Фоменковцы отпраздновали новоселье
Первой премьерой в новом здании стала «Бесприданница»
Новое здание на Кутузовском проспекте Петр Фоменко выстрадал своей биографией. Остались позади бесконечные переезды созданной им труппы с одной московской площадки на другую, маленькое помещение, переоборудованное из кинотеатра, в котором последние десять лет ютилась его труппа. Через 15 лет после создания театра фоменковцы обрели свой дом европейского масштаба.
Стекло и мрамор, две трети помещения, включая зрительный зал на 450 мест с прилегающим к нему огромным буфетом, уходит под землю. Этот архитектурный проект затмил и новое здание «Еt Cetera» Александра Калягина, и здание «Школы драматического искусства» на Сретенке, специально выстроенное для Анатолия Васильева, который теперь мается в зарубежье из-за «развода» с московским комитетом по культуре. Кстати, когда разразился этот скандал, то Петру Наумовичу предлагали со своей труппой поселиться в нем, но он наотрез отказался.
Теперь свое счастье он кует на собственной новой сцене. Публика валом валит сюда, здесь каждый вечер переаншлаг, и даже свой брат актер не всегда может достать контрамарку. Я наблюдала, как артисты из Литвы пытались объяснить администратору, что они всего на один вечер приехали в Москву, чтобы посмотреть «Бесприданницу» в новом здании, но тот разводил руками и говорил: «Мест нет». В воздухе пахло международным скандалом, который мог разрешить только Петр Фоменко, но в это время он решал другую проблему: декоративный занавес почему-то не хотел ни раздвигаться, ни сдвигаться.
Пришлось задержать спектакль. Через полчаса непослушный занавес раскрылся, и публика могла спокойно созерцать декорации волжского города Бряхимово ХIХ века в исполнении художника Владимира Максимова: белые скатерти, пахнущие мылом, на круглых столиках чайной, половых с закрученными усами, купцов в котелках и с тростью, вызывающе экстравагантных дам, затянутых в «рюмочку», томных цыганок, носом чувствующих, где можно поживиться, но при этом не продающих свою свободу ни за какие коврижки. Именно поэтому они льнут к блестящему барину Паратову, не подозревая, что он уже предал и продал себя за полмиллиона приданого богатой невесты, а теперь только ломает комедию, притворяясь покинутым Ларисой любовником.
Все, казалось бы, знакомо, что еще нового можно добавить к хорошо известному фильму Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятому по пьесе Островского «Бесприданница»? Оказывается, многое. Петр Фоменко поставил спектакль не только о власти денег над душой человека, что сегодня очень актуально, но также о лжи и притворстве, которые разъедают современное общество, превращая его в сонмище дельцов, карьеристов, лжецов и приспособленцев.
Основная красота Ларисы Огудаловой в исполнении актрисы Полины Агуреевой заключается в ее естественности и простоте, чистом сердце, к которому не липнет грязь, как бы ее мать ни пыталась выгодно ее продать. И когда франирующий Паратов (Илья Любимов) в романтическом одеянии итальянского кабальеро предлагает ей поехать с ним за Волгу, зная, каким позором это ей грозит, она решительно и тихо говорит: «Поедемте».
Зрители, сидящие в зале, знают, чем все это закончится: пистолет, висящий на стене у жениха Карандышева (Евгений Цыганов), обязательно выстрелит и убьет бесприданницу, но Оказывается, знакомый сюжет это еще не все. Главное это как проживают его актеры, чем наполняют зрительские сердца, начинающие трепетать от грудного голоса Ларисы Огудаловой, поющей «Расскажи, расскажи бродяга». «Все мы бродяги: только одни разбойники, а другие безобидные странники», подчеркивает в своем спектакле Петр Фоменко.
Стекло и мрамор, две трети помещения, включая зрительный зал на 450 мест с прилегающим к нему огромным буфетом, уходит под землю. Этот архитектурный проект затмил и новое здание «Еt Cetera» Александра Калягина, и здание «Школы драматического искусства» на Сретенке, специально выстроенное для Анатолия Васильева, который теперь мается в зарубежье из-за «развода» с московским комитетом по культуре. Кстати, когда разразился этот скандал, то Петру Наумовичу предлагали со своей труппой поселиться в нем, но он наотрез отказался.
Теперь свое счастье он кует на собственной новой сцене. Публика валом валит сюда, здесь каждый вечер переаншлаг, и даже свой брат актер не всегда может достать контрамарку. Я наблюдала, как артисты из Литвы пытались объяснить администратору, что они всего на один вечер приехали в Москву, чтобы посмотреть «Бесприданницу» в новом здании, но тот разводил руками и говорил: «Мест нет». В воздухе пахло международным скандалом, который мог разрешить только Петр Фоменко, но в это время он решал другую проблему: декоративный занавес почему-то не хотел ни раздвигаться, ни сдвигаться.
Пришлось задержать спектакль. Через полчаса непослушный занавес раскрылся, и публика могла спокойно созерцать декорации волжского города Бряхимово ХIХ века в исполнении художника Владимира Максимова: белые скатерти, пахнущие мылом, на круглых столиках чайной, половых с закрученными усами, купцов в котелках и с тростью, вызывающе экстравагантных дам, затянутых в «рюмочку», томных цыганок, носом чувствующих, где можно поживиться, но при этом не продающих свою свободу ни за какие коврижки. Именно поэтому они льнут к блестящему барину Паратову, не подозревая, что он уже предал и продал себя за полмиллиона приданого богатой невесты, а теперь только ломает комедию, притворяясь покинутым Ларисой любовником.
Все, казалось бы, знакомо, что еще нового можно добавить к хорошо известному фильму Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятому по пьесе Островского «Бесприданница»? Оказывается, многое. Петр Фоменко поставил спектакль не только о власти денег над душой человека, что сегодня очень актуально, но также о лжи и притворстве, которые разъедают современное общество, превращая его в сонмище дельцов, карьеристов, лжецов и приспособленцев.
Основная красота Ларисы Огудаловой в исполнении актрисы Полины Агуреевой заключается в ее естественности и простоте, чистом сердце, к которому не липнет грязь, как бы ее мать ни пыталась выгодно ее продать. И когда франирующий Паратов (Илья Любимов) в романтическом одеянии итальянского кабальеро предлагает ей поехать с ним за Волгу, зная, каким позором это ей грозит, она решительно и тихо говорит: «Поедемте».
Зрители, сидящие в зале, знают, чем все это закончится: пистолет, висящий на стене у жениха Карандышева (Евгений Цыганов), обязательно выстрелит и убьет бесприданницу, но Оказывается, знакомый сюжет это еще не все. Главное это как проживают его актеры, чем наполняют зрительские сердца, начинающие трепетать от грудного голоса Ларисы Огудаловой, поющей «Расскажи, расскажи бродяга». «Все мы бродяги: только одни разбойники, а другие безобидные странники», подчеркивает в своем спектакле Петр Фоменко.
Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008