Тысяча и одна ночь Шахразады
Кто не знает сказку про Али-Бабу и разбойников? Эту сказку знают все! Конечно, знакома она была и замечательному актеру, режиссеру, писателю Вениамину Смехову, который в самом начале 80-х в соавторстве с композиторами Сергеем Никитиным и Виктором Берковским сочинил по ее мотивам историю с задатками самого настоящего мюзикла. Судите сами: стихотворный текст, наполненный колоритом «Тысяча и одной ночи», ненавязчивой философией и юмором легко поется, а в музыкальном ряду красивейшие номера, сплошные хиты, которые потом с упоением мурлыкаешь и мурлыкаешь часами. И ведь не надоедает, как восточные сладости! Вскоре с этой сказкой вышла пластинка, вроде бы адресованная детям, но с каким удовольствием слушали ее и их родители!
Видимо, вспомнив об этом, режиссеры Армен Джигарханян (который, кстати, в аудиа-версии играл одноглазого бандита Хасана) и Алексей Анненков решили сделать из сочинения Смехова-Никитина-Берковского взрослый спектакль, для чего приправили вполне целомудренную, поучительную историю про человеческую жадность слегка обнаженными молодыми артистками, эротическими танцами, недвусмысленными вздохами и жаркими объятиями героев. В общем, сластолюбивая рассказчица Шахразада взялась за свое! Но... вся эротика в спектакле как бы не всерьез, как бы понарошку и с заметной усмешкой, отчего вызывает ответную усмешку у зрителя. Да и арабские танцы часто вовсе даже не арабские, а рок-н-ролл (хореограф Игорь Пиворович), условно-восточные костюмы (художник Мария Позднеева) вдруг оборачиваются классическими смокингами, большинство исполнителей блондинисты или русоволосы и их лица намеренно не утяжелены гримом «под арабов», а тела артисток гарема совсем не по персидски анемичны и бледны. Ну и что это же сказка, и сказка веселая! А какой простор здесь для актерской импровизации! Кто-то творит свою роль с большим воображением, кто-то с меньшим, но и те и другие азартно. Например, у Дениса Надточия не основная роль он один из разбойников, тот, что в желтых шароварах, но как интересно наблюдать за его ухватками, мимикой, пластикой, да и поет артист здорово. Кстати, большинство музыкальных номеров и хоры, и соло как в истинном мюзикле исполняются вживую, только не под оркестр, а под минусовую фонограмму. Главные герои подобрались довольно голосистые и чувствующие тему. Неформально спета и сыграна ария Али-Бабы (Кирилл Анисимов) с бубном, дуэт Фатимы (Оксана Голубева) и Зейнаб (Наталия Колодяжная), нотация Касыма (Александр Копылов) жене, с рефреном «съешь апельсин». Финал преподносит очередной сюрприз длинную хореографическую композицию на музыку Римского-Корсакова из симфонического произведения в тему «Шахерезада». Но завершается постановка все же оптимистическим гимном Смехова, который участники спектакля исполняют всем составом «Жизнь прекрасна после неприятностей!». И, правда, прекрасна!
Ну, а пока рассвет. Мулла протяжно читает утреннюю молитву. Встает солнце, и на сцене, словно из ничего рождается белый город. Сказка начинается.
Видимо, вспомнив об этом, режиссеры Армен Джигарханян (который, кстати, в аудиа-версии играл одноглазого бандита Хасана) и Алексей Анненков решили сделать из сочинения Смехова-Никитина-Берковского взрослый спектакль, для чего приправили вполне целомудренную, поучительную историю про человеческую жадность слегка обнаженными молодыми артистками, эротическими танцами, недвусмысленными вздохами и жаркими объятиями героев. В общем, сластолюбивая рассказчица Шахразада взялась за свое! Но... вся эротика в спектакле как бы не всерьез, как бы понарошку и с заметной усмешкой, отчего вызывает ответную усмешку у зрителя. Да и арабские танцы часто вовсе даже не арабские, а рок-н-ролл (хореограф Игорь Пиворович), условно-восточные костюмы (художник Мария Позднеева) вдруг оборачиваются классическими смокингами, большинство исполнителей блондинисты или русоволосы и их лица намеренно не утяжелены гримом «под арабов», а тела артисток гарема совсем не по персидски анемичны и бледны. Ну и что это же сказка, и сказка веселая! А какой простор здесь для актерской импровизации! Кто-то творит свою роль с большим воображением, кто-то с меньшим, но и те и другие азартно. Например, у Дениса Надточия не основная роль он один из разбойников, тот, что в желтых шароварах, но как интересно наблюдать за его ухватками, мимикой, пластикой, да и поет артист здорово. Кстати, большинство музыкальных номеров и хоры, и соло как в истинном мюзикле исполняются вживую, только не под оркестр, а под минусовую фонограмму. Главные герои подобрались довольно голосистые и чувствующие тему. Неформально спета и сыграна ария Али-Бабы (Кирилл Анисимов) с бубном, дуэт Фатимы (Оксана Голубева) и Зейнаб (Наталия Колодяжная), нотация Касыма (Александр Копылов) жене, с рефреном «съешь апельсин». Финал преподносит очередной сюрприз длинную хореографическую композицию на музыку Римского-Корсакова из симфонического произведения в тему «Шахерезада». Но завершается постановка все же оптимистическим гимном Смехова, который участники спектакля исполняют всем составом «Жизнь прекрасна после неприятностей!». И, правда, прекрасна!
Ну, а пока рассвет. Мулла протяжно читает утреннюю молитву. Встает солнце, и на сцене, словно из ничего рождается белый город. Сказка начинается.
Мария Сперанская, «Театральная касса», 02.2009