Новое прочтение «Записок сумасшедшего»
Главный режиссер московского театра имени Вахтангова Римас Туминас покажет столичной публике моноспектакль «Записки сумасшедшего» по одноименной повести Гоголя
Главный режиссер московского театра имени Вахтангова Римас Туминас ставит точку в череде юбилейных премьер, посвященных 200-летию со дня рождения великого русского писателя Николая Гоголя. 19 декабря он покажет столичной публике моноспектакль «Записки сумасшедшего» по одноименной повести классика.
Мелкий чиновник, неудовлетворенный своей жизнью и общественным положением, до такой степени одержим идеей поиска высокого «поприща», что это приводит его к сумасшествию: он начинает представлять себя королем Испании. Таков сюжет произведения Гоголя. Несколько лет назад «Записки сумасшедшего» заинтересовали актера Театра имени Вахтангова Юрия Краскова, который поставил спектакль для себя. Но когда у труппы появился новый руководитель Римас Туминас, артист показал ему свою работу. Вместе они сделали новый сценический вариант, в котором режиссер во многом изменил характер главного героя, выразив свое ироничное к нему отношение. Так, во всяком случае, сказал актер в разговоре с корреспондентом «Голоса России».
Юрий Красков говорит, что Римас Туминас увидел в герое спектакля человека высокомерного и заносчивого.
«У меня в предыдущем варианте, отмечает актер, чиновник был более умиротворенным, а здесь с гонором, параноик, которым овладела мания величия. Он оценивает себя выше, чем окружающие. Это состояние обостряется и принимает гротесковые формы. У героя взгляд сверху вниз на всё“: он уже король Фердинанд с замашками гения».
Для Римаса Туминаса и Юрия Краскова актуальной темой стала творческая и душевная нереализованность. Хотя московская сцена видела и другие трактовки повести «Записки сумасшедшего»: например, поиски справедливости, которой, как выясняется, в жизни нет. Так или иначе, но при любой трактовке невозможно уйти от главного мотива Гоголя безграничной любви и сострадания к «маленькому человеку». Вот и Юрий Красков признался, что Гоголь близок ему тем, что, «вскрывая человеческие недостатки, слабости, не смеется над ними в прямом смысле слова».
«Он не в коем случае не судья, говорит актер о великом писателе. И если взять любое его произведение, то все они ироничны, но без осуждения, по-доброму. Как нянька с младенцем, как мама с ребенком, который нашалил, а она его все равно любит, все равно жалеет, хотя он, наверное, царапнул по ее сердцу »
В спектакле используется прием, не так часто применяемый нынче на драматической сцене, живая музыка в исполнении известной пианистки Натальи Гавриловой: фрагменты сочинений Чайковского, Рахманинова, Шостаковича.
Мелкий чиновник, неудовлетворенный своей жизнью и общественным положением, до такой степени одержим идеей поиска высокого «поприща», что это приводит его к сумасшествию: он начинает представлять себя королем Испании. Таков сюжет произведения Гоголя. Несколько лет назад «Записки сумасшедшего» заинтересовали актера Театра имени Вахтангова Юрия Краскова, который поставил спектакль для себя. Но когда у труппы появился новый руководитель Римас Туминас, артист показал ему свою работу. Вместе они сделали новый сценический вариант, в котором режиссер во многом изменил характер главного героя, выразив свое ироничное к нему отношение. Так, во всяком случае, сказал актер в разговоре с корреспондентом «Голоса России».
Юрий Красков говорит, что Римас Туминас увидел в герое спектакля человека высокомерного и заносчивого.
«У меня в предыдущем варианте, отмечает актер, чиновник был более умиротворенным, а здесь с гонором, параноик, которым овладела мания величия. Он оценивает себя выше, чем окружающие. Это состояние обостряется и принимает гротесковые формы. У героя взгляд сверху вниз на всё“: он уже король Фердинанд с замашками гения».
Для Римаса Туминаса и Юрия Краскова актуальной темой стала творческая и душевная нереализованность. Хотя московская сцена видела и другие трактовки повести «Записки сумасшедшего»: например, поиски справедливости, которой, как выясняется, в жизни нет. Так или иначе, но при любой трактовке невозможно уйти от главного мотива Гоголя безграничной любви и сострадания к «маленькому человеку». Вот и Юрий Красков признался, что Гоголь близок ему тем, что, «вскрывая человеческие недостатки, слабости, не смеется над ними в прямом смысле слова».
«Он не в коем случае не судья, говорит актер о великом писателе. И если взять любое его произведение, то все они ироничны, но без осуждения, по-доброму. Как нянька с младенцем, как мама с ребенком, который нашалил, а она его все равно любит, все равно жалеет, хотя он, наверное, царапнул по ее сердцу »
В спектакле используется прием, не так часто применяемый нынче на драматической сцене, живая музыка в исполнении известной пианистки Натальи Гавриловой: фрагменты сочинений Чайковского, Рахманинова, Шостаковича.
Татьяна Карпекина, «Голос России», 19.12.2009