнуровым бесприданницу в монетку. Паратов премьер без гардероба. Его к торгу за Огудалову и не подпускают такой сошке тут не место, брысь! нет у него купеческого слова, поскольку капиталу нет! Все, что касается разоблачения этого мачо, Илья Любимов играет почти виртуозно и все же увлекается отрицанием. Но ведь и в Паратове живет душа, и его сердце дрожит, когда он отказывается от Огудаловой!
Так почему же наша душа не замирает в этой сцене?
Почему так равнодушно актер совершает признание любимой им женщине, что и он продан? Ведь тут-то Паратов искренен, и понятно, чего ему стоит такая искренность! Хоть чуть-чуть, примерить бы актеру на себя такое откровение. .. Ведь здесь его герой прощается не только со свободой в перспективе Сергей Сергеевич муж при болонке, он - бывший судовладелец, бывший гусар и богач. Тут Паратов должен прощаться с собой, а мы должны видеть корчащиеся метаморфозы этого страшного преображения: был человек не стало. Продаваться, господа, ведь страшновато, или мы уже этого совсем не боимся? Или нет покупателей?
Один только небогатый чиновник Карандышев, решивший жениться на первой красавице Бряхимова, только он у Петра Фоменко без вины виноватый, единственный, кто любит Ларису, потому что в его чувстве к ней нет ни капли корысти он любит и хочет быть любимым. А кто ж этого не хочет?
Фоменко возвышает Карандышева. Он местный интеллигент. Так случается, что и неприметные граждане влюбляются в первых красавиц города. И этот неприметный, очкастый, почти человек в футляре, сближается у Фоменко с такими героями Островского как Петя Мелузов, как Жадов. Не понимает такой Карандышев, глядя на въезд разорившегося триумфатора Паратова в город, почему все сошли с ума: народ валом валит встречать, цыгане тут как тут! Нет, не ревность говорит в чиновнике, а разум, естественное чувство элементарной справедливости! Что случилось? И когда так грамотно его разводит Паратов, прибывая, яко Антоний к Клеопатре, к Огудаловой, так мастерски упаивает Карандышева, чтобы последний попал в капкан заговора толстых, незадачливый жених упивается, изрекает напыщенные пьяные глупости. И ему чиновнику хоть чуть-чуть захотелось стать Паратовым. Карандышев дает слабину, как принявший на грудь, но Паратов то в трезвом уме. Однако, кажется, что актер Евгений Цыганов пока только повторяет рисунок, прочерченный мастером. (Не считая последней сцены, а она столь блистательно выстроена Фоменко, что можно и не стараться играть, нет пока ни процесса роли, ни беспокойной подробности хотя бы в одном эпизоде у актера в роли Карандышева).
Что ж, и Полина Агуреева в роли Огудаловой тоже пока не справляется с режиссерской задачей. Актриса потеряла то, чем обладала. Кажется, она стала сомневаться в том, что простота чувствований и непосредственность их выражений ее дар. Этот еще неокрепший талант вдруг реши-лась играть с умом, с концепцией, с планом, а на деле бежит не в свои даже, а чужие штампы от Чулпан Хаматовой до Галины Тюниной.
И хочется в сердцах брякнуть: «Ребята, что вы делаете? Дорожите мастером. Вы зачем таскаете свои лица по телесериалам, сомнительным проектам?!». Оно понятно, съемочный день у кого-то 1000, а у кого и 2000 тысячи баксов. Но если вы сами превращаете себя в такой товар, то не стоит удив-ляться, что когда пробивает час усомниться в торжестве золотого тельца, то откликнуться на задачу окажется нечем. Будем надеяться, только пока
Зрительный зал Петр Наумович Фоменко в первой же сцене превращает в волжан города Бряхимово. «Народу-то», судачат официанты, то глядя прямо в публику, то занимаясь своим непосредственным делом: опрыскивают воздух пульверизатором той дореволюционной фактуры с резиновой грушей, что прикреплена к флакону. Пшик-пшик-пшик. Другой официант смотрит в подзорную трубу, установленную здесь же у ресторана. Питейное заведение явно не терпит убытков стоит на самой высокой точке города, сюда сходятся его первые лица. Отсюда открывается наилучший вид на Волгу, на набережную с дефилирующими обывателями. С этой местной вершины видно, как идет «Ласточка» судовладельца Паратова в свой последний путь разорившийся барин продает свою любимицу. Все это, правда, дорисовывает воображение. Декорация художника Владимира Максимова конкретна город, который смотрит в зрительный зал, из ресторана, а мы, те, кто в зале, всего лишь равнодушные очевидцы; соглядатаи трагедии, что разыграется на наших глазах.
Тут Фоменко лукаво глядит на нас, тут Петр Наумович, словно в тихой беседе вдруг так коварно тебя спрашивает: «А помните, актера N? Вы ведь о нем статью такую восторженную писали лет десять назад! Так он умер, в нищете. Не знали? На похоронах-то никого не было ». Не по себе от этого взгляда. Чего только на наших глазах не разыгрывалось? Какой жестокости мы не становились свидетелями? Рушились судьбы, обрывалась жизнь, одни умирали в отчаянии и нищете других пристально убивали из оптического ружья, третьи бесследно исчезали, закопанные в яму на чужбине . Ой бы, такой мартиролог составить . Но мы соглядатаи, все, или почти все, научились наблюдать издалека. Вот оно, времечко, выражаясь словами чеховского героя «сплошной индеферентизм». Фоменко, кажется, ставит спектакль о том, как вдруг все мы естественно и органично научились жизнь воспринимать как зрелище. Катастрофически истончается потребность даже не в духовном, а просто в душевном. Человек в зародыше теряет свою человечность. Если уж деньги начинают управлять чувством к прекрасной женщине у такого плейбоя как Паратов, то, что говорить о других. ..
Но вот любит ли Паратов Ларису в спектакле «фоменок» большой вопрос.
Он ведь в стае этих золотых идолов Кнурова и Вожеватова, с ними заодно.
Он участвует в низком заговоре против первой красавицы и первой бесприданницы, барышни Ларисы Огудаловой, которой был между тем увлечен, увлечен страстно и бежал от нее, а теперь в связке с местными бряхимовскими авторитетами задействован подло. Тут в душе героя мешается все: и уязвленное самолюбие первого красавца на деревне, кото-рый оскорблен тем, что Огудалова выходит замуж, не дождавшись его любимого. Превыше всякой досады и ревности чувство, что ты сам стал товаром, ведь Паратов зеркальное отражение Ларисы, он тоже без приданого, и вынужден назвать свою продажную цену! и продает себя, разорившегося барина со сладкой мордочкой для брака с миллионной невестой. Тут нужна сатисфакция. Вот откуда гонор продажи. Он мужик! Любую уведет! Жертвой этих притязаний цены и становится несчастная бесприданница. Торг диктует человеку-товару участь судьбы купли-продажи. И у Фоменко Паратов еще гаже дружка детства Васи Вожетова, который просто разыгрывает с нуворишем Кнуровым бесприданницу в монетку. Паратов премьер без гардероба. Его к торгу за Огудалову и не подпускают такой сошке тут не место, брысь! нет у него купеческого слова, поскольку капиталу нет! Все, что касается разоблачения этого мачо, Илья Любимов играет почти виртуозно и все же увлекается отрицанием. Но ведь и в Паратове живет душа, и его сердце дрожит, когда он отказывается от Огудаловой!
Так почему же наша душа не замирает в этой сцене?
Почему так равнодушно актер совершает признание любимой им женщине, что и он продан? Ведь тут-то Паратов искренен, и понятно, чего ему стоит такая искренность! Хоть чуть-чуть, примерить бы актеру на себя такое откровение. .. Ведь здесь его герой прощается не только со свободой в перспективе Сергей Сергеевич муж при болонке, он - бывший судовладелец, бывший гусар и богач. Тут Паратов должен прощаться с собой, а мы должны видеть корчащиеся метаморфозы этого страшного преображения: был человек не стало. Продаваться, господа, ведь страшновато, или мы уже этого совсем не боимся? Или нет покупателей?
Один только небогатый чиновник Карандышев, решивший жениться на первой красавице Бряхимова, только он у Петра Фоменко без вины виноватый, единственный, кто любит Ларису, потому что в его чувстве к ней нет ни капли корысти он любит и хочет быть любимым. А кто ж этого не хочет?
Фоменко возвышает Карандышева. Он местный интеллигент. Так случается, что и неприметные граждане влюбляются в первых красавиц города. И этот неприметный, очкастый, почти человек в футляре, сближается у Фоменко с такими героями Островского как Петя Мелузов, как Жадов. Не понимает такой Карандышев, глядя на въезд разорившегося триумфатора Паратова в город, почему все сошли с ума: народ валом валит встречать, цыгане тут как тут! Нет, не ревность говорит в чиновнике, а разум, естественное чувство элементарной справедливости! Что случилось? И когда так грамотно его разводит Паратов, прибывая, яко Антоний к Клеопатре, к Огудаловой, так мастерски упаивает Карандышева, чтобы последний попал в капкан заговора толстых, незадачливый жених упивается, изрекает напыщенные пьяные глупости. И ему чиновнику хоть чуть-чуть захотелось стать Паратовым. Карандышев дает слабину, как принявший на грудь, но Паратов то в трезвом уме. Однако, кажется, что актер Евгений Цыганов пока только повторяет рисунок, прочерченный мастером. (Не считая последней сцены, а она столь блистательно выстроена Фоменко, что можно и не стараться играть, нет пока ни процесса роли, ни беспокойной подробности хотя бы в одном эпизоде у актера в роли Карандышева).
Что ж, и Полина Агуреева в роли Огудаловой тоже пока не справляется с режиссерской задачей. Актриса потеряла то, чем обладала. Кажется, она стала сомневаться в том, что простота чувствований и непосредственность их выражений ее дар. Этот еще неокрепший талант вдруг реши-лась играть с умом, с концепцией, с планом, а на деле бежит не в свои даже, а чужие штампы от Чулпан Хаматовой до Галины Тюниной.
И хочется в сердцах брякнуть: «Ребята, что вы делаете? Дорожите мастером. Вы зачем таскаете свои лица по телесериалам, сомнительным проектам?!». Оно понятно, съемочный день у кого-то 1000, а у кого и 2000 тысячи баксов. Но если вы сами превращаете себя в такой товар, то не стоит удив-ляться, что когда пробивает час усомниться в торжестве золотого тельца, то откликнуться на задачу окажется нечем. Будем надеяться, только пока
Ольга Галахова, «Дом Актера», 01.2008