RuEn

Тысяча и одна ночь Шахразады

Кто не знает сказку про Али-Бабу и разбойников? Эту сказку знают все! Конечно, знакома она была и замечательному актеру, режиссеру, писателю Вениамину Смехову, который в самом начале 80-х в соавторстве с композиторами Сергеем Никитиным и Виктором Берковским сочинил по ее мотивам историю с задатками самого настоящего мюзикла. Судите сами: стихотворный текст, наполненный колоритом «Тысяча и одной ночи», ненавязчивой философией и юмором — легко поется, а в музыкальном ряду — красивейшие номера, сплошные хиты, которые потом с упоением мурлыкаешь и мурлыкаешь часами. И ведь не надоедает, как восточные сладости! Вскоре с этой сказкой вышла пластинка, вроде бы адресованная детям, но с каким удовольствием слушали ее и их родители!

Видимо, вспомнив об этом, режиссеры Армен Джигарханян (который, кстати, в аудиа-версии играл одноглазого бандита Хасана) и Алексей Анненков решили сделать из сочинения Смехова-Никитина-Берковского взрослый спектакль, для чего приправили вполне целомудренную, поучительную историю про человеческую жадность слегка обнаженными молодыми артистками, эротическими танцами, недвусмысленными вздохами и жаркими объятиями героев. В общем, сластолюбивая рассказчица Шахразада взялась за свое! Но... вся эротика в спектакле — как бы не всерьез, как бы понарошку и с заметной усмешкой, отчего вызывает ответную усмешку у зрителя. Да и арабские танцы — часто вовсе даже не арабские, а рок-н-ролл (хореограф Игорь Пиворович), условно-восточные костюмы (художник Мария Позднеева) вдруг оборачиваются классическими смокингами, большинство исполнителей — блондинисты или русоволосы и их лица намеренно не утяжелены гримом «под арабов», а тела артисток гарема совсем не по персидски анемичны и бледны. Ну и что — это же сказка, и сказка веселая! А какой простор здесь для актерской импровизации! Кто-то творит свою роль с большим воображением, кто-то с меньшим, но и те и другие — азартно. Например, у Дениса Надточия не основная роль — он один из разбойников, тот, что в желтых шароварах, но как интересно наблюдать за его ухватками, мимикой, пластикой, да и поет артист здорово. Кстати, большинство музыкальных номеров — и хоры, и соло — как в истинном мюзикле исполняются вживую, только не под оркестр, а под минусовую фонограмму. Главные герои подобрались довольно голосистые и чувствующие тему. Неформально спета и сыграна ария Али-Бабы (Кирилл Анисимов) с бубном, дуэт Фатимы (Оксана Голубева) и Зейнаб (Наталия Колодяжная), нотация Касыма (Александр Копылов) жене, с рефреном «съешь апельсин». Финал преподносит очередной сюрприз — длинную хореографическую композицию на музыку Римского-Корсакова из симфонического произведения в тему — «Шахерезада». Но завершается постановка все же оптимистическим гимном Смехова, который участники спектакля исполняют всем составом — «Жизнь прекрасна после неприятностей!». И, правда, прекрасна!

Ну, а пока — рассвет. Мулла протяжно читает утреннюю молитву. Встает солнце, и на сцене, словно из ничего рождается белый город. Сказка начинается.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.